- Реклама -
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя. Важно: все данные, используемые в публикации, актуальны по состоянию на октябрь 2011 года.

В конце 80-х годов на территории Украины действовало три республиканских сетевых телеканала. По первому транслировались передачи ЦТ-1 из Москвы, второй был предназначен для трансляции республиканской программы УТ и третий, по которому транслировались передачи ЦТ-2 из Москвы, а также имелась возможность выхода региональных программ (например, в Киеве этот канал позиционировался как «Вторая программа Центрального телевидения и программы для Киева и области»). Впрочем, хотя эти каналы и считались общереспубликанскими, реально их проникновение не было равнозначным. Сеть первого телеканала располагала наиболее мощными телепередатчиками, обеспечивавшими практически 100% покрытие территории Украины сигналом. Покрытие второй программы было меньшим, да и мощность передатчиков была порой ниже, чем на первой программе. И, наконец, покрытие третьей программы оставляло желать лучшего. Её видели далеко не везде, главным образом, в областных центрах и крупных городах. Да и передатчики использовались очень часто маломощные, а в некоторых населённых пунктах – ещё и вещающие в дециметровом диапазоне, который принимали не все телевизоры отечественного производства. Таким образом, характерной для сельской местности была ситуация, когда телезритель мог стабильно принимать «первую программу», для приёма «второй программы» требовались специальные ухищрения и долгие поиски удачного места установки антенны, а принять «третью программу» не помогали даже шаманские танцы вокруг этой самой антенны с бубном в руках. А кое-где зритель вообще видел на своих экранах лишь одну программу.

Во времена СССР такая ситуация была вполне привычной: для руководства страны главным было то, что первую программу из Москвы смотрят все, а проблемы с приёмом сигнала прочих телепрограмм предполагалось решать «в рабочем порядке» по мере строительства коммунизма. Однако с обретением Украиной независимости эти проблемы стали более актуальными. Ведь помимо вопроса престижа, возникли проблемы и чисто практического характера: жители части территории страны просто не получали официальную точку зрения из Киева или получали её в неприемлемом качестве. В то же время программы из Москвы могли смотреть все, а в приграничных районах ещё и программы из Беларуси, Молдовы, Польши, Румынии, Венгрии и Словакии.
1-ostankinoВозник и чисто финансовый вопрос: а с какой это стати Украина должна оплачивать из своего кармана распространение на своей территории программ бывшего ЦТ, которое стало вначале каналом «Останкино», а затем – «ОРТ»? В советские времена оплата распространения сигнала проводилась из Москвы, сейчас же прямого финансирования не было, и все попытки договориться с Москвой об оплате трансляции её центральных теле- и радиоканалов в Украине не оканчивались ничем.

Впрочем, эти программы всё ещё пользовались популярностью у определённой части населения страны. Кто-то по-прежнему ориентировался на Москву, кто-то просто с пристрастием «наркомана» прилип к очередной «Санта-Барбаре» или «Полю Чудес». Поэтому отключить трансляцию этих программ одним щелчком рубильника никто не решался. Возможно, если бы такое событие произошло в начале 90-х (как это случилось в странах Балтии), оно бы позитивно отразилось на развитии украинского телепространства, да и вообще — для всего информационного пространства страны в целом. Ведь в таком случае украинские вещатели, вынужденные занять освободившуюся нишу, получили бы большой стимул для своего развития.

Но поскольку отключения не произошло, по-прежнему актуальным оставался вопрос финансирования присутствия российских телепрограмм в украинском эфире. Тем более, что само по себе российское телевидение было реорганизовано. К примеру, телеканал «Останкино» стал государственным каналом и позиционировал себя как международный, а пришедший ему на смену канал «ОРТ» уже стал коммерческим каналом . К тому же во времена существования канала «Останкино» Украина ещё получала какие-то финансы из Москвы на его распространение: Россия соглашалась оплачивать трансляцию шести часов эфира ежедневно в вечерний прайм-тайм. Однако по своим внутренним расценкам, что в переводе на украинские, где электроэнергия была дороже, равнялось оплате лишь двух часов эфира. Правда, Украина по доброте душевной транслировала «Останкино» в полном объёме, до 18-ти часов в сутки. Когда же на смену «Останкино» пришло «ОРТ», не желавшее оплачивать долги своего предшественника, вопрос оплаты вновь встал на повестке дня.

