ПОДЕЛИТЬСЯ
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя. Важно: все данные, используемые в публикации, актуальны по состоянию на октябрь 2011 года.

Начало вещания на 35 телеканале «Гравис» отметил и техническими нововведениями. В частности, телерадиокомпания оборудовала новую студию на территории КПИ и наконец получила потенциальную возможность проведения прямых эфиров – до сих пор в эфире седьмого телеканала компания их не имела. Кроме того, «Гравис» стал второй, после УТ, украинской телекомпанией, начавшей использование стандарта BETACAM-SP. Впрочем, часть программ канала по-прежнему выходила в стандарте S-VHS – в частности, фильмы, а также транслировавшиеся по договору с «НТВ» передачи «Итоги» и «Намедни».
Лого_НТВГоворя же об авторских программах «Грависа» того периода, следует прежде всего отметить уже упомянутый выше проект «Місто» от Ольги Таукач. Согласно тогдашним соцопросам, данную программу смотрело более половины активного населения Киева.

К слову, с данной программой, да и вообще с общественно-политическим вещанием «Грависа» того периода связан один любопытный факт. Во время встречи с журналистами в УНИАН тогдашний Президент Леонид Кравчук, услышав вопрос от журналистки «Грависа», ответил: «А? 7 канал? Хороший у вас канал – как не приду домой, вся моя семья его смотрит!».

Однако любовь семьи президента не спасла «Гравис» от проблем, с которыми компания столкнулась спустя несколько месяцев.

30 июня 1994 года неожиданно для киевлян пропал сигнал 35 телеканала, а затем программы «Грависа» исчезли и с 7 канала, где их место заняли фильмы и видеоклипы. Через несколько дней после этого в одном из выпусков новостей на одном из государственных телеканалов прозвучал комментарий от главы ещё только сформированного по указу Леонида Кравчука Нацсовета по вопросам телерадиовещания Владимира Барсука. Глава регулирующего органа заявил обеспокоенным телезрителям, что причиной отключения вещания «Грависа» является «пиратское вещание». Компания вещала на 35 телеканале совершенно незаконно, не имея на то лицензии, а всего лишь на основании какого-то сомнительного соглашения (к тому же ещё и с превышением указанных в нём объёмов вещания). При этом ещё и транслировала нелицензионную видеопродукцию, к тому же аморального содержания.

Впрочем, данное туманное объяснение сразу же вызвало множество вопросов у журналистов. Во-первых, на каких основаниях «Гравис» лишили эфира не только на 35 канале, но и на 7-ом, который эксплуатируется в Киеве уже много лет и законность существования которого, вроде как, не вызывает ни у кого вопросов? Да и сам вопрос отсутствия лицензии от Нацсовета выглядел весьма странным, поскольку на то время таких лицензий не было ещё ни у кого, даже сам представитель Нацсовета в своём интервью проговорился, что на сегодняшний день в Нацсовете лежат заявки на получение лицензии от всех телеканалов Киева. И, наконец, никакой «клубнички» в эфире «Грависа» не было. Более того, руководство «Грависа» сообщило журналистам о том, что в неофициальной беседе представители Нацсовета просили их не афишировать в СМИ свои проблемы, а сослаться на чисто технические причины временной приостановки вещания, и если «Гравис» будет вести себя тихо, то Нацсовет решит все проблемы телекомпании, и через пару недель она сможет спокойно вернуться в эфир.
gravis-vtoroe-logo-s1994Истинной причиной отключения «Грависа» от эфира, по мнению многих, были приближавшиеся президентские выборы. Как мы помним, одним из основателей телерадиокомпании был известный украинский бизнесмен Александр Волков, который был близок к оппозиционному кандидату в президенты Леониду Кучме. В силу этого «Гравис» на то время был единственным киевским телеканалом, поддерживавшим данного кандидата. А стало быть, неудобным для тогдашней власти в лице Леонида Кравчука, который вдруг резко изменил своё отношение к данной телекомпании: когда на очередной пресс-конференции журналисты попросили Леонида Макаровича посодействовать решению проблем, с которыми столкнулась независимая телекомпания, последний отозвался о ней довольно резко.

Как бы там ни было, вещание «Грависа» отсутствовало на обеих телеканалах – (35-ом и 7-ом) в течение всей предвыборной гонки. Впрочем, некоторые программы опальной телекомпании выходили в эфире других телеканалов – в частности, программу «Місто» транслировала «Рутения». Вернулся «Гравис» в эфир 26 июля 1994 года тихо и без шума. Про отсутствие лицензий уже никто и не вспоминал. Более того, одним из своих первых указов новоизбранный президент Кучма распустил Нацсовет по вопросам телерадиовещания. Впрочем, в декабре того же года Нацсовет был вновь сформирован, только теперь на паритетной основе президентом и парламентом. Новое назначение ожидало Виктора Лешика, бывшего директора «Грависа». Осенью 1994 года указом президента Леонида Кучмы он был назначен на должность первого вице-президента Укртелерадиокомпании. С приходом Виктора Лешика на государственное ТВ в эфире последнего появилось несколько программ производства ТРК «Гравис»: «Місто», «Постскриптум», «Трамвай желаний», которые теперь получили всеукраинский эфир на канале УТ-2. Справедливости ради следует добавить, что в этот же период на УТ появились программы производства и других коммерческих студий – в частности, информационно-аналитический проект Александра Ткаченко «Післямова» от компании «Нова мова», впервые вышедший на УТ-1 4 ноября, а вот что касается собственного вещания «Грависа» на 35 и 7 каналах, то оно постепенно стало терять свою «изюминку».

tonis

Но вернёмся к новичкам киевского телеэфира весны 1994 года. Ещё одной телекомпанией, начавшей вещание в Киеве, стал телеканал «ТОНИС» (вернее «ТОНИС – Киев», как он тогда официально назывался), «поселившийся» на 25 телечастоте.

«ТОНИС» был одной из первых телекомпаний, возникших на территории СССР. Созданное по инициативе группы энтузиастов от кабельного телевидения из Николаева «Творческое Объединение Новых Информационных Систем» и зарегистрированное в декабре 1989 года как телекомпания на момент создания в числе своих учредителей насчитывало таких «монстров» как Госкино СССР, Советский фонд культуры, Союз ветеранов войны и труда, Министерство обороны и многие другие организации и задумывалось как всесоюзная телекомпания. Но поскольку через два года СССР прекратил существование, то начавший налаживать контакты с телевизионщиками из разных уголков Союза «ТОНИС» плавно превратился из всесоюзной в международную телекомпанию.
tonis-pervyilogotipО создании единой телесети с раздачей сигнала через спутник в начале 90-х речь ещё не шла. Да и не по зубам это было коммерческой телекомпании. «ТОНИС», отказавшийся от поддержки «влиятельных учредителей» (в силу фактической ликвидации последних), теперь уже сам стал создавать телекомпании на местах, выступая их учредителем, партнёром или просто консультантом. Так, в самом Николаеве возник «ТОНИС — Юг», в Харькове – «ТОНИС – Центр», а в Киеве с января 1992 года действовал «ТОНИС – Энтер» или кратко – «ТЕТ». Юридически и творчески все они были полностью самостоятельными компаниями, которые связывала лишь координация общей политики, возможность пользования общим фильмофондом и обмениваться телепрограммами.

Однако время шло, и «детища» «ТОНИСа» всё больше отдалялись друг от друга. Например, киевский «ТОНИС – Энтер» вскоре превратился в просто «ТЕТ», где о связи с «родительской» компанией уже и не вспоминали, и тогда «ТОНИС» решил вернуться в Киев уже в новом качестве, создав свой собственный телеканал – «ТОНИС – Киев».

Для трансляции программ компании был выделен 25 киевский канал. В прошлом здесь планировал работать «ЮТаР», который даже какое-то время использовал данную частоту для раздачи сигнала в свои кабельные сети через передатчик, установленный на вышке АО «РаТел». Но вскоре «ЮТаР» отказался от этой практики, и данная частота пустовала.

И вот в начале марта 1994 года на 25 телеканале вновь началось тестовое вещание. На этот раз уже с Сырецкой вышки КРТПЦ в эфир передавалась настроечная таблица, а начиная с 18 марта здесь появились первые программы: фильмы, мультфильмы и видеоклипы, время от времени прерывавшиеся заставкой «ТОНИС».

И хотя на данном этапе существования телеканала в его эфире практически отсутствовали программы собственного производства, планы у руководства «ТОНИСа» были многообещающими. На базе канала «ТОНИС – Киев» предполагалось создать нечто новое, а именно, первый украинский спутниковый канал международного уровня. В качестве предполагаемого названия будущего спутникового канала было выбрано название «Европейское славянское телевидение», так как в качестве потенциальной целевой аудитории будущего проекта руководство компании называло, прежде всего, жителей славянских стран: России, Белоруссии, Польши, Болгарии, Чехии, Словакии, стран бывшей Югославии. Хотя, разумеется, аудитория канала не должна была ограничиваться лишь жителями этих стран. Вещание планировалось начать через спутник «Eutelsat», сигнал которого покрывал большую часть Европы, а также Северную Африку и Ближний Восток. Однако основой наполнения эфира «Европейского славянского телевидения» должна была стать телепродукция, отражающая культуру, искусство и политическую жизнь именно славянских стран. Вести трансляцию планировалось сразу с несколькими языковыми дорожками. Таким образом, «ТОНИС» надеялся стать ведущей телекомпанией славянской части бывшего СССР, а затем и всего славянского мира, а Киев превратить соответственно в его культурный центр.

Главным финансистом проекта стала фирма «Эглен», именно с её помощью и состоялся старт вещания 25 канала в Киеве. Сроками реализации проекта спутникового вещания компания называла конец 1994 – начало 1995 года, а пока же эфир телеканала «ТОНИС–Киев» ничем особенным не отличался, здесь доминировала зарубежная видеопродукция: кино, мультфильмы, видеомузыка. Со временем появились и собственные проекты, такие как «ТОНИС–информ», «Птичий рынок» и уже традиционная для всех коммерческих телеканалов того периода «Телегазета». При этом компания не имела собственной студии в Киеве, весь программный продукт готовился в центральном офисе «ТОНИСа» в Николаеве. Создание киевской студии планировалось, этим должна была заняться фирма «Эглен», уже упомянутая выше. Однако этот процесс затянулся, а вскоре между учредителями Международной Телерадиокомпании «ТОНИС» (тогдашнее юридическое название телеканала «ТОНИС–Киев») – николаевцем Владимиром Иваненко (президентом и продюсером МТРК «ТОНИС») и его компаньонами из фирмы «Эглен», вице-президентами ТРК Аркадием Дяденко и Михаилом Рахлиным пробежала чёрная кошка.
tonis-nart-programma-1994april-startВ ноябре 1994 года Дяденко и Рахлин обвинили Иваненко в демонстрации на 25 телеканале нелицензионной видеопродукции и фактическом срыве проекта «Европейского Славянского Телевидения» и на основании этого лишили Владимира Иваненко президентских полномочий в МТРК «ТОНИС», а также объявили о своём желании отказаться от использования торговой марки «ТОНИС» на киевском 25 канале, который, по их мнению, никогда не был киевским представительством николаевской телекомпании. И выразили твёрдую уверенность в том, что смогут сами обеспечивать вещание на канале под новым брендом. Представители фирмы «Эглен» даже объявили о создании новой телерадиоорганизации – Международной телерадиокомпании «Радужный мост», а также о планах создания собственного проекта спутникового европейского телеканала «ЭКО» («Экология, Культура, Образование»), идея и концепция которого, по их словам, уже была передана в ЮНЕСКО.

О том, что совет учредителей МТРК «ТОНИС» лишил Владимира Иваненко полномочий президента компании, последний узнал лишь на пятый день. Собственно, конфликт начался с того, что Валерия Иваненко – супруга и компаньон Владимира, занимавшая должность генерального директора канала «ТОНИС – Юг», не смогла получить в бухгалтерии МТРК деньги для приобретения необходимых телепрограмм. При этом выяснилось, что Валерия Иваненко пришла покупать телепрограммы в компании, основанной «Эгленом» (о чём в Николаеве и не догадывались). После этого николаевцы решили провести финансовую проверку МТРК, в процессе которой и стало известно о том, что Владимир Иваненко лишён своих полномочий президента телерадиокомпании. Узнав об этом, он приехал в Киев, где собрал пресс-конференцию, формальным поводом которой стало информирование журналистов о состоянии дел проекта «Европейского Славянского Телевидения».

В процессе пресс-конференции господин Иваненко озвучил свою точку зрения на разгоревшийся конфликт: решение о его отстранении – незаконно, поскольку собрание учредителей проходило без его участия, а конфликта никакого нет – это лишь процесс выяснения отношений между тремя учредителями, причиной которого являются чисто финансовые вопросы, и сообщил, что с 14 ноября компания перешла полностью на трансляцию исключительно лицензионной видеопродукции – фильмов и телесериалов категории «А».

Поскольку на пресс-конференцию пришли и представители фирмы «Эглен», журналисты смогли ознакомиться и с их точкой зрения на происходящее. Они, в частности, в очередной раз упрекнули николаевскую сторону в трансляции нелицензионной видеопродукции, а также отвергли обвинение в финансовой несостоятельности, сообщив журналистам о том, что они не только обеспечивают финансовую поддержку каналу «ТОНИС – Киев», но и половина оборудования николаевской телекомпании «ТОНИС – Юг» также приобретена на деньги киевлян. Да и озвучкой видеопродукции занимаются именно они на своих производственных мощностях.

Как бы там ни было, обе стороны конфликта сошлись во мнении, что вопрос о том, кто же будет в дальнейшем вещать на киевском 25 телеканале, должен решить суд, который в итоге оставил канал за «ТОНИСом».

16 декабря 1994 года в спутниковый эфир с экспериментальным техническим вещанием вышел давно анонсированный «Славянский канал» — первый украинский канал, программы которого транслировались через спутник.

Экспериментальные программы транслировались ежедневно, с 6:30 до 10:30 и с 20:30 до 02:30 через транспондер спутника «Eutelsat II F3». Сигнал поднимался на спутник с телепорта Концерна «РРТ» в селе Калиновка, Макаровского района, Киевской области.

Было начато формирование координационного и международного художественного советов телеканала. Своё согласие взять участие в их формировании дали такие известные деятели культуры и искусства Украины, как Владимир Быстряков, Давид Черкасский, Ада Роговцева, Борис Олийнык, Нина Матвиенко, Владимир Кизима. Главными поставщиками контента для нового телеканала должны были стать Укртелефильм, Департамент кино министерства культуры Украины, Гостелерадио и, разумеется, сам «ТОНИС», а также другие независимые телекомпании страны. Компания начала получать предложения из-за рубежа от желающих начать ретрансляцию программ канала в кабельных сетях или предоставить программный контент для трансляции в эфире канала.

В Киеве «Славянский канал» планировалось ретранслировать на 25 телеканале в рамках передач канала «ТОНИС». Согласно планам компании, переход «Славянского канала» от технического вещания к постоянному должен был состояться после 25 февраля 1995 года. На это же время было намечено переформатирование 25 телеканала, после которого эфир на нём должен был формироваться по следующей сетке: «Славянский канал» — с 7:00 до 12:00 (с получасовым перерывом под местный блок) и с 18:00 до 01:00 (с двумя получасовыми перерывами под местные блоки) и собственное вещание канала «ТОНИС» с уже привычным программным контентом с 12:00 до 18:00.

Однако данным планам не суждено было осуществиться: через несколько месяцев экспериментального вещания «ТОНИС» был вынужден приостановить реализацию проекта «Славянский канал». Остаётся лишь добавить, что данный проект был реанимирован Валерией Иваненко уже без всякой привязки к «ТОНИСу» несколько лет назад и сегодня существует как спутниковый «Международный Славянский Канал».

