С днем 3G, дорогие товарищи!

3G в Украине
- Реклама -

Подводя итоги Дню 3G, хочу отметить один момент. Часто упоминаю его в каментах, но в дискурсе не наблюдаю. Хотя может он очевиден. Но тогда бы не наблюдалось вопросов «зачем такая возня за 3G, когда весь мир использует 4G».

В ежедневном мониторинге прессы много сообщений о запуске новых LTE-сетей, в частности, в РФ. Так вот, большинство этих LTE-сетей запускается в диапазонах 1,8-1,9, и 0,8-0,9 ГГц. То есть, в тех, где а) сеть уже частотно спланирована, и б) покрытие приемлемо. Диапазоны 2,3 и 2,5 ГГц тоже используются, но как вспомогательные «емкостные» в местах перегрузок (хотя есть сети и только на них, но нишевых игроков).

Для того, чтобы запустить LTE в 1,8 ГГц нужно освободить его от GSM (ваш КО). В GSM он используется для увеличения абонентской емкости сети. Но UMTS в 1,9-2,1 имеет еще большую абонентскую емкость. Поэтому он нужен операторам именно для освобождения 1,8 под LTE, и именно под голос, а не под данные!

Операторам 3G действительно не очень нужен как таковой, их интересует именно 4G — на нем возможен максимальный заработок на трафике и качественно новых сервисах. Но обойти они его в данной частотной среде не могут (вот если бы был готов цифровой дивиденд — тогда был бы другой расклад). Конечно, 0,9/1,8 ГГц можно использовать под LTE только после нормативного введения технологической нейтральности — введения лицензии только на частотный диапазон, без указания радиотехнологии.

Эта двухходовка очевидна, и будет иметь ряд следствий и интриг.

1. Каким быстрым будет запуск UMTS (операторы заинтересованы быстрее).

2. Как безболезненно и насколько принудительно будет проходить свертывание GSM-1800.

И главная интрига…

3. На каких условиях будет введена технейтральность — с оставлением за операторами существующих лицензий (без рефарминга) или с перевыдачей операторам новых «только-частотных» лицензий, соответственно, с перераспределением частотных диапазонов (с рефармингом).

Пояснять, каким операторам выгоден первый вариант, а каким второй, думаю, не надо. Но битва за 3G будет отдыхать.

Есть еще интрижки:

4. Продажа операторов, имеющих «простаивающие» лицензии в 2.3, 2.5 и 3.4 ГГц — эти полосы понадобятся «большой тройке» для carrier agregation и пресс-релизов (часто читаю такие по РФ) «наша LTE-сеть в таком-то городе обеспечивает скорость 600 Мбит/с!». Будут востребованы и полосы 1.6-1.7, а также 1.9 ГГц.

5. Таки цифровой дивиденд — за него могут ухватиться проигравшие битву за рефарминг, хотя емкой сети в нем не построишь.

6. Какие маркетинговые ходы будут применяться для мотивации пользователей:
а) сменить тарифные планы;
б) сменить устройства.

P.S. Госспецсвязи, на самом деле, с нетерпением ждет появления LTE, потому что только на этих сетях можно построить по настоящему защищенную, удобную в каждодневном пользовании мобильную связь с нужными для управления государством сервисами. Часть этой сети, возможно, будет представлять собой виртуального оператора, эксплуатирующего одновременно сети нескольких операторов (для этого понадобится законодательство о совместном использовании инфраструктуры), а часть будет реализована на версиях LTE для низких частот, которые пребывают в спецпользовании (встречал уже упоминание экспериментальных 180 и 360 МГц), чтобы не забирать у рынка частоты в востребованных диапазонах.

В любом случае — с праздником!

- Реклама -
Виталий Кукса
Ныне пресс-секретарь Госспецсвязи