- Реклама -
Перед Вами расширенный вариант доклада «КРИЗИС ПЛАТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» с уточненными цифрами, подготовленного к форуму, который прошёл на ДНЯХ КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ УКРАИНА-МОЛДОВА 2016. Данный доклад базируется на статье, ранее опубликованной в моём блоге на портале Mediasat.

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Для понимания того, какие процессы идут в области платного телевидения, я использовал данные Госкомстата Украины (ДКС). Многие мои коллеги скажут, что они не точные, и я соглашусь с этим (например, по оценочным данным многочисленных исследователей рынка максимальное количество абонентов кабельного телевидения (КТВ) превышало 4,5 млн.), но данные ДКС являются единственно достоверными и по ним видно, что происходит в отрасли.

Итак, КТВ.

CTD_2016_moldova_01CTD_2016_moldova_02CTD_2016_moldova_03КТВ: завершение 2012 года свидетельствует о 3540,3 тыс. (максимальное), а 2015 – 2583,9 тыс. абонентов.

Конечно, можно сослаться на войну, но на потерянных территориях (Крым и зона АТО) проживает только 6% населения (данные того же Госкомстата), если отнять их от указанной выше цифры, то реальные потери составили 22,4%.

Естественно, что при росте абонплаты в 1,27 раза (2012/2015) выросли валовые доходы отрасли кабельного телевидения, но даже в гривневом эквиваленте они не достигли уровня 2012 года.

CTD_2016_moldova_04Деятельность спутникового телевидения (СТВ), к сожалению, представлена только доходами, но посмотрите, как спикировала отрасль: в цифрах это падение составило 2200%! Если раньше количество абонентов здесь оценивалось более 450 тысяч (это было несколько платформ, с 10% рынка КТВ), то сейчас 90,4 тыс. (первый квартал 2016).

IPTV, последняя отрасль платного телевидения. Она в данных Госкомстата до нынешнего года не отражалась и появилась лишь в первом квартале 2016. Цифра там – смешная (16,6 тысяч). Я, как минимум, знаю четырех операторов с большим количеством абонентов (трое из них присутствовали на ДКТВ), но и тут сейчас не большой прирост (из-за высокой стоимости приставок и новых телевизоров, незнанием абонентов о возможностях этих новых устройств). Динамика осуществляется только за счет мобильных гаджетов, а в совокупности составляет не более 200 тыс. смотрящих на телевизорах через приставки или приложения, и на остальных устройствах эта цифра достигает миллиона.

Математика вещь упрямая и если сделать прогноз на 2016 год, падение составит не менее 14% по отношению к 2015.

ЧТО ПОТЕРЯЛИ?

Есть такое понятие УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА.

Больше всего потеряла сопутствующая платному телевидению отрасль – дистрибуция. Потери – колоссальны. В год запрещенные российские каналы приносили украинским посредникам 15 млн. долларов США. 15 процентов (2,25 млн.) оставались в Украине в виде комиссии, с оставшейся суммы 10% (1,275млн.) забирало государство в виде налога нерезидента. Это была самая бюджетная по налогообложению отрасль, а теперь её не существует вместе с сокращенными сотрудниками. Посчитаем, сколько же государство и отрасль кабельного ТВ потеряли от отключений российских каналов?

Данные неутешительные. В 2012 году без нынешней зоны АТО и Крыма в стране было 3327,882 тыс. абонентов, отнимаем нынешние 2583,9 тыс. и получаем 743,982 тыс., при месячной абонплате на конец 2015 года 49,83 грн. недополучено 444,87 млн. доходов за год, в среднем отрасль платит 5% налогов от этой суммы, и 2% нерезидентского налога, а каждую тысячу абонентов содержит 4 кабельщика, которые в свою очередь платят налоги. Экономические итоги падения отрасли отражены ниже в таблице.

CTD_2016_moldova_05

В ЧЕМ ДЕЛО?

Если всё списывать на кризис, то это будет большой неправдой. В 1998 году именно экономический кризис послужил толчком к развитию КТВ в Украине! Желание смотреть российские каналы и невозможность купить спутниковую тарелку привели к повсеместному распространению кабельного ТВ. В 2008-2010 кризисных годах мы тоже не теряли. Зрителям всегда нужно зрелище! Что же послужило причиной падения абонентской базы сейчас?

С 2006 года, когда вступил в действие новый Закон о телевидении и радиовещании (Закон). Национальный совет по телевидению и радиовещанию (Нацсовет), ставший регулятором отрасли платного телевидения, на мой взгляд, в нарушение этого Закона запрещает просмотр каналов, и придумывает всё, что ему придумается (адаптационные списки, увеличение списка обязательных, нерейтинговых каналов в УПУ, наказания за несуществующие нарушения для провайдеров и т.д.) Это сразу затормозило рост абонентов. В 2005 году мы были самой быстрорастущей отраслью в Европе, а сейчас: в Польше охват платного телевидения 4,5 млн. домохозяйств или 70%, а у нас максимальный достиг только 30% в 2012 году (оценочные 4,5 млн. КТВ и 0,45 млн. СТВ).

