В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя. Важно: все данные, используемые в публикации, актуальны по состоянию на октябрь 2011 года.

Вообще-то, 1995 год был богат на рождение студий, телекомпаний и продюсерских центров, которые изготавливали телепрограммы, не претендуя, по крайней мере изначально, на отдельный телеканал. Программного продукта для того, чтобы полностью заполнить канал, хватало не у всех, да и свободных каналов не было. То есть телевидение, в том числе и коммерческие каналы, начали понемногу разделяться на «broadcasting» и «production».

В частности, в 1995 году была создана телерадиокомпания «ЮАНА». Её учредителями стали режиссер-оператор Юрий Багрянцев и журналистка, автор программ Анна Щербова. Собственно название компании образовано из их имён. Данная продакшн-студия выпускала на 7-ом телеканале такие передачи, как «Инновация», «Пульсар», «Рейтинг», «Домашняя лечебница», «Мода сегодня» и «Окно в мистику». Впоследствии к ним прибавлялись новые проекты, которые не зависили от того, кто являлся лицензиатом 7-го телеканала: студия просто заключала договора с различными телекомпаниями, и со временем её программы выходили уже не только на 7-ом канале, но и на ТРК «ЮТаР».

Ещё одним проектом, появившемся в 1995 году на 7 телеканале, была программа «Тынды-Рынды» от известного музыкального журналиста Александра Евтушенко.

К слову, на 7-ом телеканале в 1995 году появились новые заставки – «Телекомпания РТВ». Аббревиатура «РТВ» расшифровывалась как «Радио и Телевизионное Вещание», а сама эта компания была структурным подразделением ТРК «Украинско-Американское Вещание», занимавшимся непосредственно размещением программ на 7-ом телеканале. Под шапкой «РТВ» тогда выходили практически все программы 7 телеканала, но относившиеся к блокам ТРК «Гравис» и «Народного телевидения Украины».

Что же касается ТРК «Рутения», то этот бренд к тому времени фактически исчез с экранов. Данная структура прекратила своё существование, а телекомпания «Рада», с которой начиналась «Рутения», ещё какое-то время присутствовала вне эфирного пространства Киева, но уже не в сфере телевидения. Название юрлица «Телекомпания Рада» можно было увидеть на киосках и магазинчиках, ведущих розничную торговлю овощами и прочими продуктами питания.

Но вернёмся к сфере телевидения и 1995 году. Упомянутая нами выше музыкальная программа «Тынды-Рынды» от Александра Евтушенко была не единственным музыкальным телепроектом, родившимся в 1995 году. Ещё одной телепрограммой, посвящённой музыке, стала «Территория А». Причём, если Александр Евтушенко претендовал на некую рафинированность, элитарность, то «Территория А», созданная продюсером Александром Бригинцом, была продуктом массовой культуры.

«Территория А» впервые вышла в эфир 17 сентября 1995 года на телеканале ICTV и стала первым в истории украинского телевидения ежедневным всеукраинским хит-парадом видеоклипов исключительно украинских групп и исполнителей. Ведущей «Территории А» была Анжелика Рудницкая. В программе транслировалось по 10 видеоклипов, за которые зрители посредством писем отдавали свои голоса. В конце недели подводились итоги: кто-то из исполнителей получал больше голосов и поднимался вверх чарта, а кто-то выбывал, освобождая место новичкам.

Со временем «Территория А» превратилась из телепрограммы в целое агентство, занимавшееся «рождением», раскруткой и продвижением украинских эстрадных звёзд. Ставшая культовой среди любителей массовой молодёжной поп-культуры программа просуществовала в эфире телеканала ICTV до конца 2000 года, а затем исчезла на пять лет вообще, чтобы потом на короткое время, с июня по декабрь 2005 года, снова воскреснуть, но уже в эфире государственного канала УТ-1.

