ПОДЕЛИТЬСЯ
В начале этого года мы начали публикацию цикла статей об истории развития украинского телевидения, который ранее был напечатан в журнале Mediasat и автором которого является медиа-эксперт Борис Скуратовский. Материал будет интересен многим читателям, поскольку он подается с точки зрения рядового телезрителя. Важно: все данные, используемые в публикации, актуальны по состоянию на октябрь 2011 года.

Международная Коммерческая Телерадиокомпания была не единственной телерадиоорганизацией, начавшей эфирное вещание в Киеве в июне 1992 года. В открытый эфир решила вернуться уже упоминавшаяся нами выше телекомпания «ЮТаР».

С момента прекращения вещания на 32 телеканале данная компания претерпела грандиозные преобразования. Весной 1992 года телекомпания «ЮТаР» была реорганизована в Украинскую корпорацию «Телевидение и Радиовещание «ЮТаР». Столь громкое название объяснялось большими амбициями и теми грандиозными планами, которые вынашивало руководство организации. Напомним, основана она была в 1989 году как компания, занимавшаяся созданием и обслуживанием в Киеве сетей кабельного телевидения. Спустя три года «ЮТаР» решил «развить и углубить» свои достижения в избранной сфере деятельности, замахнувшись на создание в столице современной телекоммуникационной системы с последующим разворачиванием её на всю Украину. На первом этапе своей деятельности корпорация планировала обеспечить в Киеве качественную передачу и безупречный приём как минимум одиннадцати телевизионных и нескольких радиоканалов, организовать передачу телетекста. А далее, с помощью установки в кабельных сетях оборудования с обратным каналом связи, обеспечить доступ киевлян к совершенно диковинным (во всяком случае, в наших широтах) услугам – системе видеоконференций, электронной почте и интернету.

Само же название компании «ЮТаР» её руководство объясняло английской аббревиатурой “UTaR” – “Unity of TV and Radio”, то есть «Объединение ТВ и Радио».

Отдельное место в планах Украинской корпорации Телевидение и Радиовещание «ЮТаР» отводилось её подразделению — Телерадиокомпании «ЮТаР», которая в июне 1992 года начала вещание на киевском 37 дециметровом канале (который периодически появлялся в эфире на непродолжительное время в тестовом режиме зимой-весной 1992 года).  С 15 июня 1992 года на этом канале начались ретрансляции телеканала «Eurosport» (с немецкой звуковой дорожкой), которые осуществлялись ежедневно с 15:00 до 23:00.

29 июня на 37 канале началось вещание ТРК «ЮТаР» – пока только «техническое» (как сообщала заставка). Ежедневно с 15:00 до 23:00 транслировались художественные и мультипликационные фильмы, а также видеоклипы. Трансляции программ ТРК «ЮТаР» на 37 телеканале в 1992 году осуществлялись под брендом «ЮТаР – плюс».

Примерно через месяц в эфир телеканала частично вернулись программы «Eurosport»: в Барселоне начались очередные Летние Олимпийские игры, и «ЮТаР» решил сделать киевлянам подарок. Впрочем, теперь «Eurosport» транслировался вперемешку с блоками собственного вещания ТРК «ЮТаР». График этих трансляций постоянно изменялся, а программа передач телеканала начала появляться в киевских газетах «Киев рекламный» и «РИО». К слову, вскоре в эфире телеканала появилась специальная программа «Киев рекламный».

Летом 1992 года «ЮТаР» проанонсировал начало вещания на 25 киевском телеканале, но полноценных трансляций программ этой телекомпании (охватывающих весь город) так и не началось. В то же время, в начале 90-х в некоторых районах города (Лукьяновка, Подол) телезрителям удавалось принимать на этом канале передачи ТРК «ЮТаР». По свидетельству очевидцев, это были передачи канала телекомпании, который она транслировала в своих кабельных сетях. А велись они через маломощный передатчик, установленный на вышке АО «РаТел» на Олеговской горе (все прочие киевские телеканалы вещали тогда с главной, Сырецкой телебашни – КРТПЦ).

utar-programa-37kanal-oct1992

Тем временем на 37 телеканале «ЮТаР-плюс» постепенно увеличивал объёмы вещания. К концу августа у телекомпании появился утренний блок. К сентябрю постепенно начала формироваться программная сетка. К примеру, каждое утро телеканал начинал с «урока аэробики» (записанного с эфира какого-то спутникового канала, название которого было «заклеено» логотипом «UTaR Plus»). Появилась программа киевских новостей – «Столичный Экспресс». В рубрике «Время иновещания» транслировались новостные блоки производства различных спутниковых каналов – ITN, TV5 Europe, TVE, RAI UNO, RAI DUE, CNN, Euronews, Deutsche Welle. Позже рубрика была переименована в «Sat News». Осенью 1992 года на 37 канале также выходила известная киевлянам по ЮТаРовскому эфиру на 7 и 32 каналах программа «Поворотная сцена Европы» производства «Deutsche Welle» и информационно-развлекательный блок «Версия».
Со временем на телеканале «ЮТаР» появились и собственные полноценные информационные программы – ежедневные «Новости УНИАР», которые телекомпания готовила при содействии Украинского Независимого Информационного Агентства «Республика» (УНИАР). Данное агентство готовило для телеканала и еженедельную информационно-аналитическую программу – «Десятка» с рядом других информационных проектов. Примечательно, что в данных информационных программах синхроны и титры делались согласно нормам украинской орфографии и орфоэпии начала 30-х годов прошлого века. Данный вариант украинского языка многие склонны считать «детищем диаспоры». Однако это утверждение неверно. На самом деле указанные нормы были утверждены в конце 20-х годов ХХ столетия в городе Харьков и одобрены тогдашним министром образования УССР Скрыпником (поэтому данный вариант орфографии и орфоэпии украинского языка часто называют «скрыпинкивским»). Впоследствии, уже в 2000 годы, данный опыт использования «скрыпникивского» варианта украинского языка перенял канал СТБ.
Сотрудничество УНИАР и телеканала «ЮТаР» продолжалось до 4 сентября 1995 года, когда телеканал разорвал договор с агентством. Некоторые были склонны видеть в этом разрыве следствие политического давления на канал со стороны властей, недовольных слишком уж независимым взглядом журналистов агентства на происходящие в стране события.

Однако вернёмся в 1992 год.
cmt_europe_logoС 28 ноября между утренним и вечерним блоком вещания телекомпании появились ретрансляции программ телеканала CNN. А в середине декабря того же года их заменили ретрансляции музыкального канала «CMT – Country Music Television», транслировавшего видеоклипы исполнителей музыки в стиле «кантри».

Видимо, наблюдая успех мегаполовского газетного проекта «Пятница», «ЮТаР» анонсировал также появление собственной газеты. Осенью 1992 года в эфире программы «Столичный Экспресс» даже прозвучало объявление о скором выходе данной газеты (с анонсом новой игры от телекомпании), однако в киосках она так и не появилась.

Впрочем, «ЮТаР-плюс» был не единственным киевским телепроектом, который родился летом 1992 года. Новичок появился и на экранах телезрителей 7 телеканала. Как мы помним, здесь, в рамках проекта «7 канал Украинско-Американского Вещания» уже выходили ежедневные блоки программ телекомпании «Мегапол», двухчасовые ретрансляции передач “CNN International” и еженедельные христианские программы. В июле 1992 года телезритель увидел новую заставку с красно-синим логотипом «Телерадиостудия 7х7».

Вначале студия выходила в эфир исключительно по будням – с 18:00 до 20:00. После 20:00 шли программы «Мегапола», до 18:00 — смещённый на более раннее время (с 17:00) блок новостей «CNN International». Два часа эфира «Телерадиостудии 7х7» заполняли художественные и мультипликационные фильмы, видеомузыка и проект «Телегазета». В рамках последнего на экране появлялись текстовые рекламные объявления (сформулированные в «газетно-журнальном» стиле), которые дублировались голосом диктора.

7kanal-programma-1992-september

С 1 августа 1992 года, когда коллектив телекомпании «Мегапол» ушёл в творческий отпуск, в расписание канала «ТВМ» были внесены коррективы – изменилось как время выхода программ в эфир, так и их наполнение (транслировались лишь фильмы и лучшие программы прошлых месяцев). В то же время Телерадиостудия «7х7» увеличила своё присутствие на телеэкране: эфир стал ежедневным, он начинался в 19:00 и заканчивался в 21:00, когда наступало время «ТВМ».

С осени того же года, после очередной реорганизации сетки вещания на 7 канале, объёмы вещания студии «7х7» возросли. В октябре появились утренние блоки – с 07:30 до 10:00. В это время транслировались художественные и мультипликационные фильмы, советы косметологов, полезная информация для киевлян и гостей столицы, а также не очень привычная для украинских зрителей реклама.

Примерно в то же время директор компании, Игорь Губерников, смело заявил: «Телерадиостудия 7х7 – единственная киевская телекомпания, которая не тратит деньги спонсоров, а зарабатывает их сама, активно работая в области рекламы».

К слову, кроме телевещания, студия «7х7» активно работала и как полноценное рекламное агентство – компания размещала рекламу не только в телеэфире, а и на газетных полосах. В частности, в киевских выпусках газет «Комсомольская Правда» и «Аргументы и Факты».

Однако телевизионные эксперименты студии «7х7» длились недолго: в конце декабря студия сообщила зрителям о том, что уходит на рождественские творческие каникулы. Но после праздников студия в эфир не вернулась, и в дальнейшем она действовала уже как рекламное агентство.

Тем временем эфир 7 канала продолжал наполняться всё новыми и новыми проектами. В частности, здесь появляются информационные блоки – «Новости 7 канала», в которых использовались собственные сюжеты, сюжеты от телеканала CNN и материалы газеты «Киевские Ведомости». Новости выходили в эфир трижды в сутки на украинском языке.

Помимо информационных программ «Студия 7 канала» представляла осенью 1992 года и другие проекты, в частности, культурологическую программу «Джерела», проект для предпринимателей «Бизнес-клуб» и ряд других. Транслировались и программы производства телекомпаний из других городов, например, программа «Рок-полигон», которую готовила одна из частных телестудий Днепропетровска. Разумеется, был в расписании «Студии 7 канала» и фильмопоказ.

Главное, что следует отметить, говоря о программной политике «Студии 7 канала», это то, что осенью 1992 года она первой из киевских негосударственных телекомпаний начала практиковать прямые эфиры с гостями и приёмом звонков от телезрителей. А кроме того – телевизионные игры (по телефону), в которых можно было принять участие любому из телезрителей.

Впрочем, раз уж мы противопоставили негосударственные телестудии Украины их государственным «сёстрам», самое время обратиться и к ним, тем более что осенью 1992 года структура Гостелерадио Украины пополнилась новым проектом – каналом УТ-3. Ради справедливости следует заметить: как такового телеканала УТ-3 не существовало, поскольку он выходил в эфир в рамках другого канала.

ut_2

Как вы помните, в 1992 году в Украине существовало три общенациональные телесети – общесоюзные ЦТ-1, ЦТ-2 и республиканская УТ. В 1991 году ЦТ-2 на общесоюзном уровне была реформирована и разделена на ЦТ-2 и канал Российского ТВ. В Украине на этой же частоте «поселился» новосозданный канал УТ-2. После провала августовского путча канал ЦТ-2 «приказал долго жить» – в России данная сеть перешла в полное распоряжение Российского Телевидения. В Украине же оно делило время с «куцым» УТ-2, объёмы вещания которого составляли несколько часов в сутки. Следует также отметить, что рейтинговые показатели каналов УТ-1 и символического УТ-2 оставляли желать лучшего. Украинское телевидение, работавшее на устаревшей технической базе и испытывавшее недостаток в профессиональных кадрах, проигрывало в популярности программам российских телекомпаний и программам новых коммерческих студий. Большинство зрителей если и включало УТ, то лишь для того, чтоб посмотреть вечерний выпуск новостей и узнать, что нового в стране и когда же наконец введут гривну, либо в случае трансляции матча любимой футбольной команды.

Разумеется, такое положение вещей не могло устраивать ни «государственных мужей», ни руководителей Гостелерадио Украины. Было ясно, что для поднятия престижа УТ без серьёзных реформ не обойтись. Но для реформ нужны талантливые люди, креативные идеи и главное – финансы, а со всем этим в Гостелерадио была напряжёнка. Во времена «великого и могучего СССР» все талантливые кадры переводились в Москву, а тех, которые остались в Украине, более привлекала работа в коммерческих структурах, чем на государственном ТВ, которое страдало от нехватки денег, современного оборудования и свободы мысли.

В итоге было решено создать в рамках Гостелерадио новое телевидение, которое бы никоем образом не ассоциировалось со старым, а к процессу его создания подключить как молодых амбициозных сотрудников УТ, так и сотрудников коммерческих телестудий из разных городов Украины.

Оптимизированы были и финансовые расходы на запуск нового телеканала: в то время как персонал УТ-1 исчислялся сотнями штатных единиц, УТ-3 на первом этапе «делало» всего несколько десятков человек. Однако эти несколько десятков сотрудников получали большие зарплаты и могли рассчитывать на большую популярность, чем их коллеги с других государственных каналов. Так как скучной политики и официоза в эфире УТ-3 не планировалось, канал должен был представить зрителю развлекательные, познавательные, музыкальные и игровые программы, создаваемые по образу и подобию аналогичных программ зарубежных вещателей, а также знакомить украинского зрителя с лучшими образцами зарубежного кинематографа и телепроизводства.

ut3-perekhrestya

Старт канала УТ-3 состоялся в субботу 26 сентября 1992 года на сети «Третьей общеукраинской телепрограммы» (бывшая сеть ЦТ-2), где на то время транслировались программы украинского канала УТ-2 и программы российского канала РТР. Ровно в 19:00, во время, отведённое для ретрансляции РТР, на экране появился ведущий, чтобы сообщить зрителям (тем, которые не слышали анонсов) о рождении в украинском эфире нового телеканала, а также заранее извинился перед зрителями РТР за то, что новая телепрограмма «перекроет» их любимые передачи, но прогресс – вещь, которую нельзя остановить. К слову, в первый вечер своей работы УТ-3 вещало с «разрывом», чтобы дать украинскому зрителю возможность посмотреть какую-то рейтинговую программу РТР. Касательно программного наполнения эфира УТ-3, то в первый день работы в эфире транслировался мультфильм из серии «Нинзя-черепашки», репортаж из республиканского центра одарённых детей (производства журналистов УТ-3), музыкальная программа «Кто-то называет это словом джаз», выпуск компьютерной хроники (обе – от американской корпорации «Worldnet»), а также — два информационных выпуска «СИТ-3» от службы информации «ТВ-Табачук».

ut3-cnn

К слову, 26 сентября 1992 года состоялось первое появление программ студии «ТВ-Табачук» в украинском телеэфире. Название информационных выпусков «СИТ-3» расшифровывалось как «Служба информации телеканала 3». Впоследствии студия Вадима Табачука выпускала новости «СИТ-30» на 30 киевском телеканале телекомпании ТЕТ, «СИТ-АНТ» — для телеканала ТОНИС и каналов «Ассоциации Независимого Телевидения» и, в конце концов, создала свой собственный телеканал. Но тогда, в сентябре 1992 года, на УТ-3 всё начиналось с десятиминутных информационных блоков о событиях в Украине и мире. Блоки эти состояли как из сюжетов производства самой студии «ТВ-Табачук», так и из сюжетов, записанных с эфира таких телегигантов, как CNN, Deutsche Welle, ITN и озвученных украинским языком.

«ТВ-Табачук» был не единственной студией, производившей программы для УТ-3. Здесь также отметились и другие негосударственные телестудии и компании. В частности, компания «КМ Студия» представляла развлекательно-юмористическую программу «Сиди и смотри» (которая перед этим успела «пробежаться» по экранам киевских коммерческих телеканалов – таких как «Мегапол» и «ТЕТ») и ряд других развлекательных проектов. Отдельные проекты, главным образом, зарубежную телепродукцию в эфире УТ-3 представляла компания «Перехид Медиа», впоследствии продававшая теле- и радиорекламу на ряде украинских каналов.

ut_3В последующий период УТ-3 транслировало свои программы трижды в неделю, по вечерам с 18:55 и до ночи. Проблемой «Третьей общеукраинской телепрограммы», по которой транслировались передачи УТ-3, было не только то, что здесь ретранслировались передачи РТР из России. В рамках канала УТ-2 велись трансляции пленарных заседаний Верховной Рады Украины – днём в прямом эфире, а вечером – в повторе. Именно поэтому УТ-3 выходил исключительно в выходные и по понедельникам – в дни, когда Верховная Рада не работала в пленарном режиме. Руководство Гостелерадио Украины и, в частности, тогдашний генеральный директор программ УТ Зиновий Кулик поддерживали идею запуска трёх полноценных телеканалов украинского телевидения. Однако в таком случае необходимо было «убрать» из эфира программы российских телекомпаний – РТР и Останкино. Но такой вариант развития событий вызывал бурю эмоций со стороны тех русскоязычных граждан Украины, кто считал, что таким образом будут ущемлены их права. И это несмотря на то, что в начале 90-х годов большинство коммерческих телеканалов Украины работало на русском языке, украинский язык всецело доминировал лишь в эфире УТ-1 и УТ-2, даже на УТ-3 вещание было смешанным. Собственные проекты были украиноязычными, а, например, зарубежные художественные, мультипликационные и отдельные документальные фильмы выходили с русской озвучкой. Правда, руководство УТ-3 называло такое явление временным и ссылалось на отсутствие необходимой базы для перевода и озвучки зарубежной видеопродукции. Кроме того, зрителям обещали в будущем транслировать некоторые фильмы и зарубежные программы в утреннем повторе на языке оригинала – для желающих изучать иностранные языки. Однако данным планам было не суждено осуществиться.

ut_3Эфирный вечер на канале УТ-3 начинался с программы «Визитка», ведущий которой представлял и анонсировал то, что ожидало зрителей в течение всего вечернего сеанса. Помимо уже упомянутых проектов, в эфире УТ-3 транслировались программы производства CNN с украинским переводом, циклы документальных фильмов, игровые и развлекательные проекты. В частности, особой популярностью пользовался проект Анатолия Бондаренко «Хіт-рік» и игровая программа «Winner», которая готовилась УТ-3 совместно с киевским клубом «Что? Где? Когда?».

«Хіт-рік» был, по сути, первым всеукраинским телевизионным хит-парадом: каждую субботу в эфире транслировалось по семь видеоклипов от самых «топовых» зарубежных групп и исполнителей. И из них два клипа при участии телезрителей отбирались для итоговой новогодней программы. При этом для самых внимательных и везучих были предусмотрены призы – чтобы получить их, надо было угадать клипы, которые заняли первые места в этой самой новогодней программе.

«Winner» представлял собой интерактивную телевикторину, которая делилась на две части – «Winner До» и «Winner После». В первой зрителям задавались вопросы и варианты ответов на них. Каждый ответ имел свой цифровой номер-код. Зрителям следовало выбрать правильные, на их взгляд, варианты ответов, просуммировать цифры и в течение примерно получаса (пока на УТ-3 транслировалась другая программа) дозвониться в студию (где телефоны просто накалялись от количества звонков!) и сообщить полученную сумму. После чего приходило время второй части — «Winner После», когда в студии вновь появлялся ведущий и оглашал правильное число, а также имена счастливчиков, которые стали победителями и которых ждали призы. Таким образом, зрителям было не обязательно ответить правильно на все вопросы – главным было везение в «угадывании» контрольной цифры и «счастливая рука» при наборе телефонного номера.

Реформы Украинского государственного телевидения в 1992 году не ограничились запуском телеканала УТ-3. 30 декабря в Киеве на улице Мельникова, 42 открылся новый аппаратно-студийный комплекс УТ. Следует отметить, что до сих пор УТ ютилось в тесном помещении на улице Крещатик, 26. В начале 50-х, на заре украинского телевидения, оно, возможно, и было вполне приемлемым для работы телевизионщиков, однако очень скоро встал вопрос о построении нового специализированного студийного комплекса. После того, как в начале 70-х на Сырце была построена новая киевская телерадиовышка, которая заменила собой прежнюю телевизионную башню, расположенную на заднем дворе всё того же здания на Крещатике, вроде бы, было решено строить там же – на Сырце – новый телецентр. Однако всё время что-то мешало, то денег в стране не было, то они все ушли на подготовку к Олимпиаде в Москве. В итоге строительство нового телецентра началось – для этого даже пришлось снести старое кладбище. Однако перечисленные выше проблемы никуда не исчезли, и в итоге это самое строительство превратилось в традиционный «долгострой».

Тем временем телевидение в Украине развивалось, и на ограниченной площади старого телецентра на Крещатике стало совсем тесно. К началу 90-х государственное телевидение ютилось здесь под одной крышей с государственным радио, а также с коммерческой телестудией «Тет-А-Тет», которая, по сути, находилась чуть ли не в одном помещении с УТ-3.

И вот, к концу декабря 1992 года, наконец, появилась возможность начать переезд в новый студийный комплекс. Строители закончили работы в части его помещений, для которых сразу же была закуплена новая аппаратура, и государственное телевидение, отдел за отделом, редакция за редакцией начало перемещаться на новое место «жительства». Новый аппаратно-студийний комплекс открыл тогдашний Президент Украины – Леонид Кравчук, который 30 декабря 1992 года провёл свою пресс-конференцию в новой просторной студии на улице Мельникова.

krandash

Сегодня многоэтажное здание, прозванное за свою характерную форму в народе «карандашом», стало одним из символов Украинского телевидения наряду с расположенной по соседству Сырецкой вышкой КРТПЦ. Помимо УТ, в студийно-аппаратном комплексе на Мельникова расположены редакционные и студийные помещения целого ряда коммерческих телекомпаний. Однако комплекс по-прежнему является «долгостроем»: с одной стороны подходы к зданию огорожены плотным забором, за которым просматривается законсервированное строительство. Говорят, что по замыслу архитекторов в этом месте должен быть построен концертный зал Украинского телевидения. Однако он так и не был построен, и когда его строительство будет завершено — неизвестно.

Вопросы технического переоснащения заботили не только государственное ТВ. Коммерческие студии потихоньку «взрослели», развивались и переоснащались. Если вначале для выпуска программ в эфир вполне хватало чуть ли не бытового видеомагнитофона, а для их создания бытовой видеокамеры и более-менее освещённого помещения, обставленного мебелью, то с ростом конкуренции в эфире этого было уже недостаточно. Первая волна ажиотажа стихла, и затёртые и шипящие VHS-кассеты с фильмами уже не привлекали к себе зрителя. Да и стоящий в студии шкафчик с записями всех авторских программ и с нацарапанным на нём «чёртиком», уже всем надоел. И, наконец, примитивная, сухая картинка в эпоху бума спецэффектов выглядела анахронизмом.

Первая киевская коммерческая телекомпания «Мегапол» решила провести модернизацию и переоснащение своей технической базы «одним махом», чтобы начать 1993 год с новым оборудованием и программами, подготовленными на качественно новом уровне. Компания первой на территории бывшего СССР приобрела аппаратно-студийный комплекс производства японской фирмы «Matsushita», разработанный в Стране Восходящего Солнца специально для нужд молодых телекомпаний с постсоветского пространства. Разумеется, это было не совсем то оборудование, которым пользовались телегиганты, а всего лишь S-VHS. Однако в отличие от VHS-системы, новое оборудование могло выдавать в эфир стандартный телесигнал в 440 линий (а не 250, как прежде). Более того, новый аппаратно-студийный комплекс позволял подавать готовый сигнал прямо на вышку, а не возить записанные кассеты с Левого берега на КРТПЦ. В распоряжении «Мегапола» теперь был и новый японский пульт «For A», позволявший производить на свет 290 спецэффектов с возможностью их комбинирования (что позволяло в итоге получать до восемнадцати тысяч комбинаций).

Возможно, сегодня всё это выглядит «детским садиком», но тогда, в начале 90-х, для украинских телевизионщиков данная аппаратура казалась просто чудом. Поэтому руководство «Мегапола» сразу же поспешило озвучить грандиозные планы – как только наши сотрудники освоят эту «чудо-технику», мы не только увеличим количество и качество собственных программ, а ещё и начнём делать программы под заказ для других телекомпаний, да и вообще – чуть ли не кино снимать.

«Презентацию» возможностей нового студийного оборудования «Мегапол» провёл на Рождественские праздники. К ним компания подготовила специальную программу, которая стартовала в десять часов утра шестого января и длилась до самого утра следующего дня. «Мегаполовцы» просто «купались» в нахлынувшем на них море новых возможностей: авторские программы, вышедшие в эти дни, порой были просто перенасыщены различными спецэффектами.

Полный переход телекомпании «Мегапол» на новое оборудование был осуществлён 15 января 1993 года. При этом уже с 10 января компания значительно увеличила своё присутствие на седьмом телеканале: вечерний блок теперь начинался уже не в 20:00, а в 17:00. Компания проанонсировала запуск ещё одного блока – утреннего информационно-развлекательного шоу, которое должно было выйти в эфир с 1 февраля и транслироваться ежедневно с 6:00 до 7:00. Также «Мегапол» заявил о своих планах в ближайшем будущем в определённые дни недели транслировать в эфире исключительно программы собственного производства. Переформатирована была и «фирменная» газета «Мегапола» — «Пятница». С 29 января она выходила уже на восьми страницах (а не на четырех, как прежде), в новом дизайне и с новым наполнением.

Однако первый же номер обновлённой «Пятницы» сразил читателей «Мегапола» новостью, которая казалась невероятной и более походила на шутку: «Мегапол» прекращает вещание! Правда, ниже было разъяснение, что компания прекращает вещание на седьмом киевском канале и выходит на качественно новый уровень. Теперь «Мегапол» будет работать как продакшн-студия, программы которой будут транслироваться в эфире канала УТ-3, который с 1 марта должен был стать полноценным телеканалом.

Своё решение руководство «Мегапола» объяснило очень просто. Компания владеет одним из самых современных студийных комплексов в Украине, и локальный киевский седьмой канал с его неотлаженной технической базой и проблематичным приёмом стал для неё слишком тесен. Кроме того, обладая таким потенциалом, компания просто не может позволить себе крутить в эфире «пиратскую» кинопродукцию, а закупать лицензионный киноконтент для локального канала нерентабельно.

Поэтому, взвесив все «за» и «против», компания решила вначале сократить вещание на седьмом канале (с 23 января исчез утренний блок), а потом и вовсе его свернуть, отдав предпочтение той схеме, по которой на то время работали в России «ВиД» и «Авторское Телевидение». То есть — производить качественный телеконтент и предлагать его для трансляции в эфире мощных телеканалов.

ut_3Старт «мегаполовских» программ на телеканале УТ-3 был намечен на 15 марта. То есть компания поставила перед собой цель за полтора месяца «причесать»  свои наиболее успешные программы, адаптировать их под требования УТ-3, а также – разработать и запустить в эфир новые проекты. В частности, планировалось производить для УТ-3 «Женский клуб», «Синематеку», «Киноглаз», «Астрологический прогноз», «Джемикс», «Хэппи-Старт» (программа о молодых режиссёрах), а также спецпроект «Блиц-Мегапол» — короткие передачи экспериментальной студии. Кроме того, «Мегапол» сообщил о наличии предварительных договорённостей с одним из российских телеканалов о том, что компания будет делать для него ежемесячную телепрограмму об Украине.

megapol-ut3

А что же с идеей создания платного телевидения – «телевидения по подписке», а также с деньгами, собранными на дешифраторы? Как мы помним, подписная кампания длилась более полугода, старт начала кодирования эфира постоянно переносился, да и дешифраторов всё не было и не было. В конце концов, руководство «Мегапола» прояснило ситуацию – заказ на изготовление дешифраторов компания дала одному российскому предприятию, соглашение было подписано в 1991 году ещё в рамках СССР, а после обретения Украиной независимости российская компания не очень-то хотела соблюдать условия соглашения. К тому же, Российское правительство ввело дополнительные пошлины на вывоз электроники из России в другие государства, а тут ещё и инфляция, поэтому российская компания решила, что лучше продать уже изготовленную партию дешифраторов дороже кому-то другому. Впрочем, «Мегапол» успокаивал своих подписчиков. Руководство телеканала делает всё для того, чтобы отстоять права телекомпании. Юристы работают, и дешифраторы у телезрителей будут. Пока же подписка заморожена, и время начала кодированного вещания отложено на неопределённый период.

Но если с 1 февраля 1993 года «Мегапол» прекращает вещание на седьмом канале, то это значит, что на проекте «телевидения по подписке» поставлен крест. Но что же теперь будет с деньгами, которые киевляне и жители области перечислили на счёт «Мегапола»? Этот вопрос интересовал в те дни многих, и руководство компании выступило с разъяснением, что мы и не собираемся уходить с седьмого канала навсегда, здесь по-прежнему зарезервировано за нами время, которое мы собираемся использовать в будущем, но с планами создания «телевидения по подписке» действительно покончено. Однако деньги ваши никуда не пропадут: с 1994 года газету «Пятница» можно будет не только покупать в киосках, но и получать по подписке. И те из вас, кто в своё время успел «подписаться» на просмотр программ «Мегапола», будет вместо них целый 1994 год получать газету бесплатно. И действительно, через полгода, со стартом подписной кампании-94, «Мегапол» оформил всем своим несостоявшимся подписчикам телепрограмм годовую подписку на газету «Пятница». Однако к началу 1994 года оказалось, что возросшие цены на бумагу не позволили «Мегаполу» обеспечить выпуск газеты «Пятница» в том количестве, которого было бы достаточно для доставки всем бывшим подписчикам «Мегапола», а вскоре компания вообще отказалась от поддержки издания, пустив его в «самостоятельное плавание».

Но вернёмся к планам «Мегапола» по освоению эфирного пространства Украины с помощью УТ-3. Увы, 1 марта обещанного преобразования канала УТ-3 в полноценный телеканал с ежедневным эфиром не произошло. Соответственно, проанонсированные руководством «Мегапола» циклы программ так и не вышли в эфир на УТ-3 в полном объёме. Однако кое-что там всё-таки появилось.

Первой «ласточкой» стал «Джемикс». С переходом на УТ-3 программа кардинально изменилась: в отличие от седьмого канала, где «Джемикс» выходил в виде ежедневных тематических программ, посвящённый различным стилям и направлениям музыки, «Джемикс» на УТ-3 был еженедельным часовым проектом. Поэтому программа была разбита на рубрики – «Музыкальные новости», «Поп-музыка», «Инди-музыка», «Хард-рок», «Индепендент», «Украинская коллекция». Неизменным оставался ведущий программы – Анатолий Вексклярский. Однако на УТ-3 он вёл программу с новой напарницей – Натальей Гуртовой.

Премьера программы «Джемикс» на УТ-3 состоялась 22 марта 1993 года в 22:40. Фанаты «Мегапола» ожидали появления в эфире канала прочих полюбившихся программ, однако в течение долгого времени «Мегапол» на УТ-3 был представлен лишь «Джемиксом» и «Астрологическим прогнозом». Появление других программ в эфире телеканала постоянно задерживалось.

trk-rutheniaПоэтому руководство «Мегапола» решило искать возможность трансляции своих программ на других каналах. И вскоре два цикла «мегаполовских» авторских проектов начали выходить… на седьмом канале! Нет, это не было возрождение «TVM». Теперь программы производства телекомпании «Мегапол» выходили на седьмом канале в рамках другой телекомпании – «Рутения». Так, с 22 апреля 1993 года здесь появилась программа бывшего главного редактора телеканала «TVM» Юрия Минзянова «Экспресс-видео» — традиционный и привычный обзор новинок кино-видеоиндустрии, а с 25 апреля здесь же начала выходить «Синематека» с ведущим Сергеем Лысенко – программа, знакомившая зрителя с творчеством известных кинорежиссёров.

Впрочем, вскоре Юрий Минзянов появился и на УТ-3 с программой о новостях кинематографа «Фильмоскоп». На этом же канале появился и целый ряд юмористических программ – «Привет-шоу», выросшее из программы «Привет» на TVM, веселило зрителя инсценировками известных анекдотов, а «Ну це вже вообще» от Виктора и Алёны Канисевичей – в прошлом ведущих программы знакомств «Кубический сантиметр шанса» на TVM – представляла пародии на информационные выпуски и политические программы.

Готовил «Мегапол» и другие программы, а кроме того в структуре компании действовало рекламное агентство «АЛМ». Однако, покинув седьмой канал, компания утратила свой особый шарм и привлекательность, постепенно начали расходиться сотрудники. Кто-то, чтобы начать собственные проекты на других телеканалах, а кто-то — просто устал от работы «в экране» и сменил род деятельности. После ликвидации УТ-3 и реорганизации «Украинского государственного телевидения» в 1996 году «Мегапол» ещё какое-то время производил для него телепрограммы, в частности – «Вечернюю сказку для детей», которая выходила на УТ-1. Однако через какое-то время бренд «Мегапол» совсем исчез из украинского телепространства.

Продолжение читайте в следующей публикации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

Openbox AS4
Openbox AS4
Openbox AS4
ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая публикацияСериаломания или чего ожидать от Netflix в 2016 году?
Следующая публикацияDivan.TV рассказал, как провайдерам увеличить средний чек на 15 гривен в месяц
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.