ПОДЕЛИТЬСЯ

Часть 2. Завершение. Начало в статье Радиовещание: эфир или он-лайн? Часть 1.


В первой части статьи мы уже рассказали о зарождении и становлении радиотехнологий. В этой части мы расскажем об интернет-вещании и других способах передачи сигнала на расстояние.

Оба носителя информации имеют много общего. И радио, и интернет были рождены «по заданию» военных для выполнения военных же целей. И радио, и интернет в итоге «переоделись в гражданское», превратившись в коммерческие информационные системы. И радио, и интернет являются глобальными системами связи. И, наконец, радио и интернет в разное время кардинально изменили мир и человечество.
Сегодня принято считать, что появление интернета стало ответом Америки на запуск Советским Союзом первых спутников. В то время, когда советская пресса подавала официальную информацию – о целях научного изучения космоса и так далее, американцы (во всяком случае, те, кто принимал в этой стране решение) поняли сигнал, посланный Кремлём, достаточно чётко: эти самые спутники смогут следить за ними из космоса. Поэтому возникла необходимость создания надёжной, устойчивой к помехам системы обмена информацией. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) выступило с инициативой создания такой системы на основе объединения в сеть компьютеров. Инициатива была принята, и вскоре её разработкой занялись четыре американских университета (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Стэнфордский исследовательский центр, Университет штата Юта и Университет штата Калифорния в Санта-Барбаре), которые и были объединены в первую – тогда ещё далеко не всемирную – сеть. Сеть получила название ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network) и впервые была успешно опробована 29 октября 1969 года. Именно этот день и принято считать днём рождения Интернета.
На первом этапе сеть использовалась для обмена информацией между научно-исследовательскими центрами. Оно и неудивительно – как говорится, одна голова хорошо, а много – лучше. В первую очередь, новая информационная сеть использовалась для оптимизации научно-исследовательской работы путём объединения в одно целое лучших умов, работающих над общими проектами, но находящихся в разных точках страны. В 1971 году была изобретена простая технология отправки электронной почты, и перед новой технологией открылись новые горизонты – стало понятно, что очень скоро она сможет стать не только всемирной, но и общенародной, то есть – будет коммерчески востребованной.
В итоге так и произошло. Уже в 1973 году новая технология вышла за пределы США – к сети подключились первые клиенты (пока ещё – организации, а не физические лица) в Великобритании и Норвегии. В 1983 году был разработан новый протокол TCP/IP, на котором и базируется современный интернет. Собственно, само слово «Интернет» появилось именно в 1983 году – после внедрения данного протокола.
В последующие годы были разработаны основные принципы и протоколы, по котором работает сегодня Интернет, включая и протокол http, создавший «всемирную паутину» – WWW.
Казалось бы, всё было готово к тому, чтобы Интернет стал общенародным, общедоступным и коммерчески привлекательным. Однако существовала одна проблема, а именно – каким образом довести сеть до конечного пользователя? Ведь одно дело – протянуть специальный кабель в учреждение, а другое – найти простой и дешёвый способ доставить интернет в дома «маленьких американцев», «маленьких англичан», «маленьких украинцев» и прочих «маленьких».

В итоге решение было найдено – в 1990 году было изобретено подключение к сети Интернет по телефонной линии путём дозвона на специальный сервисный номер провайдера, то есть всем известный dial-up. С этого момента Интернет стал доступен практически везде, где был телефон (даже если в конкретно взятой стране ещё не существовало своего провайдера, теоретически любой житель мог подключиться к всемирной паутине по международной связи).