Ещё одним шагом «ТОНИСа» на пути к глобализации телевидения, объединению усилий и творческих находок телекомпаний из различных стран постсоветского пространства и Европы стало учреждение Международного фестиваля телевизионных программ «Бархатный сезон». Идея учреждения такого фестиваля появилась у руководства телекомпании в 1993 году, тогда подобные попытки были сделаны в Москве, и инициатором их была российская телерадиокомпания «Останкино». Однако что-то не сложилось, и москвичи от этой идеи отказались. И тогда уже «ТОНИС» предложил провести такой фестиваль. Ведь есть свои фестивали у кинопроизводителей, а значит и телевизионщикам пора учредить свой. А чтобы никому не было обидно, фестиваль было предложено провести не в Москве и даже не в Киеве, а в Николаеве – на «малой родине» телекомпании «ТОНИС». Собственно, «Бархатный сезон» лишь стартовал в Николаеве, а сама церемония проходила на борту теплохода, который бороздил просторы Чёрного моря.

Но вернёмся к новичкам киевского телеэфира 1994 года. Помимо «Грависа» и «ТОНИСа», весной этого года в киевском эфире начала работать ещё одна студия – «Олимпия РТВ», вещавшая в дневное время в рамках 7 телеканала. В её программах были художественные и мультипликационные фильмы, а также общественно-политические проекты, включая прямые эфиры. Однако в силу неудобного эфирного времени и слабой рекламной поддержки, появление и весь период существования данного вещателя прошел практически незамеченным: телекомпания «тихонько» появилась в киевском эфирном пространстве, а через какое-то время так же «тихонько» его и покинула.

Что же касается прочих киевских телеканалов, то наиболее стремительным темпом в 1994 году развивался телеканал «ТЕТ». С двух отдельных блоков – дневного и вечернего – компания «доросла» до полноценного телеканала, эфир которого стартовал рано утром и длился до глубокой ночи. В расписании, помимо кинопоказа и уже упоминавшихся музыкальных проектов «Пост» и «35 минут джаза», появилась целая серия тематических программ – развлекательных, познавательных и музыкальных. Кроме того, ежедневно в 20:30 на телеканале «ТЕТ» начали транслироваться новости «СИТ-30» от телекомпании «ТВ Табачук».

Телекомпания «ТЕТ» вошла в «Украинскую Ассоциацию Вещателей» («УАМ»), в состав которой входила также телекомпания «ЮТаР», которая к тому времени отказалась от приставочки «плюс». Эфир последней также изменился, наполнившись целым рядом новых программ. В частности, здесь появились экономические новости от компании «Экспресс-Информ». Кроме того, в дневное время «ЮТаР» начал транслировать отдельные программы производства московской телекомпании «ТВ-6 Москва», стартовавшей в Москве в январе 1993 года. На этот раз, в отличие от прошлых опытов «ЮТаРа» с ретрансляцией программ зарубежных телекомпаний, прямых трансляций не было.
2_логотип_ТВ-6OBRIYБлоки программ «ТВ-6 Москва» выходили на 37 киевском канале в записи при содействии киевской телекомпании «Обрий». При этом качество «картинки» записей порой оставляло желать лучшего. В рамках блоков программ «ТВ-6 Москва», на «ЮТаРе» транслировались художественные фильмы, музыкальные новости, а также ряд тематических программ производства «ТВ-6 Москва» и телекомпании CNN с русскоязычным переводом от «ТВ-6 Москва».

Кстати, в рамках кинопоказа на телеканале «ЮТаР» в 1994 году появились художественные фильмы, переведённые в Украине компанией «Телереп-Украина». До сих пор в украинском телеэфире доминировали видеофильмы, переведённые в Москве (кроме «Международной Коммерческой Телерадиокомпании», которая переводила кино- и видеопродукцию сама, к тому же и на украинский язык). Впрочем, качество переводов от «Телереп-Украина» было весьма посредственным: помимо несовершенства самого перевода, данные копии обладали ещё и плохими звуковыми характеристиками, оригинальная дорожка была совсем «завалена», а дорожка с переводом звучала как будто в пустоте.

В 1994 году продолжалось развитие УТ-3. Теперь программы данного канала выходили в эфир уже не три, а четыре раза в неделю: кроме среды и четверга и по-прежнему по общей сетке с программами УТ-2 и канала «Россия».

К слову, в 1994 году Гостелерадио Украины начало готовить специальную телепрограмму для трансляции через спутник. Именно готовить, так как для полноценной спутниковой трансляции УТ тогда не имело ни средств, ни технической базы, да и возможности создания полноценного телеканала для вещания на зарубежье – тоже. Однако желание «засветиться» в космическом эфире и таким образом предоставить возможность телезрителям из других стран получать информацию об Украине из первых рук было. Оставалось только найти решение, и его подсказало Посольство Украины в Израиле. Тогдашний посол Украины в этой стране Юрий Щербак и сотрудник посольства, бывший тележурналист Александр Майданник неоднократно обращались к Гостелерадио Украины с просьбой организовать трансляции телепрограмм из Украины на эту страну, поскольку в ней проживает много наших бывших сограждан, которые интересуются жизнью их первой родины. В то время в израильском городе Тель-Авив находился центральный координационный пункт СП «Останкино-Интернешнл ЛТД», которое организовывало трансляцию российской международной телепрограммы OITV через спутник. Делегация Гостелерадио Украины съездила в Израиль, и после переговоров с представителями «Останкино-Интернешнл ЛТД» стороны пришли к соглашению о том, что в рамках этой российской программы, распространяемой через спутник, УТ будет каждую пятницу примерно в полночь получать пятидесятиминутный отрезок эфирного времени для трансляции программы «Украина представляет…».

Спустя какое-то время в структуре Гостелерадио Украины была создана редакция международного телевещания, которая на протяжении недели собирала самые важные новости и сюжеты, касавшиеся событий в Украине или имевших для страны важное значение, монтировала пятидесятитиминутную телепрограмму и по радиорелейной линии «перегоняла» в Москву, а из телецентра в Останкино, программа «Украина представляет…» отправлялась на российский «Интерспутник». В марте 1994 года данную телепрограмму могли видеть и в Украине: в рамках эксперимента она транслировалась на Киев и область по Второму частотному каналу, где днём выходила программа «Останкино». Однако позже трансляция программы «Украина представляет…» в Украине прекратилась, но по-прежнему была доступна для приёма со спутника.

К слову, в 1994 году Украина должна была получить на спутнике Eutelsat (концерн «РРТ» вошёл в данное объединение) два канала – один для трансляции государственной телепрограммы, а второй – для коммерческого телевещания. Но в связи с техническими неполадками на спутнике компания Eutelsat смогла выделить нашей стране только один канал, который был закреплён за ТОНИСом для трансляции уже упомянутого выше проекта «Славянский канал». В итоге УТ впервые появилось на спутнике лишь в 1999 году. Передача сигнала осуществлялась в тестовом режиме через спутник Intelsat 604 в позиции 60 гр. в.д. в рамках создания государственной спутниковой сети, которая осуществлялось силами компании «УкрКосмос». Впоследствие вещание было переведено на спутник LMI-1 в позиции 75 гр.в.д., где оно велось до 2001 года.

Продолжение читайте в следующей публикации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

Openbox A5
Openbox A5
Openbox A5
ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая публикацияWeekend Reading #42: Успехи SpaceX, развитие украинского мобильного ТВ и какой должна быть УПУ
Следующая публикацияВ 2015 году в России число зрителей платного телевидения стало больше на 6,6%
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.
  • Xottabi4

    Спасибо большое за цикл, невероятно интересно! А описывать основных игроков вроде 1+1 или Интера вы не будете? Тоже очень интересно. Хоть информация о них есть в Википедии, но её ничтожно мало..

    • Vitaly Moseychuk

      Пожалуйста. Всех будем, по мере их появления на рынке…