- Реклама -

Креативные идеи часто рождаются в экстремальных условиях. «1+1 Медиа» решили создать такие условия и объявили о проведении 16-18 октября Media Hack Weekend. Участников ожидают: 48 часов работы, реальные задачи, команда знакомых и не очень людей, кураторы от бизнеса, ну и чай-кофе, общение, пуфики для сна, призы, жесткий deadline и суровый суд. Организаторы обладают амбициями сделать этот хакатон крупнейшим в Украине. А, может быть, и во всем СНГ. О том, чем отечественный хакатон связан с «Аль Джазира», с чем и кому сюда стоит приходить, как парню из Чернигова встретиться с маркетинг-директором Intel и многом другом спецкор Mediasat Наталия Тютюненко поговорила с руководителем управления по разработке веб-проектов «1+1 Медиа» и идеологом проекта Future Media Lab Павлом Педенко.

Хакатон – это марафон, на котором специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо задачи. В нашем случае речь идет о медиахакатоне, т.е. решаться будут задачи на стыке технологий и медиа, а также синергии технологических и медийных брендов. Время проведения: 16-18 октября 2015 года. Место: Киев, Киностудия им. А. Довженко.

Мы понимаем, что сегодня веб-подразделения компаний впереди планеты всей по многим вопросам, в первую очередь – по нестандартному поиску людей и решений. Но, все-таки, как возникла идея сделать медиахакатон?

У нашего PR-отдела есть ежегодный проект, который называется питчинг идей «THE NEXT BIG THING». Компания ищет таким образом идеи для сериалов, новых проектов и т.д., а мое подразделение по digital-разработкам делает веб–площадки для проекта. Прошлой осенью, когда мы создавали очередной сайт питчинга, параллельно узнали о том, что в этом направлении делает «Аль Джазира». Оказалось, что у них есть интересный проект по поиску инновационных идей по нелинейным нарративам, новым формам подачи контента для своих историй. И мы подумали: а что, если взять концепт питчинга, который делают наши ребята, и добавить опыт «Аль Джазира»? Можно попробовать сделать конкурс идей и технологичных продуктов для медиа и продуктов, которые могут иметь синергию с медийными продуктами. Например, если мы говорим о Smart TV, то получаем практически бесконечное количество приложений, которые могут строить работу на медийном контенте.

Мы запустили сайт, на котором начали собирать идеи от людей, которые что-то делают в этом направлении. Какие-то из них – интересные, какие-то – совсем трешовые. Дальше стали общаться с партнерами, технологическими игроками, и поняли, насколько мало людей работает над созданием продуктов в этой области, хотя хорошие мозги есть. В итоге решили – давайте попробуем создать оптимальные условия для того, чтобы те, кому нужен продукт и те, кто может такой продукт сгенерировать, собрались и поработали вместе.

Главная цель хакатона – выстроить мостик между разработчиками и бизнесом?

Мы хотим, чтобы Media Hack Weekend стал общей площадкой, на которой технологичный бизнес встречался бы с медийным сектором, и они вместе думали о новых интересных продуктах. Мы пару месяцев вынашивали концепцию, думали: очень страшно было стать очередным проектом «обо всем». Ведь, когда мы говорим про интернет, фокус начинает размываться. Выбрали 4 направления:

  • большие объемы данных;
  • виртуальная реальность;
  • второй экран;
  • синхронизированный опыт.

Потом эти пункты разбили на подпункты, чтобы еще больше конкретизировать, и получилось 14 направлений помельче.

Направления, в которых можно проявить себя на октябрьском хакатоне:

– Большие данные. Оптимизация, аналитика, использование и управление информацией.
– Виртуальная и дополненная реальность. Новые способы создания контента и интеграции с ним.
– Второй экран. Как зритель может интерактивно взаимодействовать с «первым экраном» (телевизор) с помощью «второго экрана» (смартфон, планшет, ноутбук).
– Электронная коммерция. Сотрудничество «1+1 Медиа» и брендов-партнеров (сферы: путешествия, спорт, красота, здоровье, дети и т.д.).
– Приложения Smart TV. Создание специальных приложений для взаимодействия с контентом.
– Трансмедийный сторителлинг. Техника для рассказа одной истории на нескольких платформах СМИ.
– Мобильность. Близкая бесконтактная связь, облачные технологии, мобильные платежи, системы перечисления денег.
– Новые медиа. Новые пути создания и интеграции с digital контентом.
– Дизайн и разработка приложений. Создание новых интерфейсов и анализ поведения пользователя.
– Унифицированные коммуникации. Технологии RCS и веб RTC.
– Облачные технологии.
– Гейминг. Создание игрового контента.
– Видео. Создание развлекательного видеоконтента и видео нового формата.
– Синхронизация видеоконтента. Использование технологий «первого экрана», «второго экрана» и их интеграция с социальными сетями или игровыми механиками.

Понятно, что раз мы – медийная компания, то мы делаем или что-то самое новое или что-то самое большое. В данном случае у нас автоматически получается и то, и другое.

Говоря о самом большом хакатоне, с чем сравниваем?

В Украине хакатоны максимум — на 100-110 человек (из тех, в которых я участвовал или организовывал). Был один хакатон на 200 человек. Мы же планируем собрать 400.

Кого хотите увидеть на мероприятии?

Наш фокус – это разработчики, дизайнеры и все, кто работает с визуальной историей; это креативный сектор, те, кто могут продуцировать идеи; сотрудники медиакомпаний – журналисты, редактора и так далее. Они как раз хорошо понимают, какие приложения им необходимы. Также это – технологичные компании, которые занимаются разработкой и стартапы на ранних стадиях, которым интересно развиться, набрать команду.

Проект рассчитан на украинских специалистов?

Изначально мы думали, что он будет украинским. Но сейчас проект становится интернациональным, потому что регистрируются команды из России, Молдовы и так далее. Если нам удастся собрать то количество людей, которое мы запланировали, это будет действительно самое большое событие в СНГ. Если все пройдет хорошо, то в следующем году мы придадим Media Hack Weekend интернационального лоска и будем позиционировать его как самый большой хакатон в СНГ.

Как продвигаете событие, как ищете участников? Ведь прийти могут многие, но будут ли они теми самыми креативными и идейными?

Есть ряд СМИ, которые читает – смотрит наша целевая аудитория. Плюс – соцсети. Но самый главный источник людей – это личные презентации и встречи. Общаемся со специализированными группами, с университетами. Еще и поэтому – чтобы «просеять» людей – делаем платный вход – 400 гривен первые 100 билетов, потом – 500 гривен. Если ты делаешь мероприятие на три дня, грубо говоря, на 50 часов, ты должен точно понимать, как ты этих людей покормишь, обеспечишь их интернетом, энергетиками и так далее. Оплата за участие – это гарантия того, что человек точно придет, и мы сможем предусмотреть и просчитать, сколько чего понадобится. У нас и правда сложная задача сделать хакатон очень большим, и при этом – платным. Но продажа билетов идет, люди регистрируются. Например, есть такая команда – IoT Hub. Люди делают решения, которые связаны с устройствами, соединенными с интернетом. Они привезут свой проект.

Для, тех, кто не участвовал в хакатонах – пару слов о том, как все будет проходить.

Все начинается в пятницу вечером. Около пяти часов вечера мы открываем двери и до семи люди регистрируются, пьют сок, чай, кофе, знакомятся. После этого – официальная часть. Слова генерального директора о том, «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Мои слова о том, зачем и о чем наш хакатон. Потом – небольшая вдохновляющая сессия от менторов, которые принимают участие в проекте. Дальше – презентация идей, которые привезут с собой участники.

То есть, вы ждете людей, все-таки, с уже сформированными идеями?

На этот ивент могут прийти и люди, которые имеют идеи, и те, кто хотят и могут присоединиться к разработке чужих идей.

Что будет с правами на интеллектуальную собственность?

Все права на разработанные на хакатоне проекты остаются за разработчиками. После презентаций вокруг людей с идеями сформируются команды из тех, кто заинтересовался и хочет вместе эти идеи доработать. В ночь команды уходят финализировать концепты проектов.

Предполагается, что работа будет идти и ночью?

Да, это марафон на 48 часов. Но, поверьте, это реально круто. Могу говорить уверенно, так как я сам участвовал в таких марафонах. Ты очень концентрирован, у тебя мало времени, и ты понимаешь, что через 10 часов тебе нужно отдать готовый продукт. Не важно как, но ты должен свою часть работы сделать. Это очень фокусирует тебя на задачах.

