- Реклама -

Закрытие в рамках антипиратской компании популярных украинских нелегальных ресурсов Ex.ua, Fs.to, Torrents.net.ua, а недавно и Baltazar.org.ua всколыхнуло общественность и вызвало много обсуждений. Пожалуй, самое горячее и информативное из них мне выпала честь модерировать в рамках UATF – мероприятия, которое в этом году явно превзошло ожидания отрасли по информационной насыщенности. Пока мир изобретал все новые методы, если не победы над пиратством, то его относительно эффективного сдерживания, Украина покоилась на лаврах «Пирата №1» и только начала включаться в процесс.

Одним из наиболее распространенных методов, который и взяла на вооружение Украина, остается блокировка ресурсов (например, кейс The Pirate Bay), но тут же появляются зеркальные сайты, а сервер можно вынести куда-нибудь в Тонго. Успешной может быть работа с рекламодателями, при условиии консолидированности рекламного рынка, как в Швеции. В Украине об этом пока еще рано говорить. Сотрудничество с Google (поисковик не отображает пиратские сайты) показало хороший результат в мировой практике. Сотрудничают с Google и украинские компании, например, Медиа Группа Украина, о борьбе с пиратством, в т.ч. с помощью работы с поисковыми системами, в комментарии Mediasat рассказывал Георгий Барзашвили, директор Digital Screens, компании, входящей в медиагруппу.

Технические решения значительным образом упрощают и ускоряют работу. Последней новинкой стали «водяные знаки», которыми маркируется контент – уникальные для каждого пользователя, по ним система моментально находит нелегальный контент в интернете и того, кто его выложил. Но пока еще они достаточно дорого стоят, лишь помогают выявить нарушителя и требуют работающего законодательства. Очень важна в борьбе с пиратством – поддержка легальных сервисов и максимально удобная пользователю схема, которая быстро и, по возможности, недорого доставит контент зрителю.

Тем временем, представители легальных сервисов часто жалуются, что договориться с правообладателями бывает непросто. Что скрывать, традиционная система взаимоотношений с правообладателями громоздкая, медлительная и неудобная. А часто еще и дорогая. Завышенные цены, сложности с тем, чтобы найти желаемый контент, все это провоцирует развитие пиратства, а потом правообладатели, в свою очередь, должны обеспечивать и обновлять систему контроля и борьбы с пиратами. Это, конечно, никоим образом не оправдывает нарушителей закона, и выбор того, как, где и когда продавать и защищать контент всегда остаётся за его собственником, это бесспорно. Вопрос в том, как это делать наиболее оптимально и функционально. Дорожки на газоне советуют прокладывать там, где ходят люди. Владелец газона имеет право проложить дорожки там, где ему заблагорассудится, но тогда он должен быть готов к тому, что либо газон будет истоптан (это не отменяет правила «По газонам ходить нельзя», но легче ли от этого владельцу газона?), либо придется нанять охранников, которые посменно будут охранять газон по периметру. Наверное, все же, проще прокладывать дорожки там, где удобно пешеходам.

Анализируя разные мнения о построении легальной схемы можно выделить несколько направлений. Самую жесткую позицию заняли правообладатели и их представители. Они говорят преимущественно о том, что интеллектуальная собственность – такая же собственность, как и всякая другая, и правообладатель волен делать с ней, что захочет: продавать когда и кому сочтет нужным, устанавливать любую цену и процедуры.

Татьяна Пастернак, Научный центр перспективных технологий, и Олег Долинский, Comp Music Publishing, рассказали о том, как лучше защитить свои авторские права и не нарушить чужие. Речь идет не только о видеоконтенте, аналогичные проблемы возникают с использованием музыки и даже изображений героев мультиков (например, правообладатели «Маша и Медведь» претендовали на отчисления за использование рисунков). Олег Долинский призвал быть осторожными с авторскими правами и рассказал случаи о том, как крупные компании МТС и Lifecell вынуждены были заплатить штраф за использование музыки без должного согласования с правообладателями. Также господин Долинский дал ряд ценных практических советов о том, где и как найти музыку. За появление песни в телепрограмме придется заплатить около 6 тыс. грн, к тому же, нужно быть очень осторожным в выборе компании правообладателя, чтобы не нарваться на мошенников, как это случилось с МТС. Судя по всему, лучше всего написать свою музыку. По словам Долинского, Comp Music вел переговоры с Ex.ua о том, чтобы создать платный музыкальный сервис, но они отказались. О неудачных переговорах по легализации контента на Ex.ua говорили ранее и другие участники рынка, в т.ч. Федор Гречанинов, StarLightMedia.