Biz_TV_logo«Biz-TV» — ещё одна продакшн-студия, возникшая в 1995 году и определившая для себя полем деятельности производство музыкальных программ. Украинская студия «Biz-TV» была тесно связана с одноимённой московской компанией Бориса Зосимова. Программы и видеоклипы от «Biz-TV» выходили на разных телеканалах, сначала на «ТЕТ», а позже на 7-ом телеканале в рамках эфиров «Студии TV Табачук», для которого «Biz-TV» готовила, по сути, полноценные блоки музыкальных программ – такой себе «музыкальный канал на канале», с ведущими, клипами, музыкальными новостями. Сама же компания «Biz-TV» стала местом, где зажглись звёзды многих деятелей отечественного музыкального телевидения и шоу-бизнеса. В частности, в своё время ви-джеем (ведущей музыкальных блоков) на «Biz-TV» работала известная ныне певица Алёна Винницкая. В 2007 году на базе студии «Biz-TV» был создан полноценный спутниково-кабельный музыкальный телеканал.

В середине 90-х годов возникла студия «ТЕРРА-ТВ», выделявшаяся из ТРК «Рутения», вещавшей по 7 каналу, а точнее из «Студии Рада». После регистрации в качестве отдельной телерадиокомпании, «ТЕРРА-ТВ» занялась производством программного продукта для различных вещательных каналов – 7, ТОНИС, ЮТаР, ТРК «Киев», «Гравис», КТМ, Заграва, ICTV, УТ-1. Вышла ТРК «ТЕРРА-ТВ» и на международный уровень, начав сотрудничество с российским каналом РТР. В 2000 годы на базе ТРК «ТЕРРА-ТВ» был создан спутниково-кабельный телеканал.

Однако возвратимся непосредственно к вещательным компаниям. В 1995 году в Киеве появилась ещё одна государственная телекомпания – КГРТРК (Киевская Государственная Региональная Телерадиокомпания). Её официальным днём рождения принято считать 12 декабря 1995 года, хотя следует отметить, что фактически новая ТРК стала продолжателем истории существовавшей ещё в советские времена «Киевской программы», передачи которой (новости столичного региона и прочие программы, ориентированные на киевскую проблематику) впоследствии выходили на канале УТ-2, а затем – на канале, где транслировался российский канал «ОРТ». В декабре 1995 года данная компания, «выросшая» из Гостелерадио Украины, была основана де-юре, получив статус самостоятельной юридической единицы.

Тем временем на коммерческом телевидении появлялись программы всё новых и новых жанров. Весна 1995 года стала временем появления первого в киевском эфире эротического шоу. Программа «Мадемуазель Шоу», выходившая на телеканале «ЮТаР» в позднее вечернее время, около полуночи, представляла собой игру «на раздевание», в которой специально отобранные симпатичные девушки должны были угадывать слова. Угадала – получай денежный приз, не угадала – снимай с себя какую-то деталь одежды. Вёл программу известный украинский драматический актёр Евгений Паперный. Программа вызвала неоднозначную реакцию в обществе: некоторые её любили, некоторые требовали закрыть и писали соответствующие письма в различные инстанции – мол, развращают молодёжь. Впрочем, существовало мнение, что вся эта программа – обычное шоу, расписанное от начала до конца по заранее продуманному сценарию. Мол, приглашают в программу профессиональных актрис, которые и отыгрывают свои роли.

Правда, сам Евгений Паперный в различных интервью утверждал, что всё было по-честному: девушек на программу отбирали «с улицы», а всех профессиональных моделей и стриптизёрш – отбраковывали. И вообще, тяжело было – за один раз записывалось две-три программы, при этом участниц приходилось обучать навыкам поведения перед камерой, грациозности движений, красивому раздеванию. Призы для победительниц тоже были настоящие — телевизоры, видеомагнитофоны, туристические путёвки. Да и бельё девушкам для записи программы представлял спонсор.

Как бы там ни было, спустя какое-то время программа исчезла из эфира. Впрочем, руководство телекомпании «ЮТаР» периодически обещало данное шоу возродить в обновлённом виде.

В 1995 году в Киеве был пролицензирован давно обещанный 50 канал: 2 октября лицензию для вещания по этому каналу, а также по сети в девяти областях Украины ежедневно по 12 часов получило ЗАО «NCU». Но старт вещания новой телекомпании откладывался. Она вышла на 50 канале в режиме тестового вещания только летом 1998 года с логотипом «Новый канал», а затем была переведена на другую частоту и с 13 октября 1998 года официально реорганизована в ЗАО «Новый канал».
nart-programma-start-febr-1996Что же касается 50 киевского телеканала, то история его лицензирования продолжилась в 1996 году. Оставшиеся 12 часов вещания на этом канале были переданы другой компании – «Международный Медиа-Центр СТБ». Данная лицензия, дающая компании право вещать в Киеве на 50-ой телечастоте и ещё в 8-ми областях Украины, была выдана 25 апреля 1996 года. Впрочем, как и в случае с «Новым каналом», реального выхода в эфир нового телепроекта пришлось ждать ещё достаточно долго.
29 апреля 1996 года Нацсовет по телерадиовещанию провёл лицензирование киевского 32 телеканала. Здесь сюрпризов не произошло: канал достался той структуре, которая использовала его уже 4 года – Международной Коммерческой Телерадиокомпании, выходящей под логотипом ICTV. Компания получила официальное право вести ежедневное двадцатичасовое вещание в Киеве на 32 телечастоте, а также в двенадцати областях Украины.

С другими киевскими телечастотами ситуация была иной и напоминала о событиях, происходивших в 1995 году вокруг 30 телеканала.

Ещё один конфликт, правда, уже меньшего масштаба и с меньшим общественным резонансом разгорелся вокруг 25 киевской телечастоты. Как мы помним, с марта 1994 года здесь вещал «ТОНИС», который имел относительно данной частоты масштабные планы: со временем планировалось выпускать, кроме собственных программ «ТОНИСа», и программы, создаваемые при участии данной компании международного мега-проекта «Славянский канал». Проект и концепция «Славянского канала» понравились членам Нацсовета по вопросам телерадиовещания, были ими одобрены. Однако в скором времени руководство компании «ТОНИС» узнало, что вечерний прайм (ежедневно с 20.00 до 24.00) на 25 киевском телеканале уже лицензирован на телерадиокомпанию – «НАРТ».

Nart_TV_logoСоучредителями Творческого объединения «НАРТ» (данная аббревиатура расшифровывалась как «Национальная ассоциация радио и телевидения») выступили сразу несколько структур: 18 негосударственных телерадиокомпаний из разных регионов Украины, а также две общественные организации: Украинский телевизионный союз и Фонд «Перспектива». Сам «НАРТ» был создан ещё весной 1995 года, когда представители указанных структур собрались на съезд в Киеве с целью объединить свои усилия для дальнейшего развития телевидения Украины.

На данном съезде и было принято решение о создании новой телекомпании, в эфире которой можно было бы транслировать лучшие работы телевизионщиков из разных городов Украины, а также покупной кинопродукт. И уже в июле 1995 года вновь созданная телекомпания подала заявку в Нацсовет с просьбой предоставить ей право вещания на одном из дециметровых телеканалов города Киева. В это время как раз был объявлен конкурс на 25 канал, и Нацсовет решил выделить «НАРТу» эфирное время именно на этой частоте – по четыре часа ежедневно.

Руководство телекомпании «ТОНИС» опротестовало данное решение, так как именно они осваивали и «обкатывали» 25-ую телечастоту, к тому же лишение «ТОНИСа» вечернего прайм-тайма ставит под угрозу запуск «Славянского канала». Ввиду этого, а также в силу того, что «ТОНИС» немного опоздал с подачей заявки на конкурс, Нацсовет отозвал выданную «НАРТу» лицензию. Руководству «ТОНИСа» было обещано, что эфирная сетка компании на 25-ой телечастоте останется неизменной до окончания конкурса на этот региональный телеканал.

Однако вскоре Нацсовет принял решение, как и в случае с 30 телечастотой, разделить телеканал между двумя вещателями: «ТОНИСом» и «НАРТом». Была утверждена сетка, согласно которой «НАРТ» и «ТОНИС» должны были делить вечерний прайм-тайм через день: в одни день с 20:00 до 24:00 хозяином эфира на частоте становился «НАРТ», а на следующий день – это время занимал «ТОНИС», а «НАРТ» должен был вести вещание с 16:00 до 20:00.

