ПОДЕЛИТЬСЯ
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя. Важно: все данные, используемые в публикации, актуальны по состоянию на октябрь 2011 года.

В начале 2000-ых годов украинское телевидение начало цифровой прорыв. Первый эфирный цифровой телепередатчик DVB-T на вышке КРПТЦ был смонтирован при участии компании «Квант-Эфир» и запущен в качестве эксперимента на 51-ой телечастоте 5 ноября 2001 года. Данный передатчик, работавший в стандарте MPEG-2, передавал в эфир в тестовом режиме пакет из нескольких телеканалов, список которых периодически менялся. В мультиплексе присутствовали Интер+, КТМ, ИВК и другие каналы. Впрочем, принимать их на данном этапе могли лишь единицы: в те времена в широкой продаже сет-топ-боксы для приёма цифрового эфирного телевидения отсутствовали, и среднестатистический телезритель приобрести такой аппарат в Украине не мог (разве что можно было привезти из-за рубежа или купить через интернет-магазин).

Впрочем, данное цифровое вещание было, так сказать, полулегальным: 51 частота не была пролицензирована, и официально её как бы не существовало. Официальную же «отмашку» для начала цифрового эксперимента Нацсовет дал в 2006 году, когда был проведён конкурс и выданы первые лицензии операторам эфирного цифрового вещания, правда, снова для экспериментальных трансляций.

На конкурс было выставлено четыре частоты – 41, 43, 51 и 64. Победителями конкурсного отбора, который прошёл в конце марта 2006 года, стали пять компаний. ДП «Эра Продакшн» — компания, родственная теле- и радиоканалу «Эра», получила в пользование 41 телеканал. 43 частота досталась ООО ТРК «Экспресс-Информ» — одному из создателей «5 канала». 51 канал был разделён поровну между двумя компаниями: ЗАО «Українська цифрова телемережа» (УЦТМ), которая была создана при участии «Квант-Эфира», и ООО ТРК «Етер». Компании должны были эксплуатировать мультиплекс совместными усилиями. И, наконец, 64 канал получила ООО «Гамма – Консалтинг».

Согласно выданным лицензиям, в каждом мультиплексе предполагалось транслировать по четыре телепрограммы в стандарте DVB-T/MPEG-2. При этом компания «Гамма – Консалтинг» задекларировала также своё желание создавать и транслировать на одном из каналов своего мультиплекса собственный продукт – новосозданный телеканал «Гамма». Остальные же каналы в мультиплексах должны были быть отданы под трансляцию уже существующих телепрограмм.

Впрочем, с момента получения лицензий до непосредственного запуска мультиплексов прошёл ещё не один месяц. Необходимо было ещё закупить и установить оборудование, получить все необходимые разрешения, отладить приём и передачу каналов. Поэтому цифровые каналы включались в эфир постепенно.

Практически до самого конца 2006 года в столичном эфире присутствовал лишь один цифровой мультиплекс – 51 телеканал, поскольку цифровой передатчик на данной частоте работал уже несколько лет, а весной 2006 года, по сути, произошла «легализация» данного вещания.

Ближе к концу 2006 года в киевском эфире стали появляться эпизодические тестовые трансляции на 43 телеканале. Однако данное вещание было нерегулярным. Зато во второй половине декабря заработал цифровой передатчик на 64 телеканале.

5 мая 2007 года запустился мультиплекс на 41 телеканале, а к середине мая возобновил работу передатчик 43 телеканала.

Впрочем, вещание многих мультиплексов в то время было нестабильным – «прыгала» мощность, передатчики периодически отключались, провайдеры «игрались» с различными функциями и опциями. А более-менее полноценное и стабильное вещание на всех четырёх частотах – 41, 43, 51 и 64 началось к осени 2007 года.

К слову, в мае 2007 года на 51 канале в течение короткого периода проводились тесты телевидения высокой чёткости – ТВЧ или же HDTV, которые осуществлялись с использованием компрессии MPEG-4. Однако это тестовое вещание было весьма непродолжительным, и очень скоро всё вернулось к стандартным трансляциям программ в MPEG-2.

В процессе подготовки к выходу в эфир из «цифровой гонки» выбыл один участник – компания «Етер», отказавшаяся от своего права участвовать в эксплуатации мультиплекса на 51 канале, который перешёл под единоличное управление УЦТМ.

Как и в аналоговом вещании, качество приёма цифровых мультиплексов по городу и в его окрестностях зависело от мощности передатчиков. Согласно выданным лицензиям, на 41 канале вещать следовало с мощностью 1,3 кВт, на 43 – 0,5 кВт, на 51 – 1,0 кВт, а на 64 – всего лишь 0,2 кВт. Нетрудно догадаться, что наиболее проблемным был приём последнего мультиплекса. Поэтому перед его владельцами – компанией «Гамма-Консалтинг» — очень быстро встал вопрос об увеличении мощности, поскольку аналоговое телевидение при слабой мощности сигнала ещё можно как-то смотреть через «снег» и шипение, то цифровая картинка при падении уровня сигнала просто рассыпается на квадратики.

Однако получению разрешения на увеличение мощности вещания передатчика 64 телеканала препятствовало его техническое несовершенство – расположенный в «проблемной» части ДМВ-диапазона данный канал являлся потенциальным источником помех для других служб. Кроме того, возникли сложности при координации данного частотного присвоения с соседней Беларусью.

В итоге, спустя несколько лет было предложено компромиссное решение: компании «Гамма-Консалтинг» разрешили поднять мощность вещания на 64 канале до 1,5 кВт и установить дополнительный передатчик на передающем центре Лысая гора – для формирования синхронной сети, но при условии перехода от горизонтальной поляризации (в которой до сих пор вещали киевские телеканалы) к вертикальной. А это означало установку на вышке КРТПЦ дополнительной антенны, а также возможные трудности с приёмом мультиплекса на установленные стационарные внешние антенны, которые были «заточены» под горизонтальную поляризацию. Тем не менее «Гамма – Консалтинг» приняла предложенные правила игры.

А что же можно было увидеть в «цифровом эфире» в то время? Наполнение мультиплексов регулярно менялось. Равно как и количество «живущих» в них телепрограмм. Некоторые компании-провайдеры, несмотря на заявленный объём мультиплекса в четыре программы, сразу же поспешили забить свои мультиплексы «под завязку» – на некоторых из каналов транслировалось до шести программ одновременно. На 41 и 51 каналах помимо телевещания осуществлялось также радиовещание. На 41 это были «Радио Эра FM» и «Love Radio», а на 51 – три канала Национальной Радиокомпании Украины. Кроме того, на 51 канале в потоке новостного телеканала «24» в качестве второй звуковой дорожки периодически присутствовали программы радиостанции «Люкс FM». Что же касается телепрограмм, то в тот период в цифровом эфире «засветились» как монстры украинского телерынка, хорошо знакомые зрителю по аналоговому вещанию, так и новички – типа спутникового телеканала для женщин «Макси-ТВ», а в одном из мультиплексов ретранслировались даже программы российского телеканала «РТР Планета».

26 декабря 2006 года в мультиплексе на 64 частоте (то есть одновременно с запуском данного мультиплекса) начал тестовое вещание канал «Гамма» — первый в Украине телеканал, который вещал исключительно в цифре. Свою лицензию данный канал получил одновременно с лицензированием провайдеров цифрового наземного вещания в апреле 2006 года. В течение немногим более чем полугода на канале «Гамма» велось техническое вещание – транслировались видеоклипы, художественные и мультипликационные фильмы. С 10 сентября 2007 года телеканал «Гамма» начал полноценное вещание из собственной аппаратной и порадовал зрителя целой серией тематических циклов программ, многие из которых завоёвывали призы и премии на различных конкурсах.

В июле 2009 телеканал «Гамма» получил лицензию на спутниковое вещание и начал постепенное вхождение в кабельные сети различных городов Украины. Тогда же, в 2007-2008 «Гамма» была доступна только киевским зрителям эфирной цифры.

Более того, несмотря на технические проблемы, с которыми тогда столкнулась компания «Гамма-Консалтинг» при трансляции мультиплекса на 64 канале, персонал компании в те годы с гордостью заявлял, что многие мелкие кабельные операторы Киева предпочитали использовать в качестве источника сигнала для ретрансляции в своих сетях именно программы, передававшиеся на данном мультиплексе. В частности, кабельщики брали с данного мультиплекса сигнал ICTV и «Нового канала», которые в то время кодировались на спутнике.

С конца 2007 года в киевском эфире периодически «всплывали» цифровые трансляции на 47 дециметровом канале. В отличие от упомянутых выше четырёх эфирных каналов, данная частота не была официально заявлена в качестве «полигона» для тестового вещания цифрового телевидения, поэтому чёткой информации о том, кто там осуществлял вещание и в каком статусе – не было. Известно только то, что на данной частоте наблюдались непродолжительные тестовые трансляции нескольких цифровых программ с применением компрессии MPEG-4.

Осенью 2007 года в Украине в широкой продаже появились первые эфирные сет-топ-боксы производства фирмы Strong. Говорят, что первую пробную партию, появившуюся в продаже в одной из сетей супермаркетов бытовой электроники, «размели» за считанные дни. В дальнейшем ажиотаж немного поутих, да и количество и ассортимент таких приемников в продаже увеличился, появились аппараты с возможностью записи программ с эфира.

Любопытно, что в 2007-2008 годах реклама сет-топ-боксов (да и самого цифрового вещания как такового) регулярно присутствовала в «бегущей» строке новостного канала «24», который тогда присутствовал в мультиплексе на 51 телеканале.

В процессе эксплуатации ресиверов для приема эфирной цифры начали проявляться и первые «баги». К примеру, в процессе тестирования в цифровом эфире функции электронного программного гида (EPG) оказалось, что сет-топ-боксы производства одной из фирм, массово ввозимые тогда в Украину, «не понимают» кириллицы в EPG. Правда, следует отдать должное их производителю: программисты компании в течение короткого времени создали «лекарство», устраняющее данную проблему, а в киевском сервисном центре данной компании всем владельцам «проблемных» приемников проводили бесплатное обновление программного обеспечения.

Правда, все сет-топ-боксы, продававшиеся тогда в Украине, были рассчитаны на приём каналов, работающих в стандарте MPEG-2, в этом стандарте собственно и шло тестовое вещание, и именно его планировалось внедрять в Украине в качестве основного стандарта цифрового вещания. Планировалось, что в MPEG-2 на территории Украины будет развёрнуто несколько общенациональных мультиплексов, в которые «упакуют» основные телеканалы, имеющие общенациональное покрытие в аналоговом формате.

Более современный и более «продвинутый» стандарт MPEG-4 был отложен «на потом» с мотивацией, что приемное оборудование, работающее с этим стандартом, дорогое, а значит широкой потребительской аудитории не по карману. Поэтому тогда властьимущие решили, что в этом стандарте в Украине должны вещать каналы для телегурманов, которые готовы платить деньги за дополнительные программы или даже вносить абонплату за просмотр самих каналов.

В то время споры о том, что лучше — MPEG-2 или MPEG-4 не утихали. С одной стороны, MPEG-2 использовался дольше, а значит, он был достаточно хорошо отработан и имел меньше «багов». С другой стороны, MPEG-4 позволял передавать на одной частоте в одном мультиплексе с приемлемым качеством большее количество телеканалов. Правда, при этом данный стандарт имеет ряд недостатков, связанных с его «молодостью». Большинство стран Европы, начавших внедрять эфирную цифру в последнее время, приняли именно стандарт MPEG-4. В то же время MPEG-2 по-прежнему активно эксплуатируется в странах с более длительной историей цифрового телевидения, главным образом, из-за эффекта привычки и нежелания населения и вещателей массово менять устаревшие приёмники и передатчики на новые.

Украина же изначально в процессе внедрения цифрового телевидения пошла своим «особым путём», решив внедрять два стандарта одновременно, и это при том, что уже тогда были трезвые мысли: «к тому моменту, когда цифровое телевещание станет массовым явлением и Украина полностью отключит аналог, цены на сет-топ-боксы, поддерживающие MPEG-4, значительно снизятся, возможно, даже ниже той отметки, по которой на то время продавались сет-топ-боксы с MPEG-2, которые, в свою очередь, к тому времени вообще станут анахронизмом вроде чёрно-белых телевизоров или видеомагнитофонов». Так что стоило бы планировать развитие сетей цифрового телевидения, «заточенных» сразу под MPEG-4, но Нацсовет был неумолим и настаивал на своей точке зрения.

5 декабря 2007 года на своём заседании Нацсовет подвёл итоги эксперементального цифрового телевещания в Киеве. Члены Нацсовета поблагодарили компании, участвовавшие в эксперименте, и объявили эксперимент завершённым. Компаниям, эксплуатировавшим в рамках тестового вещания передатчики киевских 41, 43, 51 и 64 каналов, предлагалось подать в Нацсовет свои предложения по поводу дальнейшего участия в развитии цифрового телевидения в Украине. К слову, тут же было объявлено о старте внедрения мобильного цифрового телевидения (DVB-H), экспериментальной площадкой для которого также должна была стать столица.

На этом же заседании Нацсовет огласил дальнейшие «правила игры», по которым должно было развиваться в Украине цифровое телевидение. В частности, было принято решение о формировании четырёх общенациональных мультиплексов, которые назвали просто – МХ-1, МХ-2, МХ-3 и МХ-4. Первые три мультиплекса, согласно данному решению, должны были вещать в стандарте DVB-T/MPEG-2, четвёртый – в DVB-T/MPEG-4.

Места в первых трёх мультиплексах было решено отдать без конкурса для трансляции телеканалов, имевших к тому времени общенациональное покрытие. В частности, в МХ-1 предлагалось «упаковать» Первый Национальный, «1+1», «Интер», ICTV и ТРК «Экспресс-Информ» (то есть «5-ый канал»). Места в МХ-2 достались «Новому каналу», СТБ, ТРК «Украина», НТН и ТЕТ. МХ-3, согласно решению, должен был состоять из 4-х программ – ТОНИС, Мегаспорт, М1 и некий «Канал общественного вещания», который ещё только предполагалось создать. Как видим, первый мультиплекс должен был достаться наиболее «топовым» каналам страны и новостному «5-ому каналу». Второй мультиплекс предназначался для каналов «второго эшелона», а в третий попадало то, что оставалось – нишевые Мегаспорт и М1, низкорейтинговый ТОНИС и виртуальный канал общественного телевидения.

В мультиплекс МХ-4 предполагалось «запихнуть» десять телепрограмм – благо, стандарт компрессии MPEG-4 это позволял. Два места в четвёртом мультиплексе также были выделены без конкурса – они достались телекомпании «Эра» и ТРК «НБМ». Первая, как мы помним, делила эфирное время с Первым Национальным каналом на аналоговой сети УТ-1. Вопрос о «расселении» двух каналов стоял давно, и вот, с приходом цифры, вырисовывалось решение этого вопроса, а выделение места под солнцем для ТРК «НБМ» (с 2003 года являвшейся вместе с компанией «Экспресс-Информ» частью «5 канала») должно было позволить владельцам упомянутых выше телекомпаний осуществить свою давнюю мечту – запуск двух полноценных телеканалов.

Впрочем, решение о выделении места в МХ-4 для ТК «Эра» и ТРК «НБМ» было принято с той оговоркой, что данные компании сами этого захотят и подадут соответствующее заявление о переоформлении своих лицензий «под цифру».

Оставшиеся же восемь свободных мест в мультиплексе МХ-4 предлагалось «разыграть» на конкурсе. Тут же были утверждены условия конкурса, согласно которым эти восемь программ должны были быть нишевыми, концептуальными, иметь своё чёткое лицо и формат. Нишевые направления пяти программ из восьми Нацсовет предложил сам. В частности, в мультиплекс предполагалось «поселить» культурологический канал (основой эфира которого должны были стать культурологические программы и программы об искусстве – в том числе, на языках национальных меньшинств). Вторым предложенным форматом был формат «детского телевидения» (программы для детей и подростков, мультфильмы и детские художественные фильмы). Третьим форматом, предложенным соискателям лицензий, был формат познавательного телеканала (образовательные, научно-просветительские передачи, документальные фильмы о природе, истории и т.д.). Четвёртым был формат киноканала (его эфир должен был состоять из художественных фильмов и телесериалов). Пятый предложенный формат был юмористическим (развлекательные, сатирические программы, фрагменты концертов, викторины и т.д.). Оставшиеся три нишевых программы четвёртого мультиплекса были предназначены для «оригинальных проектов». То есть соискатели лицензий получали широкое поле для полёта мысли и разгула фантазии. Главное, чтобы формат был оригинальным, интересным и, разумеется, не нарушал нормы приличия и украинское законодательство.

На том же заседании был утверждён список всех частотных присвоений мультиплекса МХ-4 по всем зонам, на которые была «разбита» Украина согласно плану, принятому на конференции в Женеве. Таких зон должно было быть восемь десятков – с 1-ой по 81-ую (13 почему-то пропустили – видимо, из суеверных соображений).

Решение Нацсовета начать практическое внедрение цифрового телевидения в Украине с четвертого мультиплекса было вполне логичным. На начальном этапе, когда цифровой сет-топ-бокс в доме являлся скорее экзотикой, чем правилом, выгоднее было запустить в цифровой эфир то, чего не было в аналоговом, и тем самым простимулировать население страны покупать эти самые сет-топ-боксы. Однако такой шаг расхолаживал цифровые потуги «монстров» телеэфира Украины, которые поняли, что переход на цифру коснётся их ещё не скоро.

16 января 2008 года Нацсовет определил провайдера, который должен был обеспечивать техническую сторону вещания в мультиплексе МХ-4. Им стала компания ЗАО «УЦТМ», уже известная нам по тестовому цифровому вещанию на киевском 51 дециметровом канале.

На этом же заседании Нацсовет определился с вопросом организации в Киеве экспериментального вещания мобильного телевидения в стандарте DVB-H на 49 дециметровом канале. Среди четырёх компаний, подавших заявку на право выступать в качестве провайдера такого вещания (среди которых был и такой «монстр» мобильной связи, как ООО «Астелит»), был определён победитель – уже известная нам компания ООО «ТРК «ЭТЕР».

Экспериментальный мультиплекс DVB-H на 49 канале должен был состоять из трёх цифровых программ. Согласно лицензии, выданной «ЭТЕРу», компания должна была транслировать программы следующих телекомпаний: ООО «ТРК «Мрія-ТВ», ООО «Гравіс» и ГКП ТРК «Киев». Вещание данных каналов предполагалось в открытом режиме, а в качестве места установки головной станции был указан адрес: улица Радужная, 27. Согласно выданной лицензии, потенциальная аудитория DVB-H в Киеве в первый год тестового вещания определялась в числе 1000 домохозяйств. Впрочем, эта цифра была условной – при получении данной лицензии (выдаваемой на срок в 10 лет) компания «ЭТЕР» обязалась по прошествии года проинформировать Нацсовет о точном количестве домохозяйств, расположенных в зоне уверенного приёма программ мобильного цифрового телевидения.

Обе компании, получившие статус провайдеров, также обязались приобрести и установить в своих сетях систему предупреждения населения о чрезвычайных ситуациях.

Подведение же итогов конкурса на распределение мест в мультиплексе МХ-4 состоялось 4 апреля 2008 года. К тому времени многие эксперты уже успели выдвинуть свои версии относительно того, кто же станет победителем в конкурсе на «форматные каналы». К примеру, многим казалось, что фаворитом (если вообще не единственным претендентом) в борьбе за право вещать в культурологическом формате станет ГТРК «Культура» — государственный спутниково-кабельный телеканал, существующий уже не первый год. Однако результаты конкурса удивили многих, а удивили, прежде всего, своей неожиданностью.

Большинство мест в МХ-4 получили «тёмные лошадки» — компании, о которых до последнего момента никто и не слышал. Многие из них были зарегистрированы всего за несколько месяцев до даты подведения конкурса. Большинство же «эфирных монстров» и их «дочерних каналов» «пролетели» мимо.

Поскольку мы уже упомянули о ГТРК «Культура», то скажем, что данная телеорганизация вообще не была допущена к конкурсу – в связи с неуплатой конкурсной гарантии, а победителем конкурса на формат культурологического канала была признана компания ООО «Векта-Плюс» с логотипом «Классика».

Победителем конкурса на право вещания в формате детского телевидения стало ООО «Мирей», представившее концепцию телеканала «Котигорошко». Право творить цифровой познавательный канал досталось ООО «Ди.Ком» — данная компания должна была вещать с логотипом «Мандрівник». Канал формата «кино и сериалы» получило ООО «Лайкс», а само название данного телеканала состояло из одной единственной буквы – «К». Компания «Гравис» со своими проектом «Кино», которую многие считали фаворитом, осталась не удел. Юмористический канал достался ООО «Интер – Кивар», который должен был выходить с логотипом «Штепсель» — ассоциация со сценическим псевдонимом одного из самых известных украинских сатириков-юмористов.

Наибольшее количество претендентов было на каналы, выделенные под «оригинальные проекты», без чёткого определения формата. Однако и в этой «номинации» в числе победителей оказалось лишь две более-менее известные на рынке компании: ЗАО «Телеодин» и ООО «УНІАН-ТБ».

Первая из них получила возможность разместить в мультиплексе МХ-4 музыкальный канал М2, основной составляющей эфира которого является эстрадная музыка прошлых лет. Канал М2 к тому времени уже успел заявить о себе на спутниковой орбите и вошёл в большинство кабельных сетей Украины. Напомним, ранее «Телеодин» уже получил без конкурса место в одном из цифровых мультиплексов под свой главный проект М1 – общенациональный музыкальный канал «хитовой» направленности.

Что же касается ООО «УНІАН-ТБ», то данная компания была создана на базе известного украинского агентства УНИАН (Украинское независимое информационное агентство «Новости»), существующего с 1993 года. Компания представила концепцию канала с одноимённым названием – «УНІАН-ТБ», основой эфира которого должны были стать информационные, информационно-аналитические и публицистические программы, подготовленные на базе информационных материалов от агентства УНИАН. Среди прочего компания ООО «УНІАН-ТБ» заявила о планах транслировать в прямом эфире пресс-конференции, проходящие в помещении УНИАН. Получив лицензию, компания «УНІАН-ТБ» объявила о намерениях начать полноценное вещание в самое ближайшее время – до конца года. Забегая вперёд, скажем, что сроки начала этого вещания неоднократно переносились, и старт канала состоялся лишь летом 2010 года – после того, как компания получила лицензию на спутниковое вещание. Но и тогда это было лишь тестовое вещание – основу эфира телеканала «УНІАН-ТБ» составили программы производства украинских каналов «1+1», «2+2», «ТЕТ», входивших в общий медиа-холдинг с каналом «УНІАН-ТБ». В конце 2009 года ООО «УНІАН-ТБ» также претендовало на эфирную аналоговую частоту в Киеве – 60 дециметровый телеканал, но – безрезультатно.

Однако давайте вернёмся к результатам конкурса на право вещания в мультиплексе МХ-4.

Оставшиеся места в мультиплексе получили ООО «Эмпаер бизнес брокерс — Украина» (футбольный канал с логотипом «5:0»), ООО «ДОТЮЕЙ» (молодёжный канал с логотипом «Цукор») и ООО «Футурама» (канал для женщин с логотипом «Берегиня»).

Все компании-победители конкурсного отбора на право вещания в мультиплексе МХ-4 были зарегистрированы в Киеве, и только ООО «Футурама» в качестве места своей регистрации указала город Вишнёвое Киевской области.

Результаты конкурса вызвали широкий резонанс в телевизионных и околотелевизионных кругах. Ещё бы – победителями стали в большинстве своём «тёмные лошадки», в то же время представители эфирных гигантов недовольно хмыкали носом и скрипели зубами. Крупные телехолдинги и известные медиа-магнаты открещивались от всех этих новичков.

Имена, фамилии и названия учредителей этих восьми «тёмных лошадок» также не были никому известны. Впрочем, это особо и не удивляло: имена официальных учредителей украинских СМИ очень редко являются именами их реальных владельцев. Главное, что смущало во всей этой истории, это то, что большинство компаний-победителей были зарегистрированы в качестве юридических лиц буквально за считанные недели до подачи документов на конкурс. В связи с этим в телевизионной тусовке стали распространяться слухи о том, что данные телекомпании создавались какими-то очень влиятельными людьми специально под конкурс, чтобы просто «застолбить место в цифровом эфире», а как только будут установлены и отлажены все передатчики, и «цифра» перейдёт из категории экзотической роскоши в привычное средство продвижения в эфир, продадут свои телеканалы «монстрам украинского телерынка», которые просто переоформят лицензии на новые логотипы, и запустят в МХ-4 свои нишевые проекты схожих форматов.

Возможно, именно так всё и случилось бы, но спустя несколько месяцев после распределения мест в МХ-4 в Украине грянул финансовый кризис, который больно ударил по многим сферам экономики, в том числе и по телевидению. В итоге обещанный старт цифрового телевещания в мультиплексе МХ-4 в 2008 году так и не случился.

Но вернёмся к распределению мест в мультиплексе.

Как видим, общее количество каналов, получивших «прописку» в мультиплексе МХ-4, составило 10. В то время «вакантными» оставались только восемь мест из десяти, поскольку два места были «забронированы» за ТРК «НБМ» и ТК «Эра». Что же произошло, и куда исчезли из плана развития цифрового телевещательного пространства эти телерадиоорганизации?

Всё дело в том, что к весне 2008 года стало ясно, что цены на сет-топ-боксы в мире снизились. Следовательно, всё громче и громче стали раздаваться голоса, призывающие Нацсовет пересмотреть прежнее решение об одновременном присутствии в цифровом эфире Украины вещания в двух стандартах компрессии — MPEG-2 и MPEG-4. Более того, эти голоса зазвучали уже и из уст самих членов Нацсовета. Впрочем, ничего удивительного в этом не было: перевод всех мультиплексов в стандарт MPEG-4 означал, прежде всего, увеличение потенциальной ёмкости этих самых мультиплексов, а значит и количества потенциальных вещателей, а также размеров денежных сумм, полученных в качестве лицензионного сбора.

Результатом стало принятое 24 апреля 2008 года решение Нацсовета о внесении изменений в План развития телерадиопространства, согласно которому цифровое вещание в Украине должно было вестись в одном стандарте – MPEG-4.

Соответственно было определено количество мультиплексов (которых должно было быть восемь) с их характеристиками, а также перераспределено их наполнение.

В частности, согласно решению Нацсовета, создавалось пять мультиплексов для трансляции телевидения обычной чёткости – МХ-1, МХ-2, МХ-3, МХ-4 и МХ-5. Для них были определены следующие параметры: стандарт – DVB-T, компрессия – MPEG-4, поляризация антенн – горизонтальная. Мультиплекс МХ-6 предназначался для трансляции мобильного цифрового телевидения – стандарт DVB-H. И, наконец, мультиплексы МХ-7 и МХ-8 предполагалось использовать для трансляции программ телевидения высокой чёткости – ТВЧ (HDTV).

Мультиплекс МХ-1 предполагалось использовать для трансляции программ платного телевидения. То есть телеканалы, транслируемые здесь, должны были в обязательном порядке кодироваться. Данное решение члены Нацсовета объясняли желанием защитить рекламный рынок от избытка общедоступных эфирных телеканалов. Зритель же должен был получить возможность просмотра за деньги и без рекламы эксклюзивного контента (киноновинки, спортивные трансляции, музыкальные программы, программы для взрослых и т.д.). Всего же в мультиплекс МХ-1 предполагалось «упаковать» девять телепрограмм, которые будут определены на последующем конкурсе.

Мультиплекс МХ-4 должен был состоять из десяти программ, список которых был определён 4 апреля при подведении итогов конкурса. Мультиплекс МХ-5 предполагалось использовать для местного вещания. То есть его наполнение должно было отличаться в разных регионах.

Мультиплексы МХ-2 и МХ-4 должны были быть созданы из существующих общенациональных каналов – тех самых, которые при прежнем планировании цифрового эфира были распределены по трём мультиплексам. Здесь же предполагалось разместить также каналы ТРК «НБМ» и ТК «Эра». Ёмкость каждого из этих мультиплексов составляла 9 программ, а их распределение должно было быть следующим:

  • МХ-1 — НТКУ («Перший Національний»), ТРК «Студия 1+1» в форме ООО («1+1»), АОЗТ «УНТК» («Интер»), ООО «МК ТРК «ІСТV» («ІСТV»), ООО ТРК «Экспрес-Информ» («5 канал»), ЗАО «Новый канал» («Новый канал»), ЗАО «ММЦ –СТБ» («СТБ»), ЗАО «ТРК «Україна» («Украина»), ООО «ТС «Служба Информации» («НТН»);
  • МХ-2 — ЗАО «ТК «ТЕТ» («ТЕТ»), ОАО «ТК «ТОНИС» («ТОНИС»), ООО «ТРО «Мульті Медиа Сервис» («Мегаспорт»), ЗАО «ТелеОдин» («М1»), ООО «ТРК «НБМ» («5»), ООО «ТРК «Эра» («Эра»).

Здесь же предполагалось разместить будущий канал общественного телевещания, а кроме того оставалось два резервных места, никем пока не занятых. Теоретически их можно было использовать для вещания ещё двух государственных телекомпаний – парламентского канала «Рада» и культурологического «Культура». Впрочем, это только наше предположение: по состоянию на 24 апреля 2008 года эти два телеканала оставались «за бортом» наземного цифрового телевещания.

Провайдер мультиплекса МХ-4, как мы помним, был определён ещё в январе – им стала компания «УЦТМ». После нового перераспределения мультиплексов в данной сфере ничего не изменилось – провайдером МХ-4 по-прежнему оставалась «УЦТМ». Провайдеры же остальных мультиплексов должны были быть определены в результате конкурсов.

В частности, 16 июля 2008 года Нацсовет принял решение о начале формирования мультиплексов МХ-5 и МХ-6, а также объявил о начале конкурса на их техническое обслуживание.

Разворачивание сетей мультиплексов МХ-5 и МХ-6 предполагалось начать в цифровых контурах шести зон, включенных в первый этап «цифровизации» Украины: 10, 12 (Сумская область), 51, 52 (Закарпатская область) и 70, 74 (Одесская область). По указанным зонам даже были предварительно распределены каналы, которые должны были войти в мультиплекс МХ-5, предназначенный для локального телевещания. В список счастливчиков попали локальные студии, вещавшие в данных регионах, а также киевская телекомпания ОАО «Киевтелемонтаж» (канал К-1), имевшая статус региональной и присутствовавшая в аналоговом эфире.

Впрочем, данное наполнение мультиплекса было ещё, как говорится, «вилами по воде писано» – Нацсовет лишь начертил для себя, так сказать, «дорожную карту» и предложил данным компаниям подать заявки на получение лицензий на цифровое вещание. При этом в каждой зоне оставалось ещё по 4-6 свободных мест в МХ-5.

В мультиплексе мобильного телевещания МХ-6 места не распределялись. Однако провайдер данного мультиплекса был определён достаточно быстро – на заседании 26 ноября того же года. Им стало уже известное нам ООО «ТРК «ЭТЕР», которое ранее получило лицензию на экспериментальное вещание DVB-H в Киеве на 49 канале. Теперь эта же компания была призвана обеспечивать трансляцию мобильного цифрового ТВ по всей стране.

Ёмкость мультиплекса МХ-6 должна была составлять девять каналов, а для трансляции должна была использоваться система компрессии MPEG-4. Несколькими заседаниями позднее Нацсовет утвердил распределение частотных каналов для трансляции программ МХ-6 по всем синхронным зонам Украины.

Впрочем, приняв решение о введении стандарта компрессии MPEG-4 в общенациональных мультиплексах, определив их количество и ёмкость, Нацсовет не дал никаких распоряжений относительно дальнейшей судьбы уже существующих четырёх киевских временных мультиплексов, которые были запущены в рамках «цифрового эксперимента» в Киеве. Дальнейшая их судьба осталась неясной. С одной стороны, эксперимент как бы закончился, а значит и вещание на этих экспериментальных каналах надо бы «сворачивать». С другой стороны, лицензии компаниям, ставшим провайдерами этих самых тестовых мультиплексов, выдавались в 2006 году сроком на 10 лет, следовательно, никто не был вправе приказывать прекратить данное вещание.

Сами компании-провайдеры своё будущее видели по-разному. К примеру, «УЦТМ», получив лицензию на право выступать в роли провайдера общенационального мультиплекса МХ-4, подумав, решила свернуть своё «локальное» вещание на киевском 51 дециметровом канале, а саму эту частоту в дальнейшем использовать для трансляции программ МХ-4 на Киев. Сказано – сделано: «УЦТМ» обратилась в Нацсовет с соответствующей своему решению просьбой, которая вскоре была удовлетворена.

ООО «Гамма-Консалтинг» решила продолжать эксплуатацию собственного локального мультиплекса, вещающего на 64 телеканале. Здесь подошли к вопросу практично – раз уж лицензия на 10 лет, то зачем от неё отказываться? Более того, компания даже проявляла желание установить в Киевской области ещё несколько передатчиков, вещающих на 64 частоте, чтобы организовать так называемую «синхронную зону» и обеспечить стабильный приём программ мультиплекса по всей области. При этом в «Гамма-Консалтинг» не особо торопились переводить свой мультиплекс с компрессии MPEG-2 в MPEG-4. То есть эксперименты с «четвёртым мпегом» компания проводила – периодически в мультиплексе появлялась дополнительная программа, сжатая в MPEG-4, дубль какой-либо из транслируемых в мультиплексе программ. Однако срок перехода провайдера к полноценному вещанию в MPEG-4 не оглашался. В компании по этому поводу говорили, что спешить особо некуда – всё равно ведь сет-топ-боксы с MPEG-4 будут по-прежнему «понимать» и MPEG-2. Плюс их будут продолжать видеть те зрители, которые приобрели устаревшие модели – понимающие исключительно MPEG-2. Кроме того, решение Нацсовета о введении стандарта MPEG-4 касается исключительно общенациональных мультиплексов, упомянутых в тексте этого самого решения. А вот когда количество современных сет-топ-боксов у населения в разы превысит количество устаревших моделей, которые начнут уходить в небытие, тогда можно будет переводить мультиплекс в MPEG-4.

Вообще, следует отметить, что в ООО «Гамма – Консалтинг» к вещанию в цифре подходили наиболее серьёзно – и в период начальных тестов, и позднее. К примеру, сигнал времени, передаваемый для настройки часов на ресиверах, на 64 канале всегда соответствовал реальному времени, в то время как на других мультиплексах часы либо спешили, либо отставали. Следили на «Гамме» и за техническими параметрами передаваемой картинки, чётко придерживаясь всех стандартов, принятых для наземного вещания. Впоследствии «Гамма – Консалтинг» запустила в своём мультиплексе на регулярной основе систему EPG – «Электронный Программный Гид».

ООО ТРК «Экспресс-Информ», владевший лицензией на цифровое вещание на киевском 43 канале, каких-либо чётких планов на своё будущее не высказывало. А вот ДП «Эра Продакшн» изъявило желание использовать 41 канал для экспериментов по трансляции программ в стандарте ТВЧ (HDTV).

22 октября 2008 года Нацсовет удовлетворил прошение ДП «Эра Продакшн» об изменении стандартов вещания на 41 канале и объявил конкурс на право вещания в вновь создаваемом «сверхчётком» мультиплексе. Согласно решению Нацсовета, мультиплекс должен был состоять из двух программ (как известно, для передачи сигнала HDTV требуется более широкая полоса, чем для передачи обычного цифрового телесигнала). Обе программы по условиям конкурса должны были быть чётко форматированы: одна из них должна была быть спортивной, вторая – каким-либо оригинальным проектом. Также для вещания HDTV на 41 телеканале был определён и стандарт компрессии сигнала — MPEG-4. Собственно, другой стандарт компрессии вряд ли позволил бы обеспечить полноценную трансляцию сигнала HDTV.

До момента объявления итогов конкурса, которые предполагалось подвести до конца февраля 2009 года, Нацсовет позволил ДП «Эра Продакшн» продолжать вещание на киевском 41 канале согласно условиям их прежней лицензии.

В течение последующего года Нацсовет несколько раз пытался подвести итоги конкурса на места в этом экспериментальном мультиплексе высокой чёткости, но всякий раз заседания проходили без принятия результативных решений. Несмотря на то, что многие эксперты предполагали, что, по крайней мере, «спортивная программа» достанется каналу «Спорт HD» от компании «Поверхность» — единственному украинскому телеканалу, выдающему в спутниковый эфир картинку в формате HDTV. Однако данные предположения не оправдались, конкурс «повис в воздухе», а наземное ТВЧ-вещание так и не началось. Отметим, что ДП «Эра Продакшн» и по сегодняшний день продолжает транслировать в своём мультиплексе программы в формате стандартной чёткости.

Не складывалось и с запуском вещания мультиплекса МХ-4. Старт введения его в эксплуатацию неоднократно переносился. Ничего не было слышно и о планах компаний, получивших лицензии на право присутствия в четвёртом мультиплексе. Лишь изредка названия этих компаний всплывали в сводках новостей телевизионного рынка и то исключительно в связи с переоформлением лицензий по причине изменения официальных учредителей данных компаний.

Наконец-то, 1 апреля 2009 года с киевского 51 дециметрового канала исчезли привычные программы в MPEG-2, а на их месте появилось с десяток программ в формате MPEG-4. Таким образом, мультиплекс МХ-4 начал свою работу.

Для передачи сигнала обновлённого 51 цифрового канала, помимо вышки КРТПЦ, в Киеве были использованы и другие мачты. Как известно, особенностью цифрового телевидения является то, что оно, в отличие от аналогового, позволяет задействовать на одной территории несколько передатчиков, работающих на одной частоте. Таким образом, формируются так называемые синхронные зоны для более полного покрытия конкретной территории. Поэтому, помимо вышки на Сырце, в Киеве цифровые передатчики были установлены (либо планировались к установке) и в других местах. В частности, на передающем центре бывшей «глушилки» на Лысой горе, на 15 километре Житомирского шоссе и в ряде других мест. Впрочем, периодически тот или иной передатчик, формировавший синхронную зону, отключался, а иногда даже наблюдались нарушения синхронизации между отдельными передатчиками зоны.

Впрочем, большинство из заявленных каналов МХ-4 киевляне так и не увидели. В мультиплексе присутствовал разве что канал М2 (спустя год к нему также добавился и «УНІАН-ТБ»). Остальные же места в мультиплексе заполнили совершенно другие каналы, а не те, которые были указаны в лицензии, поскольку их по-прежнему не существовало. Впрочем, в мультиплексе можно было наблюдать и своего рода «симбиоз» из реально вещающего канала и канала, заявленного в лицензии. К примеру, на экране транслировавшегося в мультиплексе канала «Гумор» одно время периодически присутствовал логотип юмористического канала «Штепсель».

Помимо Киева, передатчики МХ-4 заработали ещё в двух областях страны – Одесской и Житомирской (при том, что изначально обещалось начинать «оцифровку» страны с приграничных областей – Закарпатской и Сумской). Набор каналов в мультиплексе в этих областях практически соответствовал перечню программ, доступных киевлянам, за исключением программ киевского государственного телеканала КРГТРК, вместо него в указанных регионах транслировались передачи местных ОГТРК.

По сути, трансляции программ мультиплекса МХ-4 оставались тестовыми. Список и количество транслируемых телепрограмм периодически менялись, равно как и некоторые технические параметры трансляций. К примеру, звуковые дорожки на некоторых телеканалах периодически транслировались в стандарте AAC. Данный стандарт передачи звука требует меньшую полосу и обеспечивает лучшее качество, следовательно, позволяет немного увеличить ёмкость мультиплекса. Однако кодек для приёма звука в стандарте AAC имеется далеко не во всех сет-топ-боксах.

14 июля 2010 года новый состав Нацсовета аннулировал лицензии восьми телекомпаний-призраков, которые должны были начать вещание в мультиплексе МХ-4, но так его и не начали. Под «раздачу» попали ООО «Интер Кивар» (канал «Штепсель»), ООО «Футурама» (канал «Берегиня»), ТОВ «Векта плюс» (канал «Класика»), ООО «Мирей» (канал «Котигорошко»), ООО «Эмпайер бизнес брокерс Украина» (канал «5:0»), ООО «Лайкс» (канал «К»), ООО «Ді. ком» (канал «Мандрівник») и ООО «Дотюей» (канал «Цукор»). Представители данных телекомпаний даже не явились на заседание Нацсовета, таким образом, упомянутые организации не только лишились лицензий, но и были исключены из реестра телерадиоорганизаций Украины.

Компании ООО «УНІАН-ТБ» (канал «УНІАН-ТБ») и ЗАО «Телеодин» (канал «М2 Эстрада») сохранили лицензии. При этом ООО «УНІАН-ТБ» получило предупреждение в связи с задержкой выхода в эфир более чем на год. Впрочем, присутствовавший на заседании представитель данной компании объяснил задержку организационными причинами. Оставшиеся восемь мест в мультиплексе должны были быть выставлены на конкурс, который, впрочем, до сих пор так и не состоялся.

Однако на этом беды мультиплекса МХ-4 не закончились. В феврале 2011 года Нацсовет вынес провайдеру мультиплекса (компании «УЦТМ») предупреждение в связи с тем, что та так и не закончила работы по строительству сети, введя в эксплуатацию только 6% от её планового объёма. Представители компании, присутствовавшие на заседании, объясняли заминку в развитии сети неопределённостью с её дальнейшим наполнением – из 10 планируемых программ лишь две имеют законных владельцев с соответствующими лицензиями. Остальные – заняты «временными квартирантами», а то и вообще пустуют. Поэтому целесообразно было бы провести конкурс на свободные места в МХ-4, но Нацсовет данный конкурс проводить не захотел, ссылаясь на якобы отсутствие на рынке потенциальных претендентов на участие в таком конкурсе. Более того, новый состав Нацсовета в очередной раз пересмотрел план цифровизации Украины и изменил приоритеты запуска мультиплексов. Согласно новому плану, очередь МХ-4 наступит в 2013-15 годах, после запуска мультиплексов МХ-1, МХ-2, МХ-3 и МХ-5.

Таким образом, на сегодняшний день судьба мультиплекса МХ-4 не ясна. Не ясна также дальнейшая судьба компании «УЦТМ» — в конце апреля 2011 года Нацсовет обратился в суд с просьбой лишить данную компанию лицензии на право выступать в роли провайдера мультиплекса МХ-4.

Помимо сети компании «УЦТМ», в конце 2009 – начале 2010 года в Украине было начато разворачивание ещё одной сети многоканального цифрового телевещания. Проект охватил девять городов, в которых велось непродолжительное тестовое вещание. А именно — Винницу, Днепропетровск, Запорожье, Львов, Николаев, Тернополь, Ужгород, Чернигов и Симферополь. Реализацией проекта занимался непосредственно Концерн «РРТ» при содействии НПО «Квант-Эфир» и ОАО «Укртелеком». Силами «Квант-Эфира» были изготовлены, установлены и запущены в эксплуатацию передатчики (их мощность в зависимости от конкретного города составляла от 600 Вт. до 2,5 кВт). А «Укртелеком» предоставил в распоряжение Концерна «РРТ» свою MPLS-сеть для доставки сигнала от головной станции до передатчиков в регионах страны.

Впрочем, Концерн «РРТ» так и не сумел скоординировать частоты, получить лицензию Нацсовета и прочие разрешительные документы, необходимые для запуска сети в эксплуатацию.

Столь же медленно продвигается в Украине и внедрение мобильного цифрового телевидения – DVB-H.

Первая демонстрация возможностей данного стандарта прошла в Украине в конце 2006 года, когда в Киев было привезено из Германии тестовое оборудование от компании «Siemens».

Развёрнутая специалистами «Siemens» и «Квант-Эфир» сеть позволила продемонстрировать все возможности стандарта. В качестве наполнения временного мультиплекса использовался контент телеканалов «Интер+», «Энтер», «Энтер-Фильм» и «5 канал». Впрочем, тогда дальше «демонстрационки» дело не пошло.
Компания ООО ТРК «Этер», получившая в начале 2008 года от Нацсовета лицензию на тестовое вещание в DVB-H на киевском 49 телеканале, также не спешила осваивать полученный частотный ресурс. Фактически регулярные тесты начались лишь в конце 2009 — начале 2010 года.

Впрочем, к тому времени формат DVB-H уже достаточно устарел, а во всем мире заговорили о новом формате мобильного цифрового телевидения – DVB-SH (Digital Video Broadcasting — Satellite services to Handhelds) – стандарт, базирующийся на гибридной спутниково-наземной передаче данных на мобильные устройства.

30 марта 2010 года в Киеве была проведена конференция «Цифровые системы распространения мультимедийного контента: проблемы и решения», целью которой было обсуждение преимуществ и недостатков новых стандартов, а также определение дальнейших путей развития цифрового телевидения в Украине.

В рамках данной конференции прошли испытания возможностей DVB-SH. В качестве тестовой площадки использовалась крыша одной из столичных высоток – гостиницы «Киев» на улице Эспланадной, высотой 65 метров, где и была установлена передающая антенна. Для непосредственного вещания использовался DVB-H-передатчик, в который был интегрирован модулятор DVB-SH мощностью 100 Вт. Тестовое вещание велось на 49 канале ТРК «ЭТЕР».

По городу перемещался автомобиль с установленным комплектом аппаратуры для приёма мобильного телевидения. В процессе тестов было отмечено, что площадь стабильного приёма сигнала DVB-SH превышает площадь приёма обычного DVB-H. Впрочем, на конференции было также отмечено, что ситуация с выбором стандарта мобильного телевидения в Европе по-прежнему остаётся неопределённой, но большинство европейских стран уже объявили DVB-H неперспективным стандартом, но, что интересно, такая же судьба может ожидать DVB-SH, поскольку европейские операторы мобильного ТВ подумывают об альтернативных стандартах — SPA, UMTS, Edge, а теперь еще и о T2-Lite (спецификацией стандарта DVB-T2, которая даст возможность встраивать в мобильные устройства, такие как мобильные телефоны и планшеты, возможность приёма эфирных теле- и радиотрансляций).

Тем не менее осенью 2010 года ООО ТРК «ЭТЕР» объявило о своих дальнейших планах по развитию мобильного телевидения в Украине. Согласно обещаниям руководства компании, регулярное вещание в стандарте DVB-H в Киеве должно быть организовано в 2011 году, а в 2012 мобильное ТВ должно прийти и в другие города Украины. Сеть ТРК «ЭТЕР» будет строиться при посильном участии операторов мобильной связи. В частности, в конце 2010 года «ЭТЕР» заключил соответствующий договор с компанией «Астелит» (провайдер мобильной связи life:)).

К этому времени начали устаревать и другие системы цифрового телевещания, принятые в Украине. К примеру, на смену стандарту обычного наземного телевещания DVB-T в мире постепенно стал приходить новый стандарт – DVB-T2.

В декабре 2010 года после нескольких неудачных попыток Нацсовет наконец определился с вопросом о провайдерах оставшихся мультиплексов DVB-T – МХ-1, МХ-2, МХ-3 и МХ-5. Согласно решению регулятора, принятому на заседании 8 декабря 2010 года, провайдером всех этих мультиплексов стала до сих пор никому не известная компания ООО «Зеонбуд». В соответствии с полученной ею лицензией, каждый из четырех мультиплексов будет состоять из восьми цифровых программ. Таким образом, общая ёмкость сети составит 32 цифровые программы.

Согласно заверениям «Зеонбуда», сделанным после получения лицензии, сеть компании будет строиться по административно-территориальному принципу. Каким образом компания собирается реализовывать данный план на практике пока не ясно – ведь, как известно, радиоволны «не понимают» границ административно-территориальных единиц. Тем более, что для установки передающего оборудования «Зеонбуд» собирается использовать, главным образом, вышки и мачты Концерна «РРТ», большинство из которых было построено ещё в советский период без особого учёта административно-территориального деления Украины (некоторые объекты Концерна расположены на границе областей, другие были построены из расчета покрытия смежных районов нескольких соседних областей и т.д.).

Для раздачи сигнала из Киева в регионы компания «Зеонбуд» планирует использовать спутниковый канал связи. Сигнал от всех общенациональных компаний-клиентов «Зеонбуда» будет «собираться» на головной станции у подножия киевской телевышки на улице Дорогожицкой, 10. Далее сигнал по оптико-волоконной линии планируется подавать в Калиновку Макаровского района, откуда он и будет «подниматься» на спутник для дальнейшей транспортировки на сеть передатчиков в регионах. При этом параметры спутниковой передачи не позволят принимать данный цифровой поток на бытовые спутниковые ресиверы.

На общенациональную сеть планируется «раздавать» 28 цифровых программ. В каждом регионе к ним будет добавляться ещё четыре местные программы.

Датой завершения построения сети в «Зеонбуде» называют осень 2011 года – именно тогда планируется начало полноценного цифрового вещания.

Впрочем, в процессе подготовки к запуску сети цифрового вещания от компании «Зеонбуд» произошло ещё одно знаменательное событие. 16 марта 2011 года Нацсовет разрешил «Зеонбуду» использовать для вещания новый стандарт цифрового телевидения – DVB-T2. Преимуществом данного более современного стандарта является возможность более рационального использования частотного ресурса. Иными словами, в мультиплекс DVB-T2 при использовании привычной компрессии MPEG-4 можно будет упаковать большее количество информации. А значит, возможно либо расширить количество цифровых программ, передаваемых в рамках одного мультиплекса, либо передавать их в том же количестве, но с лучшим качеством, то есть – в стандарте HDTV. Недостатком является необходимость полной замены приёмного оборудования, так как до сих пор в Украине не продавались устройства, «понимающие» DVB-T2.

После внесения в лицензию «Зеонбуда» изменений, предусматривающих возможность использования компанией стандарта DVB-T2, перед её менеджментом возникло два вопроса. Во-первых, следует ли запускать в стандарте DVB-T2 сразу все четыре мультиплекса или же только часть из них, оставив для остальных более привычный DVB-T. Второй вопрос состоял в определении принципа наполнения мультиплексов стандарта DVB-T2. Следует ли упаковывать в них большее количество программ, чем это предусматривалось ранее, или же оставить всё, как есть – то есть те же восемь каналов на мультиплекс, чтобы со временем перевести эти программы из режима телевидения обычной чёткости в HDTV.

В итоге «Зеонбуд» принял решение запускать DVB-T2 сразу на всех своих мультиплексах и не изменять их ёмкость, взяв курс на дальнейший переход к телевещанию высокой чёткости. После принятия данного решения началось построение сети «Зеонбуда» ударными темпами для того, чтобы к заявленным срокам начать вещание.

Принцип распределения каналов, определённый прежним составом Нацсовета, был аннулирован новым составом регулятора. Согласно решению органа, места в мультиплексах цифровой сети компании  «Зеонбуд» распределены на конкурсной основе. Ознакомиться с результатами данного конкурса можно в статье «DVB-T2: что, где и как смотреть?», которая опубликованна в этом выпуске журнала на стр. 18-20.

Тем временем на рынке по-прежнему отсутствуют сет-топ-боксы и телевизоры, рассчитанные на приём программ DVB-T2. На момент публикации данного материала в Киеве начато тестовое вещание  цифрового эфирного телесигнала в стандарте — DVB-T2, но население пока что не очень рвётся в очередной (уже третий) раз менять приёмное оборудование для цифрового ТВ. На сегодня нерешённым является вопрос передачи звука. На данный момент существует, по меньшей мере, два стандарта для передачи звука, вполне совместимых с DVB-T2 и MPEG-4 – «обычный» MP3 и AAC. Однако до сих пор не ясно, какой из них утвердится в Украине – соответствующее решение так и не было принято, что также тормозит наполнение рынка сет-топ-боксов. Мало кто хочет закупить партию аппаратов, которые в один прекрасный день могут оказаться никому не нужными.

В следующей и заключительной части телеэпопеи мы поговорим о становлении рынка кабельного телевидения и развитии других видов доставки телевизионного сигнала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.