ПОДЕЛИТЬСЯ
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя. Важно: все данные, используемые в публикации, актуальны по состоянию на октябрь 2011 года.

Что же произошло с седьмым каналом? Его вещание также было реорганизовано. После ухода с канала программ “Мегапола” и “Телерадиостудии 7х7” здесь какое-то время транслировались художественные и мультипликационные фильмы, а также различные программы, выходившие прежде под условным названием “Студия 7 канала” — Экспресс-анонс, Программа для верующих, Христианская программа, подборки видеоклипов (включая рубрику “Плейбой-клип” ежедневно в полночь). Также на седьмом канале в этот период транслировалась “Телегазета”, которая прежде выходила в рамках эфиров “Студии 7х7”, а кроме того – велись ретрансляции программ “CNN International” (по два часа в сутки). А вот “Новости 7 канала”, “Рок-полигон” и ряд других с эфира исчезли.

2 апреля 1993 года с эфира седьмого канала также исчезли программы “CNN International” — их заменили ретрансляции блоков программ другой спутниковой телекомпании – “CMT Europe”. Её название расшифровывалось как “Country Music Television”, а эфир полностью состоял из клипов исполнителей музыки соответствующего жанра.

cmt_musiccowshome_93a

С 19 апреля 1993 года на седьмом канале появился новый бренд – Телерадиокомпания “Рутения”. Фактически ТРК “Рутения” была объединением нескольких студий, готовивших и выпускавших в эфир телепрограммы. В её состав, в частности, вошла студия “Гравис” и студия “Рада”.

Студия “Рада” была создана ещё в 1986 году как киностудия, специализировавшаяся на съёмках хроники событий, происходивших в Украине. К началу 1993 года в архивах студии насчитывалось более двух тысяч кассет с такой хроникой. Теперь же эти ленты смог увидеть зритель 7 канала наряду с прочими программами “Рады”. Творческое объединение “Гравис”, входившее в Союз предпринимателей Украины, в 1992 году была создана как телевизионная организация, костяк первого коллектива которой составили бывшие работники “Мегапола” и “Студии 7х7”. Впрочем, официальное свидетельство о регистрации в качестве СМИ “Гравис” получил лишь в июле 1993 года. Остаётся лишь добавить, что своё название — “Рутения” — новосозданное телерадиообъединение взяло от древнего латинского названия Украины, а корни происхождения слова “Гравис” многие склонны искать в своеобразном переплетении инициалов его создателей: известного украинского бизнесмена Александра Волкова и его тогдашнего делового партнёра Виктора Герасимова. Впрочем, существует и другая версия происхождения этого названия. Эта версия связывает его с латинским словом “гравитация”, притяжение, то есть телеканал, притягивающий к себе зрителя.

Проект ТРК “Рутения” поддерживали банк “Инко”, Торгово-промышленная палата Украины и ряд других организаций. Компания “Рутения” оборудовала две студии для проведения прямых эфиров, заключила договор с пресс-службой Кабмина о выпуске еженедельного телевизионного вестника о деятельности правительства – “Телекамин”. В целом, “Рутения” поставила себе цель создать телеканал с большой долей общественно-политических, познавательных и культурологических программ. Впрочем, не забывала она и о развлекательных проектах – здесь выходил уже знакомый зрителям седьмого канала “Рок-полигон”, транслировались художественные фильмы.

ТРК “Рутения” нацелилась на полноценное восемнадцатичасовое ежедневное вещание, при этом четырнадцать часов компания планировала отдавать под трансляцию собственных программ. Однако на первом этапе телекомпания решила выходить с шестичасовыми эфирами: на большее не хватало финансов. Вещать на 7 канале тогда было довольно дорого: в одном из интервью тогдашний директор ТРК “Рутения” Ростислав Бунь озвучил сумму: 200 украинских карбованцев за минуту эфира. Всё дело в том, что продажей эфирного времени на канале тогда занимался посредник – ТРК “Украинско-Американское Вещание”, который решил по полной программе воспользоваться коммерческими преимуществами единственного метрового коммерческого телеканала в Киеве. Поэтому ТРК “Рутения” поставила себе цель: долго на 7 канале не задерживаться и начать вещание на тридцать пятом дециметровом канале, который тогда был свободен.

Тогда же, весной 1993 года, на 7 телеканале, вначале в рамках эфиров “Студии 7 канала”, а затем – в рамках эфиров ТРК “Рутения” — “Гравис” — появились передачи от негосударственной телесети “УНИКА TV”. Данная сеть была по сути ассоциацией негосударственных телекомпаний Украины, помимо киевского “Грависа” в неё входили винницкая телекомпания “ВТБ”, луцкая “Аверс”, житомирский “Телескоп”, львовский “Мост”, полтавская “ЮТА”, симферопольская “Черноморская ТРК”, харьковский “Орион”, ивано-франковский “Канал 40”, ужгородский “ТТВ 21”, сумской “Видикон”, запорожская “Хортица”, донецкий “Аскет 7х7”, днепропетровский “VLD Brothers” и ряд других. Координировал проект Киевский центр творческого телевидения.

gravis35kanal-programma-aprel1994start

Первыми телепрограммами, представленными сетью “УНИКА TV” на 7 канале, были проекты “Вікна” и “Время местное”. “Вікна” представляли украинскому телезрителю еженедельный обзор новостей Украины, подготовленный из сюжетов, снятых коммерческими телестудиями из разных уголков страны. А программа “Время местное” (её премьера состоялась ещё 4 марта) — такой же обзор, но уже новостей из стран бывшего СССР – от независимых телестудий Украины, России, Беларуси, Казахстана. В рамках проекта “УНИКА TV” на киевском 7 канале выходили и прочие программы производства различных студий из разных уголков Украины, а также документальные фильмы. Ну а “Вікна” очень скоро стали узнаваемым брендом и уже с осени 1993 года “вырвались” на УТ-3.
А вот история ТРК “Рутения” как объединения различных студий и компаний, совместно вещавших на седьмом киевском телеканале, оказалась недолгой. Уже летом 1993 года она разделилась на “Гравис” и собственно “Рутению” (по сути, “Раду”). Как впоследствии вспоминал в одном из интервью директор “Грависа” Виктор Лешик, разделение произошло на почве разногласий относительно размещения в эфире христианских программ.

gravis1994-logo

С июля 1993 года в эфире на седьмом киевском телеканале фактически снова присутствовали различные бренды и логотипы. Программы студии “Рада” (которая продолжала использовать название “Рутения”) теперь выходили утром с 8:00 до 9:50, вечером с 19:00 до 19:50 (по субботам и четвергам – с 19:30 до 19:50) и ночью с 0:00 до 2:00. Студия “Гравис” вещала ежедневно с 20:00 до полуночи. По четвергам и субботам в 19:00 в эфир выходили программы телерадиокомпании УХРТ (Украинское Христианское Радио и Телевидение). Ежедневно в 9:50 и 19:50 транслировались десятиминутные выпуски “Телегазеты” 7 канала (к слову, в рамках эфиров студии “Гравис” присутствовала своя “телегазета” — программа “Торгинформ”), а с августа в 7:30 и 18:30 на канале стали выходить получасовые блоки от телекомпании “ЮТаР”.

Да, да – тот самый “ЮТаР”, программы которого уже год выходили в Киеве по 37 телеканалу. Ещё в начале 1993 года, когда “ЮТаР” праздновал свой очередной день рождения, руководство компании с гордостью заявляло журналистам киевских газет, что проводит техническое переоснащение студии и скоро можно будет увидеть нас не только в дециметровом, но и в метровом диапазоне. Поэтому появление программ ТРК “ЮТаР” на 7 телеканале, в общем-то, не было большим сюрпризом для тех, кто внимательно следил за развитием телевидения в столице.

Впрочем, в отличие от программ 37 телеканала, где “ЮТаР” продолжал вещать в обычном режиме, получасовые блоки от этой телекомпании на седьмом канале ничего кардинально нового в киевский эфир не приносили. В дециметровом диапазоне зритель смотрел фильмы, новости, а также различные программы, как собственного производства, так и чужие, а на 7 канале вещание “ЮТаРа” сводилось к демонстрации “нарезки” из сюжетов “No Comment”, записанных с эфира общеевропейского новостного телеканала “EuroNews”, а также рекламных блоков. Всё вышеперечисленное присутствовало и в эфире 37 телеканала, то есть, фактически, вещание телекомпании “ЮТаР” на 7 канале было всего лишь дополнительной “завлекаловкой” для потенциальных рекламодателей – поскольку, канал смотрят не только в “дециметрах”, но и в “метрах”, где реклама стоила значительно дороже в силу большей потенциальной аудитории.

В 1993 году “ЮТаР” продолжил работу и в сфере технической части телевидения. Компания по-прежнему занималась проектированием, строительством и эксплуатацией многоканальных телевизионных систем как в Киеве, так и по Украине. В Киеве “ЮТаР” также планировал начать установку конвертеров 37 телеканала на системах коллективного приёма телепрограмм (в просторечии – домовые антенны), чтобы обеспечить возможность приёма своих телепрограмм владельцами старых советских телевизоров. К слову, то же самое планировала осуществить и Международная Коммерческая Телерадиокомпания – для расширения возможности приёма своих телепрограмм, транслировавшихся по 32 телеканалу. Однако данные работы так и не были проведены, по крайней мере, во всех районах столицы.

К слову, в 1992-1993 годах многие киевляне по привычке считали, что на 32 канале также вещает “ЮТаР” — помня об экспериментальном вещании этой компании на 32 частоте в 1991-1992 годах. Поэтому некоторые зрители называли 37 канал именем “ЮТаР Плюс”, а 32 называли просто “ЮТаР”. Название “Международная Коммерческая Телерадиокомпания” было сложным для запоминания, и до тех пор, пока компания не придумала себе бренд ICTV, мало кто называл её “по имени”.
Впрочем, формат и программный продукт, транслировавшийся на телеканале Международной Коммерческой Телерадиокомпании, кардинально отличался от того, что на то время было представлено в эфире других коммерческих телеканалов Киева. На 32 канале отсутствовала пиратская видеопродукция, так как учредителем компании была международная корпорация “StoryFirst Communications”, которая, собственно, и занималась легальным распространением теле- и радиоконтента. Соответственно, на 32 канале не транслировались горячие кинохиты, зато здесь было много документальных фильмов, сериалов, присутствовали зарубежные ток-шоу, а также трансляции баскетбольных матчей.

utar-october1993

Но вернёмся к телекомпании “ЮТаР Плюс”. В 1993 году эфир на 37 киевском канале формировался по принципу постоянной сетки: определённые отрезки времени были выделены для программ конкретной тематической направленности: фильмы, мультфильмы, познавательные программы, новости УНИАР, новости спутниковых каналов и т.д. Не избежала телекомпания и характерной для телеканалов того времени моды на “Телегазеты”. На канале “ЮТаР Плюс” подобный проект выходил под названием “ТВ-маркет”.

Присутствовали в эфире телеканала “ЮТаР Плюс” и прямые ретрансляции программ западных телекомпаний, правда, ретранслируемые программы периодически менялись. На канале можно было увидеть “Eurosport”, “MTV Europe”, “CMT Europe” и “CNN International”. К слову, программы “CNN International” транслировались на 37 канале как раз осенью 1993 года – в период известных событий в соседней России, когда президент Ельцин “воевал” с Руцким и Хасбулатовым. Так что киевские зрители имели возможность наблюдать за этим противостоянием, которое довольно подробно освещалось на канале “CNN International”.

В силу того, что сетка программ телеканала “ЮТаР Плюс” в 1993 году была составлена таким образом, что программы одинаковой направленности выходили в одно время по будням, да и по выходным программа была “причёсана” под одну гребёнку, то и в газетах расписание передач телеканала печаталось в виде таблички, к которой прилагался анонс художественных фильмов. Например, в понедельник в 19:30 – “Полицейская академия”, во вторник в это же время – “Фантомас”, в среду – “Рембо” и так далее.

А коль уж мы заговорили о программах телепередач, которые печатались в киевской прессе, нельзя не вспомнить любопытный эксперимент, на который пошла в 93 году газета “Пятница”. В течение некоторого времени программа телепередач на страницах этого издания печаталась без разбивки по каналам, а лишь с разбивкой по дням и по времени. То есть в разделе “Телепрограмма” указано, например, “7:00” и далее все передачи, которые начинались в это время на различных телеканалах Киева с указанием в скобках названия телеканала и времени окончания телепередачи. Вводя такую оригинальную вёрстку, редакция газеты надеялась сделать просмотр программы телепередач более удобным, так как теперь зрителю не придётся прыгать глазами по газетной странице, размышляя над тем, как ему удобнее спланировать свой вечер перед телевизором. В редакции “Пятницы”, которая уже потеряла статус эксклюзива при печатании телепрограмм коммерческих каналов – количество газет-конкурентов росло не по дням, а по часам – даже думали о том, что вскоре и другие киевские издания захотят сменить стиль вёрстки по “пятничному” образцу, и поэтому обратились в Агентство по авторским и смежным правам, чтобы обезопасить себя от возможных “последователей”.

Однако вскоре “Пятница” была вынуждена отказаться от такого оригинального подхода к вёрстке программы телепередач, поскольку примерно половина постоянных читателей такой подход не приняла. Причины неприятия были различны. Для кого-то это было просто непривычно, а кто-то из семи телеканалов, программы которых печатались в газете, мог принимать лишь три-четыре. Естественно, такие люди не желали “спотыкаться” в программе телепередач о телеканалы, которые они всё равно не видели. К тому же, в свете выхода “Мегапола” — тогдашнего соучредителя газеты – во всеукраинский эфир на канале УТ-3 – “Пятница” также нацелилась на завоевание всеукраинской аудитории. Но так как ни 7, ни 30, ни 37 каналы за пределы Киева и области не выходили, то “Пятница” была вынуждена вернуться к традиционной вёрстке телепрограмм.

От способа печати программы передач в киевских газетах вернёмся к тому, что эти самые программы телепередач отображали, а именно, к телеэфиру. В этом самом телеэфире в 1993 году впервые заговорили не только о государственном или коммерческом телевещании, но и о общественном. Разговоры эти велись в свете открытия в Киеве ещё одной телекомпании, которая назвала себя достаточно громко: Украинская Корпорационная Телерадиокомпания “Народное Телевидение”.

 

В середине октября 1993 года в киевской прессе появились объявления о том, что группа основателей указанной телекомпании приглашает на работу журналистов, телеоператоров и прочих работников отрасли на штатную и внештатную работу. “Дедлайн” подачи резюме был назначен на 1 ноября, а уже 8 ноября новая телекомпания вышла в эфир на всё том же многострадальном 7 канале, который к тому времени превратился в настоящее “общежитие”.

ntu_start_2Первая программа “Народного Телевидения”, вышедшая в эфир с заставкой “Экспериментальное вещание”, носила название “Люди для людей”. Речь в ней шла о деятельности Федерации профсоюзов Украины, которая выступила соучредителем телекомпании и предоставила ей помещение для студии, а также об очередном скандале вокруг бывшего мера Киева Ивана Салия, о конфликте редакции газеты “Вечерний Киев” с правительством и ряде других событий.

В дальнейшем программы выходили в форме имитации прямого эфира дважды в день: в 7:00 и 18:00 получасовыми блоками. Изначально планировалось, что по утрам в эфир будет выходить информационный блок, а по вечерам – тематические программы (с интервью, аналитикой и т.д.). Именно тогда ведущие телекомпании и объявили о своём желании создать первый в Украине проект общественного телевещания, которое не зависит ни от государства, ни от рекламодателей, а существует на добровольные пожертвования представителей народа. Собственно, поэтому компания и взяла себе такое название – “Народное телевидение”. В свете этого в эфир вышло несколько сюжетов о том, как работает система Общественного телерадиовещания в США.

Однако в той экономической ситуации, в которой пребывала Украина в 1993 году, реализация данного проекта была невозможной. Поэтому “Народное телевидение” являлось, по сути, обычной коммерческой телекомпанией с учредителями, спонсорами и рекламой. Да и взятый разгон вскоре сошёл на нет: программы стали повторяться, часть эфира вообще занимали видеоклипы. К слову, своего рода “визитной карточкой” программы “Люди для людей” стал на долгое время видеоклип “Ножи” Михаила Шуфутинского. Представленный изначально как эксклюзивный подарок телекомпании от самого Шуфутинского (концерты которого прошли в Киеве как раз в дни открытия студии), данный клип позже крутился чуть ли не в каждом выпуске программы в течение нескольких месяцев.

Впрочем, на планы телекомпании повлиял ещё один фактор, который заставил “умерить амбиции” не только “Народное Телевидение”, но и другие киевские (и не только киевские) телеканалы. В один из последних хмурых ноябрьских дней 1993 года дикторы новостей УТ-1 с надрывом в голосе сообщили гражданам Украины о трагической и даже катастрофической ситуации в энергетической сфере страны.

В сложившейся ситуации обвинили телезрителей, так как на то время в Украине насчитывалось до 13 миллионов телевизоров, 10 миллионов из которых являлись устаревшими моделями советского производства, которые были чуть ли не главными потребителями электроэнергии, и лишь одни эти телевизоры потребляли в сутки количество электроэнергии, на производство которой уходит до двух с половиной тысяч тонн мазута. Поэтому было принято решение сократить объёмы телевещания по всей стране. Так, программы в эфире телеканал УТ-1 выходили с 16:00 до полуночи, а на телеканал “Останкино” и других – с 18:00 до полуночи. В выходные и праздничные дни ограничений не было.