На бессмысленные и непоследовательные действия регулятора рынок отреагировал вначале торможением, а теперь спадом! Первый удар по отрасли нынешним составом Нацсовета стал запрет центральных российских каналов летом 2014 года через суд. Как следствие – падение абонентской базы уже в III квартале 2014 года. Отрасль поддержала этот запрет, хотя грань между свободой слова и цензурой настолько тонкая, что даже Грузия в 2008 году ничего не запрещала, а украинский суд уже в течение двух лет не может определиться с запрещенными им каналами. Потом Нацсовет взял на себя роль суда, и без всякой нормативной базы решила запрещать все «налево и направо». Его жертвами стали все нишевые каналы – дальнейшее падение абонбазы. Теперь, с ноября 2015, пошел запрет фильмовых и тематических каналов. Их уже запрещено 58! Взамен рейтинговых каналов предложены 4 откровенно слабых, плюс эротика (за которую тут уже стали наказывать). А телезритель, защищая себя от украинского информационного пространства, где царит цензура, уходит в неконтролируемый Нацсоветом спутник и интернет. Но регулятору стоит понять, что любые запрещенные программы видны со спутников в Украине, что в разы вырос трафик на Россию для просмотра видео, и что количество абонентов, установивших «ГОРЫНЫЧЕЙ» (три конвертора на спутниковой тарелке для просмотра AMOS, ASTRA, HOTBIRD), в Украине увеличилось за эти годы на миллионы, а установивших тарелки на остальные русскоязычные спутники – на сотни тысяч! В Украине, к сожалению, нет ни одного предложения, равного ценовому предложению российских спутниковых платформ «НТВ Плюс», «Триколор ТВ», «МТС» или «Телекарта»! За 79-100 российских рублей в месяц можно смотреть, примерно 80-120 SD- и 10-30 HD-каналов! По нынешнему курсу это ниже цен, предоставляемых украинскими операторами своим абонентам (МТС предлагает за 39,4 грн. 150 рейтинговых каналов, а у нас за 50 грн. за то, что можно увидеть в украинском эфире бесплатно). По данным SES, количество домохозяйств с бесплатными спутниковыми тарелками в Украине (без Крыма и АТО) превысило 4,5 млн. Это люди, которые отказались от платного телевидения с запретами, и перешли к бесплатному просмотру «что хочу», вот и видим вышеизложенные на графиках проблемы. Еще хуже с КТВ в зоне АТО (украинская сторона), там вообще нужна только эфирная антенна, направленная на Донецк или Луганск, и можно смотреть 32 русско-сепаратистких канала бесплатно, поэтому падение абонентской базы составляет более 50%, в некоторых городах до 90%! Люди голосуют ногами на действия регулятора.

С 2006 года Нацсовет ничего не сделал для развития отрасли. У меня, как её представителя и гражданина возникли следующие претензии к регулятору. Озвучу основные:

  • какими законами и регуляторными актами руководствуется Нацсовет, запрещая каналы? Читал ли кто-нибудь из членов регулятора Закон Украины «О регуляторной политике» и конвенцию «О трансграничном телевидении»?
  • почему применяются неравные правила при запрещении одних и тех же по содержанию каналов, для одних придумываются или выискиваются несуществующие нарушения, а другие с явными нарушениями Законов о рекламе, о телерадиовещании разрешаются к показу?
  • почему регулятор не решает «проблему последней мили» для отрасли?
  • почему не выполняются международные договоренности о переходе на цифру в 2015 году, и стопорится «цифровой дивиденд», а с ним и развитие новых технологий DAB и LTE?
  • почему Лицензиар не знает, сколько абонентов у лицензиатов?
  • почему не «слышат и не видят» рекламу алкоголя на ТВ и радио? (Слова в рекламе: вино, коньяк, водка и изображение бутылок на экране – это не торговые марки! Это реклама готового продукта!).
  • от кого защищает информационное поле Украины Нацсовет, если на трассе М01 более 150 км нет ни одной украинской радиопрограммы, если на границе с Белоруссией и Молдовой не ловятся ни ТВ, ни радиопрограммы Украины!?
  • зачем нужен регуляторный орган, который не может бороться с пиратством, потому что они не его лицензиаты?

Как у технаря есть и специфические вопросы:

  • почему Лицензиаром не контролируются технические параметры сигнала, когда плохая картинка? Почему за это не наказываются лицензиат?
  • почему технически не стандартизируется отрасль?
  • кто-нибудь из членов Нацсовета слыхал о строчном и кадровом импульсе? И чем они отличаются? Какой должен быть сигнал/шум для хорошей картинки?

Все эти вопросы сводятся к одному общему: зачем нужен Нацсовет, если он ничего не регулирует, а только предвзято карает, занимается цензурой и наносит государству экономический вред? Собирать деньги на открытом конкурсе (кто даст больше денег не членам Нацсовета, а в казну) на освободившиеся частоты может Минфин без всякой цензуры (возможно, там нет коррупции), осуществлять техническое регулирование может НКРЗ, а запрещать каналы Министерство информации («Минстэць»). Вот еще аргументы: предполагаемый ущерб государству от действий Нацсовета, на мой взгляд (см. таблицу), в 2015 году составил 85,19 млн. грн., а выделено на его содержание из госбюджета в 2016 – 20,8364 млн. грн.

ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

Выскажу свою личную точку зрения. Нынешнему составу Нацсовета поручено уничтожить телевидение как таковое. Всё просто: количество смотрящих большой пакет каналов уменьшилось в разы, а, значит, упали доходы тематических и других каналов, которые стали умирать один за другим, а новых владельцев не регистрируют, не меняют им концепцию, объявляют предупреждения «трупам» и наказывают «ЗЕОНБУД» и кабельщиков за это, всё что угодно – прочь с рынка! А мы просто пешки и наши проблемы никого не волнуют. К сожалению, удар, нанесенный Нацсоветом отрасли платного ТВ, смертельный. КТВ, начавшись с российских тематических каналов, умрет с их исчезновением из-за отсутствия отечественной замены (в этом тоже виноват Нацсовет!), а абонентов ушедших на спутник и в интернет уже не вернуть никакими пряниками. И даже возврат «все как было» не поможет… Сегодня мы можем только видеть смертельную агонию отрасли платного телевидения в Украине в том привычном виде, котором она существовала с 1998 года.

Смириться со всем этим? НЕТ!!!

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Остается ниша, куда «лапы» Нацсовета не доберутся!

interaktivnoe_tvРазвивайте интернет! Вот пример, как только разразился скандал вокруг запрещенного сериала «Кухня», я тут же получил приглашение по почте от МЕГОГО на просмотр этого сериала. Количество абонентов, смотрящих IPTV и OTT, выросло в разы. Это только Нацсовет думает, что телезритель смотрит кинескопный ящик, срок эксплуатации (10 лет) которого закончился в прошлом году. А у 50% абонентов уже интерактивный телевизор. Они просто не знают их возможностей, так предоставьте их им! Только за прошедший год количество смотрящих интернет-телевидение выросло с 0,7% до 3,9% (на 500 тысяч) и будет расти, эти данные были опубликованы на Mediasat в конце мая текущего года. Как утверждает Cisco, к 2020 году 79% интернет трафика составят видеосервисы и IPTV. Вы потеряете абонента платного телевидения, зато получите интернет-абонента, благодарного вам за безграничные возможности в его конституционном праве на получение разносторонней информации без цензуры! Интернет, в отличие от платного телевидения, развивается семимильными шагами. Без Крыма и АТО количество абонентов (в конце 2015) уже почти достигло довоенного на всей территории, а в первом квартале 2016 превысило, и доходы его растут:

CTD_2016_moldova_06На ДКТВ я получил подтверждение, что уже распространяются европейские (НЕ УКРАИНСКИЕ!, которых замордуют проверками) ОТТ-платформы в Украине «Родина ТВ» и «Картина ТВ» (регистрация в Германии), предлагающие запрещенные ныне каналы к просмотру. А при попытке «наезда» Нацсоветом на эти ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПАНИИ, нерадивого регулятора потащат в ЕВРОПЕЙСКИЙ суд (не украинский, пронизанный коррупцией, кумовством и указаниями из ВР как правильно судить), напомнив ему, что Украина подписала евроассоциацию и не может препятствовать работе этих предприятий на своей территории. Коллеги на ДКТВ поделились происходящим в Прибалтике. Летом 2014 года произошло отключение российских каналов в Латвии (заметьте не 58, а только трех), после запрета Национальным советом по электронным СМИ. Тогда спутниковый оператор Viasat (регистрация в Эстонии) их не выключил, ссылаясь на экстерриториальность и забрал себе часть абонентов, а другие абоненты перешли на российские спутники. У Латышского аналога Нацсовета хватило благоразумия не вводить дальнейшие запреты, учитывая интересы местных кабельщиков, а пойти по пути законодательного запрета российских каналов в Евросоюзе (на момент публикации они уже отказались от этого).

Хватит ли нашего Нацсовета такого благоразумия или отрасль платного телевидения все-таки погибнет, превратившись в платные «коллективные» антенны, а абоненты уйдут на спутник и в интернет? Тогда Нацсовету, чтобы доказать свою состоятельность, и остановить «несанкционированный» ими просмотр абонентами, останется запрещать спутниковые тарелки, как в Северной Корее, или писать резолюции в Евросоюз о запрете спутникового вещания вместе с интернетом, или вводить уголовную ответственность абонентам за просмотр запрещенных программ.

- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram
Василий Анипченко
Медиа-эксперт. Почетный президент Ассоциации «Укртелесеть»