Павел Миколюк, юридическая компания Vindex, непосредственно занимался борьбой с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности и компьютерных технологий во время работы в ОБЭП, а сейчас сотрудничает с Медиа Группой Украина. По первому требованию пиратские ресурсы удаляют контент в 80-85% случаев. Технологические решения очень упрощают и ускоряют поиск нелегальных видео в интернете, теперь не приходится делать это вручную. Господин Миколюк считает закрытие Ex.ua и Fs.to очень важным событием.

«Только самые крупные пиратские ресурсы получают деньги от рекламы. Такие игроки как ЕХ и FS работают не первый год: зарабатывая на рекламе, они обрастают мышцами, связями, лоббистскими группами в Раде. И вот это уже опасно, поскольку они могут влиять на весь рынок. Лоббировать законопроекты, такие как отмена помощи государства в развитии украинского кинематографа. Это будет менять всю структуру бизнеса и законотворчества в целом. Поэтому крайне важно закрыть их, сделав существование таких порталов регулируемым. Это важный момент борьбы с пиратством: на их примере мелкие игроки поймут, что это вопрос времени, когда к ним придут изъять сервера», рассказал Миколюк.

Представители легальных OTT-платформ также категорично настроены против пиратства, но в их выступлениях уже фигурирует пользователь, его запросы и удобство. Аркадий Канюка, Divan.TV, делает акцент на построении удобного легального сервиса, приводя в пример личный опыт – подписался на платный музыкальный сервис потому, что это удобно. Закрытие торрентов, по мнению господина Канюки, не приведет к быстрому и значительному росту платных подписчиков, большинство пользователей пиратских ресурсов будет искать бесплатный контент.

Несколькими днями позже Андрей Колодюк, Divan.TV, заявил, что за две недели после закрытия Ex.ua и Fs.to количество пользователей ресурса выросло в 1,5 раза. По-видимому, речь идет не о подписчиках, а о зрителях бесплатного контента. Ни Megogo, ни ВОЛЯ, не заметили всплеска роста подписчиков за эти две недели, как сообщили мне представители компаний.

Денис Береговой, партнер юридической компании Axon Partners, ранее работал в «Юскутум» – адвокатской компании, представляющая интересы Ex.ua. Если абстрагироваться от тут же разгоревшейся дискуссии о сравнении Ex.ua с YouTube, о которой уже писал Mediasat, то стоит отметить, что господин Береговой несколько раз подчеркивал, что он пришел обсуждать и искать новые пути реализации авторского права: «Авторское право в традиционном понимании умерло с появлением интернета, необходим альтернативный вариант». Идея о том, что с пиратами лучше сотрудничать, чем жестко бороться, не нашла поддержки в зале.

Мысль о сотрудничестве с пиратами будет неприятна каждому законопослушному гражданину, но вот высказанная Береговым идея о том, что необходимо искать наиболее функциональные, удобные, жизнеспособные и легальные модели монетизации выглядит вполне разумной. Такой моделью, собственно, является YouTube. Рекламная модель монетизации, ContentID, который позволяет правообладателю устанавливать свои правила, удобство для пользователя, простота использования. Могут ли пиратские сайты перейти на такую модель?

Иван Шестаков, Megogo, утверждает, что технологических препятствий нет, он даже готов бесплатно помочь пиратам с аналогичной ContentID системой. «Только они вряд ли этим воспользуется, – считает Шестаков. – Это невыгодно». Megogo предпочитает развиваться как платный сервис.

Divan.TV, по словам Андрея Колодюка, тоже не заинтересован во внедрении аналогичной YouTube системы.

Рекламная модель не выгодна, утверждают владельцы ОТТ-сервисов. Рассказывая об итогах работы Megogo за 6 лет, Иван Шестаков подробно рассказал о бизнес-модели сервиса и признался, что основной источник дохода – подписчики. На платформе присутствует бесплатная библиотека с просмотром рекламы, TVOD – поштучная продажа фильмов, но основная цель маркетинговой стратегии – привести пользователя к подписке.

megogo_5y_2016-17Для этого сервис делают максимально удобным (присутствие на всех платформах и операционных системах, удобная система оплаты, локализация контента и т.д.). За 2016 год количество платящих пользователей выросло в 2,3 раза и достигло 850 тыс.

megogo_5y_2016-21Легальная схема, удобная пользователю, вполне может работать. Ее можно и нужно усовершенствовать, изучая поведение пользователей, их манеру «ходить по газону». Без легальных, удобных и недорогих сервисов вряд ли удастся говорить о каких-либо результатах в борьбе с пиратством. Также, впрочем, как и без работающего законодательства и судов. Напомню о примере сербской платформы платного ТВ SBB, о которой писал Mediasat. Виктория Боклаг, CEO компании, рассказала о том, что построение платного ТВ стало возможным только после внедрения антипиратского законодательства.

- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram