ПОДЕЛИТЬСЯ
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя. Важно: все данные, используемые в публикации, актуальны по состоянию на октябрь 2011 года.

Продолжая разговор о телеканале «Интер», отметим, что он, согласно лицензии Нацсовета по телерадиовещанию, получил право вести вещание в объёме двенадцати часов ежедневно на сети УТ-3 (то есть там, где областные телерадиокомпании уже более года вели собственное вещание и ретранслировали программы «ОРТ»).
ort3Старт нового проекта был намечен на 20 октября 1996 года. Генеральным директором Украинской Независимой Телекорпорации стал Александр Зинченко, который перед стартом нового телеканала рассказал журналистам и будущим телезрителям о его программной политике. В частности,

Александр Зинченко сообщил, что «Интер» не будет демонстрировать в своём эфире программы российского журналиста Александра Невзорова, которого многие в Украине были склонны обвинять в шовинизме и разжигании межнациональной розни. Не попали в сетку «Интера» также программы Владимира Познера и часть выпусков новостей из Москвы. Зато ничто не угрожало таким развлекательным проектам, как «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Музобоз» — Зинченко пообещал, что эти проекты гарантированно появятся в сетке программ «Интера». Фильмопоказ на канале будет состоять как из фильмов от «ОРТ», так и из кинолент, которые «Интер» собирался закупать исключительно для показа в Украине. Также руководитель канала заверил всех, что в структуре УНТК создаются редакции информационных, спортивных и художественных программ, а это означает, что собственное телепроизводство не за горами. Планировалось сотрудничество и с другими украинскими телепроизводителями – если их продукция будет соответствовать «интеровскому» стандарту качества и будет интересной зрителю, то почему бы её не транслировать?

Премьера телеканала «Интер» состоялась 20 октября 1996 года ровно в 14:00, когда в эфир вышла программа «Интер – день сегодняшний».

Однако старт телеканала «Интер» был омрачён сразу несколькими скандальными моментами. Во-первых, своё недовольство высказала Временная следственная комиссия Верховной Рады по изучению ситуации в телерадиоинформационном пространстве Украины. По мнению членов комиссии, которое они огласили на пресс-конференции, Национальный совет «противоправно создал выигрышную ситуацию для УНТК и обрёк на полный проигрыш на конкурсе другого претендента на вещание на УТ-3 – «Службу информации TV Табачук», которая также подавала заявку на вещание на данной сети».

Однако данное заявление было скорее «выпусканием пара» и не создавало каналу каких-либо серьёзных проблем, а вот второй скандальный момент был куда серьёзнее.

Канал УТ-3 достался «Интеру» не полностью – Украинская Независимая Телекорпорация получила лицензию лишь на двенадцать часов ежедневного эфира, который она должна была делить с другим телеканалом – каналом «Украина».

Нет, совсем не с тем каналом «Украина», который вещает на просторах нашего государства сегодня. Та «Украина», которая создавалась осенью 1996 года, была проектом Ассоциации государственных областных и региональных телерадиокомпаний и должна была вещать на эфирных просторах сети УТ-3 по четыре часа в сутки – с 16:00 до 20:00. Из этих четырёх часов три предполагалось отдать для трансляции общей сетевой программы, а блок с 18:30 до 19:30 должны в каждой конкретной области были заполнять местные ОГТРК.

Вещание канала «Украина» на сети УТ-3 стартовало 21 октября 1996 года в 15:45, когда в эфир вышло приветственное слово главы Гостелерадио Украины Зиновия Кулика. В эфире канала, кроме уже привычных для киевлян выпусков новостей столичного региона «По киевскому времени», транслировались концерты звёзд украинской эстрады, спортивные, культурологические, детские программы и документальные фильмы.

Руководство Украинской Независимой Телекорпорации сразу же высказало негодование таким положением дел. Своё недовольство они объясняли тем, что на УНТК обрушился шквал писем и звонков от телезрителей с вопросом о том, почему из эфира исчезли популярные программы «ОРТ»? В частности, те, которые прежде выходили в эфир в отрезке между 16:00 и 20:00. Да и вообще, в сетке канала «Интер» из привычных программ «ОРТ» осталась лишь одна – «Угадай мелодию», всё остальное куда-то исчезло.

Александр Зинченко сразу же после старта телеканала «Интер» созвал очередную пресс-конференцию, на которой попытался прояснить ситуацию. По его словам, руководство УНТК вообще до последнего момента не знало о планируемом старте вещания канала «Украина». Поэтому сетка канала «Интер» на вечер была сформирована таким образом, что после программы «Время», выходившей в 20:00 по киевскому времени, должны были идти, главным образом, передачи украинского производства, а популярные программы «ОРТ» планировалось запускать в эфир до 20:00.

Руководство УНТК даже вроде бы договорилось с областными государственными телерадиокомпаниями о дальнейшем совместном использовании эфирного времени на канале. Согласно данному договору, областные и региональные студии должны были «включаться» в 18:35 и заканчивать вещание в 19:00. Дескать, данная сетка была утверждена ещё в сентябре, разослана по областям, и, вроде бы, никаких возражений не вызывала. И вот, за несколько дней до предполагаемого старта в УНТК узнали о совершенно новой сетке, согласно которой по будням вечерний блок «Интера» на УТ-3 должен был выходить в эфир с 20:00 до 00:30 (по выходным – с 14:00). Так якобы распорядилось Гостелерадио.

Естественно, теперь все планы УНТК и замыслы пришлось перерабатывать буквально на ходу и вносить изменения в сетку вещания, поскольку теперь «Интер» должен снимать с вечернего эфира некоторые из планируемых собственных проектов, а на их место ставить в записи те программы, которые должны были транслироваться в промежутке с 16:00 до 20:00.
Inter_staroe_logoИсходя из сложившейся ситуации, Александр Зинченко высказал своё мнение о возникшем крнфликте. Он считал, что «корни» проблемы лежат в нежелании областных гостелерадиокомпаний терять столь «лакомый кусочек», каким был канал УТ-3. Понятно, что недовольство населения по поводу отсутствия в эфире привычных программ «ОРТ» выльется на «Интер» как на единственного законного представителя московского канала в Украине, а дальше – дело техники: организовать кампанию в прессе и «выдавить» молодой коллектив амбициозных людей из эфира, чтобы отдать канал кому-то другому, например, тем же областным студиям.

Впрочем, в Нацсовете по телерадиовещанию видели ситуацию несколько иначе. После состоявшейся летом 1995 года перекоммутации телеканалов, в результате которой областные и региональные гостелерадиокомпании были вынуждены покинуть каналы УТ-1 и УТ-2, где они вещали прежде, им надо было где-то «поселиться». Вот они и перебрались на сеть УТ-3, ситуация с которым не была урегулирована и оставалась под вопросом. Но поскольку большинство из таких студий были не в состоянии самостоятельно производить телепродукт в необходимом количестве для заполнения канала, а творческого и финансового потенциала хватало примерно на два часа в день, остальное время приходилось заполнять разнообразным контентом, в том числе и программами «ОРТ». Понятное дело, что в ОГТРК никто не планировал вечно жить за счёт этих программ. Напротив – у областных студий имелись собственные планы на освоение канала, где уже давно планировалось создание своего рода общенационального телепроекта. Тем более что Президент Украины Леонид Кучма как-то на одном из совещаний отчитал телевизионщиков за то, что в эфире очень мало информации из регионов, и выразил пожелание о необходимости лучшего освещения происходящего в областях, так как люди хотят знать и видеть на своих экранах то, чем живёт та или иная область Украины.

Однако процесс создания такого телеканала растянулся на месяцы – в силу отсутствия денег, а также интересных идей, а когда, наконец, к этому вопросу подошли вплотную, Верховная Рада своим решением от 8 октября 1996 года наложила мораторий на лицензирование общенациональных каналов. И вот УНТК успела получить лицензию, а канал «Украина» по техническим причинам эту лицензию получить вовремя не успел. Именно с этим и связана некая сумбурность и неувязки, возникшие с его выходом в эфир. Данное вещание – это всего лишь эксперимент, который показал, что ОГТРК ещё не готовы выходить в эфир с таким проектом, программный продукт – «сырой» и не стыкуется по своему уровню и качеству с тем, что делает «Интер». Поэтому вещание следует приостановить, чтобы пересмотреть концепцию канала «Украина», создать нормальную дирекцию программ, собрать хороший творческий коллектив, а уже потом выходить в эфир – если, разумеется, Верховная Рада «разморозит» процесс лицензирования общенациональных сетей.

Как бы там ни было, к ноябрю 1996 года канал «Украина» исчез с сети УТ-3, проработав там около десяти дней, в результате чего на УТ-3 установилась новая сетка, в которой доминировали программы «Интера» и «ОРТ» (как прямые ретрансляции, так и в записи). Правда, блоки с 10:00 до 19:00 по будням и с 14:00 до 17:00 по выходным в программе передач, публикуемой на страницах газет, помечались, как «время для трансляции программ областных и региональных телерадиокомпаний». Однако единая общенациональная программа, создаваемая областными студиями, более не транслировалась. В Киеве в эти временные отрезки поначалу транслировались программы «ОРТ», а Киевская Государственная Региональная Телерадиокомпания выпускала в эфир, главным образом, информационную программу «По киевскому времени», которая выходила в эфир по будням с 18:35 до 19:00.

К слову, продвижение «Интера» в регионы шло не совсем гладко. В частности, жители Львова и области смогли смотреть канал «Интер» в полном объёме лишь спустя несколько месяцев после его старта в Киеве. Дело в том, что к осени 1996 года львовскую телечастоту сети УТ-3 уже вовсю использовала местная областная гостелерадиокомпания. Программы ОРТ в этом украиноязычном регионе особо востребованы не были, поэтому областное телевидение перекрывало их по максимуму собственным программным продуктом. Когда же на третьей кнопке появился «Интер», львовские телевизионщики не захотели так просто уходить с этой частоты – программы выходили в эфир, имели своего зрителя и рекламодателя. Поэтому для того, чтобы найти компромисс и «завести» во львовский эфир «Интер», потребовался не один месяц переговоров.

Что касается программ телеканала «Интер», то поначалу в его сетке доминировали программы производства «ОРТ» — даже часть фильмов, транслируемых на «Интере», записывалась с эфира «ОРТ», после чего очищалась от российской рекламы и подавалась в эфир. Первым же собственным проектом телеканала «Интер», который регулярно выходил в эфир осенью 1996 года, стала информационная программа «Интерновости». Позже стали появляться другие проекты – в частности, музыкально-аналитическая программа «Мелорама» от Влада Ряшина.
meloramaВпоследствии «Интер» стал убирать из эфира программы «ОРТ», которые прежде считались рейтинговыми и которые поначалу «трогать» не собирались. К примеру, из эфира исчезла культовая в «перестроечные» годы программа «Взгляд». Снятие её с эфира «Интера» руководство канала объясняло тем, что данная программа обсуждает сугубо внутренние российские проблемы и, в частности, много внимания уделяет теме чеченской войны, которая, к счастью, далека от Украины. А поскольку основная миссия «Интера» — стать «семейным» каналом, то такие ужасы в его эфире ни к чему.

Со временем улучшалась и техническая база телеканала «Интер», была произведена установка компьютерной системы “Profile”, которая позволяла записывать, монтировать и редактировать материал практически «на лету». То есть, если раньше для того, чтобы выпустить в эфир «Интера» лицензионно «очищенную» программу «ОРТ», её вначале нужно было записать с начала и до конца, а потом редактировать весь материал, то теперь программа просто «входила» на жёсткий диск компьютера в цифровом виде, малыми фрагментами. И каждый из этих фрагментов редактировался, очищался от российской рекламы, снабжался украинской и выдавался в эфир уже через 10-15 минут. Таким образом, «топовые» программы «ОРТ» выходили в эфир на «Интере» теперь практически в то же время, в которое их видели российские телезрители, а также те украинцы, которые имели возможность смотреть «ОРТ» в кабельных сетях или напрямую со спутника. Также «Интер» одним из первых в Украине проложил оптико-волоконную линию от своих студийных помещений к передающему центру, что существенно улучшило «картинку» на экранах.

Изменялось также программное наполнение канала и время его присутствия в эфире. В частности, к концу 90-х годов «Интер» вещал на УТ-3 по утрам с 7:00 до 13:00 и по вечерам с 18:00 до глубокой ночи. Перерыв с 13:00 до 18:00 постепенно «очистился» от программ «ОРТ» и заполнялся программами областных гостелерадиокомпаний – в частности, в Киеве этот временной отрезок полностью заняла КГРТРК.

Появлялись и исчезали проекты, многие из которых рождали новых звёзд телевидения и шоу-бизнеса, которые продолжали жить своей жизнью даже после исчезновения их авторских проектов с экранов «Интера». В частности – «Прогноз погоды» с Русланой Писанкой, которая впоследствии отправилась в «вольное плаванье» или же «Вести недели» от Николая Канишевского, которые после ухода из сетки «Интера» выходили и на других телеканалах – таких, как ICTV, ТЕТ, УТ-1. Впрочем, некоторые эфирные проекты, появившиеся на «Интере» ещё в 90-е годы, живы и по сегодняшний день.
Inter+_tvК концу 90-х годов «Интер» запустил дочерний проект – «Интер+». Поначалу телеканал с таким логотипом транслировался со спутника ежедневно с 13:00 до 18:00 и предназначался тем поклонникам «Интера», которые скучали без любимых телепрограмм во время дневного перерыва. Теперь в это время зрители могли смотреть фильмы и развлекательные программы, выходившие под логотипом «Интер+» и транслировавшиеся, в частности, в некоторых кабельных сетях Киева – там, где была возможность «развести» по отдельным каналам полный «дубль» эфирного варианта УТ-3 с вставками КГРТРК и «Интер», совмещённый с «Интер+».

Позже бренд «Интер+» как эстафетная палочка достался другому детищу «Интера» — международной версии телеканала, транслировавшей лицензионно очищенный контент через спутник на весь мир. Произошло это уже после того, как «Интер» получил новую лицензию, которая позволила каналу использовать эфирное время на сети УТ-3 полностью, без «соседей» в виде региональных и областных телерадиокомпаний. Таким образом, с 30 декабря 2002 года «Интер» вещает на УТ-3 круглосуточно.

Международный канал «Интер+», начавший своё вещание 13 января 2003 года, какое-то время был доступен абонентам киевских кабельных сетей, однако позже был оттуда изъят.

Осенью 2000 года «Интер» объявил о начале украинизации своего эфира. В те времена языковая политика украинских каналов ещё не пребывала под таким пристальным контролем со стороны государства, и поначалу эфир «Интера» был, в основном, русскоязычным. Однако, поскольку население западных регионов Украины воспринимало русский язык весьма прохладно, руководство «Интера» решило начать процесс украинизации своего эфира, а точнее – отдельных его сегментов именно с этих регионов страны. Технически всё решалось довольно просто: на магистральные релейные линии, раздающие сигнал канала по регионам Украины, подавалось две звуковые дорожки, и в зависимости от конкретного передающего центра в эфир передавалась одна из них. В «зоне украинского вещания» поначалу находилось 148 населённых пунктов. Официальный запуск такого «двуязычного» вещания состоялся 18 сентября 2000 года. Впрочем, не все программы были доступны в украинском варианте озвучки даже на западе страны. Поначалу с украинским звуковым сопровождением транслировались только художественные фильмы и отдельные популярные передачи. Однако тогда руководство канала объявило, что это не предел, и когда «Интер» выйдет на спутник, его программы можно будет принимать в цифровом виде как минимум с тремя звуковыми дорожками – украинской, русской и английской, а также со стереозвуком.
Enter_film_gotВ 2001 году у «Интера» появилось ещё два «детища» — спутниково-кабельные каналы «Энтер» и «Энтер-Фильм». Канал «Энтер», начавший своё вещание 1 июня 2001 года, специализируется на демонстрации музыкальных программ и видеоклипов, а «Энтер-Фильм», начавший своё вещание в том же году, показывает художественные и мультипликационные фильмы, а также — программы о кино. В последующие годы «пул каналов» группы «Интер» пополнился другими проектами. Сегодня в состав группы входят каналы К-1, К-2, НТН, Мега и MTV Украина. Отметим, что с 1 декабря 2010 года по 10 января 2011 года производилось тестовое вещание канала «Интер» в формате высокой четкости. Таким образом, «Интер HD» можно назвать десятым каналом, входящим в группу.

Что же касается областных и региональных телекомпаний, то после ухода с сети УТ-3 им пришлось временно разместиться на частотах сети УТ-2, а с 2004 года – перейти на УТ-1 и взять курс на создание собственных сетей в «своих» областях и регионах. Некоторым из таких компаний повезло больше, и они сумели создать полноценные сети с более-менее пристойным покрытием региона или области, а некоторые – как, в частности, Киевская Региональная Гостелерадиокомпания, так и не получили полного эфирного покрытия области. Сегодня КГРТРК имеет эфирные частоты лишь в нескольких райцентрах Киевской области, а в самой столице канал можно смотреть только в кабельных сетях, со спутника либо через систему МИТРИС.

Однако вернёмся в осень 1996 года. Для общенациональных телеканалов она стала поистине революционной, так как именно тогда была определена судьба не только канала УТ-3, но и УТ-2. 11 ноября 1996 года Нацсоветом по телерадиовещанию была выдана лицензия, дающая «Студии 1+1» право вещания на канале УТ-2 в объёме девяти часов в сутки.

«Студия 1+1» начала свою работу 3 сентября 1995 года как продакшн-студия, предоставлявшая программный контент Национальной телекомпании Украины для трансляции на канале УТ-1. Собственно, название студии тогда воспринималось как объединение усилий двух структур – Первого канала и независимой студии для производства качественного телеконтента.

Изначально продукция «Студии 1+1» выходила на канале УТ-1 в объёме нескольких часов в сутки, но со временем программный продукт «плюсов» занимал на канале всё больше и больше времени. Наряду с фильмопоказом стали появляться первые программы. Вначале – напрямую связанные с темой кино («Сеанс в стиле ретро»), а затем и просто развлекательные – такие, как «Телемания».

В итоге «Студии 1+1» стало тесно на канале УТ-1. К тому же сотрудничество коммерческой студии и национального телеканала стало больше походить на завуалированную субаренду, поэтому возникла необходимость решения вопроса о выделении студии личного «места под солнцем».

Тем временем сама Национальная телекомпания столкнулась с очевидной проблемой. В 1992 году руководство нацеливалось на полноценное трёхканальное вещание, но в 1995 году было принято решение всё же ограничиться двухканальным. НТКУ заполучила в своё распоряжение две сети: УТ-1 и УТ-2. Да и «Закон о телевидении и радиовещании» на тот момент предполагал вещание одной телерадиокомпании в конкретном регионе не более чем на двух теле- и не более чем на трёх радиочастотах.

Однако со временем оказалось, что финансово государство не в состоянии содержать два полноценных телеканала и наполнять их эфир. В результате эфир на обеих сетях заполнялся при участии коммерческих структур. На УТ-1, кроме упомянутой уже «Студии 1+1», в числе «помощников» были «ЮТаР», «Мегапол», на УТ-2 – Международный медиа-центр, «Гравис», компания «Перехид-Медиа», «Золотые ворота» и другие. И всё это, опять же, больше походило на субаренду каналов, эфирного времени на них, а субаренда частот по Закону о телерадиовещании была запрещена.

В итоге государство решило, что одного государственного телеканала стране на данном этапе вполне достаточно, а судьбу сети УТ-2 вверило в руки Нацсовета по вопросам телерадиовещания, который должен был определить на конкурсной основе, кому же из вещателей достанется данная сеть.

Разумеется, претендентов на столь престижный канал было много. И, разумеется, без скандалов не обошлось, как и в случае с лицензированием УТ-3.

Помимо «Студии 1+1», на право вещать на сети УТ-2 претендовали некоторые из студий, готовивших свои программы для канала до этого момента, а также участники Первого съезда независимых телевещателей Украины, который состоялся в Киеве в сентябре 1996 года. Съезд постановил – учредить в Украине Общественное телевидение и потребовал предоставить этому телевидению право вещать на «второй кнопке». Создание Общественного телевидения было поручено нескольким структурам, которые должны были для этого объединить свои усилия: ТО «НАРТ», сети «УНИКА ТВ», телекомпании «Служба информации TV Табачук», а также «Ассоциации областных государственных телерадиокомпаний».

8 октября 1996 года Верховная Рада Украины приняла постановление, согласно которому Нацсовет должен был приостановить выдачу лицензий на общенациональные сети до момента утверждения Президентом и парламентом общей концепции развития телерадиоинформационного пространства страны. То есть, по сути, Нацсовет «заморозил» процесс лицензирования общенациональных каналов.
1+1Однако «Студия 1+1» успела получить данную лицензию. Об этом сразу же поведала «Служба информации TV Табачук», да ещё и обвинила при этом Нацсовет в нарушении украинского законодательства, мотивируя свое заявление тем, что решение о выдаче лицензии принято 8 октября спустя час после постановления Верховной Рады, накладывающего мораторий на лицензирование каналов. Кроме этого, Нацсовет обвинили в преждевременности принятия решения, которое он принял за неделю до окончания срока подачи заявлений на конкурс, дающий право вещания на канале, да еще и при том, что заявка от «Студии 1+1» была подана одной из последних – в сентябре. В то же время руководитель «Студии 1+1» Александр Роднянский заявил, что все обвинения в адрес компании – безосновательны, а решение о выдаче лицензии было принято ещё 4 октября, то есть ещё до принятия упомянутого выше постановления парламента.

Ожидалось, что эфирное время на канале УТ-2 будет разделено между несколькими вещателями, и помимо «Студии 1+1» там «поселятся» ещё две телекомпании: ТРК «Золотые ворота», которая специализировалась на производстве музыкальных и развлекательных программ, а также компания «АИТИ», название которой расшифровывается как «Ассоциация Интеллектуальных Телевизионных Игр». Однако данным компаниям повезло меньше: решение о выдаче им лицензии было принято предварительно, но его юридическое оформление «зависло» из-за постановления Верховной Рады. К слову, данная ситуация имела длительные последствия: на протяжении нескольких лет «Студию 1+1» периодически обвиняли в незаконности вещания на сети УТ-2, а компании «АИТИ» и «Золотые Ворота» через суды пытались отвоевать там место для себя. Вся эта ситуация в течение долгих лет держала «Студию 1+1» в «подвешенном» состоянии и совсем не способствовала её спокойному развитию.

Однако, как бы то ни было, «Студия 1+1» осенью 1996-го года получила лицензию и стала готовиться к выходу в эфир на УТ-2 в качестве полноценной вещательной компании с 1 января 1997 года. То есть сразу же после окончания срока контракта, который в своё время студия заключила с УТ-1.

А что же с программами, выходившими на УТ-2 до сих пор? Более-менее утешительная новость ждала поклонников информационной программы «Вікна» от Международного медиа-центра. Им сообщили, что «Вікна» хоть и исчезнут вскоре с УТ-2, но не исчезнут совсем: через какое-то время программа появится в эфире на новом 50-ом телеканале, где будет работать новая телекомпания.

Что же касается «Студии TV Табачук», то 10 октября 1996 года Нацсовет приостановил её лицензию на вещание на 7-ом канале, а также права вещания на канале «ТЕТ» – за распространение искажённой информации о деятельности регулирующего органа. Впрочем, данный запрет продлился недолго – через какое-то время программы «Студии TV Табачук» вернулись в эфир.

Кроме вышеупомянутых, в 1996 году была пролицензирована ещё одна региональная телерадиокомпания – ТРК «НБМ», которая впоследствии стала одним из основателей «5-го канала». Но в 1996 году данная компания начинала свою деятельность как небольшой региональный вещатель из города Черновцы, получивший право трансляции своих программ на сеть из десятка городов – главным образом, в западной части страны.

Что же касается Киева, то к началу второй половины 90-х в городе появилось ещё два эфирных телеканала. Однако доступны они были не всем. Речь идёт о 55-ой и 56-ой телечастотах, которые транслировались не с центральной телерадиовышки на Сырце, а с малых мачт в отдалённых районах города.
kupol-programma-1997-juneНа 56-ом телеканале «поселилась» телекомпания «Купол», базировавшаяся в одном из спальных районов столицы – на Борщаговке, по улице Булгакова. Там же, на Борщаговке, находился и маломощный передатчик телекомпании, его мощность согласно лицензии составляла всего 10 Ватт. «Купол» начал свою работу где-то в 1995-1996 годах, программа передач канала печаталась во многих столичных газетах, однако эти передачи – в эфире и по кабелю – могли принимать, главным образом, жители Борщаговки, а также прилегающих к ней районов западной части Киева и ряда мелких населённых пунктов Киевской области. Впрочем, отдельные счастливчики могли принимать «Купол» и в более отдалённых районах столицы – на Оболони и Соломянке. Здесь всё зависело от того, на каком этаже вёлся приём, куда выходили окна квартиры, и была ли между местом приёма и Борщаговкой какая-либо преграда.

Что же касается программного наполнения эфира «Купола», то оно было стандартным для того времени – фильмы, видеоклипы, местные новости Борщаговки. Впрочем, это всё транслировалось, главным образом, в вечернее время. Днём же в эфире телекомпании выходили программы различных зарубежных вещателей – «ОРТ», «РТР», «EuroNews», «Discovery», «Rambler» и многих других.
kupolВ таком виде «Купол» вещал все последующие годы, и только с середины 2000-х годов вместо ретрансляций программ зарубежных спутниковых вещателей здесь начали появляться передачи украинских спутниковых каналов. В частности, примерно в конце 2007 года в эфире канала транслировались блоки программ производства телеканала «Maxxi TV», которые периодически прерывались для выхода собственных программ «Купола» — главным образом, новостей Святошинского района. А в 2008 году «Купол», сменивший учредителей, перенёс передающее оборудование на вышку АО «РаТел», телевещание с которой также не обеспечивает покрытия сигналом всего города. При этом лицензионный объём вещания телеканала на 56-ой частоте увеличился с шести часов до 24-х часов в сутки.

Вещание на 55-ом телеканале вела телерадиокомпания «Марс-ТВ», расположенная на левом берегу Днепра. Здесь же, на левобережной части Киева, по улице Энтузиастов был установлен передатчик телеканала – также маломощный, согласно лицензии – 40 Ватт и 17 часов эфира. Программы данного телеканала, учитывая географические особенности левого берега и его застройку, из эфира могла принимать ограниченная часть киевлян. Впрочем, как и программы «Купола», эти программы присутствовали в ряде кабельных сетей Киева, которые действовали в левобережной части города, в частности – на Русановке.

Помимо «Купола» и «Марс-ТВ», лицензии на эти «маломощные» каналы имели и другие компании. В частности, лицензию на вещание на 56-ой частоте в объёме двенадцати часов в сутки в своё время получила киевская ТРК «Лидер», которая так и не начала телевизионное вещание. На 55-ой частоте час эфира имела ТРК «Терра», а ТРК «Обрий» имела по шесть часов эфира на 55-ой и 56-ой телечастотах, которыми она со временем воспользовалась.

Однако вернёмся в 1997 год, который, как и ожидалось, начался для украинского телевидения стартом вещания на УТ-2 «Студии 1+1». Но более детально об этом мы расскажем в следующей части цикла статей.

Продолжение читайте в следующей публикации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

Openbox AS4
Openbox AS4
Openbox AS4
ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая публикацияSony приобрела израильский LTE-стартап
Следующая публикацияРоссийские ученые презентовали технологию торрент-телевидения
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.