Когда команда нашего отдела на хакатоне в Одессе заняла второе место, мы поняли, что за двое суток создали проект, который в традиционной корпоративной структуре делали бы, наверное, полгода, потому что нужно было бы пройти какие-то обязательные этапы, согласования, были бы задержки. А здесь вы сидите все за одним столом, принимаете решения сейчас и двигаетесь вперед, потому что у вас нет времени на раздумья. Как говорится, сделаем, а потом разберемся. Есть такое понятие у разработчиков – Continuous Integration. Это когда ты непрерывно что-то меняешь и усовершенствуешь, чтобы продукт работал хорошо, при этом разные части команды синхронизируются несколько раз в день, чтобы не случалось проблем при конечном объединении всех частей продукта. А программисты шутят, что переводится это в простонародье как «фигак, фигак – и в продакшн».

На самом деле часто оно так и есть – ты быстро что-то делаешь, оно работает «на костылях», но работает же! И у нас на хакатоне итоговыми презентациями будут презентации реально рабочих вещей, не концепта или презентации идеи в PowerPoint.

Что еще будет в графике мероприятия?

В субботу утром лидеры команд приходят на второй чек-пойнт. Они должны рассказать, какие идеи будут реализовать в ближайшие 48 часов. После чек-пойнта – уходим работать над проектами. Здесь подключатся менторы, которые смогут посоветовать – помочь.

Техника должна быть своя?

Да. Участники приходят со своими ноутбуками и другой необходимой для разработки идеи техникой.

В течение второго дня мы планируем еще один короткий чек-пойнт и мотивационную сессию от менторов с интересными, вдохновляющими историями. В восемь вечера – третий чек-пойнт, чтобы понять, что происходит и на каком мы все этапе. В ночь с субботы на воскресенье, скорее всего, сделаем игру. Будет много приезжих, часть останется ночевать на локации, для них мы продумываем энтертейнмент.

Спать участники снова не будут?

Предполагается зона отдыха для тех, кто захочет отдохнуть. Кроватей не обещаем, но какие-то кресла-мешки «на подремать» выделим. На локации также будет душ. Конечно, это не комфорт трехзвездочного отеля, но все, что действительно необходимо, будет.

В воскресенье утром у нас все начинается снова с чек-пойнта. Мы понимаем, что у нас с проектами, кто сошел с дистанции, а кто довел проект до конца. Дальше команда менторов отберет лучшие проекты на финальный скриннинг. Если у нас будет 300 человек, то это где-то 30-40 команд. Такое количество проектов мы явно не сможем показать. Поэтому на скриннинг попадут лучшие, и уже из них менторы выберут победителя.

Хочу сказать еще раз: мы показываем на финальном скриннинге готовые технические решения. Если это концепция виртуальной реальности, то мы специально разрабатываем стенд для того, чтобы ее можно было красиво показать. И важно, чтобы люди, которые приехали, были готовы сделать что-то действительно классное.

Чем будете мотивировать к деланию? Будет ли призовой фонд?

Призовой фонд нам предоставляют партнеры. На данный момент у нас призов собралось где-то на 300 000 гривен от Samsung и ITEC, и это еще не все, так как не все партнеры определились – подтвердили. Очень хорошая сумма для украинского хакатона на самом деле. Мы пока не говорим о деталях, потому что некоторые из них утрясаем. Конечно, когда делаешь большое мероприятие, всегда есть риск, что что-то пойдет не так, как планировалось. Но у нас команда мотивирована, и мы надеемся на успех.

Сколько человек в команде?

В данный момент активно вовлечено в процесс пятеро, плюс есть люди, которые не работают все время над проектом, но, при необходимости, уделяют ему время, подключаются. Мы очень маленькая команда с большими амбициями. Со временем команда разрастется, конечно же, но это уже ближе к мероприятию.

Менторы проекта. Кто эти люди?

Мы привлекаем 21 ментора, чтобы эффективно обработать то количество человек, которое будет на локациях. Сегодня мы можем сказать, что это будет три человека от «1+ 1 Медиа» (это главные люди по интернет-ресурсам плюс заместитель маркетинг-директора), представители Samsung (два ментора по проектам виртуальной реальности и два человека по Smart TV). Есть несколько ребят из инвестиционных компаний. Например, СЕО коворкинга «Платформа», руководитель инвестиционного направления Digital Future. Будет маркетинг-директор Intel, из start-up мира – совладелец проекта Blink, который поднял приличные инвестиции.

