- Реклама -
Тональность и содержание сообщений о всё новых и новых проблемах Huawei, теперь уже в регионе Центральной и Восточной Европы, не оставляет у меня сомнений в дальнейшем развитии событий. США поставили перед собой задачу выдавить Китай с глобального рынка телекоммуникаций.

Выдавить, насколько я понимаю сей предмет, целиком. До последней капли. По крайней мере в тех странах, которые входят в евроатлантическое сообщество либо являются его сателлитами, должен быть принят формальный или неформальный, но действенный запрет на использование продуктов и услуг компаний из Китая. Именно в этом направлении уже несколько лет движется паровоз. Или каток. Или танк — кому какая метафора ближе. Сия стратегия была сформулирована и принята де-факто уже достаточно давно. Именно поэтому я говорю о солидарной политике американского истеблишмента, а не администрации Трампа.

Причины такого агрессивного максимализма вполне понятны. В последние пару-тройку лет уже на всех уровнях — от руководящих документов формата национальной стратегии до узкопрофильных наставлений и руководств наподобие US Army Field Manual, — американское государство продвигает представление о cyberspace как особом, отдельном от других пространстве противостояния (кибервойны, Cyber Warfare) с враждебными ему силами. Кому интересны подробности, может полазить в коллекции Rand Corporation.

Противостояние в киберпространстве уже сейчас имеет впечатляющий размах, является особенно сложным и опасным даже в настоящее время, прямо сейчас. В соответствии с традициями американского ВПК оно успешно используется как повод для нагнетания истерии немыслимого масштаба, поскольку с любой истерии в сфере национальной безопасности сытно кормится масса очень, очень приятных людей.

Аппетитные подробности того, как выглядит подобное кормление, можно найти на вражеском ресурсе ИноСМИ.ру Можно почитать и оригинальный текст Nation. Сюда же о том, как тратятся деньги на афганскую опупею США. Когда на кону стоят такие деньги, становится неважно кто там у Рабиновича — дочь или сын, проститутка или примерный пионер. Сказали «Кольчуги», значит «Кольчуги». Это я к примеру. Музыкой навеяло.

Поскольку киберпространство образуют рукотворные артефакты различной природы, с точки зрения США необходимо добиться того, чтобы эти артефакты ни в коем случае не были созданы противником. Соответственно, любое активное сетевое оборудование, а уж тем более элементы ядра операторской сети ни в коем случае не должны быть произведены или обслуживаться китайцами.

Преизрядно доставляют риторические фигуры, которые ненавязчиво вплетают в свой стратегический нарратив (хе хе) журналисты авторитетного агентства Ройтерс, повествуя об аресте двух сотрудников Huawei в Польше. Представители спецслужб выражаются вполне однозначно: “This matter has to do with his actions, it doesn’t have anything to do with the company he works for”, «the allegations related to individual actions, and were not linked directly to Huawei Technologies«.

Однако это не мешает авторскому коллективу заметки в составе аж трёх человек произнести сакраментальное «however» и заявить, что это, понимаешь, «a move that could fuel Western security concerns about the telecoms equipment maker«. Даже не так: сначала делается утверждение о том, что аресты подогревают подозрения Запада, а уже затем читателю сообщают, что «however» официальные лица отвергают наличие оснований обвинять компанию в целом. Небольшая нестыковочка, как говорится, но никакая не беда.

«No evidence has been produced publicly» признаёт агентство. Говоря про обвинения в адрес китайской компании, оно везде использует условное наклонение — «могло бы», «возможно», «предположительно». Чтобы заткнуть очевидные изъяны в аргументации привлекается неизменный эксперт, который ничтоже сумняшеся глаголет о «sort of connections that may exist between the state intelligence enterprise and private Chinese companies«.

Налицо типичный пример «Хайли лайкли», который вовсе не Тереза Мей придумала. Выше я упоминал историю с «поставками» украинских «Кольчуг» режиму Саддама Хуссейна. Классический пример успешного наезда на терпилу, который ещё долго платил и каялся, платил и каялся. В нашем случае мы имеем ровно ту же схему. Тезис «весьма вероятно, что А — это В» плавно трансформируется в «А — это, по сути, В» и, наконец, «принято считать (вариант — общепринято, широко известно), что А — это В».

В Чехии решили не париться и не утруждать себя какими-либо доказательствами. Ссылаясь на некие «findings and on those of allies» бдительный «Czech cyber watchdog warned network operators against using software or hardware made by Chinese telecom equipment suppliers saying they posed a security threat«.

Тут и небезызвестный Андрей Бабиш решил по-быстрому и недорого набрать очков в глазах «старших» и воспользовался безотказным приёмом. Он «призвал 160 ключевых государственных и частных организаций, которые имеют решающее значение для управления государством, убедиться, что они не являются уязвимыми к атаке в связи с использованием программного обеспечения и устройств Huawei и ZTE». «Каждое министерство и государственная компания должны провести анализ потенциальных рисков для безопасности, чтобы увидеть, существует ли угроза», — заявил Бабиш. Это также касается «банков, аэропортов, мобильных и интернет-операторов, электростанций и других организаций».

Невозможно представить, чтобы ответственные лица в госучреждениях, банках, аэропортах и «других организациях», будучи в здравом уме и твёрдой памяти, рискнули не найти хоть какие-нибудь потенциальные риски. Не удивлюсь, если в результате этой нехитрой операции чешское правительство заявит о 100% озабоченности своих подопечных китайской угрозой.

Однако проблемы Huawei в Польше и Чехии — это полбеды. Еврокомиссар по Digital Single Market Андрус Ансип жжот напалмом, не оставляя «товарищам» ни единого шанса. «The European Union should be worried about Huawei and other Chinese technology companies because of the risk they pose to the bloc’s industry and security», — заявил главный по дигитализации в Европе.

“Do we have to be worried about Huawei or other Chinese companies? Yes, I think we have to be worried about those companies” — разве это не прекрасно? Когда же я дошёл до сакраментального “As normal, ordinary people we have to be afraid”, смутные подозрения заставили меня немедленно выяснить кто этот Андрус Ансип, с какова он раёна.

Эстонский политик, ну да, ну да. Это многое объясняет, хе хе. Например, риторические фигуры насчёт простых, обычных людей, которым надо бояться какой-то очередной напасти. Родился в 1956 году, поди и в комсомоле состоял. К сожалению, в англоязычной Вики об этом ни слова. Скупа на подробности.

Дай, думаю, проверю — вдруг есть русская версия? Оооо… Какой жыр….»В 1978 году вступил в Коммунистическую партию. В 1985 году работал инструктором отдела промышленности и транспорта Тартуского районного комитета Коммунистической партии Эстонской ССР. В 1986—1989 годы — инструктор промышленного отдела и заведующий орготделом Тартуского райкома КПЭ, в том числе и во время разгона студенческой демонстрации 1988 года в Тарту, приуроченной к годовщине подписания Тартуского мира (1920 год) между Эстонской республикой и Советской Россией (уже в бытность премьер-министром Ансип рассказал журналистам, что он не мог быть причастным к разгону данной демонстрации, так как в те часы пил чай у тёщи)»

Согласитесь, что это прекрасно! Как по мне, такие сочные подробности объясняют практически всё.

Как относиться к этому конфликту украинской громаде? Я бы выдвинул на передний план следующие соображения:

Во-первых, устранение китайских производителей не решит ни одной из актуальных, измеримых, объективно существующих и сколь-нибудь заметных проблем в части безопасности пользования сетями мобильной связи. Я буду сейчас говорить об этом предмете, поскольку знаком с ним и готов, при необходимости, аргументировать свою позицию. Да и конфликт сейчас сосредоточен на проблеме защиты информации в сетях именно MNO.

Так вот, ни одна из этих проблем не является вендор-специфичной, завязанной на производителя оборудования. Что там говорить, если сети американских операторов, которые уже давненько, лет семь-восемь не используют китайское оборудование, представляют собой совокупность разного размера дыр, в которые со свистом улетают персональные данные и завязанные на них деньги клиентов. Подробности можно найти здесь и здесь.

Из свежайшего — американские операторы продают данные о перемещении клиентов, не контролируя, в чьи руки эта важнейшая информация попадает. За определение местоположения до 250 пользователей придется заплатить 4,95 доллара, то за 20 тысяч — уже 3,22. И никаких китайских спецслужб, обратите внимание.

Если называть вещи своими именами, США развели чудовищный бардак в этой области на своём собственном дворе. Не дном, а днищем являются не только внутренние политики корпораций, но и система государственного надзора за безопасностью в сетях мобильной связи.

Во-вторых, если в отношении Китая до сих пор речь идёт всего лишь о подозрениях в стиле «хайли лайкли», США и другие участники «альянса пяти глаз» с середины 70-ых поддерживают глобальную, просто грандиозную по своим масштабам и возможностям инфраструктуру для съёма информации с телекоммуникационных сетей. Всё то, в чём американцы пытаются обвинить китайцев, сами они осуществляют в промышленных масштабах. И это общеизвестный, многажды доказанный на разные лады факт.

Не буду лишать вас удовольствия, дам ссылку на бложек одного русскоязычного израильтянина, который знаком с предметом не понаслышке. Парень гордится незаурядными достижениями израильских спецслужб, с пониманием относится к деятельности стратегического союзника и, в целом, смотрит на проблему философски. Самое главное — он пишет живо и увлекательно. Текста очень много, понадобится пара часов.

Поэтому существом наезда США на китайских производителей является попытка устранить саму возможность того, что кто-то ещё будет пасти баранов в глобальном масштабе. Украине в этой схватке отведена роль объекта, которого никто ни о чём не собирается спрашивать. Если кому-то из френдов придёт в голову вечнозелёная мысль, что США — наш союзник и стратегический партнёр, поэтому нехай херачит краснопузых, ещё раз напомню историю с Кольчугами. Чтобы отмазаться от заведомо лживых обвинений, наш дорогой Президент отправил в Ирак военный контингент. В результате Украина поучаствовала в нелегитимной агрессии под надуманным предлогом, 18 наших граждан погибло, 40 получили ранения.

Если не нравится пример с «Кольчугами», можно вспомнить историю посвежее, когда недовольство США вызывало поставки китайцам двигателей украинской «Мотор-Сич». Дружественные туземцы не должны отвлекаться от идеи аграрной сверхдержавы. Помните, кстати, кто нам эту идею подарил?

Наконец, в-третьих, введение запрета на использование оборудования и услуг китайских компаний означает весьма и весьма значительные издержки для участников рынка, национальной экономики и потребителей. Huawei и ZTE совокупно контролируют около 50% глобального рынка телекоммуникаций. В Украине, полагаю, их доля ещё выше. Чтобы в пожарном порядке выкинуть и заменить такой огромный кусок оборудования на «живых » сетях, понадобится хрен знает сколько денег и времени. Всё это время сети будет штормить, а качество связи, и так небезупречное в последние годы, упадёт ещё больше. На преодолении цифрового разрыва можно будет поставить крест.

Вопрос о том, как соотносятся между собой издержки и выгоды — всегда актуальный, правильный вопрос. В данном случае надо бы начать с того, а в чём заключаются выгоды такого шага. Конкретно.
- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram
Роман Химич
Известен в качестве консультанта телекоммуникационных компаний, эксперта рынка телекоммуникаций, инициатора и участника различных общественных инициатив. Автор множества публикаций и докладов.