Одним из возможных вариантов его решения стало предложение руководства Гостелерадио финансировать распространение сигнала российских телепрограмм за счёт заинтересованных сторон в регионах страны в тех объёмах, которые необходимы конкретному региону. Ведь не секрет, что отношение к российскому телевидению было различным на Западе и на Востоке страны. Согласно данному проекту, обеспечивать ретрансляцию программ российского ТВ на конкретную область должна была местная областная гостелерадиокомпания за счёт собственных средств или при участии заинтересованных коммерческих структур. И, соответственно, на этих частотах ретрансляции программ из Москвы в конкретной области – должны были выходить программы местных ОГТРК, а также локальные рекламные блоки.

Однако реализовать данный проект на сети первой общенациональной программы было невозможно. Дело в том, что созданная ещё в советские времена система распространения сигнала была настроена таким образом, что сделать «врезку» на местах, да ещё и развести сигнал на всю область, возможности практически не было. И это было вполне логично: а вдруг какие-то «диверсанты-вредители» возжелали бы вместо новогоднего поздравления от «дорогого Леонида Ильича» выпустить в эфир Жванецкого?
ОРТПоэтому вопрос о перекоммутации каналов, периодически поднимавшийся с конца 1991 года, вновь стал актуальным и получил своё логическое обоснование и «добро» на высшем уровне. 18 июля 1995 года глава Гостелерадио Украины Зиновий Кулик подписал распоряжение, согласно которому сеть первой общенациональной программы, состоящая из 642 передатчиков, переходила от ретрансляции российского канала «ОРТ» к трансляции канала УТ-1. На освободившуюся «вторую кнопку» соответственно переводилась «сборная солянка» из каналов УТ-2, УТ-3 и канала «Россия», а на «третьей кнопке» теперь должен был поселиться канал «ОРТ», разделив эфир с областными гостелерадиокомпаниями.

Сама перекоммутация состоялась 1 августа и вызвала весьма неоднозначную реакцию в обществе. Некоторая часть телезрителей сочла её грубым нарушением их прав смотреть передачи на русском языке. Ведь если в Киеве, где все три канала транслировались мощными передатчиками метрового диапазона, перекоммутация означала лишь смену «кнопок», то во многих регионах приём программ «ОРТ» оказался затруднён, а то и вообще невозможен.

С определёнными неудобствами столкнулся и канал УТ-1. Сеть первой программы в советские времена создавалась ведь без учёта границ между республиками, которые в Москве считали скорее условными. Поэтому сигнал данной программы на передающие центры в некоторых населённых пунктах поступал не из Киева, а с территории сопредельных государств – Молдовы, России, Беларуси. То есть для подачи сигнала УТ-1 туда теперь следовало прокладывать новую релейную линию.
Перший національнийНациональный совет по вопросам телерадиовещания на жалобы возмущённых зрителей ответил весьма сдержанно и неоднозначно. Так как перекоммутация — это не наша инициатива, мы её в принципе не поддерживаем, хотя и особых причин протестовать не видим. И вообще, мы ещё сами не знаем, как оно будет. Не исключается вариант, что Россия согласится оплачивать трансляцию сигнала «ОРТ» на украинской территории в полном объёме и при этом потребует вернуть канал на прежнюю «первую кнопку» или наоборот – решит, что трансляция «ОРТ» в Украине им не требуется и попросит его вообще убрать. Возможно и создание в структуре УТ (или же в негосударственном секторе) специализированного канала, который будет показывать в своём эфире лучшие программы «ОРТ», а также – других российских (и не только) телеканалов. Поэтому Нацсовет и не торопился лицензировать вещание на сетевых каналах, в частности, выдавать лицензию каналу УТ-2, поскольку было не ясно, на какой кнопке он будет транслироваться.

Тем не менее перекоммутация состоялась, и «ОРТ» переселился на «третью кнопку». При этом было несколько сокращено его вещание. Так, в Киеве по будням «ОРТ» транслировался теперь с 6:00 до 9:00-10:00, и вечером с 16:00 до полуночи (в выходные вещание сохранялось практически в полном объёме), а в других регионах – в зависимости от решения местных ОГТРК.
1plus1-prog-start-31-12-96-1-01-97«Революция» произошла и на «второй кнопке». С 4 сентября 1995 года каналы УТ-2 и УТ-3 были фактически объединены в один – УТ-2, с ежедневным шестнадцати-тичасовым вещанием (с 8.00 до 16.00 и с 17.00 до 2.00). Таким образом, ещё один российский канал – «Россия» полностью исчез с экранов украинских телезрителей, а транслировавшийся по нему «вечный» американский телесериал «Санта-Барбара» теперь выходил уже в рамках канала УТ-2 и с украинским дубляжем.
Изменился и эфир канала УТ-1. В частности, с сентября 1995 года здесь начали выходить программы производства ТРК «ЮТаР». Ежедневно в 6:05 зрители УТ-1 могли просматривать обзор новостей лучших спутниковых телеканалов в 10-тиминутной программе «Мир за вчера». В 6.30 выходил проект «Анонс-Сенс»: 20 минут полезной информации о том, какие события должны произойти в этот день в политической, культурной и экономической жизни страны, а в 7:45 и вечером после 23:00 в эфире УТ-1 можно было посмотреть программу производства ТРК «ЮТаР» и уже упомянутого нами ранее агентства деловых новостей «Экспресс-информ», которая представляла собой пятнадцати-минутный обзор деловых новостей с комментариями экономистов, бизнесменов и аналитиков. На УТ-1 с бывшего канала УТ-3 потихоньку «переселялись» и программы телекомпании «Мегапол». В частности, теперь на УТ-1 выходил «Бар Чёрный кот», знакомивший зрителей с интересными людьми из мира культуры и шоу-бизнеса.

Однако ТРК «ЮТаР» и «Мегапол» были не единственными коммерческими телестудиями, «помогавшими» делать канал УТ-1 в те времена. Именно тогда, в начале сентября 1995 года на этом канале впервые появился бренд, который через несколько лет занял одно из ведущих мест в телеэфире Украины. Бренд этот – «Студия 1+1». Именно 3 сентября 1995 года ведущая Людмила Клепакова огласила телезрителям о появлении в эфире новой студии.

1plus1-90-e«Студия 1+1» была создана при участии холдинговой компании «Innova Group», основанной в ФРГ предпринимателем Борисом Фуксманом ещё в 80 годы. В состав этой компании входили различные подразделения, каждое из которых занималось отдельным видом деятельности. Среди них была и «Innova Film», специализировавшаяся на производстве фильмов и телевизионных программ, которая и приняла непосредственное участие в создании нового телевизионного проекта – «Студии 1+1».

7 августа 1995 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Украинским Телевидением и «Студией 1+1». Данное соглашение между двумя структурами — государственной и коммерческой — должно было быть взаимовыгодным. УТ-1 получало существенную помощь в наполнении своего эфира, а «Студия 1+1» получала возможность через своё рекламное агентство размещать рекламу на «первой кнопке» страны, которую она должна была сделать рейтинговой.

К слову, в сентябре 1995 года в киевской прессе были опубликованы некоторые цифры. Так, в частности, сообщалось, что средняя цена за минуту рекламы на европейских телеканалах на то время составляла 6-12 тысяч долларов. Примерно столько же стоила минута рекламы на российских каналах. В то же время достаточно низкие рейтинги канала УТ-1 не позволяли ему зарабатывать такие деньги – здесь минута рекламы стоила всего 300-600 долларов. И вот одной из задач, которую ставила перед собой и Национальная телекомпания, и «Студия 1+1», было повышение общего рейтинга непопулярного, но широкодоступного телеканала и, как следствие, возможность продажи рекламного времени по ценам, которые существовали в большинстве стран Европы.

За счёт чего же планировалось поднять этот самый рейтинг? В первую очередь – за счёт кинопоказа. «Студия 1+1» закупила для трансляции в украинском телеэфире неплохую подборку качественной кинопродукции, которую прежде можно было увидеть только на российских каналах либо в полулюбительском качестве с любительскими переводами и на полупиратской основе в программах мелких коммерческих студий. Теперь же всё это появилось на ранее скучном канале УТ-1 – полностью легально, в отличном качестве и с переводом на украинский язык. Приобретение современной аппаратуры для дубляжа зарубежной кино- и видеопродукции и сам дубляж «Студия 1+1» взяла на себя.

В первый период существования «Студия 1+1» ограничила своё присутствие в эфире трансляцией развлекательной и культурологической продукции, отстранившись от непосредственного новостного вещания. Однако косвенное участие в нём предусматривалось. Студия пообещала оказать содействие и выделить деньги на открытие нескольких корреспондентских пунктов Национальной телекомпании за рубежом – в Западной Европе (Дюссельдорф и Рим), а также в обеих Америках (Нью-Йорк и Буэнос-Айрес).

Поначалу «Студия 1+1» получила право на ежедневное вещание на канале УТ-1 в объёме двух с половиной часов. Однако постепенно объёмы этого вещания увеличивались и выходили несколькими блоками утром, днём и вечером. В программе были зарубежные и украинские фильмы, а также – сериалы.

Продолжение читайте в следующей публикации.
- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.