В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя. Важно: все данные, используемые в публикации, актуальны по состоянию на октябрь 2011 года.

 А что же произошло с первопроходцами киевского телеэфира? С ЮТаРом, Грависом, ТОНИСом, НАРТом, ТЕТом? Судьба каждой из них сложилась по-разному и окончательно решилась в начале 2000 годов.
tet-today-logНапомним, государственный регулятор в сфере телевидения и радиовещания – Национальный совет – был создан в Украине в конце 1994 года, а процесс лицензирования частот и каналов, стартовавший в 1995 году, вступил в свою активную фазу в 1996-97 годах. Именно тогда между вещателями были разделены практически все существовавшие на то время в Украине телерадиоканалы. И именно тогда было заложено много «мин замедленного действия», связанных с разделением одной эфирной частоты между несколькими вещателями.

Первые лицензии выдавались сроком на 5 лет, срок их действия оканчивался в 2001-2002 годах. За эти 5 лет много чего изменилось, одни компании прочно встали на ноги, а другие – едва существовали. Одни сменили собственников, готовили собственный интересный программный продукт, другие же – отдавали эфирное время под трансляцию программ, изготовленных зарубежными компаниями.

Изменилась в целом и страна. В Украине появился крупный бизнес, желавший конвертировать заработанные «первые миллионы» во власть и, как следствие, превращать их в миллиарды. Плюс многие осознали, что телевидение и радио в умелых руках является неплохим рупором для донесения собственных идей до ушей и умов избирателей. Соответственно, телерадиопространство начало перераспределяться, приобретать новых владельцев или просто высоких покровителей и структурироваться по политическим интересам.

Дальнейшим шагом было желание собственников ещё больше закрепиться в эфире, подняться вверх по рейтинговым ступенькам, по возможности вытеснить конкурентов, а также – увеличить аудиторию своего канала, завоевав новые регионы для вещания.

Вот тут-то и «взорвались бомбы замедленного действия», заложенные еще в середине 90-х. Телекомпании, вещавшие на каналах, «разбитых» по принципу «коммуналок», принадлежали к различным политическим «клубам». Например, так случилось с киевским 30 телеканалом: муниципальная ТРК «Киев» проявляла лояльность к тогдашнему киевскому мэру Александру Омельченко, а вещавшая здесь же телекомпания «ТЕТ» контролировалась бизнес-структурами, близкими к его сопернику по выборам мэра в 1999 году – Григорию Суркису.

Естественно, обе компании чувствовали себя более чем неуютно в рамках одного эфирного канала, и каждый желал вытолкнуть конкурента на другую, ещё не раскрученную частоту. Благо возможность появилась – у обеих компаний подходили к концу сроки действия лицензий и канал вновь был выставлен на конкурс. К тому же телекомпания «ТЕТ» начала разворачивать сеть по Украине – сигнал был поднят на спутник, компания начала получать частоты в регионах и заключать договора с партнёрами на местах. Для создания полноценного регионального (а в будущем и общенационального) канала требовалось круглосуточное вещание. Тем более что муниципальная ТРК «Киев» на сеть не претендовала, и уж точно не собиралась строить общую сеть с «ТЕТом».

В 2001 году приблизительно одновременно с 30-ым киевским телеканалом на конкурс был выставлен и 42-ой – тот самый, на который рассчитывала ТРК «НБМ». И практически сразу в околотелевизионных кругах прошла информация, что на 42-ой канал уйдёт кто-то из ныне вещающих на 30-ом.

42-ая телечастота в Киеве прежде не использовалась для вещания, кроме того, 42-ой канал выставлялся на конкурс с ограничением по мощности передатчика в 10 киловатт, в то время как на 30-ом эксплуатировался двадцатикиловаттный передатчик. Разумеется, уходить на канал с худшими техническими параметрами и неизвестной зоной приёма не хотел никто.

Как следствие, вопрос лицензирования 30-го и 42-го телеканалов «завис» на несколько лет. Обе из вещавших на нём компаний выдвигали свои аргументы в пользу своего желания, «ТЕТ» обосновывал это тем, что компания планировала строить мощную сеть, поэтому хорошее покрытие всей области не будет лишним, а ТРК «Киев» всё равно сугубо городская компания. В то же время на ТРК «Киев» претензии «ТЕТа» отвергали, поскольку ее программы смотрят не только в пределах города, а и в области, и хотят смотреть дальше, а «ТЕТ» всё равно строит общеукраинскую сеть и выходит на спутник, значит по области теоретически можно поставить ещё несколько передатчиков или просто «зайти» в кабельные сети райцентров прямо со спутника. Кроме того, в качестве аргументов использовались слова о том, что 30-я частота изначально планировалась как городской канал, что именно город ещё в 80-ые годы вложил немало средств в организацию вещания и постройку приёмной сети, поэтому канал должен остаться в собственности города.

Спор вокруг 30-ого канал длился два долгих года. Эта частота, а вместе с ней и 42-ая вновь и вновь выставлялись на конкурсы, которые не утверждали победителей. Обе стороны апеллировали к общественности, пытались привлечь суды. На определённом этапе Нацсовет был готов вновь разделить канал между двумя вещателями. Однако ТРК «Киев» данное предложение отвергло. В 2002 году на очередном конкурсе Нацсовет выставлял 42-ой канал с «форматным» условием: частота для создания городского телеканала, как бы ненавязчиво намекая ТРК «Киев» на то, что ей следует согласиться на эту частоту, и всё будет нормально, но данные уловки не имели эффекта.
tet-programma-2003-augustВ итоге в конце июня 2003 года стороны всё же пришли к джентльменскому соглашению. «ТЕТ» согласился уйти с 30-го канала на 42-ой, но при одном условии: вначале общими усилиями обе телекомпании проведут модернизацию передающего оборудования на КРТПЦ. То есть окажут финансовую поддержку техническому переоснащению центра, а именно – установке новой передающей антенны, которая была бы идеально приспособлена для передачи в эфир 42 телеканала, замене устаревшего передатчика 30-го телеканала на более современный и установке на КРТПЦ передатчика 42-го канала.
Заказы на изготовление новых дециметровых передатчиков приняла киевская фирма «Квант-Эфир», и работа закипела. В течение августа 2003 года киевляне могли наблюдать за тем, как самая верхняя, пятая секция Сырецкой вышки «оголяется» от антенн, а затем «одевается» в новые. Данные работы проходили в ночное время суток, поэтому в течение этих недель киевляне были лишены возможности принимать программы эфирного телевидения по ночам – вышка обесточивалась.

