ПОДЕЛИТЬСЯ

19 сентября в помещении пресс-центра информационного агентства «Укрінформ» состоялась пресс-конференция Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, на которой были представлены результаты внедрения языковых квот в сфере радиовещания, а также методология мониторинга объёмов вещания на государственном языке на телевидении.

Как известно, с 13 октября вступает в действие Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно языка аудиовизуальных (электронных) средств массовой информации», вводящий норму об обязательной квоте украинского языка на телевидении. Кроме того, с 8 ноября увеличиваются квоты украинского языка на радио: с этого дня доля украиноязычных композиций в радиоэфире вырастет до 30%, а квота для ведения программ и передач на украинском языке – до 55%.

В пресс-конференции приняли участие глава Нацсовета Юрий Артёменко и член регуляторного органа Сергей Костинский, курирующий вопросы проведения мониторингов и проверок, а также применения санкций к нарушителям. Они и должны были ознакомить собравшихся с результатами проведённых за первые полгода мониторингов радиоэфира, а также рассказать о том, каким образом Нацсовет планирует осуществлять контроль за соблюдением новых норм, регламентирующих работу телевидения.

В своём вступительном слове Юрий Артёменко напомнил журналистам о тех баталиях, которыми сопровождалось принятие закона о квотах на радио: представители индустрии стремились свести данную квоту до минимума, представители общества – наоборот, ратовали за более высокий процент украинской музыки в эфире. В итоге был найден компромисс – было решено, что в первый год действия нового закона квота составит 25%, затем вырастет до 30%, а потом – ещё через год – увеличится до 35%. Закон заработал. Однако для того чтобы заставить всех игроков рынка отнестись к нему с максимальной серьёзностью Нацсовету, по словам Юрия Артёменко, пришлось вынести несколько предупреждений крупным сетевым общенациональным вещателям, на некоторые компании были наложены штрафные санкции. В частности, одной из радиостанций пришлось выплатить достаточно крупный штраф – в размере около 260 тысяч гривен. При этом в Нацсовете заняли очень жёсткую принципиальную позицию: нарушением решили считать даже минимальное – на 0,1% – отступление от норм, прописанных в Законе.

В результате, после первой волны проверок, нарушения практически полностью прекратились. Более того, как отметил Юрий Артёменко, радиостанции начали перевыполнять нормы Закона, решив, что лучше превысить установленные им показатели, чтобы потом избежать возможных споров с представителями Нацсовета, проводящими мониторинг.

За первое полугодие Нацсоветом было проведено шесть волн проверок радиостанций, которые показали, что практически все – общенациональные, региональные, местные – в целом соблюдают установленные квоты. Разумеется, были вопросы, которые возникали, главным образом, на региональном уровне. В частности, в Одесской области потребовалось более активно способствовать тому, чтобы радиокомпании поняли важность принятых норм. Однако сегодня, благодаря достаточно жёсткой позиции регулятора и, невзирая на ограниченность его ресурсов (как всегда не хватает людей и оборудования для проведения мониторингов), закон работает чётко. Многие радиостанции даже поспешили заранее подготовиться к увеличению квоты на 5%, не дожидаясь времени вступления данной нормы в силу.

Разумеется, мелкие нарушения всё равно имеют место. Однако, по словам главы Нацсовета, они связаны скорее с какими-то техническими проблемами и сбоями в работе радиостанций. К примеру, с отключением электроэнергии (факт которого подтверждён соответствующими справками, взятыми в местных облэнерго), прочими нештатными, аварийными, ситуациями, имеющими форс-мажорный характер.

Ко всем прочим нарушителям применяются штрафные санкции, которые, как напомнил Юрий Артёменко, составляют 5% от суммы лицензионного сбора. За последние полгода было выявлено 15 таких серьёзных нарушений, а общая сумма наложенных на нарушителей штрафных санкций составила 634 тысячи гривен.

