- Реклама -
Часть 1Как начиналась большая история маленького экрана
Часть 3Траектория развития телевидения – как будет урегулирована «Интернет-шумиха»?

 

Сегодня телевидение находится в состоянии боевой готовности и лучше, чем когда-либо раньше.

Телевидение существует всего лишь неполные сто лет, однако его влияние на культуру и общество неоспоримо. В предыдущей статье, опубликованной в мартовском номере за этот год, мы постарались разобраться, как же телевидение оказалось тем, чем оно является сегодня. Для этого мы совершили путешествие по долгому и извилистому пути, среди антенн, чёрно-белых программ, информационных и спортивных передач, вещательных форматов, видеокассет и пультов дистанционного управления.

Сегодня привычное для нас телевидение столкнулось со многими трудностями. После долгих и моногамных отношений между кабельными/спутниковыми провайдерами и зрителями в мир телевидения ворвался Интернет. И вся сила власти над экраном вновь возвратилась к потребителю.
Сейчас зрители в замешательстве взирают на всё то, что происходит в мире видеоконтента – начиная от развития приемного оборудования, на котором его просматривают, и заканчивая теми услугами, за которые они платят (если они вообще за что-либо платят). Баланс сил нарушен, и пока на горизонте не видно достойного решения возникшей проблемы.

Панель на органических светодиодах, представленная фирмой Samsung на выставке CES.
Панель на органических светодиодах, представленная фирмой Samsung на выставке CES.

Экраны в медленном увядании

Побродив несколько лет по рядам магазинов, где на полках мерцали экранами HD-телевизоры, изучив цифры на ценниках, потребители, наконец, начали скупать эти самые модели, дающие возможность наслаждаться изображением высокой чёткости. HD-телевизор в доме – давно уже не редкость, однако зрителям хочется иметь экраны с большей диагональю.

На протяжении долгого времени плазменные телевизоры стабильно выигрывали в плане качества, особенно, если речь шла об экранах больших размеров. В частности, это было обусловлено тем, что было сложно создать пристойный ЖК-экран с диагональю более 40 дюймов. Сегодня плазмы постепенно отходят в тень, уступая место массивным ЖК-панелям, созданным на базе светодиодов, которые завоёвывают пространство на стойках, стенах и полках.

К слову, несмотря на то, что экраны ЖК-телевизоров стали значительно больше, они практически не набрали в весе. И всё это потому, что использование светодиодов позволяет делать панели невероятно тонкими – толщиной всего в пару дюймов. Впрочем, такой комфорт, конечно, стоит денег.

Конечно, это не значит, что в современном мире совсем не осталось места для плазменных телевизоров. Хотя, конечно, за ними тянется шлейф дурной славы, связанной с выгоранием экранов (впрочем, в современных моделях такой проблемы уже не существует). Некоторые модели плазменных телевизоров по-прежнему позволяют достичь лучшего баланса цвета и чёрных тонов, чем большинство ЖК-панелей, да и цены на плазменные экраны за последнее время заметно снизились.

Панели на органических светодиодах, похоже, стали новой грандиозной вехой в сфере развития телевизора. В настоящее время они продаются по цене наиболее сложных медицинских процедур – представленная в январе этого года 55-дюймовая панель дебютировала с ценой 12 000 американских долларов. Однако высокие цены на такие модели в какой-то мере оправданы их беспрецедентной тонкостью. Органические светодиоды (или же OLED) способны излучать свет под воздействием проходящего через них электрического тока, что делает ненужным дополнительную подсветку.

Каждый пиксель в OLED-экране представлен отдельным светодиодом. Для того, чтобы получить чёрный цвет, достаточно всего лишь выключить один такой диод и совсем не нужно избирательно затенять подсветку экрана. Таким образом, панель на органических светодиодах позволяет передавать чёрный цвет гораздо лучше, чем это возможно на ЖК-экранах или светодиодных панелях.

Панели на органических светодиодах также отличаются большей гибкостью, что даёт возможность создавать экран причудливо изогнутой формы – как в моделе, которую представила на CES фирма Samsung. Это попытка достичь псевдо-IMAX-эффекта. И хотя попытка даёт лишь частичный эффект в настоящее время, технически уже возможно создание массивных, изогнутых экранов (то есть одного непрерывного IMAX-экрана).

Стоящий на подставке телевизор на органических светодиодах производства Samsung. Цена – 40 000 американских долларов.
Стоящий на подставке телевизор на органических светодиодах производства Samsung.
Цена – 40 000 американских долларов.

