- Реклама -
В то время, пока в Украине проходят баталии при подготовке к конкурсу 4G, откладывается принятие важнейших для развития телеком-отрасли законов, мы решили еще раз обратить свой взор на то, что происходит вокруг нас и как, например, в том же ЕС, развиваются тенденции в регулировании.

В сфере нормативного регулирования телеком-отрасли, пока что самым существенным шагом можно назвать принятие закона о доступе операторов, провайдеров к инфраструктуре. Но и там предстоит еще много работы по разработке и утверждению подзаконных актов для его работоспособности. Иные законодательные инициативы, такие как «Об электронных коммуникациях», «О радиочастотном ресурсе», зависли в воздухе. Более того, некоторые положения в таких инициативах у участников рынка вызывают недоумение и называются такими, которые отбрасывают назад Украину в принципах регулирования. Например, внедрение регулирования розницы для SMP-операторов.

gigabit society euГИГАБИТНОЕ ОБЩЕСТВО ЕС

И так, какие тенденции регулирования телеком-отрасли происходят в мире.

Одной из самых существенных инициатив в ЕС для отрасли телекоммуникаций (и не только для этой отрасли, а экономики в целом), является инициатива Европейской комиссии, которая в сентябре 2016 года представила пакет, направленных на формирование в Европейском союзе так называемого «Гигабитного общества».

Данный пакет был разработан в контексте реализации в ЕС принятой в 2015 году стратегии «Единого цифрового рынка».

«Гигабитное общество» предполагает достижение к 2025 году следующих целей:

  • скорость Интернет-доступа во всех важных социально-экономических институтах (например, школы, университеты, больницы и т.д.) должна достигать 1 Гбит/с;
  • скорость Интернет-доступа для всех домохозяйств в ЕС (в городах и сельских районах) должна составлять не менее 100 Мб/с;
  • территории всех городов и основных транспортных магистралей должны иметь 5G покрытие.

По подсчетам Европейской комиссии, дабы достичь «Гигабитного общества» в развитие широкополосной сетевой инфраструктуры необходимо инвестировать более 500 млрд. евро.

При этом, основываясь на существующем темпе роста инвестиций Европейская комиссия прогнозирует дефицит в размере 155 млрд. евро.

Отсюда, все регуляторные инициативы в ЕС так или иначе направлены на развитие широкополосных сетей, в частности на стимулирование инвестиций в данный сегмент.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ВХОДЯТ В ПАКЕТ ИНИЦИАТИВ?

Пакет инициатив 2016 года включает следующие документы:

  1. Европейский кодекс электронных коммуникаций (данный кодекс пересматривает и объединяет в себе четыре основные директивы). [1]
  2. План действий по развертыванию 5G.
  3. Резолюцию по бесплатному Wi-Fi интернет-доступу в публичных общественных местах.
  4. Резолюцию по обновлению статуса Органа европейских коммуникационных регуляторов (BEREC).

Все указанные документы с сопроводительными материалами содержат более 1000 страниц текста.

Поэтому, опуская многочисленные детали, попытаемся составить их квинтэссенцию.

Первое. Новые цели регулирования

В проекте кодекса появилась новая цель регулирования.

Это – стимулирование развития и доступа как к фиксированным, так и мобильным «сетям передачи данных со сверхвысокой пропускной способностью».[2]

Под «сетью со сверхвысокой пропускной способностью» подразумевается либо оптическая сеть, либо сеть с подобной продуктивностью.

В контексте данной цели национальные регуляторы среди прочего будут должны каждые три года проводить географический анализ наличия или планирования таких сетей, чтобы не допускать, так называемых, «территорий цифровой изоляции».

Второе. «Режим благоприятствования» для развития скоростных сетей

Сейчас директивы предусматривает правило возложения регулятором на операторов с рыночной силой (SMP операторов) обязательств по доступу к своим сетям.

Это, так называемое, exante регулирование.

Проект кодекса предлагает смягчение такого регулирования в случаях строительства «сетей со сверхвысокой пропускной способностью».

Так, если операторы с рыночной силой предлагают совместное инвестирование в развитие таких сетей, то при соблюдении определенных условий, регуляторы не должны возлагать обязательства на таких SMP операторов.

Третье. Шаг в сторону «симметричных» обязательств

На сегодняшний день в регулировании доступа к сетям применяется «ассиметричный» подход – т.е. обязательства по доступу к своим сетям, в основном, возлагаются на операторов с рыночной силой.

В проекте кодекса данный подход слегка смещается в сторону «симметричного» регулирования.

Так, например, при соблюдении определенных условий регулятором может быть возложены обязательства по предоставлению доступа к элементам своих сетей на любых операторов (независимо от их рыночной силы).

Интересно отметить, что у регуляторов появляется полномочие возлагать обязательства по предоставлению доступа к таким элементам как кабели и проводка не только на операторов телекоммуникаций, но и на любых иных собственников или пользователей таких элементов.

Четвертое. Усовершенствуется система регулирования SMP-операторов

Проект кодекса, частности, вводит такие новации:

  • прежде чем применять к SMP-операторам ex ante регулирование на оптовых ранках, регулятор должен доказать, что существуют проблемы на соответствующих розничных рынках;

  • регулятором должны учитываться все возможные факторы, сдерживающие рыночную силу SMP-операторов; например, наличие продуктов и сервисов функционально схожих с теми, которые предоставляет SMP-оператор, независимо от того являются ли такие продукты и сервисы телекоммуникационными или «информационными»;
  • к SMP-операторам, присутствующим только на оптовых рынках, регулятор не должен применять ценовое регулирование;
  • в проекте исключена возможность регулирования розницы для SMP-операторов.

Пятое. Регулирование спектра

Проектом кодекса предусмотрено, в частности, такие положения:

  • устанавливается минимальный срок действия лицензий на использование РЧР – 25 лет;
  • усовершенствуется процедура последующей передачи (продажа и аренда) оператором прав на использование РЧР;
  • Европейской комиссии предоставляется право устанавливать общеевропейские даты начала использования РЧР;
  • упрощается условия развертывания и эксплуатации локальных беспроводных точек доступа;
  • устанавливается орган по разрешению споров между странами ЕС по вопросам радиопомех (это — Группа по радиочастотной политике).[3]

Шестое. Универсальная услуга

Проектом кодекса исключаются из универсальной услуги такая архаика, как услуги таксофонов, услуги справочных служб и телефонные справочники.

Вместо этого, обязательная универсальная услуга будет состоять из фиксированной голосовой телефонии и базового широкополосного Интернет доступа определенного качества. Универсальная услуга базового широкополосного доступа определяется возможностью пользоваться динамичным перечнем основных сервисов (сейчас их 11).

Интересно, что кодексом исключена возможность финансирования универсальной услуги с помощью фонда универсальных услуг.

Как известно, сборы в фонды универсальных услуг оплачивают операторы телеком-сетей и провайдеры услуг.

Однако, поскольку в развитии широкополосных сетей уже стали не в меньшей степени заинтересованными и не телекоммуникационные отрасли, то финансирование предлагается осуществлять не за счет финансирования телеком-индустрией, а исключительно через общий фонд государственных бюджетов.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Это лишь некоторые, на наш взгляд, немаловажные моменты, которые характеризуют основные тенденции в регулировании телеком-рынка в ЕС.

Несмотря на неоднозначность отношений игроков рынка к нюансам данных инициатив Европейской комиссии, в общем можно отметить единодушие европейского рынка в том, что инициативы несомненно являются важным шагом в формировании «Гигабитного общества» и реализации стратегии «Единого цифрового рынка» в ЕС.

Надеемся, что и украинские игроки рынка, включая регулятора, законодателя и др., обратят внимание на уже ощутимые тенденции, которые базируются на необходимости стимулировать развитие и инвестиции.  И вполне возможно, смогут откорректировать некоторые инициативы, которые закладывались ими в проектах, включая законопроект «Об электронных коммуникациях».

Юрий Котляров, адвокат, руководитель практики телекоммуникаций Juscutum.
Сергей Цыба, старший юрист практики телекоммуникаций
Juscutum.


[1] Рамочная Директива (Framework Directive 2002/21/EC), Директива о разрешении на деятельность в сфере телекоммуникаций (Authorisation Directive (2002/20/EC), Директива о доступе к сетям (Access Directive (2002/19/EC), Директива об универсальной услуге (Universal Service Directive (2002/22/EC).

[2] Англ.: «Very high capacity network».

[3] Radio Spectrum Policy Group (RSPG) – консультативная группа, созданная Европейской комиссией, и которая помогает Европейской комиссии в формировании политики в отношении радиочастотного спектра.

- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram
Юрий Котляров
Управляющий партнер, адвокат. Специализируется в сферах хозяйственного, трудового, гражданского, семейного, уголовного права, корпоративного права и управления, урегулирования споров. Обладает успешным опытом комплексного сопровождения бизнеса, организации правового обеспечения бизнес-деятельности, построения отношений с государственным сектором, нормотворческой деятельности.