Впрочем, возможность просмотра сохранилась у абонентов кабельного оператора «Воля-кабель», охватившего к тому времени сетями практически весь Киев. Дело в том, что ряд ретранслируемых в сетях провайдера каналов брался непосредственно со спутника. Другие же подготовились к реконструкции, проложив от подножия телевышки к головной станции «Воли-кабель» оптико-волоконное соединение. В частности, так поступили УТ-1, «1+1», «Интер», ТРК «Киев», М1 и ICTV.

Благодаря этому в сетях «Воли-кабель» телекомпании «ТЕТ» и ТРК «Киев» разделились по отдельным частотам уже с августа 2003 года. В эфир по 30-ому каналу по-прежнему шёл «микс» из двух программ, деливших канал по принципу шахматной доски, а абоненты кабельного телевидения от «Воли» уже смотрели два отдельных полноценных канала: «расширенный» вариант ТРК «Киев» приходил на «Волю» по кабелю, а «ТЕТ» в полном объёме принимался со спутника.

Замена антенны на КРТПЦ, призванная обеспечить качественную трансляцию программ 42-го телеканала, а также улучшить качество трансляции ряда других дециметровых каналов, завершилась в конце лета 2003 года. В течение последующих осенних месяцев на вышке монтировались и настраивались новые передатчики, отлаживалась работа передатчика 42-го канала. В октябре 2003 года компании «Киев» и «ТЕТ» наконец-то получили лицензии – на 30-ый и 42-ой каналы соответственно. В декабре 2003 года состоялось торжественное расселение эфирной коммуналки под названием «30-ый канал»: с этого времени на данном канале единолично велось вещание ТРК «Киев», а «ТЕТ» окончательно переехал на 42-ую телечастоту.

Параллельно с получением лицензии на 30-ый киевский телеканал ТРК «Киев» получила ещё одну лицензию, которая дала компании право на создание муниципального кабельного канала «Киев Плюс». Предполагалось, что в эфире данного канала, который должен был транслироваться в сетях всех кабельных операторов столицы, должны были выходить, главным образом, образовательные программы и программы о новостях экономики.

Впрочем, данный кабельный канал так и не был создан, несмотря на то, что кабельные провайдеры обязались выделить для него место в своих сетях. Например, в широкополосном сегменте сети «Воля-кабель» в течение некоторого времени даже передавался тест-сигнал в виде настроечной цветовой таблицы типа «матрац». Кроме того, освоив 30-ый киевский телеканал, ТРК «Киев» начала транслировать свой сигнал через спутник – для желающих принимать программы киевского муниципального телеканала за пределами зоны вещания передатчика, работающего на 30-ой частоте, а также – ретранслировать их в кабельных сетях.

Программы ТРК «Киев» действительно появились в сетях некоторых кабельных операторов Украины, однако через какое-то время у компании возникли проблемы, связанные со спутниковым вещанием. Как оказалось, некоторые из программ, транслировавшихся в эфире ТРК «Киев», были предназначены лишь для трансляции на территории Украины, но не за её пределами. Соответственно, если компания желала транслировать такой контент, она должна закодировать свой сигнал на спутнике, чтобы сделать их недоступными для жителей сопредельных государств. Трансляция же программ в открытом режиме являлась нарушением. В итоге ТРК «Киев» была вынуждена закодировать спутниковый сигнал.

Что же касается телеканала «ТЕТ», то после начала полноценного вещания на киевском 42-ом канале и разворачивания сети по Украине, данная телекомпания провела полное переформатирование эфира. Изменилось всё – от наполнения до логотипа, канал полностью отказался от политики и с апреля 2004 года позиционирует себя как молодёжно-развлекательный.

Но 30-я частота была не единственной «эфирной коммуналкой», поэтому далее мы рассмотрим «расселение» других телеканалов в киевском телеэфире.
tonis2002Перелицензирование 25 киевского телеканала прошло относительно мирно. Во всяком случае, не было отмечено никакими скандалами и эксцессами. Напомним, к концу 90-х на этом канале вещали две телекомпании – «ТОНИС» и «НАРТ». Обе компании в момент создания имели грандиозные планы, однако в силу разных причин (прежде всего – финансовых) оставались в зачаточном состоянии. К концу 90-х ни «ТОНИС», ни «НАРТ» не могли похвастаться высокими рейтингами и качеством программ.
tonis-nart-programma-2001Ситуация начала меняться к концу 2001 года, когда на горизонте замаячило перелицензирование и как следствие – возможность потери канала обеими компаниями в пользу более развитого вещателя. Тогда и возникла на «ТОНИСе» идея ребрендинга канала, а также была разработана новая концепция, в соответствии с которой «ТОНИС» должен стать культурологическим каналом.
Были найдены финансовые возможности, проведены работы по техническому переоснащению эфира, изменён логотип и оформление программ. И когда на заседании 17 апреля 2002 года Нацсовет подвёл итоги конкурса на 25-ый киевский телеканал, победителем был объявлен именно «ТОНИС». При этом Нацсовет отметил тот прогресс, который компания сделала за короткое время после нескольких лет застоя. Бывшая соседка «ТОНИСа» по эфирной «коммуналке» — телерадиокомпания «НАРТ» — отступила молча, без каких-либо акций протеста и в дальнейшем сосредоточилась на развитии лишь радийного проекта, который просуществовал ещё несколько лет.
tonis_ua_2003Обновлённый же «ТОНИС», получивший в своё полное распоряжение 25-ый канал и, соответственно, новый стимул развития, действительно стал радовать зрителя культурологическими и познавательными программами. Со временем, в процессе построения общенациональной сети, «ТОНИС» сделал некий уклон в сторону развлекательности своего эфира. Кроме того, на канале появилась служба новостей, выпуски которой в период президентской кампании 2004 года были названы самыми сбалансированными. Однако значительную часть эфира по-прежнему составляли документальные фильмы о животных и прочие передачи познавательного характера. В 2005 году некоторые аналитики были склонны называть «ТОНИС» любимым телеканалом тогдашнего Президента Украины Виктора Ющенко, который, как известно, является большим ценителем искусства и культуры.

Спокойно и без лишнего шума была «расселена» и «эфирная коммуналка» на 7-ом киевском телеканале, где вещали три телерадиоорганизации – «Гравис», «ТВ Табачук» и «Народное Телевидение Украины». Последняя к началу 2000 годов тесно сотрудничала с «ТВ Табачук» и фактически слилась с этой компанией. Осенью 2001 года победителем конкурса на право дальнейшего вещания по 7-ому телеканалу была названа ТРК «Гравис», которая также отстояла право дальнейшего вещания на 35-ом канале, таким образом, получив в своё распоряжение две телечастоты. Однако по «джентельменскому соглашению» здесь продолжала вещать и компания «ТВ Табачук» — владельцы «Грависа» согласились позволить ей продолжать вещание до получения новой частоты. И данная частота была получена, правда, этому сопутствовал очередной скандал.

17 апреля 2002 года Нацсовет подвёл итоги конкурса на право использования 37-го телеканала. Как мы помним, данную частоту первой начала осваивать телерадиокорпорация «ЮТаР». Позже несколько своих часов на канале получил ещё один вещатель – ТРК «Заграва».

К концу 90-х телерадиокорпорация «ЮТаР» была разделена на две структуры – собственно телерадиокорпорацию, которая теперь занималась радиовещанием и телекомпанию «ЮТаР», занявшуюся телевидением. Последняя попала в сферу влияния экс-премьера Павла Лазаренко, однако вскоре Лазаренко покинул Украину и был арестован в Соединённых Штатах, а телеканал «ЮТаР» постепенно сменил политические ориентиры и стал проявлять лояльность к Юлии Тимошенко.

В плане программного наполнения «ЮТаР» не отличался от большинства тогдашних каналов «третьего эшелона». Здесь не было ни особо рейтинговых программ, ни хорошего фильмопоказа. Часть программной сетки канала по-прежнему занимали программы производства российского спутникового телеканала «ТВ-6 Москва», а после его закрытия в начале 2002 года – программы производства российского «РТР».

Собственно, трансляцию программ зарубежных вещателей и поставили в вину «ЮТаРу» члены Нацсовета, мотивируя решение, принятое не в пользу «ЮТаРа» на подведении итогов конкурса на право вещания на 37-ом киевском канале. Претендентов на этот канал, согласно сообщениям прессы, было пять: помимо ТРК «ЮТаР» и ТРК «Заграва», свои заявки на участие в конкурсе подали ТРК «НАРТ», ТРК «НБМ» и ООО ТС «Служба інформації» («ТV «Табачук»). Именно последняя и была объявлена победителем конкурса как телекомпания, предоставившая наиболее интересную концепцию социально-экологического канала. Кроме того, по мнению членов Нацсовета, техническая база телекомпании «Служба информации» была одной из лучших в Киеве, в частности, компания имела в своём распоряжении 300-метровую концертную студию. «ЮТаР» предложил вниманию членов Нацсовета концепцию социально-культурного и информационного вещания, а также пообещал впредь не вести трансляции программ российских телекомпаний. Однако ни концепция, поданная «ЮТаРом», ни рекомендации Экспертного Совета при Нацсовете оставить 37-ой канал тем, кто работает на нём вот уже 9 лет, не убедили членов регуляторного органа. При этом политическую подоплёку вопроса они отрицали, утверждая, что информационные программы телеканала «ЮТаР» действительно уделяют много времени оппозиции, но ведь и компания «ТВ Табачук», по их мнению, также была весьма лояльна к Блоку Юлии Тимошенко.
tvt«ЮТаР» пытался оспорить принятое решение в судах, однако безуспешно: с 20 июня 2002 года на 37-ом канале уже выходили программы Студии «Служба информации» с логотипом TVT. В дальнейшем телекомпания «ЮТаР» действовала как продакшн-студия (в этом виде она существует и по сегодняшний день). Впрочем, во второй половине 2000-х годов компания подавала заявку на один из конкурсов на «цифровые каналы» в Киеве, правда – безуспешно. ТРК «Заграва» спустя несколько лет после ухода с 37-го киевского телеканала сменила собственников и начала спутниковое вещание как «Первый Деловой канал».

Что же касается ООО ТС «Служба інформації» (ТV Табачук), то её вещание на 37-ом телеканале в 2002-2004 годах не отличалось наличием рейтинговых программ. По сути, набор программ, выходивших на 37-ом канале, практически не отличался от того, что компания ранее представляла по 7-ому каналу. Концепция социально-экологического телеканала так и не была реализована в полной мере, несмотря на поддержку Партии Зелёных.

ТС «Служба інформації» действительно оборудовала неплохой студийный комплекс, однако так и не смогла его освоить в силу отсутствия должного финансирования и недостатка в кадрах. Отметим, что в конце 90-х – начале 2000-х в околотелевизионной «тусовке» студия «ТV «Табачук» имела репутацию авторской школы: здесь можно было попробовать свои силы в тележурналистике, чему-то научиться, освоиться в эфире и, если повезёт, получить хороший старт для дальнейшего карьерного роста уже на других каналах. Таким образом, канал «TVT» был хорошим местом для различных творческих экспериментов и, возможно, полезных и нужных программ, но в силу тех или иных причин – не раскрученных и практически неизвестных зрителю. К тому же, вскоре после начала вещания студии «ТV Табачук» на 37-ой частоте сигнал канала перестал ретранслироваться в самом доступном пакете оператора «Воля-кабель», то есть, значительная часть зрителей просто не видела программы канала.
tvt-programma37kanal-2003Тем не менее уже к концу лета 2002 года канал выпускал около двадцати циклов авторских программ. Директор канала Вадим Табачук в интервью одному из киевских изданий с гордостью заявлял, что такого количества авторских программ на то время не производила ни одна из телекомпаний Киева. В эфир выходили ток-шоу (в том числе и интерактивные, с возможностью звонков зрителей в прямой эфир), музыкальные, развлекательные программы, передача для детей «Казки лірника Сашка». Таким образом, канал «TVT» решил возродить на украинском телевидении традиции незабвенного Деда Панаса – телевизионного персонажа, который в течение многих лет радовал своими сказками маленьких зрителей УТ. Любопытно, что ведущим данной передачи был не профессиональный тележурналист или актёр, а человек, работавший в строительной организации – Александр Власюк.

Продолжила телекомпания и новостное вещание, представленное информационной программой «СИТ», которую Вадим Табачук с гордостью называл старейшей независимой информационной программой Украины. А вот фильмо- и сериалопоказ студия особо не жаловала – продукция такого плана в эфире канала хоть и присутствовала, но в весьма ограниченном количестве.

Со временем Студия «Служба информации» получила лицензию на право вещания ещё в одном городе – Симферополе. Таким образом, компания нацелилась на создание собственной сети. Однако данные планы были реализованы значительно позже – уже после смены учредителей и полного ребрендинга телеканала.

Произошло это во второй половине 2004 года в преддверии президентских выборов, когда стало известно, что у телекомпании появились новые учредители – донецкое ООО «Східінвестпром» (33.66%) и физическое лицо Мелешко И.С. (66.34%). Тогда же заговорили о скором переформатировании канала в информационный проект, реализацию которого должны были осуществлять менеджеры, близкие к донецким бизнес-группам.
ntnlogoВскоре на киевских улицах и площадях появились билборды, анонсирующие старт нового телеканала на 37-ой частоте с незатейливым названием «НТН», которое сами сотрудники канала расшифровывали как «Независимые телевизионные новости». Запуск канала в эфир состоялся 1 ноября 2004 года.
ntn-programma-2005Впрочем, новосозданный канал не был сугубо информационным – в этом плане он уступал «5 каналу». Помимо новостей, в эфире НТН присутствовал фильмопоказ и различные развлекательные проекты. Впрочем, новостные блоки в эфире присутствовали довольно часто, выходя под названием «Вчасно» более десяти раз в сутки.
Следующим этапом развития канала «НТН» стало построение собственной сети. Помимо Киева и Симферополя, лицензии на которые получались на открытых конкурсах прежними владельцами, «НТН» замахнулся ещё на 75 частот по всей Украине, которые были вписаны в лицензию телекомпании без формального конкурса. После «оранжевой революции» данный факт стал причиной некоторых проблем канала – были даже сделаны попытки через суд отобрать у телекомпании данные частоты и выставить их на конкурс (так было сделано с частотами телеканала «Киевская Русь», которые получались при похожих обстоятельствах). Однако со временем конфликт был улажен, и «НТН» сохранил за собой все частоты.

С ноября 2006 года канал «НТН» снова сменил юридических учредителей – ими стали ООО «Капиталинвест» (99.98%) и фирма «Східавтотранс» (0.019%). В это время были сделаны первые попытки несколько изменить формат и концепцию канала, в сетке вещания «НТН», помимо новостных выпусков «Вчасно» и фильмопоказа, начали появляться публицистические и развлекательные проекты.

В 2007 году канал «НТН» в очередной раз сменил владельцев и вошёл в состав медиагруппы «U.A. Inter Media Group» (полностью акции канала были выкуплены летом 2009 года). Вхождение канала в состав данной медиагруппы вскоре повлекло за собой кардинальное изменение программной концепции. Возникшие в телевизионной тусовке слухи о том, что медиагруппа «U.A. Inter Media Group» создаст на базе канала «НТН» и собственной информационной службы новостной канал, не подтвердились. Информационная составляющая эфира «НТН» не возросла, а, наоборот, уменьшилось – количество новостных программ было сокращено, информационная программа «Вчасно» покинула эфир «НТН» в ноябре 2008 года после полного переформатирования.

Место новостных программ заняли художественные и документальные фильмы, а также различные программы, среди которых передачи детективно-криминальной тематики «Агенти впливу», «Великі афери», «Правда життя», «Свідок». Соответственно изменился и кинопоказ на канале – с тех пор он был больше ориентирован на мужскую аудиторию: боевики, экшн, приключения, детективы.

logo_ictvА теперь давайте рассмотрим судьбы других киевских каналов.

«Международная Коммерческая Телерадиокомпания» в процессе перелицензирования сумела сохранить за собой телеканал ICTV. Впрочем, данный канал претерпел значительные изменения на рубеже 90-х и 2000-х годов. Напомним, что создателями «Международной Коммерческой Телерадиокомпании» в 1991 году выступили две структуры: Концерн «РРТ», занимающийся распространением телерадиосигнала по Украине, и американская корпорация «StoryFirst Communications», сферой деятельности которой является дистрибьюция теле-, кино- и аудиопродукции ведущих мировых производителей.

В рамках проекта «Международная Коммерческая Телерадиокомпания» летом 1992 года в Киеве был запущен телеканал, который вскоре начал сетевое вещание на большую часть Украины, а в 1994 году – киевская радиостанция «Music Radio 101FM». Изначально канал «ICTV», избравший своим слоганом фразу «Зірка телебачення України», позиционировал себя как развлекательный семейный канал, основой наполнения которого были зарубежные телевизионные программы, шоу, художественные и документальные фильмы и спортивные программы, а также видеоклипы. Поначалу большая часть программного продукта бралась из эфира европейских спутниковых телеканалов на законных основаниях. Через какое-то время после создания телерадиокомпании украинское законодательство изменилось – теперь компании, занимавшиеся техническим обеспечением вещания (такие, как «РРТ»), не могли напрямую выступать учредителями теле- и радиоканалов. Поэтому Концерн «РРТ» был вынужден передать свою долю в проекте Фонду Госимущества.

Впоследствии канал развивался, а его наполнение менялось. Исчезли передачи, «списанные» со спутника (теперь все зарубежные программы попадали на канал как положено – на различных дисках и кассетах), рос объём программ собственного производства. В 1996 году канал даже занял третье место в рейтинге общенациональных каналов Украины, однако позже его позиции пошли на спад.

В итоге в 2000 году корпорация «StoryFirst Communications» по целому ряду причин решила продать данный актив (к слову, радиостанция «Music Radio» к тому времени была выведена из состава телерадиокомпании в отдельное юридическое лицо). Тогда же, в 2000 году телеканал «ICTV» стал круглосуточным. Новыми владельцами канала стали компании, которые связывали с именем бизнесмена Виктора Пинчука. В 2008 году все 100% акций канала были переданы одной компании – ООО «ТВ-Холдинг». Собственно, «ICTV» стал первым общенациональным телеканалом, попавшим в сферу влияния этого бизнесмена.

Вслед за сменой владельцев произошло полное реформирование самого канала, генеральным директором которого стал Александр Богуцкий. Рестарт состоялся 18 сентября 2000 года, в результате которого на «ICTV» ничего не осталось из прошлого. Изменился даже общий стиль канала – теперь в оформлении студии, в заставках и логотипе доминировал оранжевый цвет. Собственно, в начале 2000-х годов, до «оранжевой революции», термином «Помаранчевий канал» было принято называть именно «ICTV» — в силу его брендовых цветов, а не «5-ый канал» — в связи с его политической «окраской».
ictv-progr-2001-posleprodazhiОдним из новых приоритетов «ICTV» стало информационное вещание. На канале появился полноценный новостной проект «Факты», в рамках которого начали выходить несколько информационных программ в течение дня. Канал «ICTV» также начал активное сотрудничество с проектом «Уличное телевидение», о котором мы уже рассказывали ранее. В частности, совместно с этой телекомпанией канал «ICTV» провёл в конце 2000 года телемарафон, посвящённый закрытию Чернобыльской АЭС. Также в 2000 году впервые в истории украинского телевидения канал «ICTV» транслировал дебаты между двумя кандидатами на пост президента США – Джорджем Бушем и Альбертом Гором.
В дальнейшем информационно-политическая составляющая телеканала «ICTV» продолжала развиваться, и именно на «ICTV» начался украинский период карьеры известного телерадиожурналиста Савика Шустера. Впервые проект «Свобода Слова» вышел в эфир данного канала в мае 2005 года. Впоследствии Савик Шустер перешёл на другой канал, а «Свобода Слова» на канале «ICTV» продолжила своё существование в несколько изменённом виде и с другим ведущим.

Улучшалось и техническое оснащение телеканала. Если в начале 90-х «ICTV» вещал из технических помещений у подножия киевской телевышки, а позже – из здания Киевского Института Автоматики на Татарке, то после смены владельцев канал переместился в новые студийные помещения поближе к центру города, на улицу Паньковскую. 30 октября 2001 года телеканал «ICTV» получил новую лицензию сроком на 10 лет и примерно с того времени начал «раздавать» сигнал через спутник, а не по релейным линиям, как это было раньше. Значительно увеличилось и покрытие: в 2000 году «ICTV» транслировался в 51 городе девятнадцати регионов Украины. Сегодня количество городов с непосредственным вещанием «ICTV» приближается к сотне, а программы канала может принимать 95% жителей страны. Таким образом, «ICTV» является одним из ведущих каналов страны.

Еще одним каналом, прошедшим перелицензирование в начале 2000-х, был «Купол». Процесс прошёл тихо и спокойно, канал отстоял за собой 56-ую телечастоту, которая теперь уже всецело принадлежала именно «Куполу» — без каких-либо соседей. Впрочем, эфир «Купола» оставался неизменным. Телеканал продолжал вещать с собственной мачты, установленной в западной части Киева – на Борщаговке. Соответственно, полноценного покрытия столицы по-прежнему не было – компания продолжала развиваться как телеканал Святошинского района, в который после реформирования административно-территориального устройства Киева вошла территория прежнего Ленинградского района. Помимо эфирного вещания, «Купол» вещал и в сети кабельного оператора «Воля-кабель», но, согласно лицензии, только на территории Святошинского района.

Не менялось и эфирное наполнение канала – собственные программы выходили по вечерам, а дневное время отводилось под трансляцию программ различных спутниковых каналов (вначале зарубежных, а затем – украинских).

В 2008 году «Купол» сменил учредителей, и вскоре его передатчик был перенесён с Борщаговки на вышку АО «РаТел», которая располагается на Олеговской горе, откуда ведётся вещание и на сегодняшний день, правда, по-прежнему с малой мощностью – соответственно, зона покрытия канала «Купол» невелика. Весной 2011 года телеканал вошел в состав нового игрока на медиарынке — «Украинской Бизнес Группы», которая также приобрела 30% телеканала «UBC», телеканал «A-1 Ukraine» и планирует запустить три нишевых телеканала: «Добро ТВ», «Ukrainian Fashion TV» и молодежный телеканал «Z».

terra-tv-telekanalЧто касается 55-го частотного телеканала, работавшего во второй половине 90-х на левом берегу Киева, то в 2000-е годы он фактически исчез из эфира и частотного плана города. Вещавшая на данной частоте телекомпания «Марс-ТВ» продолжает работу в качестве сугубо кабельного канала в сети одного из кабельных операторов города – компании «Информационные технологии», ретранслируя то канал «Телеклуб», то телеканал «ТНТ». А другой вещатель, владевший в своё время небольшим временным отрезком на 55-ой частоте – компания «Терра-ТВ», в 2000-е годы сделала попытку создания спутниково-кабельного канала. В 2008-2009 годах этот канал даже вещал в тестовом режиме в сети «Воля-кабель» и ряда других операторов. На базе «Терры-ТВ» планировалось создание независимого городского канала, однако через какое-то время телекомпания исчезла из кабельных сетей города.

megapolisГораздо более запутанной оказалась судьба телекомпании «Гравис». Ещё осенью 2001 года Нацсовет по вопросам телерадиовещания решил судьбу киевского 7-го телеканала, который достался в полное распоряжение ТРК «Гравис». Однако занять канал полностью телекомпания смогла лишь летом 2002 года, после ухода с него студии «ТВ Табачук». При этом в распоряжении «Грависа» оставался и 35-ый телеканал, который компания никогда ни с кем не делила. Но одно дело каналы получить, а другое – освоить их, наполнить интересным контентом, сделать рейтинговыми и успешными. А поскольку программы телекомпании «Гравис» высокими рейтингами не отличались, многие телевизионщики удивлялись – зачем «Гравису» целых два канала? Чем они будут их заполнять?

В первой половине и середине 90-х «Гравис» отличался на фоне других каналов значительным количеством общественно-политических программ. Однако позже телекомпания начала проигрывать в этой сфере значительно более «крутым» конкурентам. Впрочем, попытки делать новостной проект продолжались – хотя и не на своих каналах, в середине 1999 года «Гравис» делал информационную программу «Новини звідусіль» для телеканала «ICTV». Однако это осталось в далёком прошлом.

Впрочем, планы у «Грависа» были грандиозные. В частности, 7-ой телеканал планировалось переформатировать в первый в Киеве эфирный киноканал, который должен был составить конкуренцию спутниково-кабельному каналу «Энтер-фильм». То есть транслировать собственно кино, а также новости и программы о кино, театре и вообще искусстве. Однако эти планы очень долго оставались только планами, и стремление создать киноканал на 7-ой частоте выражалось лишь в визуальном изображении логотипа: «семёрку» формировало стилизованное изображение киноленты. Медленное воплощение идей в жизнь руководство компании объясняло проблемами с аудиторией: 7-ой канал не попал в самый доступный и массовый пакет киевского кабельного гиганта – «Воля-кабель».

В то же время на 35-ом канале «Гравис» запустил другой оригинальный проект – «Телемегаполис». Данный проект ориентировался на киевскую зрительскую аудиторию и стартовал 27 мая 2002 года. Вначале он ежедневно транслировался в эфире «Грависа» с 12:00 до 18:00 (в остальное время суток на канале выходили другие, привычные для телекомпании программы) и включал в себя полтора десятка передач, тематику которых руководство канала определяло как «Ни слова о политике. Всё для людей».

В рамках «Телемегаполиса» зритель мог узнать о том, что же происходит в Киеве в самых различных сферах жизни. Здесь выходили передачи о домашних животных, строительстве и ремонте, здоровье, банковских и страховых услугах, об автомобилях, культуре и искусстве, об образовании, ресторанах и туризме. Словом, целый мир полезных советов и интересных новостей на все случаи жизни и для всех категорий зрителей – от офисных работников до домохозяек. Такое себе объединение неполитических новостей и рекламы в одном флаконе.

Проект «Телемегаполис» был интерактивным, программы выходили в прямом эфире (с последующими повторами). В студию прямого эфира приглашались интересные гости, а в процессе обсуждения принимались звонки зрителей.

На начальном этапе над «Телемегаполисом» работало четыре пары ведущих, которые сами готовили материалы для большинства рубрик. Естественно, многому им приходилось учиться буквально на ходу – ведь подобных проектов в украинском телеэфире прежде не было.

На протяжении последующего года «Телемегаполис» прирастал программами и эфирным временем на 35-ом телеканале, у проекта появился отдельный сайт в Интернете, на котором зрители могли отдавать свои голоса за понравившиеся программы и любимых ведущих, а также высказывать своё общее мнение о проекте.

Создатели «Телемегаполиса» высказывали грандиозные планы на будущее, однако вскоре им пришлось поумерить пыл, поскольку в августе 2003 года кабельный оператор «Воля-кабель» исключила 35-ый телеканал из своего самого доступного пакета программ.
gravis35-programma-2001Таким образом, данный канал столкнулся с проблемой, которая ранее затронула 7-ой канал компании «Гравис»: подавляющая часть киевлян эти каналы не видела. Разумеется, теоретически можно было поставить отдельную антенну – специально для приёма эфирных каналов, отсутствовавших в кабеле. Однако на практике этим занимались лишь фанаты телеприёма, а среднестатистический киевский телезритель не желал заморачивать себе голову установкой дополнительной антенны, подбором сумматора и прочими техническими «наворотами». В итоге аудитория «Телемегаполиса» сократилась с полумиллиона до 40 тысяч зрителей. Ситуация для «Грависа» осложнялась ещё и тем, что изначально 7-ой и 35-ый каналы планировались как местные киевские вещатели, не имевшие сети частот по регионам страны. Поэтому, оказавшись, по сути, отрезанными от киевского рекламного рынка, данные каналы фактически остались без рекламодателя.

Недовольный таким развитием событий «Гравис» подал в суд на Нацсовет по вопросам телерадиовещания, который утвердил частотный план для сети «Воля-кабель» и тем самым фактически благословил исчезновение из неё «малых» каналов. А в феврале 2004 года компания и вовсе объявила о том, что с 1 марта она прекращает вещание на 7-ом и 35-ом каналах до тех пор, пока не будет найдена возможность возвращения в общедоступные кабельные пакеты. Своё решение компания мотивировала тяжёлым финансовым положением вследствие отсутствия рекламодателей и бессмысленностью готовить полноценный продукт, который практически никто не смотрит. При этом компания не собиралась отказываться от своих лицензий (срок действия лицензии на 35 канал оканчивался в 2005, а на 7-ой – в 2009 году). Что же касается проекта «Телемегаполис», то планировалось, что отдельные программы, выходившие прежде в рамках данного проекта, продолжат свою жизнь на канале ТРК «Киев».
Gravis7_telepro_2002С 1 марта 2004 года сигнал 7 и 35 телеканалов исчез из киевского эфира. Однако исчезновение было недолгим. На 35-ом телеканале вскоре появились программы музыкального спутниково-кабельного телеканала «O-TV». Впрочем, на «O-TV» и «Грависе» утверждали, что данное вещание не является ретрансляцией, и представляли его как совместный продукт двух телеканалов – спутникового и эфирного. И действительно, в 2004-2005 годах все авторские программы телеканала «O-TV» выходили с указанием того, что авторские права на этот продукт принадлежат двум телекомпаниям. В этот период на экране присутствовало два логотипа – «O-TV» и «Гравис». 7-ой канал также «отдыхал» недолго – через какое-то время вещание «Грависа» здесь возобновилось – тихонько и без особых объявлений. Правда, приём 7 канала в Киеве был осложнён вдвойне – на 7-ой частоте в сетях «Воля-кабель» транслировались программы другого телеканала. Стало быть, абонентам данного оператора, желавшим принимать 7-ой канал на отдельную антенну, сумматор не помогал – приходилось просто переключать антенны. Впрочем, 21-ый частотный канал, по которому «Воля-кабель» предавала программы 7-го канала для широкополосных сетей, попадал во многих дома, хотя и в весьма посредственном качестве. Так что отдельные счастливчики могли смотреть 7-ой канал и в кабеле.

Очередные изменения на «Грависах» произошли в конце лета 2005 года. 17 августа пресс-служба телекомпании сообщила о том, что в самое ближайшее время «Гравис» официально возвращается в эфир, а уже в середине дня 18 августа на 35 канале исчезли программы «O-TV», и их место заняли собственные передачи «Грависа». Вскоре Нацсовет продлил «Гравису» лицензию на 35-ый телеканал ещё на 7 лет.

Компания переехала в новые помещения «Студии Дельта» на Петровке, которая известна неудачной попыткой запуска украинского телеканала о моде «Дельта ТВ» в начале 2000-х годов, и начала готовиться к рестарту 35-го и 7-го телеканалов, подробности которого вначале не разглашались, что породило целый ряд слухов в медийной тусовке. В частности, говорили, что сотрудникам информационной службы радиостанции «НАРТ – Честная волна», которая приостановила вещание летом 2005 года, предлагают работу на каналах телекомпании «Гравис», где вроде бы будут какие-то новостные и публицистические проекты, и данные структуры – радио «НАРТ» и «Гравис» — будут работать в рамках одного холдинга. Однако вскоре в прессе и интернете появилась официальная информация относительно будущего «Грависа». Согласно заверениям руководства, на базе 7-го канала вскоре должен был запуститься давно ожидаемый спутниковый киноканал, который будет сетевым, а на базе 35-го канала будет создаваться сугубо локальный киевский телеканал, который не будет осуществлять ни сетевое, ни спутниковое вещание, а будет концентрироваться только на киевских проблемах.

Впрочем, рестарт каналов несколько раз откладывался и переносился, а «Гравис» тем временем переоформлял состав учредителей и получал частоты в регионах под развитие сети. В первой половине 2006 года оба канала «Грависа» также вернулись в узкополосную сеть кабельного оператора «Воля-кабель» — за счёт изъятия оттуда других каналов.
kino-staryi-logoНаконец 1 июля 2006 года произошёл долгожданный рестарт 7-го телеканала. Теперь в его эфире начал вещать новый канал «Кино», специализирующийся на фильмопоказе и программах о кино. А 1 декабря 2006 года перезапустился и 35-ый канал, который с тех пор выходит под логотипом «Сити». Эфир этого канала наполняют информационные и публицистические программы, ориентированные на жителей столицы, а также документальные и художественные фильмы.

Теперь остаётся только добавить, что в 2008 году пути-дорожки двух каналов «Грависа» ненадолго разошлись в связи с желанием учредителей (компании СМЕ и холдинга «Главред») разделить активы. В итоге компания СМЕ оставила за собой телеканал «Кино», который с тех пор относился к новосозданному юридическому лицу «Гравис-Кино», а «Главред» сохранил за собой «Сити», который юридически остался «Грависом». Соответствующие изменения «благословил» Нацсовет в декабре 2008 года, а уже в 2009 году телеканалу «Сити» стало тесно в эфире Киева и он вышел на спутник, начав строить сеть по Украине, а также входить в кабельные сети страны. К концу 2009 года Нацсовет переоформил статус телеканала «Сити», официально признав его региональным каналом.

В 2010 году после покупки группой «Приват» телеканалов 1+1, ТЕТ, Кино и холдинга «Главред Медиа», включая телеканал «Сити», на украинском рынке появилась новая медиаимперия. Изменения коснулись многих телеканалов, в частности, телеканал «Кино» провел ребрендинг и к осени 2010 года сменил название на «2+2» с ориентацией на мужскую аудиторию, а также наличием прав на телетрансляцию матчей Чемпионата Украины по футболу с участием клубов «Динамо», «Металлист», «Арсенал» и «Кривбасс».

Говоря о нововведениях, с которыми украинский телеэфир столкнулся в 2000 годы, нельзя не вспомнить введение на телеканалах так называемого «светофора». В 2003 году в Украине был принят закон, инициированный так называемыми «защитниками морали», согласно которому телеканалы были обязаны информировать зрителя о том, к какой категории относится тот или иной фильм либо передачи, транслируемые в эфире. Выполнять информирование было предложено с помощью соответствующей маркировки: зелёный кружок – фильм (программа) для всех категорий, разрешённая к демонстрации в любое время; жёлтый треугольник – фильм (программа), которые детям желательно смотреть в присутствии взрослых, и которые не следует демонстрировать днём, когда дети дома одни. И, наконец, красный квадрат – продукция с эротическими сценами, ужасами, проявлением особой жестокости. Такую продукцию разрешалось показывать исключительно тогда, когда дети уже спят, то есть после полуночи.

Данную маркировку следовало размещать в программах передач и на экране – в нижнем углу, во время трансляции фильма или передачи. Нововведение было воспринято телеканалами весьма прохладно, а иногда и с негодованием. Ведь для запуска в эфир «светофора» требовалась покупка дополнительного оборудования. К тому же некоторые телеканалы размещали в нижней части экрана свой логотип или какую-то другую информацию. Да и вообще перегружать экран значками – не хорошо: логотип, «светофор», а если ещё и субтитры или ещё что-то? К тому же данная ситуация оставляла огромное поле для различных придирок со стороны контролирующих органов. Критерии для включения на экране того или иного «сигнала» светофора были весьма размыты и условны, и никто не мешал чиновнику из Нацсовета обвинить неугодный телеканал в том, что категория видеопродукции им определена неверно, и выписать на основании этого штраф.

С другой стороны, некоторые телеканалы начали злоупотреблять «светофором», ставя намеренно «жёлтый треугольник» там, где вообще-то следовало бы поставить зелёный кружок, с одной целью: повысить ценность данной передачи для рекламодателя, убедив его, что это программа для взрослой аудитории. Другие же вещатели при этом высказывали своё вполне разумное недовольство – конкуренты вводят всех в заблуждение и нечестным путём повышают свои рейтинговые показатели.

Тем не менее протесты вещателей в расчёт приняты не были, и вскоре «светофор» прижился на всех украинских телеканалах.

Переход из 90-х в 2000-ые для украинского телевидения ознаменовался и кардинальным технологическим рывком. Если в 90-е годы многие студии работали на любительском и полупрофессиональном уровне, использовали малобюджетное оборудование, «отсталые» технологии и оснащали свои студии и аппаратные часто без какой-либо логики (по принципу: хватило денег на новую «примочку» — купили, используем), то теперь телеканалы начали внедрять новые технологии практически одновременно со всем миром. В студиях и аппаратных появились мощные компьютеры, аналог повсеместно заменялся цифрой, а сами студии оборудовались «под ключ» специально нанятыми фирмами, которые знали толк в этом вопросе и готовы были расписать в малейших деталях весь план оборудования студийно-вещательного комплекса – начиная от рекомендуемой формы стола ведущего прямого эфира и заканчивая передающим оборудованием.

Технические параметры вещания также изменялись и корректировались. В частности, это коснулось системы цветного телевидения. Напомним, что в СССР официально принятой системой передачи цветного изображения с конца 60-х годов ХХ века являлась SECAM. В конце 90-х на украинское телевидение начал проникать более распространённый в Европе PAL. Вначале – в кабельные сети, где западные спутниковые телеканалы ретранслировались без цветового транскодирования, а затем и в эфир. Первым эфирным телеканалом в Киеве, начавшим вещание в системе PAL был «Новый канал», который использовал эту систему во время технического вещания на 50-ой частоте в первой половине 1998 года. После перехода к регулярному вещанию уже на 52 телечастоте «Новый канал» перешёл на SECAM.

Однако в начале 2000-х годов, после официального одобрения со стороны Нацсовета и прочих регулирующих органов, PAL стал входить в телевизионное пространство Киева уже всерьёз и надолго. Уже к 2002 году на PAL перешли 7-ой и 25-ый телеканалы, а дальше – и другие частоты. На сегодняшний день среди эфирных аналоговых каналов, вещающих на Киев с вышки КРТПЦ, в системе PAL работают 7-ой («2+2»), 11-ый («Украина»), 25-ый («ТОНИС»), 32-ой (ICTV), 35-ый («Сити»), 37-ой («НТН»), 41-ый (М1), 50-ый (СТБ) и 58-ой (К1), остальные по-прежнему используют SECAM.

В 2000-ые на украинском телевидении начал активно внедряться стереозвук – по системе Nicam Stereo. Впервые стереозвучание в Украине появилось в Донецке – на канале «Первый Муниципальный», благодаря известному телерадиопродюсеру Андрею Карпию, который является большим любителем внедрения новых технологий телерадиовещания. Интересным фактом является то, что внедрение системы Nicam Stereo в Украине произошло раньше, чем в соседней России, которая всегда «обскакивала» нас по скорости внедрения новых технологий.

Следующим украинским телеканалом, освоившим стереозвук стал музыкальный канал М1, запустивший стереофоническое вещание в системе Nicam Stereo в 2002 году вначале в Киеве, затем в Днепропетровске, а потом и в других городах. А во второй половине 2000-х киевские эфирные телеканалы начали переходить на Nicam Stereo уже массово: сегодня в Киеве, помимо М1, в этой системе передают звук каналы «Интер», «2+2», «ICTV».

В следующей статье мы поговорим о развитии эфирного вещания в Киеве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.