Руководство «ТОНИСа» по-прежнему не желало мириться с таким положением вещей – была созвана пресс-конференция, на которой президент «ТОНИСа» Владимир Иваненко и генеральный директор студии «ТОНИСа» Валерия Иваненко в очередной раз высказали своё недоумение и возмущение политикой Нацсовета, который превращает телеканалы в «коммунальные квартиры», где вынуждены существовать совершенно разные по концепциям телекомпании. По мнению руководителей «ТОНИСа», такая политика ставила под угрозу срыва не только планы компании по созданию «Славянского канала», но и планы «ТОНИСа» по собственному развитию, то есть могла послужить причиной прекращения существования и Международного телефестиваля «Бархатный сезон».

nart2

Как бы там ни было, лицензия на вещание «НАРТа» была выдана, к концу 1995 года был сформирован коллектив компании, и 10 января 1996 года она вышла в эфир в тестовом режиме, который с 15 января стал полноценным и регулярным.

Одной из основных целей учредителей «НАРТа» было создание канала, на котором транслировались лучшие программы, созданные местными студиями из разных уголков страны. И вскоре киевский телезритель увидел программы, которые были созданы в Одессе, Харькове, Днепропетровске, других городах. В частности, здесь транслировалось ток-шоу «Арабески», создаваемое одной из одесских телекомпаний совместно с известной одесской радиостанцией «Просто Ради.О». В рамках ток-шоу «Арабески» зрители могли наблюдать телевизионную версию встреч с интересными людьми шоу-бизнеса, культуры, спорта и политики, приходивших в студию «Просто Ради.О».

К слову, совместные проекты телеканалов и FM-радиостанций были уже не новостью для украинского телезрителя. Ещё в 1994 году киевское «Радио РОКС – Украина» и компания «Dnipro Television» (впоследствие запустившая в Киеве проект «Europa Plus Киев») провело несколько ток-шоу, которые транслировались одновременно в прямом эфире «Радио РОКС – Украина» и на канале ТЕТ, а затем – на УТ-3. В 1994 году в эфире киевского «Music Radio 101FM» выходила радиоверсия программы УТ-3 «Хіт-рік»: ведущий программы Анатолий Бондаренко знакомил слушателей с топовыми композициями видео-чарта. Существующий и поныне радиопроект «Миколина погода» родился в середине 90-х практически одновременно в эфире ICTV и «Music Radio 101FM», которое тогда было структурным подразделением Международной Коммерческой Телерадиокомпании. А зрители телеканала «ЮТаР» с 1995 года могли наблюдать на своих экранах программу «Проект Ю» от Юлиана Зарембовского: сокращённую видеоверсию встреч с известными музыкантами, проходивших в прямом эфире «Радио ЮТаР».

Однако вернёмся к эфиру телеканала «НАРТ». Помимо трансляции программ производства независимых телекомпаний из различных регионов страны, «НАРТ» планировал и собственное телепроизводство. С течением временем в эфире появились общественно-политические проекты – ток-шоу, интервью, аналитика. Разумеется, в эфире «НАРТа» присутствовал кинопоказ – художественные, мультипликационные, документальные фильмы и сериалы. Словом, как и у всех на то время. С течением времени изменилось расписание блоков ТК «ТОНИС» и ТРК «НАРТ» на 25 телеканале. Так, программы «НАРТа» стали появляться и в утреннее время, когда эфирное время на канале было на паритетных основах (10 на 10 часов) разделено между двумя вещателями.

Ещё одним «разделённым» телеканалом стал киевский 7-ой канал. Впрочем, данный канал с самого своего «рождения» представлял собой «коммуналку»: здесь постоянно делили эфирное время, сменяя друг друга, различные телекомпании, велись ретрансляции программ зарубежных вещателей.

Впрочем, если раньше это всё происходило по принципу «Оплатил эфир – вещаю, закончились деньги – прекращаю», то теперь канал был официально разделён между тремя телерадиоорганизациями: «Народное телевидение Украины», «Гравис» и «Студия TV Табачук». Разделение эфирного времени было проведено по тому же принципу шахматной доски, по которому прежде «делили» 30-ый и 25-ый телеканалы. То есть, если сегодня утром в эфире – «Гравис», то завтра- «Народное телевидение», а послезавтра – «TV Табачук». При этом отдельные временные блоки были закреплены за теми или иными вещателями. К примеру, в 20.00 ежедневно выходила публицистическая программа от «Народного телевидения Украины», а в 21:00 – новости «СИТ-7» от «TV Табачук». При этом «Народное Телевидение Украины» получило право вещать на 7-ом канале в объёме 8 часов среднесуточно, а «Гравис» и «Студия TV Табачук» — по 6.