В Украине был этап, когда лучше «мозги» уезжали в Европу, Америку и так далее. Насколько сегодня большой потенциал в части разработок у нашего рынка? Интересно ли мероприятие большим компаниям?

Кто-то в свое время уехал, но люди есть. К нам сейчас приходят ребята из команд, о которых мы ничего не слышали, хотя основных людей по рынку знаем, вроде бы. И те, кто приходит, обладают потенциалом и представляют для нас интерес, как аудитория хакатона.

Тут скорее можно говорить о другой проблеме: есть хорошие мозги и руки, но куда их применить, не понятно. Поэтому мы с партнерами составляем кейсы, которые участники хакатона могли бы решать в том случае, если человек придет абсолютно без идеи, или ему не нравится ни одна из предложенных другими участниками.

Например, есть гейминг компания, перед которой стоит задача, связанная с организацией трансляций чемпионатов по видеоиграм. Это огромный рынок, который в этом году уже измеряется полумиллиардом долларов. Разработчик, который сделает для этого рынка рабочий продукт, станет знаменитым, так как решит проблемы миллионов людей по всему миру. Вопрос в том, что часто те, кто может разработать нужное приложение, даже не знают о том, что его нужно разрабатывать, что есть такая потребность.

Получается, что мы следуем западной модели, когда наука служит бизнесу. Бизнес приходит к ней с финансированием и своей конкретной задачей. Плюс – создание лифта для людей с мозгами и наработка базы талантов.

Да, по факту мы это и делаем, но еще пытаемся сделать из этого всего энтертейнтмент.

У нас, как и у любой компании, есть свои задачи, и, если мы найдем команду, которая сможет предложить интересное решение или работает в направлении, которое нам интересно, то мы будем или поддерживать эту команду, или работать для какой-то более тесной интеграции. Мы готовы к такому развитию событий. Так же настроены и наши партнеры. Это будет очень хорошее поле для нетворкинга. Потому что это будет история о том, когда люди, которые что-то делают руками, встречают других людей, которые умеют тоже что-то делать. Это не рекрутинг-мероприятие, куда идет хантить людей. Пускай у нас даже не получится набрать столько людей, сколько хотим, пускай их будет меньше, но они действительно будут делать реальный продукт.

Мы хотим сделать так, чтобы люди, которые сидят в Украине и смотрят только на запад как на источник дохода, понимали, что и здесь есть потребитель их товара. Ты можешь прийти на хакатон с идеей в пятницу вечером, а в понедельник уйти с первым корпоративным клиентом. Мы не обещаем, что это будет у всех. И мы вообще не знаем, будет ли приложение, которое будет, например, нам интересно. Но мы хотим, чтобы оно было, и мы морально готовы к тому, чтобы дать такой команде ресурсы, поддержку, и довести проект до конца.

Каким было самое яркое впечатление от участия в хакатонах?

Есть такой кейс. В Штатах проходится «Stupid Shit No One Needs@Terrible Ideas Hackathon». Его концепция – в том, что ребята приходят и делают какой-то явный треш. Например, тарелка спагетти, которая твиттит, когда ты ее ешь. Или шлем виртуальной реальности, который показывает, что у тебя за спиной. Или суперприложение, которое говорит тебе, когда ты держишь телефон, а когда ты его кладешь. Иногда, когда я прихожу на украинские хакатоны, мне кажется, что я попадаю как раз на «Stupid Shit No One Needs@Terrible Ideas Hackathon». Один раз ребята делали приложение, которое должно было помогать пользователю обрезать лозу винограда. Причем человек не мог объяснить, как оно работает. Строил какую-то сложную математическую модель, которая должна была моделировать рост виноградной лозы. На этом хакатоне я был ментором, смотрел на их работу и за два дня так и не понял, ни как эта модель работает, ни какие проблемы она решает. Все, что мне показала команда за эти два дня, – фотку винограда на белой простыне. Иногда люди делают реально какую-то жесть, но это тоже нормально. Потому что хакатон – это не про деньги и не про призы. Это про нетворкинг, про возможность увидеть людей, которых ты не увидишь в своей обычной жизни. Как стартаперу, который сидит где-то в гараже в Чернигове, встретиться с руководителем информационного бизнеса «1+1 Медиа»? Но, пообщавшись на хакатоне, они могут вместе что-то сделать интересное.

- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram
Наталия Тютюненко
Журналістка, комунікаційниця.