В то же время, говоря о вступающем в силу Законе о квотах украинского языка на телевидении, глава Нацсовета отметил, что обеспечить и проконтролировать его выполнение будет гораздо сложнее, поскольку принятие данного нормативного акта не сопровождалось серьёзными дискуссиями между представителями отрасли и законодателями. По словам Юрия Артёменко, владельцы и топ-менеджеры ведущих украинских телеканалов до самого последнего момента были уверены в том, что данный закон не пройдёт в парламенте, а посему и не считали для себя нужным участвовать в его разработке и корректировании, надеясь продолжать работать по-старому. Однако, благодаря настойчивости народных депутатов и активной позиции гражданского общества данный закон всё же был принят, что поставило менеджмент многих каналов в не очень удобное положение. Некоторые из них продолжали надеяться на внесение в закон каких-то поправок, которые бы открыли для них лазейки, помогающие избежать выполнения его норм. Однако, опять же, жёсткая и активная позиция регулятора заставила их прийти к осознанию того, что работать надо по закону. И уже есть некоторые результаты: многие телеведущие, до сих пор разговаривавшие в эфире по-русски, перешли и продолжают переходить на украинский. В качестве одного из таких позитивных примеров Юрий Артёменко назвал ведущего утренней программы телеканала ICTV «Ранок у місті» Павла Казарина. Павел родился и вырос в Крыму, его родным языком был русский. Однако телеканал нанял для ведущего учителя, и сегодня Павел Казарин ведёт эфиры на прекрасном украинском языке. То есть, как подчеркнул глава регуляторного органа, ничего сложного и страшного в этом нет. Главное – иметь желание.

Юрий Артёменко подчеркнул, что подход регулятора к контролю за соблюдением квот на телевидении будет максимально строгим – аналогичным тому, который имеет место в сфере радио. Впрочем, глава регулятора указал и на некоторые сложности. В частности, на отсутствие технических возможностей для проведения одновременного контроля работы всех телеканалов. Поэтому в первую очередь будет проводиться мониторинг тех телеканалов, в эфире которых, по данным последних исследований, наблюдался наименьший процент украиноязычных программ и передач. В этом Нацсовет надеется на помощь со стороны Индустриального телевизионного комитета, Национальной ассоциации телерадиовещателей и прочих организаций, а также широкой общественности, которые и предоставят регулятору соответствующие данные. Благодаря чему и будут определены первые кандидаты на мониторинг. Глава Нацсовета намекнул, что, по состоянию на сегодняшний день, согласно имеющимся у него данным, главными кандидатами на проведение тщательных проверок являются телеканалы «Интер» и «Украина», в эфире которых был отмечен наименьший процент программ на украинском языке. Впрочем, как подчеркнул Юрий Артёменко, у этих каналов ещё есть шанс успеть внести необходимые коррективы в свою программную политику за те несколько недель, которые остались до вступления в силу нового закона.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

В свою очередь, Сергей Костинский ознакомил журналистов, собравшихся в зале пресс-центра, с конкретными данными и цифрами, иллюстрирующими выполнение радиостанциями закона о квотах, а также деятельностью Нацсовета, связанной с контролем. В частности, он сообщил, что за последние шесть месяцев регулятор провёл два параллельных мониторинга или же шесть волн проверок, которые охватили 16 общенациональных радиостанций (в частности, таких как Авторадио, Эра, Люкс FM, Мелодия, Наше Радио, ХИТ FM, Перец, Пятница, Ретро FM, Русское радио Украина, Шансон, KISS FM и ряд других), ведущих вещание в более чем половине областей Украины. Также Нацсовет провёл две волны мониторинга местных и региональных радиостанций, которые охватили 179 вещателей.

Результаты этих мониторингов, по словам Сергея Костинского, показали, во-первых, то, что все радиостанции выполняют установленные законом нормы касательно процента украинской музыки и украинского языка в эфире. Во-вторых, что они готовы к увеличению, в соответствии с законом, с ноября текущего года доли украиноязычных композиций до 30%, а украинского языка в эфире – до 55%.

Также Сергей Костинский поделился своим видением тенденций и прогнозами Нацсовета относительно дальнейшего развития ситуации в данной сфере. В частности, он подтвердил слова Юрия Артёменко о том, что общенациональные радиостанции перевыполняют действующие квоты, отметив, что при установленных на первый год действия закона нормах в 25% украиноязычной музыки и 50% украинского языка в эфире, Национальным советом было отмечено перевыполнение нормы о количестве украинской музыки в среднем на 7%, а по ведению программ на украинском языке – на 30%. Исходя из этого, в Нацсовете прогнозируют, что в 2018 году средний показатель по украиноязычным композициям фактически вырастет до 35-40% (при установленной норме в 30%). А вот объёмы ведения программ на украинском языке увеличатся несущественно, поскольку уже сегодня в среднем данный показатель составляет приблизительно 80%.