В таком режиме украинские телеканалы вещали до марта 1994 года (впрочем, в январе, в дни школьных каникул, на неделю вещание восстанавливалось в полном объёме). Иногда, правда, от жёстких рамок делались отступления: например, на 7 телеканале вещание прекращалось не в полночь, а примерно в 00:10, так как в полночь на канале транслировалась “Телегазета”, а время включения передатчиков, транслировавших по Украине российский канал “Останкино”, вообще было плавающим и зависело от эфирной сетки канала. Иногда передатчик могли включить в 17:45, а иногда в 18:15, всё зависело от времени начала ближайшей к 18:00 трансляции телепередачи.

tet-oldВпрочем, в целом сокращение объёмов вещания украинского ТВ сказалось в целом на присутствии в украинском эфире российского ТВ. Например, вещание канала “Россия” по будням сводилось главным образом к трансляции очередной части бесконечного сериала “Санта-Барбара”, остальное время занимали УТ-2 и УТ-3, а на 30 киевском телеканале, который прежде был сборной солянкой из российских каналов “Российские университеты”, “Останкино-4” и украинской студии “Тет-а-Тет”, теперь по будням вещала лишь последняя, поскольку для россиян просто не оставалось эфирного времени. Тем более, что “Тет-а-Тет” к тому времени транслировал не только кино и мультики, а и целый ряд авторских программ собственного производства, таких как “35 минут джаза” от Леонида Гольдштейна или “Пост” от Алексея Ковжуна. По выходным, впрочем, здесь можно было увидеть и российские программы. На канале даже успели “мелькнуть” отдельные передачи российского “НТВ”, которому с 1994 года в России и достался канал бывшей Образовательной программы. Впрочем, в марте 1994 года, когда телевидение в Украине восстановило работу в полном объёме, на 30 киевском канале уже полностью доминировала студия “Тет-а-Тет”, которая постепенно превратилась в телеканал “ТЕТ”.

Сокращение объёмов телевещания не мешало появлению в Киеве новых телеканалов. Во второй половине января началось тестовое вещание на долгожданной 35 телечастоте, появление которой анонсировалось ещё с весны 1993 года. Ежедневно с 20:00 до полуночи здесь транслировал свои программы “Гравис”. Фактически, в эфире шёл дубль программ “Грависа”, которые выходили в это же время на 7 канале, с двумя логотипами – семёркой вверху экрана и солнышком, выходящим из ладоней, внизу. Более того, передатчик 35 канала периодически включался с разноцветными полосами и в дневное, “запретное время”.

Официально же “Гравис” начал полноценное вещание на 35 киевском телеканале 21 марта. Впрочем, при этом компания не покинула и седьмой канал (как было прежде обещано), а продолжала работать сразу на двух телечастотах: с 20:00 до полуночи на 7 (как и прежде) и с 18:00 до полуночи на 35 (через несколько месяцев объёмы вещания на 35 телеканале возросли, появился также утренний блок). При этом на каждом из каналов транслировались отдельные программы. На седьмом вещание было более “коммерциализованным”, с большим количеством рекламной информации, а на 35-ом упор делался на различные программы: публицистические, познавательные, политические, спортивные, музыкальные. Здесь не было ни “Торгинформа”, ни “Биржи недвижимости”. Отдельные передачи, правда, выходили вначале на 35-ом канале, а затем, через несколько дней, в повторе на 7-ом. В частности, программа киевских новостей “Місто”, проект “Киев Политический”. Также на обоих каналах “Грависа” присутствовал кинопоказ.

Тот факт, что “Гравис” не покинул 7 телеканал, начав вещание на 35-ом, руководство компании объясняло очень просто: на 35 канале сигнал пока слабый, приём не отлажен до конца, зрителя ещё надо “пересадить” с одного канала на другой, и хотя вещание на 7 канале обходилось “Гравису” достаточно дорого – полтора миллиона украинских карбованцев за четыре часа эфира – компания не планировала покидать его по меньшей мере до конца 1994 года.

Продолжение читайте в следующей публикации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

Openbox AS4
Openbox AS4
Openbox AS4
ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая публикация12% украинских телезрителей не против отказаться от использования телевидения
Следующая публикацияС 1 февраля ВОЛЯ запускает телевизионный канал для детей
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.