Нельзя говорить о современном состоянии телевидения, не упомянув об относительно неудачном опыте внедрения трехмерного телевидения. 3D-телевизоры начали появляться на рынке около трёх лет тому назад и поначалу вызвали некоторое воодушевление. И хотя данные устройства прогрессировали от необходимости использования специальных очков для просмотра трёхмерного изображения до телевизоров, позволяющих делать это без каких-либо дополнительных устройств, в целом технология, похоже, потерпела фиаско. Появление 3D-телевизоров не стало толчком к массовому появлению интересного 3D-контента, который заставил бы потребителей массово покупать такие модели. По сути, 3D-телевизор сегодня по-прежнему воспринимается как нечто из серии волшебных трюков.

Тем не менее во многих современных телевизорах присутствует возможность поддержки 3D-формата. Таким образом, потребители часто покупают телевизор с 3D-функцией, даже не задумываясь об этом. В целом же в появлении данной опции трудно усмотреть что-либо большее, чем простой рекламный трюк, имеющий своей целью оживить продажи телевизоров и привлечь потребителей в магазины, куда они последний раз массово бежали после появления HD-панелей. Однако, на самом деле, для этого надо было бы также обеспечить поддержку нового стандарта со стороны производителей контента. Как бы там ни было, 3D-телевизоры не смогли привлечь должного внимания, однако очередное повышение разрешения изображения, возможно, сможет сделать то, что оказалось не под силу трёхмерному видео.

Телевидение сегодня стоит накануне очередного грандиозного прыжка в истории развития экрана – от “HD” (720-1080p) к “Ultra HD” (4K-8K). 4K, который по сути является форматом 2160p, и 8К, который представляет собой разрешение 4320p, громко заявили о себе на выставке CES, в рамках которой состоялось множество презентаций возможности трансляции экстра-чёткого изображения на экранах со сверх-высоким разрешением.

3D-очки: аксессуар, который вы (вероятно) не хотели иметь у себя в гостинной
3D-очки: аксессуар, который вы (вероятно) не хотели иметь у себя в гостинной.

В настоящее время эти телевизоры, впрочем, страдают от тех же проблем, с которыми столкнулся HD-форматом более 10 лет тому: экраны выглядят впечатляющее, но пока нет контента, который можно было бы на них смотреть. Сегодня немногие компании начали выпускать 4К-контент, однако постепенно их количество растёт. 4К, впрочем, станет серьёзным препятствием для развития потокового контента – в силу своей высокой требовательности к скорости и ширине полосы.

Однако в то время как телевизоры становятся тоньше, изящнее и изысканнее, наше сознание постепенно занимает нечто иное. И это всё благодаря Интернету и более привычной для него среде обитания – нашим компьютерам.

Кажется, на одного желающего отключиться от кабельного ТВ приходится до десяти упоминаний о таком желании в новостях, тем не менее телевизор как явление начинает страдать от ухода зрителя от кабельного ТВ и физических носителей. Среднестатистическому зрителю ситикомов жалко тратить деньги и время на то, чтобы разобраться с тем, как передать изображение нужного телеканала с его сайта или с порталов Netflix, Hulu и Redbox на большой экран. Гораздо легче и проще смотреть это на мониторе своего компьютера.

Вот где оказался телевизор в конце долгого пути своего развития: необходимость в содержащемся в нём тюнере для приёма каналов из эфира, спутника или кабеля постепенно отпадает, а для всего остального можно использовать обычный монитор.

Смарт-телевизоры: пока ещё недостаточно умные

Впрочем, некоторые производители отказываются подчиняться судьбе. Такие компании как LG и Samsung начали разрабатывать телевизоры с «умными» интерфейсами, которые способны значительно расширить функциональность этих аппаратов. Такие телевизоры включают в себя электронные программные гиды, браузеры и способны поддерживать работу с большинством социальных сетей. А кроме того, такими телевизорами можно управлять по-новому – с помощью жестов, голоса и инновационных пультов дистанционного управления, снабжённых тачпадами.

Эти производители, похоже, не собираются уступать место другим компаниям и в плане предложения контента, стремясь предоставить покупателю нечто большее, чем простое устройство для отображения продукции, поставляемой другими провайдерами.
Появление платформы Google TV стало одной из попыток агрессивного выхода на рынок смарт-ТВ. Создатели Google TV надеялись, что производители смарт-телевизоров начнут активно сотрудничать с проектом, сделав его основной платформой для своих аппаратов. Однако этого не случилось. В то время, как компания LG продолжает поддерживать тесные отношения с Google TV, и даже объявила на CES о выходе нескольких моделей, «заточенных» под платформу, такие компании как Vizio, Hisense и Sony в той или иной мере отказываются от поддержки платформы. Компания Samsung вначале выпускала аппараты с предустановленным приложением для работы с Google TV, однако сейчас разрабатывает и продвигает собственный интерфейс смарт-ТВ.

