ПОДЕЛИТЬСЯ
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя. Важно: все данные, используемые в публикации, актуальны по состоянию на октябрь 2011 года.

5canal(1)Ещё одним телевизионным форматом, впервые запущенным в эфире Украины в 2000 годы, стало новостное телевещание, пионером которого стал «5 канал».
5kanal-programma2005Ещё в середине 90-х в городе Черновцы была учреждена телерадиокомпания «НБМ», возжелавшая запустить региональный телеканал «НБМ» и радиоканал «Niko FM» из этого западно-украинского областного центра. Компания, созданная при участии бизнесмена Ивана Николайчука (отсюда и название – Nikolaichuk Broadcasting Media — NBM), получила лицензию на право использования телевизионных частот в десяти областях Украины, главным образом, на Западе страны. Однако для их освоения и начала полноценного телевещания у ТРК «НБМ» не хватало финансовых и технических возможностей, поэтому полноценное вещание телеканала «НБМ» регулярно велось только в Черновцах.
nbm_telekanalКогда в 1998 году начала активно развиваться сеть киевского телеканала СТБ, ТРК «НБМ» предложила последнему свои услуги в качестве регионального партнёра. В итоге в июле 1998 года в состав учредителей ТРК «НБМ» вошли ЗАО ММЦ «СТБ» (21%) и корпорация «Интермарт», зарегистрированная на острове Невис (30%), привлечённая телеканалом СТБ для развития проекта в качестве партнёра. Прежним учредителям – компании ООО «Нико-Пи-Эр» осталась доля в 49%. И вскоре на сети телечастот ТРК «НБМ» начали выходить программы телеканала СТБ.
nbm-programma-2003Однако к весне 2000 года между учредителями ТРК «НБМ» возникли разногласия, и по требованию ООО «Нико-Пи-Эр» учредительный договор был расторгнут, проведена перерегистрация компании и из её учредителей были исключены ММЦ СТБ и компания «Интермарт».
Спустя какое-то время ТРК «НБМ» оформилась в самостоятельный телеканал, который «раздавал» свой сигнал из студии в городе Черновцы через спутник.
Канал, выходивший в эфир с логотипом «НБМ», сменил состав учредителей и попал в сферу влияния бизнесмена Петра Порошенко – одного из тогдашних спонсоров избирательного блока Виктора Ющенко «Наша Украина».
С августа 2002 года студия и офис телеканала «НБМ» переехали в Киев, где компания также надеялась получить лицензию на право вещания. В частности, по словам одного из тогдашних сотрудников телеканала, «НБМ» имел все шансы выйти на 42 киевской телевизионной частоте. Однако по результатам проведённого конкурса данная частота досталась другой телекомпании. Таким образом, оппозиционный тогдашней власти, телеканал «НБМ» в 2002 году в столичный эфир не вышел, и киевляне могли смотреть его лишь в кабельных сетях, да и то – не во всех.

Параллельно развивалась история телерадиокомпании «Экспресс-Информ». Данная организация возникла в Киеве в 1993 году как информационное агентство, специализирующее на подготовке экономических новостей. Тогдашний «Экспресс-Информ» готовил выпуски экономических новостей для ряда телеканалов, в частности, они выходили в эфире канала «ЮТаР», а позже – на УТ-1.
express_inform_trk_agentstvo_90ye-godyВ 1998 году на базе информационного агентства возникла телерадиокомпания «Экспресс-Информ», поставившая себе цель создать новостной телеканал.
В 2002 году ТРК «Экспресс-Информ» выиграла объявленный конкурс на 48 телечастоту в Киеве. Но путь её в эфир был не прост и растянулся на несколько месяцев. В силу того, что ТРК «Экспресс-Информ» также входила в бизнес-структуру Петра Порошенко, ей пришлось через суд доказывать право на получение выигранной лицензии. Впоследствии компания также столкнулась с несколькими попытками отобрать у неё лицензию по искам других телекомпаний, претендовавших на 48 канал.

Когда же лицензия была получена, снова возникла заминка. ТРК «Экспресс-Информ» имела лишь один канал – в городе Киеве и ограниченные ресурсы для быстрого старта. Дружественная ей компания «НБМ» имела сеть телеканалов по стране, но не имела канала в Киеве. К тому времени ТРК «Экспресс-Информ» готовила новостные программы для телеканала «НБМ», поэтому после того, как надежды на получение лицензии на 42 канале для «НБМ» были окончательно потеряны, было решено на данном этапе строить общий телеканал, который бы стал совместным продуктом двух телерадиокомпаний и прорвал бы информационную блокаду, с которой столкнулась оппозиция.

К февралю 2003 года в Киеве был запущен передатчик 48 канала, и после непродолжительного периода тестового вещания начались трансляции тех же телепрограмм, которые выходили на телеканале «НБМ», с одной лишь разницей: если на спутник сигнал выдавался с логотипом «НБМ», то для вещания по 48 телеканалу в Киеве – с логотипом «EI» (Экспресс-Информ).
expressinform-telekanal-logo2003Эфир телеканала «НБМ»/«EI» в то время в целом носил больше развлекательный характер. Днём по нему транслировались видеоклипы (в том числе и по заявкам), которые представляли симпатичные девушки-ведущие. Вечером – художественные фильмы. Выходила на канале и ежедневная вечерняя сказка для малышей – примерно в 20:45. Однако главной изюминкой канала были новостные программы, а также встречи в прямом эфире, выходившие в районе девяти часов вечера.

К концу августа 2003 года, наконец-то, была решена юридическая проблема легитимизации нового телеканала. Обе телерадиокомпании переоформили свои лицензии, применив при этом небольшую хитрость: ТРК «Экспресс-Информ» заявила в качестве нового логотипа «5 канал», а ТРК «НБМ» — просто «5». И с сентября 2003 года компании, объявив о ребрендинге и курсе на создание информационного телеканала – «украинского CNN», вышли в новом облике.

Визуально оба логотипа были похожи – на спутник выдавался сигнал с белой пятёркой в правом верхнем углу, а на 48 канале – с такой же пятёркой, под которой размещались маленькие белые буковки – «канал». Тогда же «5 канал» вошёл практически во все кабельные сети Киева, и по внешнему виду логотипа можно было понять, откуда берётся оператором сигнал – со спутника или же, в силу погодных условий, с наземного эфира.

При ребрендинге сменилось общее оформление телеканала, но эфир поначалу мало отличался от того, что был раньше. Днём по-прежнему присутствовали видеоклипы и художественные фильмы. Впрочем, подбор их иногда также делался с учётом текущих политических событий. К примеру, во время событий вокруг украинского острова Тузла, «5 канал» показал американский художественный фильм «Лукавство или Хвост виляет собакой» – любимый всеми, кто интересуется политтехнологиями.

Появились в эфире и новые проекты. К примеру, по субботам в 21:00 начала выходить программа «5 копеек» от Романа Чайки, в рамках которой в эфир приглашались политики, часто — представители разных партий и блоков, которым ставились неудобные вопросы. Программа выходила под лозунгом «У нас каждый может вставить свои законные 5 копеек». И этот девиз был вполне визуализирован: если выступающий желал перебить своего оппонента, он должен был положить монетку достоинством в 5 копеек на стоявшие в центре студии весы.

Помимо собственно Романа Чайки, программа имела соведущих, которые выполняли функции, аналогичные тем, которые выполняли средневековые шуты из пьес Шекспира. То есть выражали крамольные мысли под видом шуток и прибауток. К примеру, образ «сантехника», который потрясая разводным ключом, всякий раз начинал своё выступление со слов «Надо менять всю систему!» и рассказывал – что же в «системе» не так. Или художник Сергей Поярков, который играл роль «среднестатистического зрителя», анализируя услышанное. В разное время в рамках программы также выходили авторские рубрики от Леся Подеревянского, а также «стих недели» от авангардного украинского поэта Ирванца.

Программа «5 копеек» быстро завоевала популярность у телезрителей, по крайней мере – у «думающей» части телеаудитории. Хотя нашлись и недовольные, обвинявшие Романа Чайку в том, что он «перегибает палку» и выходит за границы этики. К примеру, в одной из публикаций, вышедших в прессе осенью 2003 года, журналист выразил своё недовольство тем, что в одной из первых программ был показан юмористический сюжет, который сравнивал украинский политикум с миром животных (причём в сюжете досталось всем – и власти, и оппозиции). По мнению журналиста, данное сравнение было крайне неэтичным и должно порадовать только «представителей рафинированной львовской интеллигенции». Остаётся только гадать, кем же считал данный журналист основную массу граждан Украины, если слово «интеллигенция» было использовано с негативным оттенком.

Впоследствии на канале стали появляться и другие программы, а объём информационного вещания увеличился. В 2004 году помимо вечернего выпуска информационно-аналитической программы «Час», на «5 канале» начали выходить новости и в другое время. Увеличилось и количество новостных ведущих – помимо Романа Скрыпина и Андрея Шевченко, пионеров информационного вещания «5 канала», в студии начали работать Данило Яневский, Микола Вересень, Наталья Мосейчук. Журналистский коллектив канала подписал соглашение с его владельцами об основах редакционной политики канала. Согласно данному соглашению, учредители не имели права вмешиваться в редакционную политику телекомпании, которая с тех пор позиционировала себя как «Канал честных новостей».

Осенью 2004 года над единственным оппозиционным телеканалом Украины начали сгущаться тучи. По иску одного из тогдашних провластных депутатов банковские счета были заблокированы – под предлогом давних судебных тяжб вокруг ТРК «НБМ». «5 канал» оказался под угрозой закрытия – по телевизионной «тусовке» прошли также слухи о том, что Нацсовет готовит решение, аннулирующее лицензию на право вещания по 48 каналу в столице. Ответом на это стала голодовка журналистского коллектива «5 канала», которая в итоге достигла своих целей: счета телекомпании были разблокированы, а Нацсовет снял свои претензии. К слову, чтобы обезопасить себя от закрытия, «5 канал» даже начал частичную трансляцию пленарных заседаний Верховного Совета, заключив соответствующее соглашение.

Во время «Оранжевой революции» «5 канал» перешёл в режим круглосуточного телемарафона: в студии постоянно появлялись политики (из разных лагерей), деятели культуры и прочие интересные люди. Также канал вёл прямые трансляции с киевского «Майдана», с других уголков Киева и Украины, где происходили важные события. Благодаря этому «5 канал» в то время резко поднялся в рейтингах – компания заняла третье место по количеству телезрителей, уступая только «Интеру» и «1+1», которые имели большее покрытие по стране.

Правда, после «Оранжевой революции» рейтинги «5 канала» пошли на спад: зрители стали интересоваться политикой меньше, да и цензура с прочих телеканалов ушла, по крайней мере, в первые постмайданные годы.

Тем временем «5 канал» затеял очередные реформы. С весны 2005 года компания перешла в режим 100% информационного вещания. С эфира были сняты все музыкальные и развлекательные программы, а также кинопоказ. Остались только информационные, аналитические и публицистические программы, а также ряд документальных и спонсорских проектов. Изменилось и оформление канала. Видоизменялись привычные программы, появлялись новые. С канала также начали уходить ведущие, вначале – Андрей Шевченко, а затем – Роман Скрыпин, Данило Яневский, Мыкола Вересень. После возвращения в украинский телеэфир свободы слова у некоторых из них появилось больше возможностей для самореализации в новых телепроектах, а Андрей Шевченко подался в политику, став народным депутатом от блока БЮТ.

После «Оранжевой революции» «5 канал» получил, наконец, возможность для развития своего регионального вещания, и за несколько лет запустил трансляции практически по всей стране. При этом канал продолжал развиваться как совместный проект двух телерадиокомпаний – «НБМ» и «Экспресс-Информ». В ряде регионов лицензии получала первая, в ряде – вторая. В начале 2010 года ТРК «НБМ» получила ряд эфирных частот по Украине для построения отдельной телесети, в частности, 60 телеканал в Киеве.
NOКроме того, «5 канал» утратил свою «монополию» на информационное вещание, так как за несколько последних лет в Украине появилось два новых информационных телеканала (спутниково-кабельных): канал «24» от ТРК «Люкс» и «News One». Впрочем, эти два канала строят свой эфир по несколько иному принципу: здесь нет живых ведущих в кадре, отсутствуют прямые эфиры и авторские программы, а транслируются только новости и короткие рубрики с озвучкой «за кадром». То есть, если «5 канал» можно сравнить с украинским «CNN», то «24» и «News One» — своего рода украинские аналоги «EuroNews».
ubcПоявились также информационные каналы экономической и деловой информации – «Первый деловой», «UBC» и «UBR», канал новостей о чрезвычайных происшествиях «ЧП.Инфо», метеорологический канал «Погода ТВ».

Однако от сегодняшних дней вернёмся в недавнее прошлое.

В 2003 году в Киеве появился новый метровый 11 телеканал. Так как ранее, после появления в 1990 году в эфире столицы 7 телеканала, данный эфир «прирастал» исключительно дециметровыми частотами, то у многих сложилось мнение, что ресурс метровых каналов в столице исчерпан. Впрочем, рискнём предположить, что 11-ю телечастоту в 90-е годы не задействовали по техническим причинам. Как мы помним, в большинстве многоквартирных домов в 80-е годы были установлены коллективные антенны с конвертерами, которые преобразовывали сигнал 30 дециметрового телеканала в 12-й метровый и раздавали по домовой распределительной сети. Таким образом, в кабеле, идущем от коллективной антенны в квартиры киевлян, присутствовали следующие телеканалы: 2, 4, 7, 9 и 12-й. Качество «присутствия» 7-го канала оставляло желать лучшего в большинстве случаев, но условно он там был. При возможном введении в данные «распределительные сети» ещё и 11-го канала была слишком велика вероятность возникновения взаимных помех с 12-м каналом, особенно учитывая техническое состояние и уровень тогдашних коллективных антенн. Ведь во многих домах приём 7 канала с помощью коллективной антенны был затруднён из-за помех от 9-го, что уж тут говорить о двух соседних частотах. Однако к концу 90-х – началу 2000-х годов большая часть Киева была покрыта сетями кабельного телевидения, и коллективные антенны с давно отжившими своё конвертерами вымерли как явление. Соответственно, исчез и риск взаимных помех.
trk_ukraina111-я телечастота была выставлена на конкурс и в 2003 году нашла своего владельца: по результатам конкурса её получила ТРК «Украина» из города Донецк.

ТРК «Украина» была создана в Донецке ещё в марте 1993 года как государственное коммунальное предприятие под названием ДоКа-ТВ. Именно в таком статусе она начала телевещание в Донецке на седьмом канале, где в итоге разделила время с другими телекомпаниями – «АСКЭТ 7х7» и СКЕТ. К концу 90-х годов телекомпания «АСКЭТ» была выкуплена структурами, близкими к бизнесмену Ринату Ахметову. А в свете грядущего перелицензирования каналов и частот новые владельцы телеканала «АСКЭТ» предложили ТРК «Украина» объединиться на взаимовыгодных условиях для того, чтобы не делить канал, а развивать его совместно. Таким образом, в марте 2001 года было образовано ЗАО «ТРК «Украина», которое и получило лицензию на шестой метровый канал в Донецке, а впоследствии – на ряд каналов в Донецкой и Луганской областей.
trkurkayina1В 2002-2003 году компания продолжила активное развитие, получив более сотни телевизионных частот по всей Украине, среди которых и 11 телеканал в столице, на котором начала вещание в июне 2003 года. Сигнал из Донецка раздавался через спутник. К концу лета 2003 года ТРК «Украина» вошла (одновременно с 5-ым телеканалом) в наиболее доступные пакеты киевского кабельного оператора «Воля».

На то время телеканал «Украина» по своему наполнению и качеству программного контента являлся довольно слабым по сравнению с киевскими вещателями. А его логотип напоминал по своей стилистике логотип российского телеканала РТР: там была надпись «Россия» и российский триколор, здесь – надпись «Україна» и сине-жёлтый флажок. Некоторые находили также сходство с российским телеканалом в манере ведения информационных выпусков.
ukraina-programma-2003Эфирное вещание велось через маломощный передатчик. Впрочем, практически 100% проникновение канала в киевские кабельные сети нивелировало данную проблему, однако для тех телезрителей, которые принимали сигнал из эфира, она оставалась актуальной.
Таким образом, в первый год вещания в эфирном пространстве Киева ТРК «Украина» практически оставалась незамеченной. Единственное, чем она привлекала телезрителей, так это трансляциями футбольных матчей, главным образом, тех, в которых играл донецкий «Шахтёр».
Как бы там ни было, но во время «оранжевой революции» 2004 года именно ТРК «Украина» в умах киевлян стала воплощением медиа-ресурса «бело-синего лагеря». Однако со временем краски стирались, а канал «Украина» развивался. Менялся логотип, оформление эфира, появлялись новые проекты и передачи.
Logo_TRK_CMYK_Small(1)Главным акционером ТРК «Украина» (99,93%) является компания «Систем Кэпитал Менеджмент», которую связывают с именем бизнесмена Рината Ахметова. Сам же телеканал начал формировать собственную медиа-группу: в 2008 году в её составе был запущен упоминавшийся нами телеканал «Футбол». Осенью 2009 года ТРК «Украина» запустила в Донецке в метровом диапазоне региональный канал «Донбасс», продолжая собственное вещание на дециметровых волнах. 16 мая 2011 года телеканал «Донбасс» начал спутниковое вещание с орбитальной позиции 4,8 гр.в.д. в составе пакета каналов «Медиа Группы Украина».
donbassК концу 2009 года ТРК «Украина» «переехала» из Донецка в Киев в новое помещение, в котором расположились студии и аппаратные телеканалов «Украина» и «Футбол». Отсюда же должен начать выход в эфир и новый информационный телеканал медиагруппы. Донецкие же студийные помещения «Украины» теперь находятся в распоряжении уже упомянутого выше местного телеканала «Донбасс».

Era_TV_UKR_logoЕщё один общенациональный телевещатель, запустивший вещание в эфире Украины в начале 2000 годов, использовал уже существующий частотный ресурс канала УТ-1. Речь идёт о телекомпании «ЭРА». Впервые данная компания заявила о себе ещё в 1998 году, когда по заказу НТКУ она начала готовить программу «Доброе утро, Украина!», которая транслировалась в эфире Первого Национального телеканала.

С октября 2001 года телекомпания «ЭРА» действует уже как вещательная компания. Согласно лицензии Нацсовета, ей выделено следующее эфирное время в сети УТ-1: по утрам в промежутке с 06:00-09:00 и по вечерам в промежутке с 23:00-01:18. В эфире телекомпании «ЭРА» транслируются информационно-публицистические, спортивные, музыкальные и развлекательные программы. Компания тесно сотрудничает с одноимённой радиостанцией, с которой, по сути, образует один медиахолдинг. В вечернем эфире телеканала «ЭРА» можно смотреть видеоверсии прямых эфиров, состоявшихся в студии радио «ЭРА FM». Во время событий «оранжевой революции» «ЭРА» стала второй телекомпанией (после 5-го канала), которая начала активно освещать события на Майдане.
eratvРазделение сети УТ-1 между Первым Национальным и ТРК «ЭРА» является общей проблемой для обеих компаний, поскольку обе ограничены в развитии. НТКУ – единственная эфирная государственная телекомпания с общенациональным покрытием — не имеет в своём распоряжении единого, цельного телеканала, а «ЭРА» стеснена узкими рамками утренних и ночных эфиров. Впрочем, обе компании находят компромисс. К примеру, при прямой трансляции футбольных матчей иногда случается ситуация, когда данный матч начинается под логотипом Первого Национального (до 23:00), а финальный свисток после 23:00 звучит уже под логотипом телекомпании «ЭРА». О разведении двух телекомпаний по двум разным сетям говорят уже давно, однако реально оно произойдёт, скорее всего, только после внедрения в Украине цифрового телевидения.

Продолжение читайте в следующей публикации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.