- Реклама -

НКРСИ сообщает о том, что Кабмин принял несколько нормативных актов, необходимых для проведения 4G-конкурса. Забавно, что на сайте Нацкомиссии не принято указывать в тексте сообщения его дату, не говоря уже о времени.

http://nkrz.gov.ua/index.php?r=site/index&pg=99&id=1274&language=uk

http://nkrzi.gov.ua/index.php?r=site/index&pg=341&language=uk

http://nkrzi.gov.ua/index.php?r=site/index&pg=346&language=uk

http://nkrzi.gov.ua/index.php?r=site/index&pg=349&language=uk

Почитал оный «Порядок проведения конкурсов и тендеров» и дополнения к нему. Часто спрашивают, чем конкурс отличается от тендера? В украинском законодательстве конкурс — это когда предложения подаются в конвертах. У кого конверт толще, тот и выиграл. Тендер — это когда торгуют с голоса, как на аукционе. Тендер с правом «первой руки» — это когда ты собираешь все нужные документы и подтверждаешь свою готовность купить по предложенной тебе государством цене. Т.е. тендер с правом «первой руки» не предполагает торгов. Было бы логично, полагаю, назвать просто тендер — аукционом, дабы не запутывать добрых граждан. Но это всё мелочи, мелкое крючкотворство.

Органы власти уверенно ведут индустрию вперёд, к 4G. Если всё будет нормально, конкурс может состояться до конца этого года. Будет ли всё нормально и на что это «нормально» похоже, вот главные вопросы современности.

На недавнем Форуме Digital Ukraine я задал г-ну Животовскому вопрос следующего содержания:

Пане Олександре, не є великим секретом, що діапазон 2600 МГц сам по собі малоцікавий українським операторам через надмірні витрати на його освоєння. У який спосіб і хто саме на державному рівні може гарантувати, що тендер на частоти у діапазоні 1800 МГц не буде зірвано або перенесено, як це багато років відбувалося із 3G, як це відбувається із MNP та вимкненням аналогового телемовлення? Наскільки значним ви бачите ризик того, що за відсутності таких гарантій оператори відмовляться від участі в тендері на діапазон 2600 МГц?

Признаюсь, я не ожидал, что Животовский вполне однозначно заявит, что никаких гарантий такого рода никто операторам не даст. Есть, мол, воля руководства страны, все необходимые решения приняты, конкурсы состоятся при любой погоде, если тёмные силы не будут ставить палки в колёса. Сначала состоится конкурс на 2600 МГц, затем на 1800 МГц. А о каких-то ещё гарантиях говорить не уместно. К сожалению, я не могу дать ссылку на видеозапись его ответа. Может, организаторы подбросят ссылку, я не нашёл.

В связи с этим я настойчиво рекомендую гг. Чернышёву, Устиновой и Языджи подумать на тем, что они будут делать, если украинское государство сделает финт ушами и даст им только одну лицензию, на 2600 МГц? С конкурсом на 1800 МГц может случиться что угодно: его могут переносить вновь и вновь, отложить до морковкина заговенья, признать невозможным ввиду открывшихся обстоятельств. В пользу такого развития событий есть несколько рассуждений.

Во-первых, движущей силой 4G-конкурса в том виде, как он навязан операторам властями, являются интересы Рината Ахметова и его верных менеджеров. В конце «нулевых» они вложили порядка 40-50 млн. долларов в приобретение «ММДС-Украина» и теперь испытывают сильнейшую потребность получить эти деньги назад. Чтобы пособить этим добрым людям, НКРСИ навязала «большой тройке» идею покупки «в нагрузку». Малополезный, мягко говоря, диапазон 2600 МГц выступает в роли обременения, без которого невозможно даже заикаться о возможности использовать уже давно освоенный операторами диапазон 1800 МГц.

Чтобы убедить почтеннейшую публику в безальтернативности этой сделки, г-н Животовский рассказывает вновь и вновь разные нелепицы про невозможность использовать прямо сейчас диапазоны 800, 900 и 2300 МГц. Что нет согласия действующих пользователей, что есть проблемы со спецпользователями, что нет правовых оснований, что не в порядке документы и т.д. и т.п. Уши вянут, если честно.

Месяца два назад г-н Акулов заверял меня (в который раз, замечу), что нет никаких технических препятствий для того, чтобы осуществить конверсию частот «Интертелекома» и построить, например, хост-сеть под LTE, которую смогут использовать все желающие. «Интеллеком» уже вошёл в клинч с Комиссией, требуя того же для себя. Киевстар готов оперативно развернуть сети третьего поколения в диапазоне 900 МГц. Вариантов, на самом деле, очень много. Не два, не три и даже не пять.

Но Партия и Правительство сказали — «Ахметов!» — и Нацкомиссия ответила «Есть!». А чтобы никто не вздумал баловать и портить уважаемым людям их законный бизнес, Кабмин внезапно озаботился проверкой качества уже построенных 3G-сетей…

Так вот, в результате проведения уже анонсированного конкурса на частоты в диапазоне 2600 МГц СКМ получит только половину денег, вложенных в «ММДС-Украина». При этом, напомню, этот оператор пожертвует ровно половину используемых им частот. Логично предположить, что как гг. Архипов и Баринов уже сейчас миркуют над тем, как вытащить и вторую половину. Одной из возможных стратегий как раз и является новый шантаж «большой тройки», раз уж она позволяет такого рода финты в отношении себя.

Притормозив конверсию диапазона 1800 МГц, СКМ руками НКРСИ создаст очень большой дискомфорт для менеджмента и акционеров «большой тройки». Строительство 4G сети в диапазоне 2600 МГц экономически заведомо неэффективно. Остаться с одной только 2600 МГц-лицензией на руках равнозначно потерять вложенные в неё деньги. Это отличная переговорная позиция на тему чем готовы пожертвовать акционеры, чтобы спасти уже вложенные в 4G деньги? А вариантов, как я уже заметил, гораздо больше пяти.

Второе рассуждение построено на достоверно известном мне факте — государственные служащие не воспринимают операторов «большой тройки» как субъекта, с которым нужно играть аккуратно. За 13 лет работы я неоднократно становился свидетелем историй, когда операторские компании имели возможность создать, причём по делу, сильный дискомфорт госслужащим. Показать зубы, преподать урок, утвердить свою субъектность, называйте как хотите. Но всякий раз всё заканчивалось разговорами о том, что «это не наш метод», «мы выше этого», «умный поймёт, а с дураком о чём разговаривать». В результате условный государственный служащий, размышляющий над тем, а не спустить ли накопленный этими толстыми животными подкожный жирок, уверен в своей безнаказанности.

В общем, операторам стоит начать требовать прямо сейчас внесения изменений в порядок проведения конкурсов, которые сделают невозможной вышеописанную ситуацию. Ничто, кажется, не мешает провести конкурсы на обе лицензии одновременно, в рамках одной процедуры. Ничто не мешает в явном виде прописать их связь между собой, чтобы результаты одного были ничтожны до момента проведений второго. Например, уже утверждённый «Порядок проведення конкурсів або тендерів на отримання ліцензій на користування радіочастотним ресурсом України» содержит следующую норму:

З метою зменшення часу на проведення та спрощення процедур Конкурсів за рішенням НКРЗІ дозволяється одночасно виконувати та оформляти одним протоколом процедури кількох Конкурсів.

Если же НКРСИ начнёт вилять и съезжать, уклоняясь от этих законных и обоснованных требований, тогда, полагаю, нужно блокировать проведение конкурса. Есть много вариантов сделать это. Мне, например, нравится одна схема, которую недавно обсуждал, настоящий Nuke exploit. Она не только гарантированно похоронит идею конкурса на 2600 МГц, но и надолго отобьёт постаревшим шалунам желание баловаться и озорничать с чужими деньгами.

- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram
Роман Химич
Известен в качестве консультанта телекоммуникационных компаний, эксперта рынка телекоммуникаций, инициатора и участника различных общественных инициатив. Автор множества публикаций и докладов.