Мы вряд ли станем защищать дистанционный пульт с более чем двадцатью кнопками в качестве главного средства управления телевизором. Однако если он ограничивает удобство управления телевизором, то интерфейс смарт-ТВ пытается его облегчить. И пользователю теперь предстоит выбирать, что легче: перелистывать страницы на экране, двигая рукой по тачпаду, или произнести «следующая страница!» в микрофон? Что легче – переключать канал, нажав на соответствующую кнопку пульта, или сделать это с помощью жеста? Смарт-телевизор предложит вам столько навороченных опций для управления, что, возможно, кому-то захочется отмахнуться от них и взять в руки обычный пульт с кнопочками и с его помощью войти в это «дурацкое» и «заторможенное» меню…

Производители оборудования пытаются удержать свои позиции с помощью выпуска «умных» телевизоров, однако некоторые из этих попыток выглядят весьма неуклюже.
Производители оборудования пытаются удержать свои позиции с помощью выпуска «умных» телевизоров, однако некоторые из этих попыток выглядят весьма неуклюже.

Старая гвардия: кабель и спутник поднимают мечи

Ранее стоящий в гостиной телевизор с подключенным к нему кабельным или спутниковым сет-топ-боксом был обычным явлением. Если мы видели телевизор, который не был подключён к кабелю, это означало, что хозяин телевизора либо использует его исключительно для просмотра видео, либо его полностью удовлетворяет эфирное телевидение. Такого человека считали бы несколько странным, относились бы к нему с настороженностью и вряд ли пригласили бы на просмотр интересного сериала.

На данный момент в США картина существенно изменилась. Гиганты рынка кабельных и спутниковых услуг – такие, как Comcast, Time Warner, Dish Network, DirectTV и Cox, ранее имевшие большое влияние, начинают терять свои позиции из-за слишком высоких цен на подписку. В последнее время пользователи могут получить кабельное ТВ и доступ в Интернет в одном пакете по цене порядка 90-100 долларов в месяц. С изменением отношения пользователей к способам доступа к медиаконтенту провайдеры кабельных сетей поняли, что закончилось то время, когда они могли спокойно «впаривать» клиенту примитивный сет-топ-бокс и неудобный программный гид. Теперь им приходится значительно расширить перечень предлагаемых услуг для того, чтобы выжить в сложившейся новой реальности.

К примеру, компания Dish предложила своим клиентам «Hopper» — услугу, позволяющую автоматически записывать весь прайм-тайм четырёх главных каналов сети. Ещё одна услуга – «AutoHop» — позволяет клиентам компании смотреть телепрограммы без рекламных блоков. Также Dish предлагает своим абонентам интеграцию с устройством «Slingbox», позволяя пользователям смотреть через Web-интерфейс записанный ими контент и трансляции каналов из пакетов Dish.

Компания Comcast объявила о выпуске сет-топ-бокса X1, который позволяет сохранять контент в «облаках». X1 предлагает хранилище объёмом 500 Гб, интеграцию с аккаунтами в сервисах Twitter, Pandora и Facebook. Компания планирует значительно улучшить платформу, выпустив приставку X2, которая предложит программный гид, функционирующий подобно Web-сайту, поддержку голосовых команд управления, а также предустановленные приложения, информирующие о погодных условиях и ситуации на дорогах.

Time Warner также планирует добавить в новые версии своих сет-топ-боксов функции персонализации и рекомендации программ. Однако в данном плане операторы кабельных сетей сильно отстают от Интернет-сервисов, поскольку многие провайдеры Интернет-ТВ потратили годы на разработку новых функций, алгоритмов и прочих «фишек», направленных на лучшее понимание требований клиентов.

Интернет становится ближе

Едва ли не самый сильный удар по позициям кабельного ТВ нанесла компания Aereo. За абонентскую плату в 8 долларов в месяц она предлагает своим абонентам возможность просмотра эфирных каналов и DVR-услуг, а также Web-интерфейс, доступный на многих устройствах. Вещательные компании сбиваются с ног, пытаясь заманить Aereo в ту или иную правовую ловушку, однако Aereo с успехом их обходит. Компания выглядит настолько непобедимой, что Time Warner рассматривает вопрос о том, чтобы воспользоваться помощью Aereo в решении собственных судебных тяжб.

 По мнение старейших медиа-компаний США, сервис Aereo делает доступ к ТВ слишком лёгким.
По мнению старейших медиа-компаний США, сервис Aereo делает доступ к ТВ слишком лёгким.