По словам Сергея Костинского, топ-менеджмент радиостанций уже отчётливо уяснил, что Национальный совет будет чётко фиксировать даже самые мелкие нарушения нормы про квоты и поэтому спешат перестраховаться с учётом возможных технических сбоев и разногласий с представителями регулятора.

Сергей Костинский также назвал условную «первую пятёрку» радиостанций по количеству украинской музыки в эфире, отметив, что она, впрочем, не претендует на абсолютность, так как отображает лишь ситуацию, отмеченную в дни проведения мониторинга. На самой вершине условного рейтинга станций, которые не только выполняют, но и значительно перевыполняют нормы закона, являясь «локомотивами» продвижения украинского музыкального продукта в массы, расположилась радиостанция «Країна FM». Что, в общем-то, неудивительно – ведь её формат и программная концепция, с которой станция победила на конкурсе на право использования частот во многих регионах Украины, предусматривает трансляцию исключительно украиноязычной музыки. На втором месте – три программы НСТУ – Первый канал Украинского радио, «Промінь» и «Культура». Суммарная доля украиноязычного контента в их эфире составила 81%. На третьем месте – «Эра FM» (40%), на четвёртом – радио «Пятница» (37%), а на пятом – «Русское радио Украина» (35%).

Если же говорить об условной «верхней пятёрке» радиостанций, в эфире которых был отмечен наибольший процент ведения эфиров на украинском языке, то здесь на первом месте также оказалась радиостанция «Країна FM», разделившая верхнюю позицию условного рейтинга с тремя каналами НСТУ. В эфире этих четырёх радиостанций было отмечено 100% ведения программ на украинском языке. Второе место заняла «Эра FM» (96%), третье место – «Ретро FM» (91%), четвёртое место – KISS FM (90%) и пятое место – радио «Люкс» (82%).

Региональные и местные вещатели, по словам Сергея Костинского, также перевыполняют квоты. Причём, даже более активно, чем общенациональные радиостанции. В среднем такие вещатели перевыполняют норму на песни на украинском языке на 20%, а на ведение передач на государственном языке – на 38%. В Нацсовете прогнозируют, что с ноября, когда вступит в силу норма закона об увеличении квот на украинскую музыку в эфире до 30%, реальный средний показатель присутствия украиноязычного музыкального контента в радиоэфире по областям страны, который сегодня равен 45%, вырастет до 50%. При этом, в Нацсовете считают, что на западе страны процент украиноязычных композиций в радиоэфире увеличится незначительно – ведь там он и сегодня достаточно высок, а основной рост будет наблюдаться в центре, на востоке и на юге Украины. Доля украинского языка в ведении передач, которая сегодня в среднем составляет 88%, увеличится несущественно, однако это увеличение также будет происходить, главным образом, за счёт радиостанций, работающих в центре, на востоке и на юге страны.

В условную первую пятёрку регионов, являющихся лидерами по количеству украинских композиций в радиоэфире, вошли Ривненская область (82%), Тернопольская область (81%), Ивано-Франковская область (59%), Сумская область (58%), а также разделившие пятое место Львовская и Николаевская области (по 50%). Позитивным трендом в данной сфере Сергей Костинский назвал показатели по Донецкой области (речь идёт о подконтрольных украинскому правительству территориях региона) и Одесской области. Данные области стали лидерами по количеству украинской музыки среди регионов юга и востока Украины. Они заняли 12-ое место в условном рейтинге, со средним показателем в 40% таких композиций в эфире. То есть, перевыполнили установленную законом норму в среднем на 15%.

В условной «пятёрке» местных и региональных радиостанций по количеству украиноязычных программ и передач на первом месте оказались Волынская, Ривненская и Черновицкая область, где было зафиксировано 100% количество украиноязычных программ в эфире местных радиостанций. На втором месте оказалась Кировоградская область (99%), на третьем – Львовская область (98%), на четвёртом – Черниговская и Ивано-Франковская области (95%) и на пятом – Тернопольская область (94%). И вновь в Нацсовете с радостью отметили позитивные тенденции на востоке – на восьмое место в условном рейтинге вышла Луганская область (подконтрольная правительству её часть) с 89% украинского языка в эфире.

Следующий обзор результатов выполнения радиостанциями Украины норм закона о квотах Нацсовет представит уже в ноябре. И этот обзор, помимо обновлённых данных, по словам Сергея Костинского, будет включать также представление показателей в разрезе конкретных форматов радиовещания, что даст возможность определить, в каких жанрах хватает украиноязычных композиций, а где наблюдается их дефицит. Таким образом, данный обзор станет ещё и таким себе условным «дорожным указателем» для молодых украинских групп и исполнителей, которые определяются со своим жанром. Сергей Костинский уже сейчас обратился к исполнителям, предложив им воспользоваться уникальной возможностью для «покорения» эфира. Ведь, по его словам, этот год и последующие два станут «золотым периодом», уникальным «коридором возможностей», когда радиостанциям требуется украиноязычный музыкальный контент, а конкуренция в этой сфере ещё не очень велика. Поэтому сегодня очень перспективно писать и исполнять песни на украинском языке, ибо в дальнейшем конкуренция будет становиться всё более и более серьёзной, а, стало быть, в выигрыше окажутся те, кто уже сегодня начинает активно работать в данном направлении.

КВОТЫ НА ТВ

Вторая часть пресс-конференции была всецело посвящена вопросам подготовки к вступлению в силу закона о квотах на телевидении.

Как известно, 23 мая украинский парламент принял Закон №5313 о внесении поправок в ряд законов Украины относительно языка аудиовизуальных СМИ, соавторами которого стали Николай Княжицкий, Виктория Сюмар, Игорь Васюник, Николай Кадикало, Елена Кондратюк и Вадим Денисенко, регламентирующий использование языков в телеэфире и установивший обязательные квоты на украиноязычный контент. За время, прошедшее с момента принятия закона, Нацсовет провёл три встречи с представителями отрасли, на которых члены регуляторного органа постарались максимально дать ответы и разъяснения относительно спорных пунктов данного нормативного акта и методологии ведения контроля за его соблюдением.

Что следует знать об особенностях работы данного закона уже сейчас? В первую очередь, отметил Сергей Костинский, законодатели установили переходный период длительностью в один год, который несколько затягивает процесс украинизации телеэфира, так как на протяжении этого периода все программы собственного производства будут засчитываться телеканалу в квоту – независимо от языка их ведения. Это позволит телеканалам перестроить свою работу для того, чтобы через год быть полностью готовым к работе в новых условиях. При этом в Нацсовете надеются на то, что многие телеканалы не будут ждать целый год, а уже в ближайшие месяцы начнут постепенно двигаться к выполнению установленной законом нормы, предусматривающей квоту в 75% для украинского языка в эфире.

Также, по словам Сергея Костинского, позиции Нацсовета и индустриальных объединений относительно принципов выполнения норм закона, а также методов контроля, совпадают примерно на 98%. Разногласия касаются лишь двух вопросов. Индустрия настаивает на том, чтобы недельные мониторинги проводились с понедельника по воскресенье. По мнению же Нацсовета, такой подход ограничивает функции регуляторного органа, в котором желают мониторить телеканалы также на протяжении семи дней, однако начинать эти мониторинги в любой удобный для этого день. В чём же различие данных подходов? Если Нацсовет будет мониторить телеканалы исключительно с понедельника по воскресенье – они получат возможность для некоторых манипуляций, когда в будние дни квота будет перевыполняться, а в выходные эфир будет заполнен русскоязычным контентом. Если же мониторинг будет начинаться в любой день, телеканалы не смогут манипулировать, и будут вынуждены чётко выполнять нормы закона, как в будние дни, так и в выходные.

Второй вопрос связан с требованиями, выдвигаемые к фильмам собственного производства. Позиция индустрии заключается в том, что фильмы собственного производства могут не транслироваться на украинском языке (в соответствии с формулировками, прописанными в части 5 статьи 10 закона). Позиция Нацсовета заключается в том, что такие фильмы могут засчитываться в квоту, однако должны сопровождаться, как минимум, субтитрами на украинском языке. Изначально в Нацсовете придерживались мнения относительно того, что такие фильмы должны быть озвучены на украинском языке, но, в итоге, смягчили свою позицию, придя к более компромиссному решению.

Впрочем, Сергей Костинский не исключает того, что телеканалы и холдинги, несогласные с Нацсоветом по данным вопросам, будут обращаться в суды с просьбой дать юридически обоснованное разъяснение по спорным нормам закона.

Подводя итоги, Сергей Костинский отметил, что по состоянию на сегодняшний день уже принято три базовых закона, направленных на защиту украинского информационного пространства. Первый базовый закон – это закон о квотах европейского продукта и украинского продукта в эфире, заставляющий телеканалы уменьшать долю контента российского производства в своём эфире. Второй базовый закон – это закон о квотах украинского языка на радио, который уменьшает долю композиций российских групп и исполнителей в радиоэфире и создаёт условия для продвижения украинского музыкального продукта на радио. И третий базовый закон – это закон о квотах украинского языка на телевидении. И теперь вполне логичным шагом, считает Сергей Костинский стала бы разработка и принятие парламентариями закона о квотах для зарубежных телеканалов, желающих работать на украинском рынке. Подобная практика существует в некоторых странах. Разумеется, данная квота не должна быть очень большой, однако основная её функция будет состоять в стимулировании таких каналов к украинской локализации своего продукта. Ведь сегодня значительная часть иностранных каналов представлена на украинском рынке в виде версий, изначально сделанных для России. Такую ситуацию нельзя считать нормальной – ведь эти же телеканалы создают локализированные версии для многих стран Европейского Союза с гораздо меньшим, чем в Украине, населением. Впрочем, по словам Сергея Костинского, по этому вопросу пока не выработана единая позиция.

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

В свою очередь, Юрий Артёменко, подводя итоги пресс-конференции, решил остановиться на стратегическом значении законодательных норм, которым она была посвящена. И поведал историю, рассказанную ему недавно одним известным пакистанским бизнесменом, относящуюся ко времени становления Пакистана как независимого государства. Как известно, Пакистан появился на карте мира в 1947 году, в результате раздела Британской Индии. При этом создание независимого Пакистана сопровождалось целой серией территориальных конфликтов с более сильной Индией, с которой его связывала близость языков, а также общая история в период правления британской колониальной администрации. Некоторые из этих конфликтов так и не получили окончательного решения, перейдя в стадию замороженных.

И вот, когда в 1947 году Пакистан, по сути, отделился от Индии, перед страной остро встала проблема поисков пути дальнейшего развития и сохранения национальной идентичности. В поисках решений и мудрых советов тогдашние правители поехали в Китай – как в одну из величайших и наиболее сильных стран региона. И в процессе переговоров один из лидеров Китая озвучил пакистанским гостям свой совет: страна должна на 15 лет «закрыться» от соседней Индии. Ибо лишь в таком случае она сможет окончательно утвердиться в своей национальной идентичности, сохранить свою культуру и заложить основы для будущего существования в качестве полноценного независимого государства. Если же этого не сделать – сказал китайский лидер гостям из Пакистана – то страна рискует навсегда остаться в языково-культурной орбите Индии, потеряет собственную самобытность, превратившись в придаток своего более мощного соседа.

Сегодня Украина находится в схожей ситуации – Россия оккупировала Крым, длится конфликт на Донбассе. Но при этом у нас есть шанс использовать это время для возрождения украинского языка, украинской культуры, развития украинского кинематографа и музыкального пространства. И этот процесс уже запущен. В частности, Юрий Артёменко привёл упомянул значительный прогресс в развитии украинского кинематографа, который стал возможным благодаря принятию парламентом страны соответствующих законов о поддержке украинского кино и увеличению его финансирования. Конечно, отметил глава Нацсовета, хотелось бы, чтобы этот процесс шёл более быстрыми темпами, и государство находило бы возможности для дальнейшего финансирования этой сферы. Ведь сейчас – самое время снимать качественные украинские телесериалы, которые должны заполнить эфир телеканалов. В целом Юрий Артёменко настроен оптимистически и верит, что в самое ближайшее время нас ждёт настоящий «украинский ренессанс», когда говорить по-украински, ходить на украинское кино и слушать украинскую музыку будет по-настоящему модно.

Остаётся только добавить, что все подробные данные по количеству украинской музыки и украинского языка в эфире, информация по нарушениям и суммам наложенных штрафов, графики, детальное описание методологии, по которой будет проводиться оценка выполнения телеканалами установленных законом квот можно найти на официальном сайте Национального совета.


 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

Openbox AS4
Openbox AS4
Openbox AS4
ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая публикацияВсемирная паутина получила защиту от пиратства и незаконного копирования файлов
Следующая публикацияК 2022 году доходы сектора SVoD в странах Западной Европы увеличатся на $4 млрд
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.