Телеведущие – личности разносторонние. Они постоянно пробуют себя в новых направлениях и развиваются не только в рамках основной профессии. Тренд последнего года – съемки документальных фильмов о происходящем в Украине. Ведущая прямого эфира телеканала «112 Украина» Ксения Смирнова приняла участие в съемках такого проекта, и сняла свой маленький документальный фильм о переселенцах. Насколько это было сложно, чему научили ее съемки документального фильма, а также о самых сложных и трогательных моментах в работе над ним она рассказала корреспонденту Mediasat.
О пути к увлечению режиссурой—драматургией
Был такой период в жизни, когда я занималась легким творчеством. Просто писала сценарии роликов для рекламного отдела теле— и радиокомпаний. Что—то пошло, что—то – нет. Но, в общем, это мне было очень интересно, особенно – игровые ролики. Вот так по чуть—чуть набивала руку, а, попав на канал, пришла к более серьезной работе. И получила массу удовольствия! Но это, правда, я уже осознала постфактум. Во время работы было тяжеловато.
О первом проекте
Это был кусочек большого фильма под названием «14». Четырнадцать журналистов, ведущих телеканала из тех, кто захотел поучаствовать в проекте, сделали по маленькому десятиминутному фильму. Каждый выбрал тему, которая его больше всего зацепила в 2014 году, и пытался рассказать о ней через призму своего понимания и видения. Мне, как тогда показалось, досталась «легкая» тема – переселенцы. Когда захватили СБУ в Луганске, я решила своими глазами увидеть происходящее: взять микрофон, планшет и пообщаться с людьми на площади. И поехала в Луганск. У меня в этом городе было очень много друзей, которые и помогли с организацией присутствия. В общем, тогда я увидела все происходящее изнутри, а сегодня у меня дома живут двое переселенцев из Стаханова (Луганская область). Благодаря им я получаю инсайдерскую информацию и знаю о том, что там происходит, даже больше, чем мы все слышим с экранов телевизора. Меня это затрагивает до глубины души, я радуюсь, когда в студии удается задать конкретный вопрос нашим гостям, даже если они пытаются уйти от этой темы.
В общем, свой фильм я решила снять не в стандартном формате, показав хронологию событий, а именно через призму человеческих судеб. Нашла несколько героев, каждый из которых, так или иначе, пострадал от происходящего. Я ездила в лагерь беженцев, общалась с парнем из Донецка – художником, который попал дважды в плен к боевикам. Он рассказывал о всех издевательствах, через которые прошел. Это – тот самый художник, который нарисовал Гиркина. Помните карикатуру «Just do it»? Мы встретились уже в Киеве. Но я не включила в фильм самые страшные моменты, хотелось оставить людям веру друг в друга и в лучшее.
Об оценке собственной работы
Когда мы сделали этот фильм, я поняла, что подняла уровень продаж на Петровке, ведь скупила все возможные книги по режиссуре документального кино. Теперь мне очень хочется этим заниматься.
Фильм получился эмоциональный. Когда я увидела готовую работу, то поняла, что это просто кайф – вот так сделать. И пусть это недолго, всего лишь 10 минут, но главное – что были эмоции и сопереживание, и что ты сделал что—то, чтобы зрители не делили людей на украинцев и «донецких» или «луганских». А увидели настоящих людей и условия, в которые те попали, реальные слезы, реальные ожидания. Причем я так удивлена, что эти люди, прошедшие все круги ада, в финале нашего интервью сказали, что верят в лучшее. Они прошли все психологические стадии: разочарования, озлобленности, безразличия и сейчас – это смирение, которое говорит лишь об их вере. Даже в таких условиях и с таким жизненным опытом они благодарны, что живы.
О сложностях в работе над документальным фильмом
Тот сценарий, который изначально написала, был совершенно другого формата и другой тематики, чем фильм, получившийся в итоге. Сценарий назывался «Театр марионеток». И первые стендапы вообще—то должны были сниматься в кукольном театре. Мы хотели искать кукловодов, которые руководят всеми военными действиями и копать закулисье всего того, что происходит. Может быть, когда—нибудь мы эту идею воплотим. Но это же первая проба пера, поэтому немножко был где—то перебор: всего хотелось сразу и много. Я очень благодарна нашим продюсерам и режиссерам, тем, кто помог выбросить лишнее. Ведь творческому человеку кажется, что все надо обязательно поместить в фильм, а вот эти люди помогли отсечь лишнее.
О командной работе
Вместе со мной над фильмом работали те же ребята, с которыми мы трудимся на канале «112 Украина». Было очень сложно, аврально, ведь все четырнадцать человек одновременно начали снимать свои фильмы, а количество камер и операторов – ограничено. Поэтому было много дополнительных смен, в том числе – ночных. Со мной работали две съемочные группы, по пять человек в каждой. И плюс режиссер монтажа, который находился в студии.
О драйве
Это не просто драйв! Сначала был момент усталости, ведь у всех же свои смены на телеканале, у кого—то – утром, у кого—то – вечером, а у кого—то есть и вторая работа, дополнительная. Но мы все не просто загорелись идеей сделать документальный фильм, а просто выгорели в тот момент в ноль. Съемка проходила перед Новым годом, усталость накопилась дикая. Но сейчас, когда мы встречаемся с ребятами—операторами в коридоре (хотя это происходит редко, ведь они постоянно на выезде, а мы всегда в студии), то вспоминаем именно о том, как же было классно. Вспоминаем то, что не сразу давалось, как хохотали на Андреевском спуске, как переписывали дубли. Как мы мерзли, ведь нужно было четко вписываться в сюжетную линию, а одежда не всегда соответствовала сезону. Но ты улыбаешься, вцепившись в свое колено, сжав зубы, и бодро говоришь текст на камеру. Съемочной группе это видно, а зрителю – нет.
О самом эмоциональном моменте съемок
Был случай, который тронул всю съемочную группу. Мы приехали в лагерь беженцев под Киевом. Условия – ужасающие, зима, было очень холодно, особенно – в неотапливаемом помещении, где жили эти люди. Две семьи. У одной – пятеро детей, у другой – четверо. Маленькая комната, все вокруг – как на базаре или вокзале, – в котомках. Мы еще и попали в тот момент, когда проходили веерные отключения и в помещении ко всему же, не было электричества.
Какая—то женщина, соседка, дала одному из детей, маленькому мальчику, горсть карамелек. Он пришел, вывалил их на диван, а остальные дети начали хватать эти конфеты. И был момент, который просто «вырубил» нас всех. Его сестричка начинает ни с того ни с сего одеваться. Когда мама спросила ее, куда она собралась, ребенок ответил: «Нужно пойти и сказать тете спасибо!». Поверьте, это было очень трогательно. Эти дети в таком маленьком возрасте уже чуть по—другому воспринимают мир, чем их ровесники, и чувствуют человеческое тепло намного тоньше, чем мы. Этот случай нашей команде запомнился больше всего, и именно он стал самой эмоциональной точкой фильма.
О новом фильме
К августу планирую сделать фильм, приуроченный Дню независимости Украины. Времени еще достаточно, идей много, поэтому сказать точно, каким будет этот фильм, пока трудно. Но могу заверить, что копать мы будем глубоко в прямом и переносном значении этого слова. Ну а в каком направлении – пусть остается загадкой.
Справка:
Фильм собственного производства «14» был представлен телеканалом «112 Украина» 1 января 2015 года. В нем 14 ведущих и корреспондентов телеканала в 14 авторских сериях рассказали про наиболее важные события, которыми запомнился 2014 год. Над проектом работали около 2 месяцев, для многих это был первый опыт в документальном формате.
Над фильмом работали:
- авторы: Абрамович Елена, Ананов Алексей, Влащенко Наталия, Галушка Юлия, Голованов Василий, Иваненко Анна, Орловская Светлана, Пиленко Богдан, Полуев Владимир, Пяскивская Ксения, Середа Антон, Смирнова Ксения, Трыкова Виолетта, Руно Роксана, Щолычева Алла;
- операторы: Диденко Анастасия, Лугарев Дмитрий, Майстренко Екатерина, Опара Леонид, Соколовский Дмитрий;
- режиссеры: Грицай Андрей, Мусин Павел, Смаглюк Вадим, Тимченко Сергей, Туровцева Елена;
- ассистенты режиссеров: Колыхалов Андрей, Малишеский Александр, Хитрый Константин;
- звукорежиссеры: Бутрименко Виталий, Глиняный Дмитрий, Гриненко Михаил, Ершов Дмитрий, Лебедь Александр, Лобанец Роман, Луценко Евгений, Миргородский Константин, Мороз Владимир, Пономарев Андрей, Татарчук Олег.