Если не зацикливаться на просмотре прямых трансляций, то можно найти достаточное количество других способов получения телеконтента без помощи кабельных сетей. В частности, вместо того, чтобы ждать каждый новый выпуск популярного телешоу, можно за пару долларов в месяц получить «комплексный обед», составленный из всех выпусков за сезон. Немалое количество молодых людей с удовольствием выберут именно этот способ просмотра – в стиле дядюшки Эдди из национального памфлета «Каникулы в Вегасе».

Одной из компаний, которая устала быть стеснённой оковами кабельного ТВ, является HBO. Данная компания долгое время была подобна принцессе, заточенной в высокой башне в ожидании принца в лице кабельного подписчика. С появлением потокового каталога «HBO Go» башня не стала ниже, однако «HBO» соорудила в ней некое подобие лифта, и каждый имеет ключ в комнату принцессы.
HBO-GO«HBO Go» не предлагает всего, что когда-либо произвёл данный телеканал, однако пользователям доступна значительная часть архива программ. Это значит, что всякий, кто, помимо подписки на кабельный пакет, имеет установленное приложение «HBO», вскоре увидит, что его аккаунт на «HBO Go» переполнен посещениями друзей, друзей друзей, коллег по работе, детей, доставщиков пиццы, случайных прохожих и бывших возлюбленных, которые давно прервали общение, но будут весьма недовольны, если им не дадут посмотреть последний сезон сериала «Прослушка» по причине разбитого сердца.huluhulu_logoHulu, в особенности его подразделение с добавочкой «плюс», при распространении потокового контента старается уважать статус-кво традиционного ТВ. Сервис предлагает подписчикам огромный каталог телепрограмм – свежих, старых и совсем уже ретро. Однако если вы не являетесь платным подписчиком, вам придётся столкнуться с рядом ограничений. В некоторых случаях для промо-просмотра доступна лишь часть последних выпусков, в других – программы выкладываются с 30-дневной задержкой.

Поскольку Hulu является совместным предприятием, созданным несколькими вещательными компаниями (среди которых — NBC и News Corp), политика компании проводится таким образом, чтобы не слишком вторгаться на территорию традиционного ТВ.

NetFlix-On-Your-TeleBoxНа другом конце мира потоковых предложений живёт старый добрый Netflix. До недавних пор Netflix и телевизионный контент не имели ничего общего. Проект «The Watch Instantly» от Netflix в первую очередь предлагал просмотр фильмов. Однако в последнее время Netflix имеет привычку выкладывать предыдущие сезоны текущих телепрограмм. В частности, они появляются в сети Netflix за несколько недель перед началом нового сезона. Это, в свою очередь, помогает зрителям освежить память и возродить интерес к тому или иному шоу, а также восполняет пробелы у тех, кто пропустил премьеру. В итоге у программ появляются новые поклонники, а очередной сезон получает дополнительную рекламу (создатель сериала «Во все тяжкие» Винс Гиллиган даже высказал свою благодарность потоковому сервису за содействие в популяризации сериала).

Netflix также начал снимать собственные сериалы, среди которых были такие проекты, как «Карточный домик», «Хемлок Гроув» и возрождённый сериал «Замедленное развитие». Реакция критиков на них была неоднозначной – от ошеломляюще позитивной до откровенно негативной. Однако начало выпуска собственного контента сделала Netflix менее зависимым от контрактов с владельцами прав на контент и, соответственно, более привлекательным для инвесторов.

amazon-com-logoКомпания Amazon также решила заняться производством собственных сериалов. Впрочем, она подошла к этому процессу крайне осторожно, тестируя каждый из них путём выпуска пилотных серий и запуская в производство самые успешные проекты. Чем дальше компания продвигается в этом процессе, тем больше появляется успешных проектов.

Проект Amazon Prime Instant Video распространяет гораздо больше контента на основе индивидуальной платы за просмотр, чем другие компании, предлагающие платный просмотр и закачку части видеоконтента и бесплатный доступ к другим фильмам и клипам. Этот факт, при цене за подписку 79 долларов, делает услуги Amazon не очень удобными для потребления.amazonВ этом плане Amazon Prime очень близок к iTunes, который не предлагает ничего для потокового просмотра, а лишь для платной закачки (иногда – в виде полной подборки за сезон или пакета фильмов). Однако iTunes также предлагает отложенный во времени просмотр контента по сезонам, что позволяет смотреть тот или иной эпизод программы либо сериала на следующее утро после его выхода в эфир. С iTunes мы завершаем полный жизненный цикл телевидения: цифровой, онлайн-контент, имитирующий реальное, живое телевидение, не являясь таковым на самом деле.

«Медиа-коробочки»

Хотя Web-телевидение живёт, главным образом, в Интернете, ничто не мешает ему прыгнуть на большие экраны, стоящие в гостиных. Автономные, специализированные гаджеты вместе с игровыми консолями, доработанными для поддержки видео-контента, успешно завоёвывают рынок.

Медиаприставки от Roku (стоимостью от 49 долларов) и Apple (по цене 99 долларов) выступают в качестве путеводных знаков, показывающих куда следует двигаться при выборе совместимого устройства таким сервисам, как Hulu и Amazon Prime Instant Video (в случае с Roku) или iTunes (в случае с Apple). И они весьма недороги. И хотя эти приставки пока не стали всеобщим трендом, не уводят толпы пользователей от привычных кабельных сет-топ-боксов, они являются хорошей альтернативой мультимедийному компьютеру (HTPC) или более навороченным сетевым проектам.

Apple TV и Roku ладят между собой лучше, чем вы могли бы предположить
Apple TV и Roku ладят между собой лучше, чем вы могли бы предположить

Игровые консоли – такие как XBox 360, PlayStation 3 и Wii – вышли из тени, чтобы предложить своим пользователям доступ к популярным видеосервисам. Все они предоставляют доступ к Netflix, а также предлагают свой собственный контент. Впрочем, Xbox требует 60 долларов в месяц за «золотую подписку» за доступ к потоковому видео, и это многим не нравится. Поэтому, возможно, компании Microsoft придётся ещё хорошо подумать – стоит ли после выпуска следующего поколения консолей взимать какую-либо плату за доступ к телевизионному или эксклюзивному контенту?Xbox_360_S ps3_01 Wii-ConsoleВо многих домохозяйствах эти консоли также заменяют привычные медиаплееры с учётом немного изменённого способа доступа к контенту. PS3 может заменить Blu-ray плеер, а XBox 360 служит вместо DVD-плеера.

Разумеется, на рынке по-прежнему есть много специальных плееров для этих форматов. Чёрт возьми, кое-где можно найти даже древние видеомагнитофоны. Однако, чем более цифровыми становятся медиа, чем больше их доступно для закачки или просмотра по подписке, тем слабее позиции этих плееров на рынке.

В консоли Xbox One компания Microsoft сделала максимальный упор на поддержку медиа-функциональности. Сможет ли она удовлетворить потребности абонентов кабельных сетей, вывести на рынок собственный эксклюзивный контент и привлечь другие потоковые службы?
В консоли Xbox One компания Microsoft сделала максимальный упор на поддержку медиа-функциональности. Сможет ли она удовлетворить потребности абонентов кабельных сетей, вывести на рынок собственный эксклюзивный контент и привлечь другие потоковые службы?

Время для восстания…

Несмотря на то, что каждый известный нам аспект телевидения находится в состоянии быстрого изменения, сфера ТВ по-прежнему является полем битвы. Старые тяжеловесы остаются на своих позициях – это производители «железа», кабельные операторы и крупные телекомпании. Периодически они напоминают о себе, инициируя судебные процессы против таких компаний, как Aereo или услуги «Hopper» от Dish.

Помимо этого, они изо всех сил стараются адаптироваться к новой реальности – как в случае с Hulu и смарт-ТВ. С одной стороны, они не собираются сдавать свои позиции, но с другой, они и не борются открыто против инновационных технологий, да и не особо стремятся следовать им. Поэтому, в целом, складывается такое впечатление, что главной их целью является не развитие, а простое сохранение нынешнего статус-кво.

На их фоне компании, работающие в Интернет, а также прочие инновационные службы и проекты стремятся максимально перестроить мир телевидения, а также исправить те ошибки, которые телевидение накопило за свою историю. В частности – стабильную и жёсткую программную сетку заменяет возможность видео по запросу и просмотр в удобное время (Netflix, iTunes и Hulu). Они предлагают низкие цены (иногда – всего лишь пару долларов в месяц) за доступ к контенту – на фоне заоблачных цен на услуги кабельных операторов. А кроме того, они стараются демократизировать процесс телепроизводства, бросая вызов крупным телестудиям. Мы имеем в виду оригинальные сериалы от Netflix и оригинальные программы от Amazon Prime Instant Video.

И теперь нам остаётся следить за тем, что же будет дальше – как «телевизионная пыль» распределится между Интернетом и миром старых медиа, какие устройства мы будем использовать, чтобы смотреть ТВ и видео, как они будут взаимодействовать друг с другом? Так что – остаёмся на волне!

Ли Хатчинсон

- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram