- Реклама -

Цифровое радио может стать частью интеллектуальной конвергенции, если человечество даст ему шанс, – считает Руксандра Обрейя, председатель Digital Radio Mondiale. Далее Mediasat публикует перевод прямой речи автора, опубликованной на сайте Radioworld.


Недавно меня пригласили на роль ведущей сессии «Конвергенция и цифровое радио», проходившей в рамках имевшей место быть в Румынии конференции «Азия встречает Европу». Когда я обратилась к аудитории с вопросом о том, часто ли они посещали подобные сессии в прошлом году, практически каждый присутствующий поднял руку, подтвердив тем самым своё участие в подобных мероприятиях.

Но когда я попросила описать двумя-тремя словами понятие «цифровая конвергенция», желающих не нашлось. Притом, что такое явление, как цифровая конвергенция, существует уже, по меньшей мере, 40 лет. Николас Негропонте, гуру из Массачусетского института технологий, несколько десятилетий тому дал ему определение, как явлению, полностью выраженному в битах, или даже в битах и байтах. Проще говоря, большинство из нас понимает, что цифровая конвергенция предусматривает слияние нескольких цифровых технологий в одну.

На первый взгляд может показаться, что цифровая, конвергированная технология позволит 2,4 миллиарда человек, проживающим по всему миру, получать прямой доступ к всемирному багажу знаний – главным образом, при помощи смартфона, этого крайне конвергированного «чёрного ящика». Другие говорят, что данное понятие охватывает намного большее: процесс, новый способ понимания и вовлечённости в мировые события.

Цифровая конвергенция является частью неоднократно повторяемого набора фраз-клише, который также включает в себя такие фразы, как цифровая революция, виртуальная реальность, дополненная реальность, гибридная реальность, искусственный интеллект и целый ряд других. Это своего рода клише, но также часть реальности, в которое поколение «Зет» (люди, родившиеся после 1995 года) использует цифровые форматы вместо традиционного радио (по меньшей мере, в Соединённых Штатах).

Идея цифровой конвергенции несколько пошатнулась в тот момент, когда в конце 90-х лопнул «пузырь доткомов». Это дало нам понять, что «старые медиа» (такие как ТВ и Радио) не могут быть вытеснены интернетом либо Новыми медиа. В то же время, однако, следует также признать, что старые медиа не смогут сохранить удобство аналоговой изоляции.

Многие думали, что радио сильно сдаст свои позиции в пользу интернета. Однако этого не случилось, более того – данный медиа-носитель смог приобрести себе ауру большой устойчивости, которая по сей день достаточно сильна, несмотря на серьёзные угрозы со стороны цифровых служб.

Парадокс заключается в том, что радио всегда обладало некоторыми признаками конвергентности. Радио создаёт в воображении слушателя Виртуальную и Дополненную реальность, оно захватывает (вы просто таки погружаетесь в звучащие истории), оно может быть локализированным или даже персонализированным. Оно также использует интеллект (реальный, не искусственный), поскольку применяет величайший из всех медиа-ингридиентов: рассказ историй.

Впрочем, в условиях нового – конвергентного мира – молодой (и не только) слушатель и потребитель привык быть частью истории, быть вовлечённым в неё, взаимодействовать с повествованием. И аналоговое радио не способно удовлетворить эту новую потребность.

Правда заключается в том, что не на всё из того, что звучит по радио, слушатель должен реагировать, не всем должен делиться, не за всё должен голосовать. Это также означает то, что существует новая связь между пассивными развлечениями и активной вовлечённостью, которая была бы невозможна без «битов и байтов».

Цифровая конвергенция в 2017 году представляет собой сплав новых и старых медиа с цифровым радио, как часть некоего «микса». Радио более не является исключительно аудио-проектом, оно может создавать длинные тексты, использовать материалы интернета, дополнять аудио картинками и даже передавать в прямом эфире короткие видео (в стандарте DRM это называется Diveemo), удовлетворяя наши глубинные запросы и возбуждая любопытство.

А что же насчёт одного цифрового устройства, которое бы и представляло весь этот разнообразный цифровой контент? Уже доказано, что идея создания уникального волшебного «чёрного ящика» является в корне неверной. Цифровое радио можно принимать при помощи цифрового телевизора, но это будет дорогое удовольствие. Цифровое телевидение не способно полностью вытеснить радио, однако оно может включить его в пакет из цифровых каналов. Кроме того, можете ли вы себе представить, как вы переносите свой огромный плазменный телевизор в душ, чтобы послушать там утреннее шоу?

Мы можем получать электронные письма на телефон, однако всё равно используем ноутбук или ПК с полным доступом к интернету и электронной почте.

Сегодня цифровой приёмник, включенный в состав мобильного телефона и способный принимать программы цифрового радио, остаётся лишь мечтой. В то же время цифровое радио, передаваемое через мобильные сети, – это лишь лишняя трата денег и цифровых данных. Стоимость мобильной потоковой трансляции кажется астрономической в сравнении со средней стоимостью передачи программ эфирного цифрового радио.

К примеру, радиопередатчик, работающий в цифровом стандарте DRM, может накрыть сигналом территории в радиусе тысяч километров. Сколько сотовых телефонов необходимо для достижения той же цели? По всей видимости, ни один смартфон, никакой 4G или IP не сможет полностью вытеснить эфирные трансляции, принимаемые на автомагнитолы, радиоприёмники и, в один прекрасный день, возможно и на мобильные телефоны со встроенными цифровыми приёмниками. Каждый способ – лишь один из многих, которым интересный цифровой контент попадает к пользователю.

Конвергенция и агрегация на уровне контента должны быть удвоены различными и подходящими для этого каналами для дистрибуции. Нет ни одного «чёрного ящика», кабеля или волны, которые были бы достаточно дешёвыми, конвергентными и готовым для того, чтобы удовлетворить все амбициозные запросы вещателей или пользователей. Чем раньше вещатели начнут внедрять конвергенцию там, где она работает, а не делать это любой ценой, тем лучше.

В конце сессии, прошедшей в сентябре, мы сошлись во мнении о том, что конвергенция является слиянием старого и нового, проведённого в сочетании с интеллектом и новым творческим подходом.  Впрочем, нам следует поторопиться, ибо, как сказал, Негропонте, «биотехнологии станут новым направлением цифровой среды», и вскоре мы сможем «глотать» информацию. А лично я пока не готова «глотать» свой радиопирёмник.

- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.