- Реклама -
Телеком как один из стабильно развивающихся рынков привлекает внимание инвесторов разных стран. Однако для успешного развития ИТ и телеком-отрасли требуется прозрачная регуляторная политика, взаимовыгодное сотрудничество различных структур, использование современных технологий и стратегий ведения бизнеса. Эти и другие вопросы, а также особенности инвестирования в украинские телеком- и ИТ-компании были рассмотрены в рамках Украинского телекоммуникационного форума, проходившем в Киеве с 25 по 26 мая (организатор — Институт Адама Смита).

В рамках одной из секций форума «Широкополосный доступ и телекоммуникации: как реформа отрасли телекоммуникаций может дать импульс росту и инновациям», состоялась дискуссия о текущих трендах и перспективах украинского рынка. В обсуждении приняли участие представители компаний Воля (Сергей Бойко), Триолан (Вадим Сидоренко), Интернет Ассоциации Украины (Татьяна Попова), Андрей Колодюк (Divan-TV, Фонд венчурного инвестирования AVentures Capital), Фринет.

Так, по мнению Андрея Колодюка, Украина, даже несмотря на текущую экономическую ситуацию, имеет огромный потенциал для инвестирования. Но не все, кто ищет финансирование, знают, где и как его можно получить, как заинтересовать инвестора.
По данным докладчика, в 2014 году в Украине было профинансировано 60 новых проектов-стартапов, а в этом году — уже 22.

Причем далеко не всегда такие проекты напрямую связаны с телеком-рынком. Но инвестор также хочет рассчитывать и на гарантии вложенных средств. Прежде всего, для потенциального инвестора важна защита инвестиций, а именно как будет защищена частная (интеллектуальная) собственность? Здесь-то и кроется одна из проблем: отечественное государство, к сожалению, пока не имеет механизма защиты интеллектуальной собственности. Взять, к примеру, кардшаринг. Докладчику не известны случаи применения реальных санкций к инсталляторам пиратского доступа к контенту. Правда, здесь проблема, вероятно, заключается не в нежелании платить, а в менталитете людей: в странах СНГ потребители давно привыкли не платить за то, что можно найти в сети бесплатно. Это касается любого контента: кинофильмы, аудиотреки, видео, фото…

При этом игроки рынка работают в неравных условиях. Одни – официально платят за контент, другие — нет. Нелегальные провайдеры не оплачивают ни за контент, ни за рекламу. И пока это будет продолжаться — ситуация вряд ли изменится, — уверен господин Колодюк. В то же время, предоставляя работу отечественным программистам и разработчикам софта, можно было бы снизить уровень безработицы в Украине. Таких специалистов можно было бы привлекать для создания интерфейсов для STB, систем защиты и распространения контента и др.

По последним оценкам докладчика, в Украине наблюдается нехватка около 100 тысяч рабочих мест для ИТ-специалистов, программистов и разработчиков ПО, тестеров и других технических «спецов».

По словам выступающего, украинские программисты имеют высокую квалификацию, а их профессионализм подтверждается сотрудничеством с зарубежными компаниями, для которых отечественные специалисты выполняют различные проекты. Причем по данным докладчика, половина из web-разработчиков даже не заканчивали «университеты», ограничившись краткосрочными курсами программирования или вообще являются самоучками.

Прим. авт. Возможно, это и так, но автору придется внести небольшую ремарку. Действительно, хороших специалистов с дипломами университетов, способных грамотно и без ошибок реализовывать даже проекты начального уровня с соблюдением дедлайнов, и умеющих создавать код «с нуля», в Украине не более нескольких процентов. Большинство из них уже трудоустроены, либо уже покинули страну, или собираются это сделать. И они вряд ли будут рассматривать вакансии отечественных государственных компаний с их «копеечными» ставками (информацию о которых можно получить в Государственной службе занятости), где в основном и наблюдается нехватка кадров. А обещанные высокие оклады в отечественных компаниях нередко расходятся с теми суммами, которые реально платят нанятым сотрудникам (исключение – крупные компании). Впрочем, в рамках форума была также озвучена информация о «миграции» IT-специалистов из соседних стран в Украину, но явление пока не носит массовый характер и вряд ли существенно повлияет на отечественную статистику. Да и вряд ли можно называть профессионалами тех, кто за пару месяцев освоил бесплатные платформы Joomla, WordPress, Drupal и др. и начал создавать сайты, совершенно не понимая, что такое дизайн, юзабилити сайта, как создается, оптимизируется и тестируется программный код, и тем более не способных оперативно исправлять ошибки, обнаруженные заказчиком в процессе тестирования. И создавать продукт, который заказывали, а не который существует в виде бесплатных шаблонных решений в интернете. Иногда такие «специалисты» демпингуют, пытаясь сделать свой первый проект. В результате рынок наводняется низкокачественными web-проектами с кучей недоработок, подрывая авторитет тех, кто заказывал разработку.
Не меньше удивляет, когда молодой выпускник отечественного вуза без какой-либо практики либо новоиспеченный «специалист» после курсов по программированию сразу требуют зарплату в 10-15 тыс., не имея за плечами не только абсолютно никакого опыта, но даже портофолио. Компании, которые уже имеют или открывают свои представительства в Украине, периодически предлагают вакансии, но их количество редко выражается двухзначными числами. Да и нередко специалистов набирают под конкретный проект или краткосрочный контракт.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что заинтересованность в инвестициях в Украину есть. Но «грантодатель» потребует от исполнителей, которые ищут финансовые «вливання», не только обеспечить защиту интеллектуальной собственности, но и указать сроки окупаемости и возврата инвестиций, детально расписать полезность проекта не только для потребителей внутри страны, но и за рубежом; соблюдать сроки сдачи проекта, указать количество занятых разработчиков, детальный просчет сметы на продвижение проекта и т.д. А здесь без владения иностранным языком не обойтись, чего не хватает нашим девелоперам, что и является одним из сдерживающих факторов выхода на международный рынок.

Именно на использование современных технологий и ориентируются компании. Это, как считает Вадим Сидоренко, и особенно появление сетей 3G в Украине (хотя во всем мире занимаются активным внедрением 4G, а Украина — последняя европейская страна, внедряющая данный стандарт) поможет обучить клиентов пользоваться смартфонами, а также приложениями для коммуникаций. А достичь этого поможет бесплатный доступ к интернету в общественных местах (парки, школы, больницы, общежития) от компании Триолан. В отношении отключения аналогового ТВ докладчик отметил необходимость популяризации «цифры», что позволит увеличить спрос на услуги. При этом, по мнению докладчика, провайдерам необходимо менять правила предоставления услуг, и отделять платное ТВ от бесплатного. То есть целесообразно предоставлять платный контент только тем абонентам, которые готовы за него платить. Акцентируя внимание на высоком доходе с каждого абонента Триолан, докладчик отметил, что компания продолжит экспансию на рынок за счет предоставления новых сервисов для своих абонентов. На данный момент компания предлагает нелимитированный интернет за 120 грн/мес, а около сотни телеканалов — условно бесплатно.

В рамках форума также были рассмотрены вопросы внедрения электронного правительства, e-медицины, e-образования, современных стандартов связи и др. в других странах (Молдова, Швеция, Грузия, Литва). Здесь также были проанализированы основные сдерживающие факторы на украинском рынке (коррупция, нестабильная экономическая и политическая ситуация, инфляция, непомерные налоги, зарегулированость многих отраслей и др.). Вместе с тем, каждые 1000 новых пользователей ШПД — это 80 новых рабочих мест, а увеличение проникновения широкополосного доступа по всей стране — это рост ВВП на 1,5-2%. Такие данные были приведены представителями Министерства экономического развития и торговли Украины.

Прим. авт. Дискуссия проводится для публики, а что на практике? Рассмотрим простейший случай – внедрение электронного документооборота или так называемое e-правительство, о котором дискуссии ведутся еще с середины 90-х! Оказывается, на автоматизацию министерств… нет денег! Попробуйте сдать сейчас форму №4 в Госрегистрационную службу, находящуюся в подчинении Минюста Украины, в любом отделении столицы. Принимают несколько десятков человек в день на целый район, максимум до 40 посетителей! Очередь люди занимают ночью, но не факт, что удастся сдать документы. Система электронной очереди постоянно сбоит и работает «для галочки». Если не повезло — на следующий день все повторяется сначала. А весь нюанс в том, что документы, которые бухгалтерии компаний или ЧПшников готовят в электронном виде, сдаются и принимаются исключительно в печатном(!) виде. Затем эти распечатки вручную (никаких сканеров!) вводят в ПК вручную заново (технология достойна Книги Гиннеса). Вопрос — зачем? В Европе уже давно забыли про «мокрые печати» на документах. Аналогичная ситуация в случае заключения внешнеэкономических контрактов, когда зарубежных партнеров просят предоставить документы с печатями, они недоумевают – зачем? Да и кому вообще нужны данные по «форме №4», если за их непредоставление или неверно указанные данные не предусмотрена никакая ответственность? Вот куда целесообразно было бы направить инвестиции…
Или возьмем переход на электронные системы оплаты в Украине. Безналичные оплаты с помощью карт Visa и MasterCard — прекрасная идея, только практически неосуществимая с текущими ограничениями по карточным счетам. Конечно, если читатели знают, как оплатить с помощью гривневой карты любой зарубежный отель или купить любой товар или услугу за границей на более чем 3000 грн. в сутки (около $140), могут получить «кучу лайков». И так далее…

Озвученные на форуме Министерством экономического развития и торговли Украины данные по Европе, на которую пытаются равняться, впечатляют. Так, к 2020 году вся Европа будет покрыта широкополосным доступом на скоростях свыше 30 Мбит/с, а 50% населения ЕС – к ШПД на скоростях до 100 Мбит/с. Половина населения ЕС будет уже в 2015 году совершать покупки в онлайн, а процент населения, которое никогда не пользовалось интернетом, снизится с 30% до 15%.

В тоже время, как было озвучено в рамках форума, в Украине работает более 1600 провайдеров, многие из которых работают полулегально или вообще нелегально. При этом в крупных городах существует достаточно сильная конкуренция между провайдерами. Так, в Киеве в один многоквартирный дом могут входить до шести различных провайдеров. А цены для конечных потребителей растут ввиду неиспользованных мощностей на доступ к интернету. Но при сильной конкуренции цена обычно падает.

Не менее интересны данные, озвученные Нацкомиссией по регулированию связи и информатизации. Так, в 2014 году украинский телеком-рынок заработал 40,1 млрд. гривен, включая 26,3 млрд. грн от мобильной связи (лидеры — Киевстар, МТС, Укртелеком, Астелит, Datagroup), 5,2 млрд. грн – от передачи данных, 6,8 млрд. – от фиксированной связи и 1,8 млрд. грн – ТВ и радио.

Что же касается проекта «Цифровой Украины» (цифрофизации общества, а не перехода на цифровое ТВ), то пока кроме декларации намерений, особо надеяться на существенное улучшение ситуации и упрощение работы для множества представителей мелкого и среднего бизнеса пока не приходится.

- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram