- Реклама -

В последнее время мы все стали свидетелями активной борьбы украинской киберполиции с пиратством. Популярные ресурсы – файлообменники, еще вчера предоставлявшие доступ зрителю к видеоконтенту, по «эффекту домино» закрываются, а некоторые публикуют релизы о закрытии с такой скоростью, что новостные ресурсы не успевают размещать их в информационной ленте. Действия полиции в этой части, хотя и подвергаются обоснованной критике правоведов, все же заслуживают уважения хотя бы потому, что искореняя пиратство – приближают каждого украинца к такой заветной и многострадальной цели как Европейский Союз. Хотя, по правде говоря, европейцы тоже не брезгуют бесплатной возможностью просмотреть новый фильм или любимый сериал, более того, по сравнению с Украиной, в Европе в разы больше потребителей пиратского контента. Но это не мешает нам верить в идеалы будущего, рисуя образ законопослушного гражданина ЕС, которому мы изо всех сил пытаемся соответствовать. Ну и ладно, в конце концов, ничего плохого в этом нет.

Оставив позади лирическое вступление, перейду к сути материала – сможет ли выход на украинский рынок ресурса Netflix побороть пиратство или хотя бы способствовать противостоянию? Думаю, что для всех очевиден ответ на первую часть вопроса – конечно же не сможет, да и никто, наверное, на это даже не надеется. А вот будет ли работа Netflix способствовать борьбе с пиратством – время покажет, но совокупный результат должен быть позитивным, хотя бы потому, что формируется альтернатива, пока еще безальтернативному сервису MEGOGO. Для того чтобы эффективно противостоять пиратству, прежде всего, необходимо понять, почему зритель выбирает альтернативу легальному контенту.

Каждый человек должен иметь возможность удовлетворить свои информационные потребности – это один из важнейших принципов демократического общества в информационную эру. К счастью, современные технологии позволяют нам быть в курсе всех последних событий, в том числе, и новинок кинематографа. Основная роль, на сегодняшний день, отведена телевидению, с помощью которого практически каждый украинец может просматривать не всегда интересные, но все же фильмы. Однако, мировой кинематограф не стоит на месте и ежегодно производит огромное количество киноконтента, доступ к которому стоит денег. Телеканалы не хотят, да и не в состоянии в одиночку покрывать расходы на права трансляции, а провайдеры накручивают цену за доставку таких каналов абонентам. В итоге получается ситуация, когда потребитель должен заплатить за услуги телевидения, которые в Киеве, кстати, колеблются от 100 до 200 гривен в месяц, в зависимости от наполнения пакета, и взамен получить возможность просматривать ТВ-каналы, которые годами крутят одно и тоже кино. Более того, как правило, в ТВ-пакеты входят, нишевые каналы, которые интересны далеко не всем. Чтобы понять насколько неинтересны, представьте себе, что из всего разнообразия ТВ-контента, в вашем распоряжении только канал TV Shopping или Рада. Не говоря о рейтинговых программах таких как спорт, музыка либо охота или гольф – этот продукт востребован, но, к сожалению, в Украине потребитель не может самостоятельно выбрать то, за что он готов платить. Провайдер добавляет к действительно интересующим домохозяйства каналам еще сотню программ, которые даже никто и просматривать не будет.

Это, конечно же, нонсенс, ведь по большому счету нам говорят: «Хочешь смотреть футбол? Хорошо, но ты также будешь платить и за музыкальные каналы». Вы в ответ: «Нет-нет, мне музыку совсем не надо, меня футбол интересует…», а вам: «…такие правила, либо так, либо никак». И человек оформляет подписку на 150 каналов, при этом пользуясь всего двумя-тремя. Справедливости ради стоит заметить, что в некоторых странах Европы такое уже давно не практикуется и абонент самостоятельно может сформировать свой пакет ТВ-программ.

В такие моменты понимаешь, что заплатил по большому счету за «мусор», который ежедневно продается под видом продукта и начинаешь искать альтернативу телевидению, в первую очередь, в интернете. А там у нас есть два варианта: первый – заплатить деньги и получить доступ к легальному качественному контенту либо второй путь: не платить деньги и получить доступ к нелегальному интересующему контенту.

Бытует мнение, что в Украине многие готовы заплатить за просмотр фильмов в хорошем качестве и это правда, ведь вопреки всем кризисам, состоятельных людей у нас достаточно, но в то же время, еще большее тех, кто платить не готов. Даже миллионеры сегодня очень внимательно считают расходы, что уж говорить о рядовых жителях нашей страны? Можно называть десятки причин, которые побуждают воспользоваться пиратской продукцией, однако главная – это цена. Человек никогда не будет платить больше за то, что можно получить дешевле, а то и вовсе – бесплатно. Так формировалось годами, и даже десятилетиями.

Потребителя не интересует легальный это контент или нет, ему важно иметь к нему доступ по максимально низкой цене. На мой взгляд, это основная причина существования пиратства, и побороть его возможно только в ценовом поле предложений пиратов и легальных игроков рынка.

В связи с этим, интересно то, что Netflix заявил о локализации своего продукта. Из открытых источников украинская аудитории знает, что локализация означает дубляж фильмов на украинский и русский языки, а также субтитрование. Учитывая объем видео-библиотеки Netflix, сложно даже предположить, сколько времени это займет. Дубляж фильмов на украинский и русский языки, наверное, ключевой элемент, который будет способствовать росту аудитории сервиса в Украине. Однако локализация состоит из множества этапов, грамотная реализация которых будет определять успех или провал бизнеса. Поскольку область моих профессиональных интересов – медиаправо, не буду отбирать «хлеб» у специалистов по монетизации контента, комментируя стратегии популяризации. Остановлюсь лишь на тех моментах, которые важны для меня, как потенциального покупателя продукта Netflix.

На сайте сервиса пока еще отсутствует украинский интерфейс, что является недостатком, который, впрочем, обещают скоро устранить. То же самое касается и видео-библиотеки, над которой трудятся специалисты. Сам по себе интерфейс непривычный, по сравнению, например, с тем же MEGOGO.

Из преимуществ: существует возможность оформить бесплатную месячную подписку, что, безусловно, можно отнести в актив маркетологам, ведь это способствует первому знакомству с сервисом. В принципе, на все эти «мелкие» недостатки можно и не обращать внимания, но есть одно большое «НО» – это цена. Во-первых, она приведена в евро, что является огромным минусом, ведь большинство клиентов просто услышав о том, что платить придется в твердой европейской валюте, сразу же откажутся от идеи пользоваться сервисом. Украинцы, как правило, с удовольствием покупают валюту и, как показывает практика, с большим трудом с ней расстаются. Возможно, такая ценовая политика может оттолкнуть широкие массы аудитории, но важно понимать, что после того как абсолютно все, даже социальные телевизионные пакеты станут платными, и привычные ТВ-шоу и фильмы будут недоступны без оплаты, в конкурентную борьбу вступят бесплатные российские каналы, доступ к которым получат обладатели так называемых «тарелок». И цена подобной конкуренции может быть слишком высока для украинского общества.

Вторая проблема – это собственно цена, на сегодняшний день Netflix предлагает три варианта месячной подписки стоимостью 8, 10 и 12 евро. По состоянию на 7 декабря 2016 года, НБУ установил стоимость 1 евро на уровне 28 гривен, соответственно цена продукта Netflix – 224, 280 и 336 в украинской гривне. Если к этому добавить еще и стоимость услуг провайдера, в среднем 100 гривен – получим просто неподъемные суммы для украинского зрителя. Именно этот фактор, вызывает у меня как у зрителя, в первую очередь, большие сомнения в широкой географии распространения нового игрока медиарынка, учитывая то, что MEGOGO предлагает в «мегого»-раз меньшие суммы за просмотр актуального контента.

Думаю, что единственным вариантом, который может способствовать борьбе с пиратством является стимулирование легальных игроков рынка и формированием таких ценовых предложений, чтобы у потребителя не возникало соблазна пользоваться пиратским контентом. Достичь этого можно только лишь установлением налоговых льгот для бизнеса – этот шаг критически необходим для перезапуска экономики Украины в условиях войны и «теневого рынка» и непрекращающегося информационного противостояния.

А, как известно, моду и вкусы лучше формировать, чем пытаться противостоять.

- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram
Борис Карась
Юрист Адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры», специализируется на интеллектуальном праве, а также правовом бизнес-консалтинге для медиа. Защитил кандидатскую диссертацию на юридическом факультете КНУ имени Тараса Шевченко, прошел подготовку Master of Laws, магистерская программа в University of Sunderland (Университет Сандерлэнд, Велиобритания).