UARU

UARU

Иван Шестаков, MEGOGO: мы только начали удивлять рынок

MEGOGO, как компания, всегда удивляла нестандартными подходами и новаторскими решениями. Сначала это был запуск в 2011 году легального OTT-сервиса в Украине, где пиратство всегда превалировало над легальным потреблением контента. И это был настоящий вызов, как для рынка, так и для общества. Потом офисом на тридцатом этаже бизнес-центра с прекрасным видом на Киев и Олимпийский стадион. В прошедшем 2020 году в MEGOGO удивляли неоднократно: запуском телетрансляций Лиги Чемпионов и Лиги Европы в кооперации с компанией Volia, разрушив тем самим монополию «Медиа Группы Украина»; уже самостоятельной покупкой прав на Еврокубки сезона 2021-2024; запуском киберспортивных-трансляций и появлением раздела с аудиокнигами. И, конечно же, началом показа спортивных событий в формате Pay-per-view. Об этом и не только, мы пообщались с Иваном Шестаковым, директором по стратегическому развитию MEGOGO.

Дата:

Автор:

Рубрика:

2020-й год – успешный с точки зрения медиабизнеса? Карантин повлиял на работу сервиса?

2020-й год нельзя назвать успешным ни с какой из точек зрения. Скорее 2020 год можно назвать жутким, включая все последствия, которые человечество пережило. Мне кажется, что и 2021-й будет не проще для бизнеса в целом.

Если говорить о нас, то у MEGOGO в 2020 году все тоже было совсем не так, как мы планировали. Да, количество подписчиков немного выросло, но больше всего выросло время смотрения — оно существенно увеличилось, особенно на старте карантина, весной. Что было нетипично для предыдущих периодов. Радует, конечно, что мы оказались более подготовленными к таким резким изменениям условий и смогли вовремя приспособиться, измениться, не тратя силы на бесполезную панику.

Очень много ресурсов мы вынуждены были вложить в диверсификацию контента и трансформацию библиотеки. Ведь, по сути, мировая киноиндустрия остановилась, премьеры массово стали переноситься сначала на осень, потом на зиму. В 2020-м году новых фильмов почти не выходило. Кто-то может вспомнить громкие премьеры, кроме фильма «Тенет»? А ведь это еще далеко не конец. Студии продолжают переносить даты релизов уже на лето-осень-зиму 2021.

В этой обновленной системе координат нам пришлось меняться, чтобы выживать

В этой обновленной системе координат нам тоже пришлось меняться, чтобы выживать. Мы начали искать возможности для компенсации возникшего дефицита новинок, анализировать и принимать решения о расширении библиотеки и нового функционала, чтобы не дать нашей аудитории заскучать, чтобы не было оттока и динамика роста продолжала оставаться положительной настолько, насколько это вообще возможно. Отсюда возникли идеи с киберспортом, спортивными и футбольными трансляциями, расширения аудиопродукта, совместного производства контента и множества партнерских проектов.

MEGOGO – это массовый сервис, и мы напрямую зависим от настроения потребителя, его веры в будущее

Кроме того до 2020 года мы активно сотрудничали с производителями и продавцами мультимедийных устройств. Ощутимое количество наших будущих пользователей узнавало о нас прямо из торговых сетей, в процессе выбора и покупки нового телевизора или смартфона. Но в марте 2020 года в один момент вся розничная торговля в Украине прекратила свое существование на несколько месяцев. А еще вместе с этим снизилась покупательская возможность населения. Потребители стали больше экономить на электронике, услугах, многие остались без работы или не знали, чего ожидать в ближайшем будущем. Даже в период ослабленного карантина люди не считают нужным лишний раз посещать магазины, многолюдные места. Учитывая, что MEGOGO – это уже массовый сервис, мы напрямую зависим от настроения потребителя, его веры в будущее. Если по каким-то причинам покупатель решил переждать, к сожалению, мы также можем попадать в этот лист ожиданий. Постепенно все процессы начинают возвращаться по мере адаптации потребителей и бизнеса к новым условиям жизни, но пока рано говорить даже о масштабах 2019 года.

Единственное, что положительно сказалось на нашем бизнесе во время карантина – это то, что людям все равно нужно дома себя как-то развлекать. Это привело к тому, что существующие пользователи начали смотреть больше контента. Что, конечно, тоже заставило нас изрядно понервничать, так как пришлось переосмыслить устоявшиеся за годы работы принципы формирования рекомендаций и каталогов контента — ведь пришлось замещать новинки не менее хорошим кино из прошлых лет, выискивать и предлагать так называемые hidden gems — незаслуженно недооцененные шедевры кино, которые зрители по разным причинам пропустили в предыдущие годы. И, судя по изрядно увеличившейся глубине просмотра нашей библиотеки нам это удалось.