tvt-reklama1996-2

В целом же наполнение эфира 7 телеканала не изменилось. Многие из продакшн-студий, производивших ранее свои программы для 7 канала, просто перезаключили договора с уже новыми владельцами лицензий на канале. Таким образом, здесь продолжали выходить программы от ТРК «ЮАНА», музыкальная передача «Тынды-Рынды», ряд других программ и художественных фильмов. Причём не только в блоках «Грависа», который практиковал кинопоказ, но и в блоках «Народного Телевидения Украины» и «ТВ Табачук», прежде ориентированных на новостное и публицистическое вещание.

К слову, ТРК «Гравис» в добавок к шести часам эфира на 7-ом телеканале получила практически в полное распоряжение (20 часов в сутки) и 35-ый канал, который, правда, полностью в то время не заполняла. Таким образом, «Гравис» сохранил свой статус единственной коммерческой телекомпании, которая вела в Киеве вещание сразу по двум телеканалам. Если не считать «Студии TV Табачук», которая, помимо вещания на собственном телеканале, продолжала изготавливать новостные блоки «СИТ-30» для телеканала «ТЕТ».
TVT[015320]Впрочем, у «Студии TV Табачук», которая к началу 1996 года въехала в новые студийные помещения, планы были грандиозные: компания подавала заявку на право круглосуточного вещания на 7-ом телеканале в Киеве и параллельно – на право вещания на сети УТ-3 по Украине в объёме 18 часов в сутки. Но в итоге на 7-ом канале она получила лишь 6 часов, а с УТ-3 «пролетела» полностью.

inter-logo-1997Лицензию на право вещания по сети УТ-3 получила новосозданная компания «Украинская Независимая ТВ-корпорация», изъявившая желание делать на этой сети канал под названием «Интер». Данная лицензия, предоставившая Корпорации право вещать на УТ-3 12 часов в сутки, была выдана Нацсоветом 26 апреля 1996 года.

Одним из соучредителей «Украинской Независимой ТВ-корпорации» стал российский канал «ОРТ». Его доля в украинской компании составляла 29 процентов. Помимо «ОРТ», в число учредителей УНТК вошли Ассоциация делового сотрудничества и развития «Деловой мир», Фонд госимущества и Фонд двухсотлетия А.С.Пушкина. Основой концепции телеканала «Интер» был прокат в Украине программ и передач, выходивших на российском телеканале «ОРТ».

Таким образом, был найден вариант легального выхода из сложившейся ситуации с трансляцией программ этой российской компании в Украине. Впрочем, такой вариант предусматривался и ранее. Однако тогда у государства ещё была надежда на то, что Москва возьмётся оплачивать прямую ретрансляцию телесигнала «ОРТ» в Украине. Но после перевода последнего с «первой кнопки» на третью эти надежды постепенно развеялись: Москву не очень-то устраивало расположение своего «главного» телеканала в эфире Украины, поскольку сеть УТ-3 не обеспечивала стопроцентного покрытия страны, поэтому Москва отказалась платить даже те небольшие деньги, которые прежде доставались Украине и которых хватало для того, чтобы покрыть затраты на трансляцию «ОРТ» в течение нескольких часов в сутки.

Не устраивало москвичей и возникшее положение вещей, когда ретрансляция программ «ОРТ» была отдана «на откуп» местным государственным телерадиокомпаниям в областях Украины. В Москве справедливо считали, что такое решение негативно сказывается на имидже «ОРТ»: объёмы ретрансляции и набор ретранслируемых программ варьировался в зависимости от региона. При этом программы могли прерываться на полуслове местными рекламными врезками, качество которых совершенно не соответствовало тому уровню, на котором транслировались программы «ОРТ».

Кроме того, зарождающиеся киты украинского телерынка тоже хотели «кушать», другими словами – завоёвывать рейтинги и зарабатывать на рекламе. Не секрет, что рейтинг зарабатывался в те времена в немалой степени на трансляции модных фильмов, футбольных матчей и прочих спортивных событий, да и сейчас, чего греха таить, это не последняя составляющая рейтинга. Фильм и права на его показ можно купить, можно отправить своего корреспондента на Олимпиаду, а как заставить телезрителя посмотреть фильм, телешоу или футбольный матч на украинском телеканале «Икс», если этот же фильм и этот же матч выйдут в эфир на привычном «ОРТ»? Как привести на свой канал спонсора мирового значения, если этот спонсор уже работает с «ОРТ» и в том или ином виде уже присутствует на украинских телеэкранах?

Во избежание возникновения таких ситуаций среди телевещателей мира возник своего рода «кодекс детей лейтенанта Шмидта»: было решено, что определённые телепрограммы, фильмы и шоу лицензируются для показа на территории одной страны или на территории группы стран. Вот «ОРТ» и показывало такие программы на территории России, поскольку легально компания вела вещание именно там. Вещание в Украине велось де-факто, но юридически его здесь не было! Поэтому формально «ОРТ» ничего не нарушало. Так что же — просить руководство «ОРТ» не показывать в своём эфире такие программы? Смешно. Упрашивать каждую из областных телерадиокомпаний, занимавшихся ретрансляцией ОРТ в областях Украины, перекрывать в обязательном порядке какие-то фильмы и программы собственными блоками или обязать их полностью вырезать московскую рекламу? Не у всех ОГТРК была финансовая возможность выпускать программный продукт в необходимом количестве для того, чтобы перекрыть все нежелательные с коммерческой точки зрения программы «ОРТ». А технической возможности качественно вырезать московскую рекламу – так, чтоб в эфире не было накладок, дыр и перепадов звука – не было ни у кого. К тому же областным компаниям рейтинг также был нужен. И отказываться от трансляции на «своём» канале высокорейтингового футбольного матча на «ОРТ» только из-за того, что какой-то «дядя из Киева» возжелал показать этот же матч на своем телеканале, никто не хотел. И их объяснения звучали вполне логично, по крайней мере, для того времени: «Если вы хотите показывать этот матч или этот фильм в Киеве на своём телеканале,то показывайте. Но в нашей деревне ваш канал никто не смотрит, все смотрят только ОРТ, поэтому нам никто не может запретить показывать то, что мы хотим».
inter-progr-21-10-1996-plus-kanal-ukrainaИ здесь, само собой разумеется, никто ничего не мог поделать. Ни «большие дяди» из Киева, которые при таком положении вещей никак не могли влиять на программную политику ОГТРК, ни «большие дяди» из Москвы, с «ОРТ», которые справедливо разводили руками: «Мы официально в Украине не работаем, а с вашими телевизионными пиратами разбирайтесь сами».
Таким образом, единственным разумным выходом из сложившейся ситуации было создание в Украине телекомпании, которая взялась бы за распространение на территории страны программ «ОРТ» на легальной основе, то есть лицензионно очищенных, без чужой рекламы и спонсорских вставок единым пакетом для всех регионов. Данное решение вполне устраивало «ОРТ»: компания получала на территории Украины одного партнёра, с которым можно было вести прозрачный бизнес и программную политику которого можно легко контролировать. Устраивало такое решение и ведущих игроков на телерынке Украины: «ОРТ» , а точнее компания, представляющая его интересы в Украине, становилась таким же легальным вещателем, действующим в рамках украинского законодательства, в результате чего ничьи права нарушаться не будут.

Собственно, таким партнёром «ОРТ» на территории Украины и стала Украинская Независимая Телекорпорация, а наличие среди её учредителей самого «ОРТ» гарантировало последнему надёжность сотрудничества с компанией. Название и бренд, под которым Украинская Независимая Телекорпорация решила вещать в эфире – «Интер». За несколько лет руководство Гостелерадио Украины периодически высказывало пожелания по поводу создания в структуре Украинского телевидения специального телеканала – «УТ-Интер», на котором транслировались бы лучшие из лучших программ зарубежных вещателей. Но, поскольку государство не имело финансовых возможностей для создания новых каналов в структуре УТ, за дело взялись коммерческие структуры, которые и воплотили виртуальную идею в реальный телеканал, которому и было дано имя «Интер».

Продолжение читайте в следующей публикации.
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.