Впрочем, такой тип подключения был очень несовершенен: пропускная способность телефонных линий (особенно старых, аналоговых) весьма ограничена, поскольку для передачи данных требовалось очень сильное сжатие, то скорость передачи данных таким способом была весьма низкой. А это означает, что сначала «массовый интернет» использовался для передачи малообъёмной информации, а именно – текстовых файлов и простеньких сжатых картинок. Да и само подключение к сети в те времена стоило не очень дёшево, и, как правило, цена зависела от времени, проведённого в сети. По сути, в начале 90-х годов Интернет использовался в основном для поиска и обмена информацией.
Однако шло время, технологии совершенствовались, скорости подключения росли, а цены на подключение снижались. Появились доступные технологии, сделавшие возможным «раздачу» интернета не только через dial-up подключение, но и через так называемые «выделенные телефонные линии» и кабельные сети. В результате этого появилась возможность пересылки через сеть файлов большего объёма, в том числе и аудиофайлов. Теперь интернет из информационно-образовательного ресурса начал превращаться в информационно-образовательно-развлекательный, а для многих его пользователей развлекательная составляющая всемирной паутины стала главной мотивацией подключения к ней.
В итоге глобальная сеть начала пополняться всё новыми и новыми дополнительными услугами и возможностями, среди которых появилась возможность передачи звука через Интернет. В общем-то, в этом не было никакого чуда: ведь как работает Интернет, как пересылается информация? Маленькие фрагменты файлов идут по цепочке серверов и маршрутизаторов (по сути – копируются, считываются, снова копируются) и «собираются» в единое целое – готовый файл у конечного получателя. Другими словами, для организации звукового вещания через Интернет требовалась самая малость – разработать некий стандарт, позволяющий транслировать звук не в виде статичного файла, а непрерывным потоком. Впрочем, здесь также не было ничего сложного: оцифрованный звук – это обычный компьютерный файл, который состоит из байтов и битов. Любой файл через интернет пересылается в виде фрагментов – пакетов с информацией, которые идут по каналам связи непрерывным потоком. Так работает протокол TCP/IP. То есть для организации вещания непрерывным потоком требовалось всего-навсего создать необходимое программное обеспечение – как для трансляции, так и для приёма. Гораздо сложнее было создать подходящий алгоритм сжатия, который позволял бы сжимать передаваемый звук до размеров, которые позволяли бы ему проходить через «игольное ушко» и сохранять качество. С этой задачей также справились довольно быстро.

В итоге в 1995 году на свет появился формат Real Audio – первый в мире формат для передачи звука через глобальную сеть. Формат использовал несколько видов кодеков – алгоритмов сжатия звуковых файлов, которые позволяли передавать звук с разной скоростью и качеством. Были даже разработаны кодеки, позволявшие прослушивать такие звуковые трансляции через обычное dial-up подключение. При этом особенностью формата Real Audio было то, что звук на компьютере пользователя транслировался в режиме реального времени.

Появление формата Real Audio не могло не заинтересовать радиовещателей – они быстро увидели в нём новую возможность расширения своей аудитории, более дешёвую, более перспективную и более глобальную, нежели спутниковое вещание и «дальнобойные диапазоны». Посудите сами: канал на спутниковом транспондере стоит недёшево, при этом зона покрытия сигналом охватывает лишь часть континента. Для обеспечения большего покрытия необходимо арендовать транспондеры на нескольких спутниках, что очень дорого и под силу только крупным государственным вещательным корпорациям, которые вещанием деньги не зарабатывают, а наоборот – тратят деньги налогоплательщиков на популяризацию в мире позиции правительства их страны по тем или иным вопросам. Аналогичная ситуация – с вещанием в «дальнобойных диапазонах». Для большего охвата территории даже в цифровых форматах потребуются большие затраты – на мощные передатчики, на аренду мачт по всему миру и т.д. А это, опять же, под силу только крупным государственным вещательным корпорациям.
То ли дело – вещание через Интернет. Глобальная сеть не знает границ и пределов распространения информации в ней. На то она и глобальная. Любой файл, попавший в эту сеть, тут же становится доступен всем её абонентам во всех точках подключения при условии, что не стоит специальный «фильтр», отсекающий этот файл по каким-то критериям от какого-либо сегмента сети.
Таким образом, перед лицом новой технологии в практически равных условиях оказались как «радиомонстры», так и мелкие локальные станции. Вложив не очень большую (по сравнению со спутниковым или коротковолновым вещанием) сумму в организацию вещания через Интернет, они становились потенциально доступными по всему миру!
В итоге очень скоро на Web-сайтах радиостанций, помимо разнообразной информации о формате, программах, ведущих, стали появляться кнопочки, кликнув по которой, пользователь мог запустить прослушивание вещания в формате Real Audio.
Впрочем, поначалу данная опция пользователями и многими вещателями воспринималась как своего рода игрушка: «теперь и мы это запустили», немного поигрались – и забросили. Через месяц – снова включили, потом снова выключили. Но даже те, кто поддерживал Real Audio вещание более-менее стабильно, поначалу не рассматривал его в качестве коммерческого проекта. Первоначально данное вещание нацеливалось на две категории людей: на постоянных слушателей радио, которые по каким-то причинам были вынуждены покинуть (на время или на всегда) зону её вещания, но не хотели расставаться с любимой волной, и на случайных Web-серферов, которые блуждают по глобальной сети в поисках развлечений, в надежде на то, что они хотя бы полчасика послушают эфир радиостанции!
Цели и задачи вещания Real Audio могли также различаться в зависимости от страны «прописки». Например, на территории бывшего СССР, где интернет-технологии очень долго отставали от западных стран, да и цены на подключение к глобальной сети «кусались», первые Real Audio трансляции велись, в основном, «на экспорт». То есть для бывших соотечественников и просто для тех, кто интересовался событиями и музыкальной жизнью на постсоветском пространстве.
Со временем у Real Audio появились конкуренты – альтернативные форматы, более простые в использовании и более перспективные. Windows Media Audio, MP3 Streaming, AAC, Ogg и другие. Все они отличаются от Real Audio тем, что «принимают» и «транслируют» сигнал не в реальном времени, а с задержкой, в течение которой поток буферизируется и выдаётся «на гора». При этом данные форматы – как более молодые и совершенные – обеспечивают лучшее качество звука, а также используют более лёгкое в эксплуатации и настройке программное обеспечение для организации вещания. В частности, следует выделить бесплатный софт Shoutcast и Icecast.
С дальнейшим развитием технологий и удешевлением доступа к сети Интернет началось бурное развитие вещания в этой сети. Всё больше и больше радиостанций запускало вещание в глобальной сети, а вскоре появились и станции, «живущие» исключительно в Интернете. Их появление происходило несколькими путями. Часть из них была своего рода Интернет-реинкарнацией закрытых бесперспективных эфирных проектов, а другие создавались существующими эфирными станциями в качестве «бонусов» для любителей «нишевых» форматов. Третьи же создавались «с нуля» на профессиональной основе людьми, желавшими иметь своё радио, но не имеющими возможности получить частоту или финансировать полноценное эфирное вещание. Отметим, что появлялись и любительские – совсем малобюджетные – проекты, созданные в рамках хобби одним человеком или группой друзей (как правило, представителей «продвинутой молодёжи») для популяризации любимой музыки и, разумеется, себя любимых.

И, наконец, последний «писк моды» – подкастинг. Термин, означающий изготовление и размещение в глобальной сети предварительно записанных программ. Подкастинг нельзя пропустить, его нельзя прозевать, на него нельзя опоздать – его можно прослушать в глобальной сети в любое время. Сегодня подкастинг – больше любительское или даже – авторское радио, такие себе «говорящие дневники».

Однако к подкастингу обращаются и профессиональные вещатели, выкладывая в сети записи интересных моментов эфира, а также – дополнительные материалы из своего «эфирного закулисья».
Таким образом, сегодня вещание в Интернете повторяет тот путь, который прошли FM-станции в 60-х годах. То есть существовал своего рода радийный «мейнстрим» — АМ-диапазоны, в которых вещали массовые форматы и которые имели наибольшую аудиторию. В то же время новый (по тогдашним меркам) FM-диапазон был «местом обитания» нишевых форматов для «продвинутой молодёжи» и «музыкальных гурманов», но со временем FM стал радийным «мейнстримом», отодвинув АМ на задний план.
Сегодня же «мейнстримом» является эфирное вещание, а Интернет-радио – это отдушина для любителей «нишевых станций». Но исторические параллели показывают, что со временем звание «радийного мейнстрима» перейдёт к тем станциям, которые вещают в глобальной сети. Правда, здесь есть одно немаловажное замечание: в отличие от эфира, в интернет сети места хватит всем! То есть найдётся место и для радио «широких народных масс», и для нишевых некоммерческих проектов, и для любительского «баловства». Более того, вещание в глобальной сети фактически лишено каких-либо ограничений в выборе технических форматов. Основные принципы, по которым работает Интернет, давно уже определены, в их рамках могут мирно существовать самые различные суб-протоколы и технические форматы. При появлении чего-то нового пользователю, как правило, не приходится проводить полную замену «железа» — достаточно лишь установить новую программу или новые кодеки, которые можно скачать из того же Интернета!
Впрочем, до недавнего времени казалось, что радио в глобальной сети не сможет конкурировать с эфирным радио в силу того, что компьютер с Интернетом – пускай даже самый компактный – привязан к кабелю, по которому этот самый Интернет в него и приходит. Поэтому такой аппарат нельзя взять с собой в лес, на рыбалку, на пляж или просто разместить в салоне автомобиля. Но выход из этой ситуации напрашивается сам собой: эти две технологии можно просто взять и объединить в одно целое – интернет с его глобальностью и универсальностью и радио с его мобильностью и удобством. В этом ведь нет ничего сложного – если информация может разноситься путём движения электронов по проводам, то она может легко разноситься путём летающих в воздухе электромагнитных волн, точно так же, как с помощью тех же волн по миру разносится информация в рамках аналогового и цифрового радио, телевидения, связи между людьми и объектами.
Однако на начальном этапе решение вопроса создания беспроводного Интернета натолкнулось на ту же проблему, что и развитие проводного Интернета. Существующие на то время технологии либо не позволяли передавать через эфир нужное количество цифровой информации с нужной скоростью, либо были слишком дорогими и громоздкими, что не способствовало их массовости.
Новые горизонты перед беспроводным Интернетом открылись после появления надёжных сетей цифровой мобильной связи и возможности относительно недорогого подключения к ним. То есть, как и в случае с проводным Интернетом, беспроводной впервые вошёл в обиход через телефонные трубки.

Одним из первых протоколов беспроводного интернета был WAP (Wireless Application Protocol), созданный во второй половине 90-х годов специально для мобильных сетей GSM.

Однако данный стандарт мобильного Интернета был далёк от совершенства и не обеспечивал большой пропускной способности. Технология WAP не делала беспроводной Интернет мультимедийным. Всё, что он позволял, – это просматривать на дисплеях мобильных телефонов простенькие, специально адаптированные для этого стандарта сайты. Но вскоре на смену WAP пришёл GPRS – General Packet Radio Service или же Пакетная связь общего пользования.

По своей сути GPRS является надстройкой над технологией цифровой мобильной связи GSM, которая позволяет пересылать пакеты данных между абонентами сети, а также – между самой беспроводной сетью и внешним, опутанным кабелями и витыми парами миром.

GPRS построен примерно по тому же принципу, что и наземный Интернет. Информация, идущая из точки А в точку Б, дробится на пакеты, которые могут идти совершенно разными маршрутами и, наконец, сходиться в точке Б, собираясь в определенный файл с конкретными свойствами. При этом протокол GPRS полностью совместим с протоколом TCP/IP наземного Интернета, поэтому никаких особых сложностей для перехода трафика из одного сегмента в другой не наблюдалось.
Правда, есть одно но: провайдер связи устанавливает, что именно будет иметь приоритет в его сети – передача голоса (собственно, телефония) или передача данных (Интернет). В случае, если провайдер выбирает первое, в моменты пиковой загрузки сети возможны обрывы Интернет-связи. Кроме того, средняя скорость передачи данных в сетях GPRS составляет примерно 50 килобит в секунду, то есть примерно равна скорости подключения через dial-up. Впрочем, максимальная скорость в системе GPRS может достигать отметки 171,2 килобита в секунду, но это скорее теория – в силу загруженности сети такие пики случаются нечасто, и, как правило, реальная скорость подключения к сети в три раза меньше максимальной. А это означает, что в мобильных устройствах и компьютерах, подключённых к глобальной паутине через GPRS соединение, интернет-радио особо негде «разгуляться». То есть что-то, конечно, при таком подключении слушать уже можно, но это «что-то» из-за своего не очень высокого качества ещё не в силах конкурировать с обычным радио или плеером.
Но технический прогресс не стоит на месте, и следом за технологией GPRS появилась технология EDGE. Аббревиатуру EDGE расшифровывают по-разному: кто-то – как Enhanced Data rates for GSM Evolution, кто-то – как Enhanced Data for Global Evolution. А жители постсоветского пространства вообще ввели в обиход для обозначения данного формата сленговое название – «ёж».
Впервые о формате EDGE заговорили ещё в далёком 1997 году – на ESTI (Европейский Институт Стандартизации Электросвязи). Тогда то, что в последствие стало зваться EDGE, рассматривали как всего лишь расширение, усовершенствование технологии GPRS. Однако в реальности появился новый стандарт, поддерживающих скорость подключения, которая превышает GPRS в среднем в три раза. Помимо этого, EDGE позволяет использовать частотный ресурс более экономно, а также обеспечивает лучшее покрытие и более стабильный, чем GPRS, приём. Впервые сеть с поддержкой EDGE была запущена в эксплуатацию в 2003 году в Северной Америке.

Сегодня технология EDGE работает как в GSM-, так и в TDMA-сетях. Впрочем, для поддержки этой технологии в сети GSM её необходимо усовершенствовать. Максимально возможная скорость передачи данных при помощи технологи EDGE составляет 473,6 килобита в секунду, но в реальности она, естественно, намного ниже: всё зависит от условий приёма, приёмного устройства, загруженности сети и прочих условий.

Таким образом, средняя скорость подключения при использовании технологии EDGE – приблизительно 150 килобит в секунду. Однако данной скорости вполне достаточно для того, чтобы слушать Интернет-радио на мобильном устройстве в более-менее приемлемом качестве. Скажем, поток со скоростью 128 килобит в секунду в формате MP3 или же AAC-поток с меньшим битрейтом, дающие вполне качественное звучание. Возможно, такое качество и не удовлетворит истинных гурманов, которые будут продолжать «крутить носом», но технологии не стоят на месте, и сегодня EDGE – это уже, по сути, вчерашний день, так как следом за EDGE на арену вышел стандарт 3G.
Собственно, название технологии – 3G указывает на то, что она стала третьим поколением (или по-английски – generation) в череде стандартов мобильного подключения к глобальной сети.

Как и предшественники, технология 3G базируется на пакетной передаче данных. Сеть использует частоты в диапазоне 2 ГГц и позволяет передавать данные со скоростью до 14 мегабит в секунду.

Технология включает в себя несколько стандартов, самые распространённые из которых — UMTS (или W-CDMA) и CDMA2000 (IMT-MC). В основе обоих стандартов лежит одна и та же технология — CDMA (Code Division Multiple Access — множественный доступ с кодовым разделением каналов). Первый был разработан специально для модернизации европейских сетей GSM и потому распространён, главным образом, в Старом Свете, а CDMA2000 получил наибольшее распространение в странах Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Впрочем, можно говорить только об общей тенденции – конечный выбор стандарта зависит от конкретной страны.
С декабря 2006 года технология 3G стала доступна жителям Украины – услуги 3G-доступа к глобальной сети начала предоставлять компания ЗАО «Телесистемы Украины». Услуга предоставляется под брендом «PEOPLEnet», и для её реализации был выбран стандарт CDMA2000 версии 1х EV-DO с рабочей частотой 800 МГц. В июле 2007 года компания МТС-Украина (ЗАО «Украинская мобильная связь») первой в Украине запускает 3G-сеть высокоскоростного беспроводного Интернета на базе технологии СDMA-450 REV A. 1 ноября 2007 года государственное предприятие «Укртелеком» запустило сеть мобильной связи 3G под брендом «Utel». Данная сеть работает в стандарте UMTS 2100 с надстройкой HSDPA (3,6 мегабита в секунду). 15 декабря 2008 года компания International Telecommunication Company (ITC), работающая под брендом «CDMA UKRAINE», запустила в Киеве и области в коммерческую эксплуатацию сеть связи третьего поколения, которая работает по технологии CDMA2000 1xEV-DO Rev. A. в диапазоне 800 МГц.
В сетях 3G обеспечивается предоставление абонентам двух базовых услуг: передача данных и передача голоса. Согласно регламентам ITU (International Telecommunications Union — Международный Союз Электросвязи) сети 3G должны поддерживать следующие скорости передачи данных:

1. Для абонентов с высокой мобильностью (до 120 км/ч) — не менее 144 килобит в секунду;
2. Для абонентов с низкой мобильностью (до 3 км/ч) — 384 килобит в секунду;
3. Для неподвижных объектов — 2048 килобит в секунду.

Как видим, подключение к Интернету по технологии 3G обеспечивает достаточные условия для прослушивания Интернет-радио на мобильных устройствах. Некоторые ограничения, впрочем, появляются при скоростной езде, но в сетях 3G (как и в прочих сетях с кодовым разделением каналов) есть важное преимущество — улучшенная защита от обрывов связи при движении за счёт использования так называемого «мягкого хендовера». Данная технология работает очень просто – по мере удаления от одной базовой станции клиента «подхватывает» другая. Она начинает передавать всё больше и больше информации, в то время как первая станция передаёт всё меньше и меньше, пока клиент вообще не покинет её зону обслуживания. При хорошем покрытии сети вероятность обрыва полностью исключается системой подобных «подхватов». Это отличается от поведения систем с частотным и временным разделением каналов (GSM), в которых переключение между станциями «жёсткое» и может приводить к задержкам в передаче и даже обрывам соединения.
Впрочем, технология 3G – это ещё не предел.

Технология WiMAX (Worldwide Interoperability for Microwave Access) – следующая в линейке технологий беспроводного Интернета. Данная технология основана на стандарте IEEE 802.16, который также называют Wireless MAN. Максимальная допустимая скорость подключения в данной сети составляет 1 гигабит в секунду. По сути, любая сеть WiMAX состоит из двух основных сегментов: первый – это базовые и абонентские станции, а второй – оборудование, связывающее базовые станции между собой, с поставщиком сервисов и с «наземным» Интернетом.

Для осуществления соединений базовой станции с абонентской станцией используется диапазон 1,5 – 11 ГГц. В идеальных условиях скорость обмена данными может достигать 70 мегабит в секунду. При этом не требуется обеспечения прямой видимости между базовой станцией и приёмником.
Между базовыми станциями устанавливаются соединения (в зоне прямой видимости), использующие диапазон частот от 10 до 66 ГГЦ, скорость обмена данными может достигать 140 мегабит в секунду. При этом по крайней мере одна базовая станция подключается к сети провайдера с использованием классических проводных соединений. Однако, чем большее число базовых станций подключено к сетям провайдера, тем выше скорость передачи данных и надёжность сети в целом.
Технически структура сетей WiMAX схожа со структурой сетей GSM: в обоих случаях базовые станции действуют на расстояниях до десятков километров, для их установки не обязательно строить вышки — допускается установка на крышах домов при соблюдении условия прямой видимости между станциями.
Технологию WiMAX кое-кто даже поспешил назвать технологией мобильного интернета четвертого поколения, но данное название за ней не закрепилось.

3GPP Long Term Evolution (LTE) – ещё один вид мобильного подключения к глобальной сети – является стандартом по совершенствованию технологий CDMA, UMTS для удовлетворения будущих потребностей в скорости передачи данных.

Данные усовершенствования смогут, к примеру, повысить эффективность передачи данных в сети, снизить издержки, расширить и усовершенствовать уже оказываемые услуги, а также интегрироваться с уже существующими протоколами. Скорость передачи данных по стандарту 3GPP LTE в теории достигает 326,4 мегабит в секунду (демонстрационно — 1 Гигабит в секунду) на приём, и 172,8 мегабит в секунду на отдачу, в международном стандарте же прописано 173 Мегабит в секунду на приём и 58 мегабит в секунду на отдачу. Разворачивание сетей LTE возможно на основе уже развитых сетей как операторов GSM, так и операторов CDMA. Первая в мире коммерческая сеть в стандарте LTE была запущена в эксплуатацию в конце 2009 года в Швеции и Норвегии.
И, наконец, технология 4G – последняя и самая современная из всех технологий беспроводного доступа к сети. Споры о том, каким должен быть этот стандарт, велись на протяжении нескольких последних лет. В конце-концов Международный союз электросвязи на женевской конференции, проходившей в ноябре 2010 года, в качестве технологии мобильного интернета четвертого поколения признал LTE-Advanced, которая способна обеспечивать пиковую скорость 1 гигабит в секунду в точке доступа в интернет и 100 мегабит в секунду на мобильном устройстве.

С технической точки зрения основное отличие сетей четвёртого поколения от третьего заключается в том, что технология 4G полностью основана на протоколах пакетной передачи данных, в то время как 3G соединяет в себе передачу голосового трафика и «пакетов». Для голосовой связи в 4G предусмотрена технология VoIP, позволяющая совершать голосовые звонки, применяя быструю «пакетную» передачу данных. Технология также поддерживает возможность переключения между сетями разных поколений и стандартов. Последняя возможность является ещё одним отличием связи четвертого поколения, то есть в LTE-Advanced пользователь может переходить из 4G-сети в 3G-сеть или Wi-Fi, не прерывая видеозвонка, при этом изменится только качество сигнала.

Как видим, сегодняшние технологии беспроводного подключения к Интернету стирают все преграды, которые прежде тормозили развитие Интернет-радио. Его теперь можно брать с собой куда угодно – и в машину, и в лес, и на рыбалку.
Сегодня возможность приёма Интернет-радио реализована во множестве мобильных устройств, в которые устанавливаются специальные приложения, дающие возможность находить и прослушивать подобные трансляции. Данные приложения позволяют подбирать станцию для прослушивания по таким критериям, как жанр, формат, язык вещания и её расположение. Существуют и специальные радиоприёмники (очень схожие по дизайну с обычными), в которых реализована возможность подключения к сетям беспроводного интернета либо к Wi-Fi (последний вариант, разумеется, позволяет прослушивать Интернет-радио в весьма ограниченном радиусе, однако даже в этом случае оно мобильно).
Сегодня, как грибы после дождя, появляются всё новые и новые Интернет-радиостанции. Причём это уже не только любительские проекты, но и крупные порталы с огромным выбором разножанровых каналов (к примеру, украинский проект MyRadio, российский 101.RU). В процесс освоения Интернета включились также крупные игроки радиорынка – к примеру, абоненты упоминавшихся выше американских спутниковых радио-платформ «Sirius» и «XM Radio» могут прослушивать программы своих любимых станций не только со спутника, но и в Интернете, что весьма удобно для тех, кто по долгу службы вынужден много путешествовать по миру. Всё просто – подписался на пакет радиопрограмм с SDARS-платформы и в качестве бонуса получаешь пароль, дающий возможность прослушивать те же программы в Интернете. Идут в ногу со временем и государственные «вещательные монстры» – такие, как Deutsche Welle, BBC, определив для себя приоритетность развития Интернет-радио, подкастинга и прочих мультимедийных Интернет-проектов. По их мнению, будущее за Интернетом, а не за наземным цифровым вещанием.

Таким образом, очень даже возможно, что в войне цифровых технологий радиовещания победителей не будет, поскольку эта победа достанется Интернету с его глобальностью и гибкостью.

Здесь всё гораздо проще: вопросы новых форматов и новых кодеков решаются установкой нового программного обеспечения, а возможные изменения в технологии подключения – установкой нового приёмного модуля или модема, и далее – добро пожаловать в глобальный мир без границ!
Однако при всех своих плюсах глобальность всемирной паутины имеет и свои минусы. К примеру, у многих возникают вопросы: а как государство будет осуществлять контроль за тем, что не имеет границ, как быть с рекламой? Ведь аудитория Интернет-станции разбросана по всему миру, и реклама, например, киевского супермаркета вряд ли заинтересует слушателя на другом конце земного шара. А если не будет рекламы – за счёт чего станции будут существовать, и вообще как быть с местным вещанием? Ведь глобальность Интернета приведёт к тому, что рано или поздно появятся «глобальные лидеры» слушательских симпатий, которые и будут отбирать львиную долю аудитории каждого формата.
Впрочем, как известно, нерешаемых задач не существует, и в этом случае возможны самые разные пути решения. К примеру, провайдер может стимулировать прослушивание интернет-радиостанций «своего региона» путём создания специального пакета из радиостанций с нетарифицируемым трафиком. Другим решением может быть предустановленное ограничение доступа к Интернет-радиоканалам по географическому принципу, примерно так, как это делают некоторые файлообменные сети. То есть Интернет-радиостанция будет настраивать свой вещательный сервер таким образом, что прослушивание её программ будет в бесплатном режиме доступно жителям одной страны либо города или даже клиентам одного провайдера. Именно эти люди составят её потенциальную аудиторию, на которую будет рассчитана звучащая в программах станции реклама, а жители других городов и стран смогут получать доступ к программам данной станции на платной основе.

В общем, поживём – увидим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая публикацияIBC 2015: Антенны и решения для вещателей
Следующая публикацияТим Кук: Apple TV 4 появится в магазинах на следующей неделе
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.