Именно резкие изменения в мировой киноиндустрии стали для нас причиной расширения контентных направлений. Поэтому у нас появился, например, киберспорт. Его у нас неплохо смотрят. Хотя если еще год назад кому-то сказать, что зрители будут смотреть трансляцию игр Dota2 на MEGOGO через телевизор, а не через Twitch или Youtube  – могли бы начать вертеть пальцем у виска.

Это же касается и спортивных трансляций. Если в начале пандемии мы переживали о будущем спорта, и как же так, стадионы без зрителей? То сейчас зрители вместо стадиона, где тысячи человек сидят/стоят плечо к плечу — это же мероприятие смотрят дома и в безопасности.

Да и сами мероприятия изменились и стали более телевизионно-ориентированные. В декабре около арки Дружбы народов в Киеве провели мероприятие «Дабл Тріпл Snow Fest 2020». Если раньше такое шоу, где собрались лыжники и сноубордисты — считалось исключительно офлайновым мероприятием, которое интересно только смотреть вживую, то сейчас парадигма уже изменилась и прямая трансляция этого события на MEGOGO собрала уже более 75 тысяч человек. В прежние годы мы не могли рассчитывать и на пятую часть этой аудитории, хоть и верили, что когда-то этот день наступит.

В коронакризисе есть один неоспоримый плюс – креативная индустрия стала с большей охотой объединять свои усилия

Раз речь уже пошла об изменениях 2020 года в медиабизнесе и сопутствующих отраслях, могу сказать, что это период трансформации ради выживания. В коронакризисе есть один неоспоримый плюс – креативная индустрия стала с большей охотой объединять свои усилия. Если раньше в предложении создать новый продукт видели возможность «обилетить» предлагающего, сегодня большинство пытаются увидеть возможности для реализации проектов.

Ситуация очень похожа на засуху в саванне, когда и хищники и травоядные идут одной тропой на водопой. Мы все находимся в одной лодке. Сейчас всем нужно держаться вместе и не просесть. Это если вкратце о 2020-м.

Карантин сильно изменил модель бизнеса, ландшафт?

Любой бизнес – это проекция жизни обычных людей. Пандемия — это, наверное, самый большой стресс, который мы помним за историю человечества. Изменения коснулись всего, включая технологии, контент, информирование, процессы и вовлеченность в них.  Как говорится: мы никогда не будем прежними.

Коронакризис заставил нас выйти из зоны комфорта, оглянуться на все, что мы делали ранее, и начать меняться.  Менять и себя и бизнес.

Год назад, если бы мне кто-то рассказал, что мы будем опасаться выйти из дома, сходить на концерт или в кино, перестанем ходить друг к другу в гости и на вечеринки к друзьям, я бы воспринял это как чушь. Как и необходимость ходить в масках, шарахаться от очередей и соседей в лифте. Слишком уж это похоже на постапокалиптическую антиутопию из кино, которая хоть и воспринималась нами как возможное альтернативное будущее, но воспринимались как фантастика — чужая и далекая реальность. Та нет, только полусумасшедшие фаталисты могли верить в такое. И вот, по всем законам жанра это вдруг в одно мгновение стало нашей с вами реальностью. Все, что много лет подряд было предельно ясно, понятно и прогнозируемо. Были, конечно, сильные потрясения, но чтобы они так радикально затронули все человечество  – таких внештатных нововведений не было.

MEGOGO уже можно было сравнить с ледоколом, который встал на курс и ничто не в состоянии помешать его движению.  Мы, как компания, начали привыкать к стабильности — точно знаем, как работать, что делать, планомерно росли, лишь слегка корректируя курс. Четко осознавая, что нас ожидает как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективах, как нам выигрывать и как побеждать. Мы до деталей знали, что будем делать через два года и что нас ожидает через четыре. И тут кризис, пандемия, карантин, все структуры вокруг рассыпаются. И хорошо, что у нас осталась “мышечная память” на уровне рефлексов, которую мы накопили за предыдущие годы, когда мы были небольшим стартапом, в который кроме нас мало кто верил, и мы вынуждены были подстраиваться, мимикрировать, адаптироваться, экспериментировать, выживать.

Все, кто находился в состоянии активного роста и развития имели больше шансов пережить 2020-й. Важнейшей задачей стало не останавливаться и продолжать развиваться с прежней скоростью. А вот состоявшимся бизнесам, уже крупным и неповоротливым компаниям действительно было сильно сложнее. Я не представляю, что пережила за этот год бизнесы, которые десятилетиями работали в стабильных и прогнозируемых, можно сказать, тепличных условиях. Со временем возможность быстро меняться и искать нестандартные решения вымывается из ДНК компаний и топ-менеджеров.

У организаторов концертов, ивентов, авиакомпаний, отелей и ресторанов процессы размазаны, часто длиною в год-два. Сегодня продавались продукты, события, которые состоятся через полгода, год. Вкладывались огромные средства в организацию пространств, в капитальное строительство, дорогостоящую реновацию, которые планировалось вернуть через много лет. Такие бизнесы пострадали больше всего.

Когда мир выйдет из пандемии, ландшафт бизнес-среды будет несколько другим и некоторых компаний на карте мира может уже и не оказаться

По сути, выжили те, кто понимали, что каждый день может быть последним, и трудились не покладая рук, готовые в любой момент без сожаления развернуть свои усилия в совершенно другую сторону. То же самое касается и малого бизнеса. У меня множество знакомых, у которых небольшие рестораны, кафе или сервисные компании. И ни один из них не остался работать как прежде. Задержали дыхание, собрались и начали делать что-то новое, порой совершенно необычное, но что позволяет им держаться на плаву. А от нежизнеспособных направлений приходится отказывать.

Когда мир выйдет из пандемии, ландшафт бизнес-среды будет несколько другим и некоторых компаний на карте мира может и не оказаться.

Изменение позиционирования – эволюционный путь или точка невозврата?

Изменение позиционирования давно напрашивалось. Внутри команды мы давно уже не мыслили категорией онлайн-кинотеатра или видеосервиса, оставалось как-то сделать понятным и нашим пользователям. Но в силу того, что мы постоянно были в процессе активного роста, а позиционирование — задача достаточно масштабная, — руки не доходили.

Когда мы поняли, что наступило время рассказать об этом аудитории и объяснить свое обновленное позиционирование, и начать коммуницировать по-новому – заказали несколько исследований, чтобы убедить себя, что мы на верном пути, и правильно понимаем нашу аудиторию, ее потребности и восприятие нас. И начать коммуницировать с миром наиболее правильным способом, чтобы пояснить нашу сущность.

Задавая вопрос: «Что такое MEGOGO?», мы получали разные ответы. И ОТТ-сервис, и онлайн-кинотеатр, и медиасервис, и просто телевидение или фильмы в интернете.

Чтобы сделать все правильно и ничего не упустить, мы обратились в Fedoriv Agency с запросом: «Ребята, у нас вроде все хорошо, но мы к вам пришли за помощью». Они нас уверили, что комплексовать по этому поводу не стоит, потому что не успешные компании к ним не обращаются.

Дома удобно смотреть фильмы и спортивные трансляции на Smart TV, а в дороге — слушать аудиокниги и подкасты. C MEGOGO везде хорошо

Усилиями двух команд мы сформировали новое представление о бренде и создали коммуникацию, которая не оставит равнодушным никого. Сейчас бренд-стратегия построена на позиционировании сервиса, как провайдера развлечений. При этом мы говорим о широкой категории «свободного времени», которое лучше всего провести вместе с MEGOGO. Дома удобно смотреть фильмы и спортивные трансляции на Smart TV, а в дороге — слушать аудиокниги и подкасты. C MEGOGO везде хорошо.

Иван Шестаков, MEGOGO

Давайте по порядку о достижениях в каждом из направлений за 2020…

Кинофильмы и  премьеры

Чудес не бывает, в плане новинок год был слабым. Но была одна особенность: фильм, который в определенный момент занял долю около 20% всех продаж –  «Заражение» 2011 года. У этого фильма не было никаких шансов начать продаваться снова и он лежал уже где-то глубоко в библиотеке.  В фильме  вся планета страдает от глобальной пандемии, возникшей в Азии. Хоть и фильмографическая выдумка, но все очень подробно описано и уже смотрится как фильм по реальным событиям, происходящим в 2020-м. А концовка вообще переводит фильм из категории «художественный» в «документальный».

Если не акцентировать внимание на Украине, то в отрасли действительно произошли перемены — начали меняться правила работы студий и кинопрокатных компаний, сокращаться окна, что в перспективе нескольких лет приведет к выходу премьер практически одновременно на большие экраны и в видеосервисах.  Правда, пока что речь идет скорее про США и ряде европейских стран. В Украине же пока все также будет коротенький прокат, а потом выход на VOD. Причина проста — нас все еще, к сожалению, ассоциируют с высокопиратским рынком.

Создание собственного аудиовизуального контента: подкасты, аудиокниги, видеоуроки, сериалы

Аудиокниги – новый для нас формат, который понравился украинской аудитории и был оценен по заслугам

Запущенное в конце 2019 года направление аудиокниг и подкастов показало отличный результат в 20-м году и активно растет по сей день. Пользователи сидя дома ищут новые для себя развлечения, у многих появилось больше времени, так как не нужно тратить его на дорогу. Аудиокниги – новый для нас формат, который понравился украинской аудитории и был оценен по заслугам. И в производстве относительно не такой затратный. Большую часть готовых озвученных книг мы приобретаем, но какие-то книги на украинском языке начали производить сами, потому как их готовых еще очень мало, к сожалению.

Что касается собственного видеоконтента, то мы для себя уже понимаем, что растем, становимся большими, и стоимость прав на контент нам обходится  в такие суммы, когда волей не волей приходит понимание, что нам надо учиться снимать для себя, и даже дистрибутировать — показывать этот своим пользователям и, возможно, продавать другим участникам рынка.

Украина имеет свою особенность — стоимость просмотра у нас крайне низкая, по сравнению с другими странами, а вот себестоимость производства – сопоставимо с уровнем западных стран

Кризис кинопроизводства привел к росту популярность сериалов. Логично, что начинать производство видеоконтента нужно именно с них. Правда, и тут Украина имеет свою особенность — стоимость просмотра у нас крайне низкая, по сравнению с другими странами, а вот себестоимость производства – сопоставимо с уровнем западных стран. Поэтому, мы очень осторожно подходим любым решениям и планам по производству контент, так как отбить затраты, не то что заработать, крайне сложно.

С 1+1 Media мы в кооперации сняли сериал «Ангелы». Это выгодное сотрудничество для нас в плане получения опыта продакшна и понимания, как подобный контент дистрибутировать через нашу платформу.

Сотрудничество с ЮНИСЕФ и Минцифрой

Сотрудничество с ЮНИСЕФ началось с проекта «Всеукраинская школа онлайн». Сначала мы начали добавлять к урокам сурдоперевод, чтобы сделать образование более инклюзивным. А позже, очередной встрече с коллегами обсуждали, что несколько странно, что государство делает проект для школьников 5 – 11 классов, а с 1 по 4 классы, что делать детям? Не знаю, как у ребят из UNICEF так быстро получилось, но через несколько недель на нашей платформе появились и уроки для и младших классов. Конечно, все уроки — сразу с сурдопереводом.

Общий язык с коллегами из UNICEF найти было просто. Примерно с 2013 года мы развивали наш проект «Смотри как слышно» — делали сурдоперевод и субтитровали наш контент. Делали это, честно говоря без какого-либо умысла, просто потому что могли и это оказалось не так сложно. Много лет мы это практически не афишировали. Знали об этом мы и Общество глухих, которое помогало нам сурдопереводчиками, распространяя информацию о наших возможностях внутри своего комьюнити. Когда ребята из ЮНИСЕФ об этом узнали, они сразу нам заявили, что это круто и спросили, почему мы об этом не каждом шагу не рассказываем? Мы как-то даже не нашлись что сразу ответить, но зато родилась идея сопровождения школьной программы жестовым языком и размещения контента на нашей платформе.

Что же касается сотрудничества с Министерством цифровых трансформаций Украины, то сразу скажу — по моему мнению это самое быстрое и клиентоориентированное из всех министерств на сегодняшний день. С ними вот прям комфортно работать. Все началось со встречи, где ребята рассказали о том, что создают образовательные сериалы для массового пользователя, мы предложили размещать их на MEGOGO. А потом уже родилась и идея делать образовательные подкасты.

Сейчас у нас в работе сразу несколько совместных проектов. Как запустим, обо всем расскажем.

Звуковая дорожка на украинском для фильмов, сериалов, мультфильмов

На MEGOGO — самое большое количество контента на украинском языке в мире, а весь контент, который мы производим — обязательно на украинском языке

Так, я начну с того, что на MEGOGO — самое большое количество контента на украинском языке в мире. Мы собираем все что есть на рынке, просто считаем, что это норма, так и должно быть. А потому не хвалимся этим фактом. Но в медиа действительно существует определенные проблемы с контентом на украинском языке — его мало. Да, все новые фильмы, которые выходили в кинотеатрах последние годы — с украинским дубляжом. Но также тысячи фильмов и сериалов не имеют украинской озвучки в принципе. То же самое касается и аудиокниг — на украинском языке, к сожалению, сделано всего несколько сотен книг. Это очень мало, катастрофически мало для такой большой страны, как наша.

Если говорить про мировой кинематограф и покупку прав на контент, то процесс выглядит примерно следующим образом. Неотъемлемая часть каждой нашей сделки с правообладателем — передача нам всех существующих звуковых дорожек, доступных на данной территории, а особенно локальные. Пункт в контракте есть, но звуковая дорожка на момент передачи нам прав, к сожалению, не всегда. Тут возникает интересная юридическая коллизия. Согласно стандартным для всех рынков правил, любая, официально сделанная звуковая дорожка автоматически принадлежит правообладателю и должна быть ему передана. С другой стороны, локальная  студия, которая создала озвучку и потратила на это ресурсы не совсем понимает, почему она должна бесплатно передать ее в собственность кому-то, тем более что потом эта собственность перейдет другим игрокам на этом же рынке. Так в некоторых случаях и получается, что кино в кинотеатре было на украинском, а к моменту открытия прав на медиасервисах звуковая дорожка «еще не дошла». Конечно, это уже редкое явление и все новинки мы открываем сразу со всеми доступными языками, включая украинский. Радует, что с каждым годом таких случаев все меньше.

Что же касается неофициальных озвучек, то тут у нас тоже руки связаны. Правообладатель разрешает использовать только официальные дорожки, прямо запрещая любое сотрудничество с теми, кто делает это без их ведома — считает их пиратами.

Повторюсь, сейчас у MEGOGO — самая большая библиотека украиноязычных фильмов среди всех существующих в мире сервисов. А весь контент, который мы производим — обязательно на украинском языке.

Pay-per-View

Это плата за единичный просмотр. Мы уже много лет работаем по такой модели с фильмами-новинками, в этом году решились на эксперимент со спортом.

Спортивный контент, как это принято во всем мире, можно условно разделить на две категории. Первая и самая понятная — регулярные события, как чемпионаты по футболу, баскетболу, хоккею, гонки Formula-1, — которые логично продаются по подписке с ежемесячной оплатой. Вторая категория — масштабные, знаковые события, как боксерские поединки, бои ММА, которые проходят в лучшем случае пару раз в год – продаются поштучно. Это уже привычная практика для всего мира. Да, в Украине это было в новинку, потому что нам достались в наследство принципы и менталитет советского периода.

В двух словах, во всем мире спорт — это целая хорошо организованная экосистема. Есть большое количество видов спорта, федераций, а, значит, большое количество профессиональных спортсменов, команд, тренеров и другого персонала. Всему этому необходима инфраструктура — стадионы, спортивные залы и тренировочные базы. Еще у спорта есть большое количество болельщиков, которые ходят на стадионы и покупают билеты на разные спортивные мероприятия. Для болельщиков есть целая индустрия непрофессионального спорта — от спортивных магазинов с инвентарем, до спортзалов и любительских секций. Еще есть спонсоры, которые ради ассоциации своего бренда с успехами спортсменов готовы платить немалые деньги, лишь бы их увидело как можно большее количество болельщиков. И все это объединяют спортивные медиа. Каждый элемент этой системы не может существовать отдельно. Если выпадает хотя бы один элемент из всей системы, система также не может функционировать. Потому вся западная модель давно работает по простому принципу — мы не можем быть быстрее самого медленного из нас. Все элементы должны выживать и зарабатывать, давая другим возможность тоже оставаться на плаву.

Украина же много десятилетий была оторвана от западного мира и во всех советских странах была совершенно другая парадигма в спорте. Все государственное, конкурирует между собой, часто никакой взаимосвязи нет, потому что ни у кого не было цели развиваться. Добавим сюда абсолютно бесплатные разрешенные медиа, включая спортивные трансляции и образ можно считать завершенным. И тут вдруг все закончилось. Нет больше сверхдержавы, которая все финансирует, выживайте как хотите. Большинство видов спорта умерло сразу. Оставшиеся выживали на скудные деньги небольшого количества спонсоров. И если постепенно за последние три десятилетия бизнес начал адаптироваться, появились частные команды и тренировочные базы, постепенно обновляется инфраструктура, развиваются околоспортивные индустрии непрофессионального спорта, то медиа в большинстве своем остались недоразвитыми и использовались чаще всего для увеличения рейтингов другого контента и тешили самолюбие медиамагнатов. И это понятно — ведь объяснить широким пластам обнищавшего населения что за спортивные трансляции тоже нужно хоть что-то платить — очень, экстремально сложно.

Платные спортивные трансляции — это неизбежно

Но платные спортивные трансляции — это неизбежно. Потому как без них не будет работать весь маховик спорта. Потому за это будут все больше агитировать абсолютно все участники этой экосистемы, начиная со спортсменов и спортивных команд. И рекламные доходы — не вариант — это лишь незначительная часть огромных затрат, без которых не сделать хорошую команду и не вырастить олимпийских медалистов. А еще без качественных спортивных трансляций невозможны большие охваты событий. Значит будет меньше спонсоров, меньше популярность отдельных видов спорта, меньше продается спортивного инвентаря, меньше мода на занятие спортом в спортклубах, меньше детей мечтают стать спортсменами и в итоге меньше профессиональных спортсменов в командах и сборных, меньше зрелищных событий и нечего снимать и показывать болельщикам.

Единственное, чем пока Украина может отличаться от США и Европы — так это в стоимости спортивного контента. В штатах посмотреть масштабный бокс будет стоить болельщику примерно $100. В Европе то же событие продается по 20-50 евро. У нас все на порядки более скромно.

Бой Усика идеально подходил для начала цивилизованной игры. На этот шаг мы пошли вместе с правообладателем этой трансляции, понимая все возможные риски. Заранее мы сделали предзаказ на это мероприятие, выкупили права и организовали первую в Украине Pay-per-view трансляцию с небольшой ценой. За день до боя доступ можно было купить от 26 гривен, в день боя – до 59 гривен в зависимости от платформы, через которую оформлялся платеж. Мы очень надеялись, что наша аудитория была готова к такому формату, покупка прав на спорт ничем технически не отличается от покупки фильма на MEGOGO. Часть негатива была у аудитории, которая ожидала бой увидеть на общенациональном телеканале. Но стоимость таких прав слишком высока, чтобы показывать это событие бесплатно с рекламой и потому никто в Украине не решился на это.

Мы провели трансляцию, получили результаты, обратную связь, выслушали все претензии, структурировали их, поняли, где у нас были допущены какие-то оплошности и это дало нам возможность понять, как необходимо развивать направление далее. Теперь точно знаем, что мы и наши пользователи готовы к расширению спорта. 

Киберспорт

Киберспорт  – это быстрорастущее направление. Сегодня он уже стал интересен массовой аудитории, и нам как спортивному транслятору

Киберспорт  – это быстрорастущее направление. Сегодня он уже стал интересен массовой аудитории, и нам как спортивному транслятору. Ранее никто на нашем рынке не умел толком монетизировать эту отрасль и все было в зачаточном состоянии. Вернее, все попытки монетизации сводились к рекламным и спонсорским интеграциям, но мы-то знаем, что это лишь незначительная часть доходов любого типа контента. Рано или поздно киберспорт станет таким же контентом, как и весь остальной спорт, унаследует те же принципы монетизации, но и внесет свой вклад в развитие интерактивности всего спорта. Этот процесс уже начался и мы вместе с партнерами сейчас учимся с этим работать. Из киберспортивных дисциплин у нас присутствуют Dota и Counter Strike. Они самые массовые и генерят больше всего турниров и аудиторию вокруг себя.

Трансляции соревнований доступны у нас на платформе. Все как в настоящем спорте – интершум, комментаторы, зрители, эмоции, спонсоры, аналитика, прогнозы. У этого спорта армия поклонников, свои герои, кумиры и, с развитием игровой индустрии, – перспективное будущее. А еще украинские киберспортивные команды — в числе мировых лидеров. 

Discovery/Eurosport

Раздел Discovery+ в рамках сервиса – результат возросшего внимания пользователей к этому контенту

Это новый и очень крутой проект. Контента у группы Discovery/Eurosport очень много,  у них очень богатая библиотека — на каналах можно увидеть лишь небольшую часть от того, что было создано группой, да и в Украине доступны не все телеканалы. Мы долго вели переговоры, чтобы библиотека по мере локализации становилась доступна нашим абонентам. Во время карантина у аудитории ожидаемо начал расти интерес к документальным и познавательным проектам. Раздел Discovery+ в рамках сервиса – результат возросшего внимания пользователей к этому контенту.

Иван Шестаков, MEGOGO

Что по спорту? Существующие телеправа на 2021+ телеканалы

Спорт нам интересен. Мы будем усиливать и развивать это направление.

Кооперация с Волей и футбольные трансляции. Кто собирает канал, комментирует и отдает в эфир?

С компанией «Воля» у нас взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество. Футбольный евросезон 2020 – 2021 мы предлагаем абонентам в виде 14 телеканалов Volia Football+, 13 каналов с трансляциями матчей в качестве SD/HD, один канал с качеством 4К.

Что касается комментаторов – у нас работает уже больше двух десятков комментаторов и их количество будет только расти. Это всё талантливые ребята, многие из них работали или работают на других спортивных каналах.

Как публика восприняла футбол в 4К? Что делать с затыками у абонентов?

4K трансляции пока что остаются дополнительной опцией и еще не стали полноценным стандартом качества

Публика восприняла запуск позитивно, особенно та аудитория, у которой были телевизоры с 4K матрицами. Но наличие современного телевизора — не единственное условие для просмотра контента в ультравысоком качестве. Ведь есть еще интернет. У части аудитории интернет позволил без проблем смотреть 4K трансляции, но были и такие, у которых плеер замирал на буферизациях. По пути от наших серверов, которые исправно отдают сигнал, до устройства пользователя может быть целый ряд узких мест. Иногда проблемы есть с wifi соединением в квартире, но чаще всего это связано с так называемой “последней милей” — отрезка сети от интернет-провайдера до точки доступа в подъезде и дальше до квартиры пользователя. Также проблемы могут быть у самого провайдера, у которого недостаточно широкий канал и тогда проблемы могут испытывать все его абоненты. В общем, все у нас как у всех — в мире такие же проблемы с 4K, не везде инфраструктура готова к этому  и, как следствие,  4K трансляции пока что остаются дополнительной опцией и еще не стали полноценным стандартом качества. Мы работаем над усовершенствованием кодеков, чтобы битрейт канала был меньше, и количество трансляций в 4К будет только увеличиваться.

Еврокубки 2021-2024. Зачем? Сколько? Условия по продакшну

Медиасервис MEGOGO выиграл тендер УЕФА и получил эксклюзивное право трансляции матчей Лиги чемпионов УЕФА, Лиги Европы УЕФА и Лиги конференций УЕФА сезонов 2021 – 2024 гг. Начиная с сезона 2021/2022 нам принадлежат права на показ матчей в Украине на всех платформах, включая телевизионные. Первым событием станет трансляция Суперкубка УЕФА, которая запланирована уже на 10 августа 2021 года. Про сумму сделки мы не говорим.

К моменту покупки эксклюзивных прав на футбол мы исчерпали все наши внутренние аргументы в переговорном процессе, в котором мы так и не смогли получить права на показ футбола по непонятным для нас причинам

Почему мы пошли в эту историю?  Нам на самом деле не хочется тягаться ни с кем, не хочется никаких напряженностей на рынке, мы исповедуем религию доброжелательности и комфортной работы, win-win для всех участников процесса. И когда мы много лет пытаемся договориться о сотрудничестве, пытаемся найти любые компромиссы, а процесс тянется годами и нет результата, — мы ненадолго расстраиваемся и начинаем искать другие пути. Если вы годами делаете что-то и у вас не получается, глупо продолжать делать то же самое, надеясь на другой результат. Важно быть гибкими и меняться. К моменту покупки эксклюзивных прав на футбол мы исчерпали все наши внутренние аргументы в переговорном процессе, в котором мы так и не смогли получить права на показ футбола по непонятным для нас причинам. Так что это вынужденный шаг, который, впрочем, мы постараемся обернуть в свою пользу и в пользу всей спортивной медиаиндустрии в Украине.

Сейчас не могу сказать, как мы будем взаимодействовать с рынком на протяжении этих трех лет — все будет зависеть от нашего накопленного опыта и взаимном желании сотрудничать. 

Сборная Украины и Премьер-Лига – планируете подаваться на тендер?

У нас внутри компании принято решение – мы принимаем участие в как можно большем количестве спортивных тендеров. У нас есть амбиции стать крупнейшим спортивным вещателем в Украине.

Какие еще виды спорта планируете собрать на платформе?

Ориентируемся на бокс, хоккей, теннис, баскетбол, гонки. Мы будем пробовать постепенно все виды спорта и смотреть на результат. Чем больше откликов у аудитории — тем сильнее будет наше желание усилить это направление.

Если есть какой-то вид спорта с бесплатными, условно-бесплатными правами или недорогими правами, и аудитория у него будет большая – мы готовы размещать этот спорт. Если аудитория будет недостаточно больше, но права будут стоить невероятных денег, и мы поймем, что это того не стоит, то повременим какое-то время с этим видом спорта.

Олимпиада 2021 – что запланировано?

Так как Олимпиаду перенесли с 2020 на 2021-й год, это решение никак не повлияло на наше желание показать ее в максимальном объеме. Права на трансляцию Олимпиады (около 200 часов) переданы НТКУ (Суспільне, он же Первый Национальный).

Но весь контент, не только эти 200 часов, будут у нас в рамках проекта Discovery+.

Гейминг – это задел на будущее или дань моде?

Гейминг как направление растёт, у нас нет никаких сомнений в том, что в ближайшие годы это станет отдельным самостоятельным мощным направлением. Сейчас оно слишком мелкое для того, чтобы крупные производители игр обратили внимание и максимально взялись за индустрию, и телевизоры пока еще не такие умные, чтобы запускать полноценные игры, как на игровых консолях. Но посмотрите на смартфоны сейчас. А ведь когда-то телефон тоже был не очень умным устройством с одной лишь «Змейкой» из игр. Телевизоры скоро подтянутся. Мы хотим быть готовыми к этому.

Запуск неспортивных и нефильмовых  каналов запланирован?

При нашей масштабируемости у нас нет проблем запустить в ближайшем будущем еще хоть сотню, хоть две сотни каналов собственного производства. Самый длинный процесс в запуске нашего канала — отрисовать нужный логотип

Каналы мы можем запускать по мере необходимости. При нашей масштабируемости у нас нет проблем запустить в ближайшем будущем еще хоть сотню, хоть две сотни каналов собственного производства. Была бы аудитория на эти каналы. Поэтому мы решения о тематике принимаем по мере необходимости и востребованности. Собрались и решили, что можем аудиоконтент, аудиокниги, подкасты запаковать в канал — запаковали. Классно получилось. Есть запрос — люди слушают.  Если аудиторию достаточную не собрали – закрыли канал. Технически это нам почти ничего не стоит, да и времени на запуск и закрытие требуется всего пару часов. Технически, самый длинный процесс в запуске нашего канала — отрисовать нужный логотип.

Многие почему-то боятся прихода на украинский рынок Netflix, Disney+ и других глобальных игроков. Как у вас с ожиданиями?)

Несмотря на то, что официальный выход таких игроков может как-то откусить часть нашей аудитории, мы не верим, что их приход будет для нас критичным. Почему? Западные сервисы, которые появились на высококонкурентных рынках – узкие, и острые как копье, чтобы врезаться в забетонированный рынок и там найти свое место, расталкивая конкурентов. Их задача – решать одну проблему очень хорошо и очень эффективно. На развивающихся рынках сервисы развиваются по модели экосистем — так называемых суперприложений. Когда существует один сервис, который формирует несколько успешных трафикогенерирующих продуктов, то вокруг этих продуктов начинает выстраиваться экосистема, каждый продукт которой дополняет другие.

Netflix или Disney+ хорошо решает одну задачу. Мы стараемся хорошо решить много разных задач и не переживаем, что пользователь в какой-то момент уйдет от нас к Netflix. Мы стараемся стать такими, которых нельзя заменить на Netflix полностью, а, скорее, просто будет платить за обе подписки.

Офис MEGOGO

Какие меры в 2020 году были предприняты для оптимизации работы компании в период пандемии, локдаунов, карантина для безопасности сотрудников?

Еще до объявления карантина в марте 2020 мы решили отправить всех сотрудников на удаленную работу домой. Провели инвентаризацию удаленных  рабочих мест и доукомплектовали каждому сотруднику недостающие детали для комфортной работы: кому-то стол, кому-то стул, кому-то компьютер помогли перевезти или дополнительный монитор.  Определили и сформировали график общения между сотрудниками, отделами, начальниками отделов и кураторами направлений. В течении нескольких дней перевели все встречи в Zoom. Вроде бы все хорошо работает, но вскоре столкнулись с новой для нас проблемой. Если раньше мы все сидели на одном этаже и для того, чтобы с кем-то пообщаться и решить вопрос – необходимо было подойти к соседнему столу и пообщаться. Теперь же мы превратились в большую бюрократическую машину, где необходимо все структурировать, планировать, обо всех встречах договариваться заранее, документировать каждое решение, да и встреч стало существенно больше и они стали заметно длиннее.

У наших менеджеров больше времени стала забирать работа с людьми.  Ситуация усугубилась тем, что мы, противодействуя ущербу, который нанесла пандемия COVID-19, начали ряд новых направлений. Потому пришлось набрать много людей и укрупнить команды, создать новые подразделения. А онбординг новых сотрудников в удаленном режиме — та еще задача.

Каждый из сотрудников имеет право приходить в офис. Единственное негласное правило – не пользоваться общественным транспортом и соблюдать все меры предосторожности

Что важно, каждый из сотрудников имеет право приходить в офис. Единственное, у нас существует негласное правило – не пользоваться общественным транспортом и соблюдать все меры предосторожности. Пустой офис регулярно проветривается, на каждом шагу антисептики, немногие сотрудники, которым комфортнее работать в офисе, сидят на почтительном расстоянии друг от друга. Ближе к концу прошлого года бизнес-подразделения выработали правило регулярно встречаться небольшими командами с соблюдением всех санитарных норм и правил соблюдения социальной дистанции. Живое общение очень сильно недооценено.

Количество сотрудников в 2020 осталось неизменным, уменьшилось, увеличилось?

В 2020 году к нам присоединилось более 100 новых сотрудников. Сейчас коллектив у нас насчитывает около 650 человек в киевском и региональных офисах. Мы, как другие IT-компании не оптимизируем площадь, не отказываемся от нее. Наоборот, с нетерпением ждем безопасного выхода в офис, чтобы как можно скорее начать более эффективно коммуницировать и не потерять ту гибкость и азарт, которые помогли нам стать теми, кем мы есть сегодня.

Александр Глущенко
Александр Глущенкоhttp://www.protv.ua
Медиаэксперт. В области телевидения и телекоммуникаций с 1990 года в режиме мониторинга. Активное участие – с 2003 г.

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ О MEGOGO

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: