Домой Статьи РОССИЙСКОЕ ТВ: от выборов до дефолта

РОССИЙСКОЕ ТВ: от выборов до дефолта

3588
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Недавно на страницах нашего издания был опубликован цикл статей, посвященный истории Центрального телевидения бывшего СССР (ЦТ СССР). Вчера мы начали публикацию нового цикла, в котором наш постоянный автор Василий Гуляев рассказал об истории становления российского телевидения в первой половине 90-х годов XX века. В этом материале читатели познакомятся с историей развития телевидения в Российской Федерации во второй половине 90-х годов.

Итак, мы продолжаем наш обзор событий в телевизионной жизни России, а начинаем его с 1996 года. Он оказался чрезвычайно важным в истории страны (или его сделали таким?): предстояли президентские выборы. Новоявленным олигархам, считающим себя в новой России хозяевами жизни, в случае возврата коммунистов к власти было что терять, а при самом худшем раскладе существовала возможность, что часть из них ожидали тюремные нары. Точно в таком же положении были многочисленные политики, президентское окружение, люди, занявшие солидные посты при новой власти по всей стране. А действующий на тот момент президент Б. Н. Ельцин был, откровенно говоря, слаб и как руководитель государства, и как Верховный главнокомандующий, не говоря уже о физическом состоянии немолодого человека. Его рейтинг (появившееся модное словечко) стремительно падал к нулевой отметке. Безработица, хронические неплатежи, многочисленные национальные конфликты, из которых самый тяжелый и кровопролитный в Чечне, безвластие – это лишь небольшой перечень проблем 1996 года. Вот так начиналась вторая половина 90-х годов в истории России и российского телевидения.

1996

Новый, 1996 год начался с показа 1 января на канале ОРТ первой части замечательного многосерийного музыкального проекта «Старые песни о главном». Продюсерами и авторами идеи проекта являются Константин Эрнст и Леонид Парфенов.pesni-stjpgВесь проект был построен на популярных советских песнях разных лет. Каждый выпуск (серия) представлял собой законченную новеллу, действие в которой происходило во временном отрезке отечественной истории. Первая передача была стилизована под 1935 — 1950 годы, вторая под 1960-е, третья захватывала период с 1970-х по первую половину 1980-х, ну а четвертая — современную эпоху. Набор песен был соответствующим.
Первая часть (по мнению многих зрителей, она является лучшей в сериале) была снята по мотивам и в декорациях советского фильма «Кубанские казаки». Народ, слегка отойдя от новогоднего пиршества, был, мягко говоря, потрясен — такого никто никогда на телевидении не делал! И самое главное — можно было совершенно спокойно петь весь песенный репертуар фильма вместе с его героями — они как нельзя лучше подходили для застолья. Этот и последующие мюзиклы пользовались большой популярностью и имели высокие рейтинги. Канал часто повторяет старые выпуски в январе и в период весенних праздничных дней — с 1 по 9 мая.
kolesoIstorii7 января на телеканале РТР в эфире впервые была показана программа «Колесо истории» с Леонидом Якубовичем в роли ведущего. По жанру это была историческая развлекательная телеигра, производилась она телекомпанией «Каскад ТВ».
Каждый ее выпуск имел свою определенную тему: обычно это были важные исторические события, повлиявшие на развитие российского государства. Игрокам задавался вопрос по тематике выпуска. Увы, это было не самое лучшее шоу из виденного до сих пор: тяжеловесное и малоинтересное (сумели же так скучно преподносить исторические моменты). Последний выпуск «Колеса истории» был показан 25 июля 1999 года. После годичного перерыва 27 июня 2000 года программу вновь попытались реанимировать, но чуть позже из-за низких рейтингов вновь закрыли.
9 января произошло событие, которого никто в России не ожидал. Отряд чеченского полевого командира Салмана Радуева захватил больницу с заложниками в дагестанском селе Кизляр. Требование у террористов было одно: вывести федеральные войска из Чечни. В результате переговоров с руководством Дагестана боевики отказались от своих требований, согласились отпустить заложников и покинуть республику, если им предоставят транспорт и гарантируют безопасность передвижения. Руководство Дагестана готово было выполнить эти условия ради спасения заложников. Тогдашний премьер-министр страны В. С. Черномырдин дал гарантии боевикам.
Однако федеральные войска блокировали террористов в селе и 15 января начали штурм вертолетной атакой. Мощный артиллерийский и ракетный огонь велся трое суток. Несмотря на это, в ночь с 17 на 18 января уцелевшие боевики вырвались из окружения и увели с собой заложников. Эта операция по бездарности сравнима со штурмом города Грозного. Ее итогом стало уничтожение части боевиков, и ничем не оправданная смерть заложников.
Государственные телеканалы страны старались завуалировать все произошедшее, рассказывали о трудностях действий в горной местности, о вероломстве боевиков и т.д. Из документальных фильмов того периода можно выделить один, под названием «Собачий вальс». Его снял тележурналист канала РТР Александр Сладков: фильм максимально приближен к реальности и тяжел для восприятия обывателями, которых российское ТВ прочно «подсадило» на просмотры бесконечных шоу, сериалов и концертов.
Предстоящие летом 1996 года выборы волновали не только околопрезидентскую челядь и разного рода «новых русских», но и самого президента. Б. Н. Ельцин был человеком своенравным и зачастую решения принимал мгновенно: к этому времени он уже твердо решил, что у руля основного информационного ресурса — ВГТРК должен стоять человек, которому он будет полностью доверять.
В течение пяти последних лет руководил этой крупнейшей в России медиакомпанией О. М. Попцов (мы о нем писали в предыдущем материале). У многих власть имущих вызывало удивление и даже зависть его «долгожительство» на телевизионном Олимпе. Однако уверенность в собственной «непотопляемости» стоила ему карьеры.
В августе 1994 года вышла в свет первая книга О. Попцова о российской власти — «Хроника времен царя Бориса» (напомню, он журналист и писатель, автор многих книг). Вы уже представляете по названию, о чем это произведение? Все верно — о тайнах, интригах и коррупции внутри Кремля, и появление книги стало первым «звонком» для Б. Ельцина о неблагонадежности этого человека. Следом за первой выходит вторая книга с не менее интригующим названием: «Тревожные сны царской свиты».
Как можно человека, владеющего бесценными знаниями о «кремлевской верхушке» и при этом выкладывающего все секреты в своих книгах, оставлять и дальше руководить ВГТРК? Это первый повод. Кроме этого, в последние годы шквал критики обрушился на все российское телевидение: пресса обвиняла его в засилье «чернухи», смаковании убийств, террористических актов, рекламы и т.п. А вот это повод второй для оргвыводов.
В результате, президент, как и обычно, решил убить одним выстрелом сразу двух «зайцев». 15 февраля 1996 года Б. Ельцин подписал указ об освобождении председателя ВГТРК О. Попцова от занимаемой должности. Таким образом, и неблагонадежный человек был убран, и общественности показали: вот, видите, мы же принимаем меры по наведению порядка на телевидении!
Вместо О. М. Попцова был назначен Эдуард Сагалаев, который был профессиональным телевизионщиком. С 1992 года он занимал должности президента «Московской независимой вещательной корпорации» (МНВК) и председателя Конфедерации журналистских союзов.
zerkalo21 апреля канал РТР впервые показал информационно-аналитическую программу «Зеркало», ее автором и ведущим стал известный российский журналист Николай Сванидзе. Тематика программы состояла в том, что с политиками, деятелями культуры и просто известными людьми, — всеми, кто имеет свою точку зрения на актуальные проблемы, ведущий обсуждает главные темы недели.
Nikolai-SvanidzeВообще, личность Николая Карловича Сванидзе весьма интересна, а его карьера неоднозначна — здесь и резкий взлет, и падение, причем не единожды. Он закончил исторический факультет МГУ, работал в Институте США и Канады при Российской Академии наук, с 1977 по 1991 годы был членом КПСС.
С 1991 года перешел на российское телевидение и до определенного момента был неплохим, хотя и рядовым тележурналистом, в 1995 году даже удостоился премии «ТЭФИ» в номинации «Лучший ведущий информационно-новостной программы». А вот с 1996 года начался неожиданный и резкий взлет по карьерной лестнице: его назначают заместителем председателя ВГТРК. Но и это не все: в феврале 1997 года он становится председателем этой же организации.
К сожалению, титул хорошего журналиста не является показателем, что из человека впоследствии получится хороший руководитель. Осознав этот факт, Николай Карлович в мае 1998 года подал заявление об увольнении по собственному желанию. Согласитесь, что это мужественный поступок — уйти самому с такого высокого поста!
Что случилось потом — непонятно. Вместо традиционного ведения информационно-новостных программ Николай Карлович вдруг стал одно за другим, как горячие пирожки, выпекать шоу на исторические темы. Вот их названия: «Контрасты», «Подробности», «Суд времени» и т.п. А затем снял цикл документальных программ об истории России — «Исторические хроники с Николаем Сванидзе».
Как говорят самые ярые критики Н. Сванидзе, он действует в этих передачах по принципу «выборочной памяти в отношении российской истории», а также преподносит исторические факты так, как в данный момент удобно ведущему. Старшее поколение не смогло простить ему вольное трактование роли СССР в Великой Отечественной войне. Дошло до того, что не раз общественность требовала, чтобы Николай Карлович покинул не только телевидение, но и был вообще отстранен от общественной жизни России. Впрочем, с ним мы еще повстречаемся на страницах нашего повествования.
1 мая 1996 года началось вещание национального музыкального канала «Муз ТВ». Телеканал был специально создан для того, чтобы привлечь молодежь к выборам, чтобы эта часть электората сделала свой первый шаг — пришла на предстоящие президентские выборы. А уж убедить молодое поколение голосовать так, как нужно — это вторая часть задачи, которую тоже должен был решать «Муз ТВ». А вы об этом факте знали, уважаемый читатель?
С первых же дней «жизни» телеканала началась трансляция специального двенадцатичасового блока (новости, ток-шоу, музыкальные программы) в 40 городах России, входящих в так называемый «красный пояс» (где большинство поддерживало коммунистов).
golosuy_logoИтак, 13 мая 1996 года был дан официальный старт предвыборной акции «Голосуй или проиграешь!» Генеральным продюсером этой кампании стал владелец фирмы «ЛИС’С» Сергей Лисовский, вокруг личности и действий которого впоследствии зародилось много сплетен и домыслов (но мы-то сплетнями не занимаемся, нас интересуют только факты — верно?). Руководителем телевизионной части проекта стал журналист Дмитрий Дибров. Цель этой акции была проста и однозначна — всеми возможными (а зачастую и невозможными) способами привести к победе в гонке на президентский пост одного-единственного кандидата — Бориса Николаевича Ельцина.
golosuyВ проекте «Голосуй или проиграешь!» принимали участие: «новоиспеченный» телеканал «Муз ТВ», фирма «ЛИС’С», агентство «Премьер СВ». Стоп — мы упомянули о «Премьер СВ»: учредил это акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) в 1992 году тот же самый Сергей Лисовский. В нем работали многие весьма известные в России люди: клипмейкер Юрий Грымов, к примеру. А президентом «Премьер СВ» был Владимир Жечков — это имя ничего не говорит? Вспомните — внезапно появившаяся тогда же из ниоткуда группа «Белый орел»: «Как упоительны в России вечера», «Потому что нельзя быть красивой такой», «Добрый вечер скажу я, мисс» и т.д. Солистом этой группы и был Владимир Жечков, это он записал все три первых альбома группы. Но, впрочем, мы опять отвлеклись.
В акции «Голосуй или проиграешь!» принимали участие телеканалы ОРТ, РТР, «Санкт-Петербург 5 канал», «Центр Стаса Намина» и т.д. Огромное количество актеров, писателей, певцов и певиц, музыкальных групп курсировали по стране с концертами и выступлениями, главной идеей которых было убедить население сделать единственно правильный выбор. Сейчас сложно сказать, в самом ли деле все эти люди верили в то, к чему призывают, или тут основную роль сыграл финансовый фактор — не нам судить.
В период между первым и вторым турами голосования сам Б. Ельцин лично участвовал в выездных шоу-выступлениях. Были записаны два музыкальных альбома: «Ельцин — наш президент» и «Голосуй или проиграешь» с участием популярных звезд российской эстрады. Естественно, все это транслировалось на основных каналах российского телевидения.
16 мая 1996 года прошла вторая церемония вручения «ТЭФИ». В этот раз организацию конкурса и его прямую трансляцию взял на себя канал НТВ. Второе отличие от предыдущей процедуры состояло в том, что появились новые номинации: «Лучшая авторская программа», «Лучшая программа, созданная на региональном ТВ» и «Телевизионное событие года». При этом были отменены: «Лучшая публицистическая передача», «Лучший публицистический ведущий» и «Лучшая передача об искусстве». Общее количество номинаций осталось прежним — двенадцать и, кроме того, три специальных приза.
Третье отличие — «Академия Российского телевидения» за год увеличила свой состав до 15 человек. Ее новыми членами стали генеральный директор НТВ Олег Добродеев, вновь назначенный председатель ВГТРК Эдуард Сагалаев, автор и ведущий программы «Очевидное — невероятное» С. П. Капица и бессменный ведущий «КВН» Александр Масляков.
В этот раз церемонию вручения национальной премии «ТЭФИ» решено было проводить во МХАТе имени Горького.
Решение «академиков» присудить премию программе телеканала НТВ «Куклы» было воспринято частью телекритиков как политическое. Программа была неплохой, только не являлась проектом и событием конкретно 1996 года — она появилась в эфире раньше.
Не уверен, что кто-то сейчас вспомнит так называемый «Русский проект», созданный продюсером Константином Эрнстом и режиссером Денисом Евстигнеевым. Вкратце напомню: там известные актеры — Н. Михалков, Н. Мордюкова, З. Гердт, В. Кикабидзе, О. Ефремов и т.д. в замечательно снятых ностальгических мини-роликах внушали народу социальный оптимизм: «Все у нас получится», «Все будет хорошо», «Позвоните родителям», «Время собирать камни» и т.п. С экрана впервые за все «лихие девяностые» показали что-то глубоко человечное, доброе и нужное. Люди смотрели эти мини-ролики тогда, и у них сжималось сердце, а на глаза наворачивались слезы. Да и сейчас, если их вновь посмотреть, наворачиваются: ведь по сути, ничего с тех пор особо не изменилось в жизни. Увы, этот «Русский проект» «прокатили», на что весьма критично отреагировал канал ОРТ.
Исторически сложилось так, что все присутствующие, а также не присутствующие на награждении тележурналисты и их начальники напрочь забыли о том, как рассуждали о беспристрастности, объективности, принципиальности и прочих принципах демократии, чтобы провести всероссийское телешоу с призывом сделать «единственно правильный выбор». А население России лишний раз убедилось, что народная мудрость, гласящая о том, что кто платит, тот и заказывает музыку, не так уж и далека от истины.
16 июня 1996 года состоялись выборы Президента России. Увы, ни один из претендентов не набрал нужного количества голосов для безусловного лидерства — более того, Б. Ельцин всего чуть-чуть опережал лидера коммунистов Г. Зюганова. Предстоял второй тур, и тут шоу под названием «Голосуй или проиграешь!» обрело еще больший размах и даже некоторую агрессивность.
4-07-199619 июня при выходе из Белого дома люди из службы безопасности президента задержали заместителя гендиректора ОРТ А. Евстафьева и еще одного члена предвыборного штаба Ельцина, руководителя акции «Голосуй или проиграешь» С. Лисовского с коробкой из-под ксерокса, в которой было 500 тысяч долларов. Тогда значительная часть расходов на избирательную кампанию оплачивалась наличными («налом», как говорили в определенных кругах). Как-то удивительно быстро все это замяли, и телевидение предпочло не реагировать на это событие.
К середине 1996 года была создана «Ассоциация спутникового телевидения» (АСТ) в форме открытого акционерного общества. Реализацию этого проекта начал еще в августе 1995 года «Телеканал 2×2» на базе собственной сетки дневного вещания. Этот проект предусматривал распространение телепрограмм из Москвы через систему спутниковой связи на всю территорию России, стран СНГ, в места компактного проживания русскоязычного населения (страны Балтии, Болгария, Израиль, Кипр) и привлечение местных телекомпаний для ее ретрансляции с включением собственных программных блоков.
К описываемому времени были успешно завершены несколько этапов реализации проекта, что позволило перейти на вещание в течение 17 с половиной часов в сутки, жесткому сетевому программированию и сформировать основы сети. Телеаудитория в России, получающая программы АСТ, составляла 25 миллионов человек (214 городов и населенных пунктов, исключая московский регион) и 24 миллиона человек в странах СНГ.
Июль-1996Прошедший 3 июля второй тур выборов Президента России закрепил победу
Б. Ельцина, хотя и с небольшим перевесом. Наконец-то жители страны смогли спокойно смотреть свои телевизоры без пугающих детей (и даже взрослых) лозунгов и выкриков о том, что будет, если к власти придут «не те» люди.
proxima_vitima15 июля 1996 года ОРТ начал показ одного из самых громких сериалов Бразилии последних лет — «Новая жертва» («A Proxima Vitima»), снятого по сценарию бразильского писателя Силвиу де Абреу. Сериал мгновенно получил высокий рейтинг.
Сюжет сериала был новаторским для своего времени — помимо обычной мелодрамы, он включал в себя и детективную линию, во многом схожую с романом «Десять негритят» Агаты Кристи. Здесь также присутствует аллегорический список будущих жертв в форме перечня зверей китайского гороскопа. Показ «Новой жертвы» был завершен 31 января 1997 года. В 2002 — 2004 годах телесериал повторно показали несколько телекомпаний в регионах России.

ntv-plus1 сентября 1996 года состоялся запуск в эксплуатацию системы спутникового телевидения «НТВ Плюс». Но задолго до этого, в январе 1994 и в ноябре 1995 года были запущены спутники телевизионной ретрансляции «Галс-1» и «Галс-2». Оба спутника были выведены на геостационарную орбиту с координатой 36° восточной долготы (с этой же позиции идет трансляция российского спутникового оператора «Триколор»): именно с них и началось вещание «НТВ Плюс».
Первым каналом в пакете, к тому же собственного производства, стал «Наше кино», а 1 октября вышел в эфир канал «Мир кино», посвященный зарубежному кино разных лет, и с 1 ноября было начато вещание спортивного телеканала «НТВ + Спорт». До февраля 1999 года все каналы транслировались в аналоговом режиме.
7 сентября 1996 года на канале РТР состоялась премьера 10-серийного телевизионного сериала «Графиня де Монсоро», в котором сыграли популярные актеры: Александр Домогаров, Евгений Дворжецкий, Юрий Беляев и т.д. Фильм был тепло встречен и зрителями, и критиками. Последние особо отмечали бережное отношение к первоисточнику.
«Осторожно, модерн!» — юмористический телесериал с таким названием появился на экранах российского телевидения осенью 1996 года. В главных ролях снимались мало кому известные в то время актеры Сергей Рост и Дмитрий Нагиев. Но до этого, в 1995 году, на Санкт-Петербургском телевидении прошло более 20 коротких новелл с общим названием «Полный модерн». Вот на их основе, преобразовав в 25-минутные сюжеты, и был создан мини-сериал «Осторожно, модерн!»
С 21 сентября 1996 года на канале РТР появилась историческая программа «Старая квартира», жанр которой телевизионные критики определили как «коллективные воспоминания». «Старая квартира» по жанру — цикл программ, который можно назвать антологией основных событий полувековой эпохи и живых воспоминаний о ней. Идея принадлежит генеральному продюсеру «Авторского телевидения» А. Малкину. О «Старой квартире» Анатолий Григорьевич говорит так: «Я хотел создать передачу, обреченную на хранение и цитирование».
57828Вместе с заинтересованным залом ведущий программы Григорий Гурвич восстанавливал историю нашей страны, начиная с 1947 года и до конца тысячелетия. «Старая квартира» была удостоена премии «ТЭФИ» в 1998 году в номинации «публицистическая программа». Этот цикл программ завершился 5 апреля 2002 года.
6 октября 1996 года на канале ОРТ состоялась премьера фильма, без сомнения, ставшего знаковым в истории новой России. Речь идет о телевизионной комедии «Особенности национальной охоты», снятой режиссером А. Рогожкиным на киностудии «Ленфильм» годом ранее. Я не стану перечислять здесь ни героев, ни сюжет — все уже многократно это видели на экранах своих телевизоров. Добавлю только, что до этого момента Александр Рогожкин имел репутацию режиссера, снимающего кино «не для всех». Как писали критики о фильме — получился «портрет национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов новой эпохе».
nacOhotaВпоследствии фильм получил несколько призов престижных российских и зарубежных фестивалей, хотя и был противоречиво воспринят. Некоторые критики считали, что в ряду картин Александра Рогожкина эта далеко не лучшая, хотя снята профессионально.
14 декабря на канале ТВ-6 вышел в эфир первый выпуск юмористической программы «ОСП-студия». В основном там показывали пародии на различные телепередачи и песни (например, на передачи «Времечко» — «Временища», «Намедни» — «Надысь» и т.п.). Ведущие — Татьяна Лазарева и Михаил Шац, а также прочие действующие лица этого шоу — бывшие участники КВН.
27 декабря 1996 года был показан еще один фильм режиссера А. Рогожкина — «Операция «С Новым годом!» Все те же герои, все тот же режиссер, только действие происходит не на природе, а в провинциальной больнице. Но, увы, этот фильм не стал таким же любимым кинохитом, как первый. Получилась не столько кинокомедия, сколько новогоднее телешоу, этакий праздничный «фильм — концерт». Вспомните — не к месту вставленные песни, цыганские пляски, праздничное застолье… Суровая мужская романтика первого фильма начисто отсутствует.
Вообще, 90-е годы прошлого века, несмотря на довольно тяжелое время для значительной части населения страны, запомнились каким-то неистощимым потоком новых программ. Нельзя сказать, что все они были эталонами в своих жанровых нишах, а чаще всего — наоборот, этакие бабочки-однодневки. Однако некоторые программы существовали довольно долго и остались в памяти зрителей. Их жизнь можно представить в виде ниспадающей кривой. Яркий взлет, затем некоторое время ровный или не совсем ровный полет и снижение, а иногда и сразу катастрофа из-за падения интереса зрительской аудитории. Вот пример одной такой передачи.
Существовали в самом начале 90-х годов две группы молодых актеров: комик-группа с именем «Магазин «Фу» (состав — Татьяна Иванова, Сергей Гладков, Вадим Набоков). И еще дуэт «Сладкая жизнь»: Юрий Стыцковский и Алексей Агопьян.

maskyshowВ 1993 году обе эти группы объединились на съемках комик-сериала «Маски-шоу». Чтобы развить успех этого сериала, руководитель Юрий Стыцковский предложил снимать еще одно комедийное шоу — «Фулл Хаус» (именно так и называлось оно вначале). Съемки проходили на базе телекомпании «Приват ТВ» в Харькове. В 1996 году, когда первая часть сериала была отснята, «Фулл Хаус» был продан телеканалу ОРТ. Программа была принята, но с условием — поменять название на другое, более привычное для российского зрителя. Новое имя очередного комик-сериала получилось незатейливым — «Каламбур», был переделан образ ведущего соответственно названию. 12 октября 1996 года на телеканале ОРТ вышел в эфир первый выпуск этой передачи. «Каламбур» получился очень удачным, народ с удовольствием смотрел незатейливые смешные сценки.
Хороший проект закрывают обычно по одной из трех причин. Первая — внутренние проблемы разработчиков (продюсеров, режиссеров, актеров), но таких проблем не было. Вторая — падение зрительского интереса, но интерес в данном случае был. Третьей причиной, которая и является основной в данном случае, может стать отсутствие заказов. ОРТ принял решение обновить линейку юмористических программ и перестал заказывать передачи «Каламбур» и «Маски-шоу». В 2000 году передача стала транслироваться на канале РТР, а в декабре 2001 года контракт с комик-группой завершился.

553972892После своего переизбрания на второй срок Б. Н. Ельцин щедро отблагодарил всех, принимавших участие в его поддержке во время избирательной кампании. Особенно «повезло» телеканалу НТВ.
11 ноября 1996 года был опубликован указ Президента России Б. Ельцина № 1386 с длинным названием «О стабилизации деятельности и улучшении качества вещания Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании и телекомпании НТВ». Согласно ему, все эфирное время 4-го телевизионного канала перешло телекомпании НТВ с оговоркой о сохранении просветительских программ, производимых ВГТРК для канала «Российские университеты».
С 11 ноября 1996 года на НТВ начала выходить программа «Чрезвычайное происшествие» (ранее называлась «Криминал», «По праву» и «Протокол»). В ней рассказывается чаще всего о событиях криминального характера. Транслируется по настоящее время.
STS1 декабря началось вещание телевизионного канала СТС («Сеть Телевизионных Станций», мы ранее писали о нем). СТС был создан на деньги американской телекоммуникационной корпорации «Story First Communications», под контролем которой находится более 40 телевизионных организаций Восточной Европы.
15 декабря началось вещание Красноярского негосударственного канала «Телесфера», к сожалению, долго он не протянул и 6 апреля 1999 года был закрыт.

1997

1 января 1997 года на частоте дециметрового канала «М — 49» начала вещание телекомпания «REN-TV» (мы писали об этом на страницах журнала). Вообще-то, телекомпания была основана 1 января 1991 года, но до указанной даты не имела собственной частоты и производила передачи для других телеканалов.
Вкратце напомню, что основателями телеканала — Иреной и Дмитрием Лесневскими предполагалось, что эфир канала будет состоять из оригинальных программ собственного производства и станет пространством для талантливых людей, которые не могут себя реализовать на существующих каналах. Но мечты не всегда становятся реальностью, что в итоге и получилось. А жаль — первоначально «REN-TV» был очень неплохим каналом.
Как и следовало ожидать, с 1 января 1997 года все просветительские программы «Российских университетов» каналом НТВ были полностью удалены из сетки вещания: в оправдание был приведен довод о малом количестве зрителей. НТВ начинал теперь трансляции с 6 часов в будние дни, а в выходные и праздничные дни — с восьми часов.
pesni-2-post1 января на экранах ОРТ был показан второй фильм из цикла «Старые песни о главном». Со времен ударного колхоза первой серии прошло 20 лет. По сюжету герои фильма живут в городе, лето заменили зимой. На календаре — 31 декабря, самое время начинать рассказывать новогоднюю сказку. Мюзикл погружает зрителей в атмосферу 60-х годов, а все события происходят в самом обычном московском Доме культуры.
Герои собрались на «Голубой огонек», чтобы весело отпраздновать Новый год, при этом с ними происходят разные приключения. Режиссером мюзикла стал Джаник Файзиев, а сам фильм во многом напоминает известную картину Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».

1996_moskva15 января 1997 года распоряжением мэра Москвы Ю. Лужкова образовано ОАО «ТВ Центр». Учредителями выступили «Москомимущество» и Московский комитет по науке и технологиям. Владельцем контрольного пакета акций стало Правительство Москвы. Хотя ни для кого не является секретом, что с момента образования канала и все остальное время главным его «ангелом-хранителем» был мэр Москвы Ю. М. Лужков.
Забегая вперед, скажем, что вещание «ТВ Центр» началось 9 июня 1997 года на третьем эфирном канале совместно с телеканалом «Московия». Один из них освещал жизнедеятельность Москвы, а второй — Подмосковья.
С 1 марта 1997 года на канале НТВ начался показ спецпроекта Леонида Парфенова «Намедни. Наша эра», посвященный истории России с 1961 по 1991 год. Показ шел до 28 декабря 2003 года.
1 июля начал трансляции телеканал «ТВ Центр Столица». Странно, да? Ведь к тому времени уже работал еще один столичный канал, о котором мы только что написали, и вдобавок, почти с аналогичным именем. Кстати, «Столица» вышла в эфир вместо кабельного московского телеканала ГКТ («Городское Кабельное Телевидение»). В апреле 1998 года «новорожденный» получил более короткое имя «ТВ Столица». Канал вещал в эфире до 5 сентября 2011 года, в этот день он был преобразован в информационный телеканал «Москва 24», который существует и сейчас.
25 августа 1997 года указом Президента РФ № 919 Государственная телерадиокомпания «Петербург — Пятый канал» была упразднена, а на ее базе было создано акционерное общество «Телерадиокомпания «Петербург».
Если вы читали предыдущие материалы рубрики, то помните, что о канале «2Х2» мы писали как о первом коммерческом в истории России (впервые он появился в 1989 году). Случилось так, что в августе 1997 года канал ушел с телевизионных экранов, а вернулся назад только в ноябре 2002 года — с концепцией «магазин на диване». Спустя три года телемагазин практически полностью вытеснил остальные передачи из сетки его вещания (ранее он был музыкальным с трансляцией зарубежных мультфильмов и сериалов). Как говорится — «Иногда они возвращаются». В 2007 году произошел ребрендинг канала «2Х2», но об этом — в свое время.
4 октября 1997 в сетке вещания канала ОРТ появилась телепрограмма «Эти забавные животные», построенная по формату телеигры. Ведущие передачи несколько раз менялись: Валдис Пельш, Максим Леонидов и т.д. Ничем особенным она не запомнилась, и в конце 1998 года была закрыта. После годичного перерыва в 1999 году некоторое время транслировались повторы.
zolotaya_lihoradka8 октября 1997 года на канале ОРТ появилась «интеллектуальная игра» (так ее анонсировал канал) «Золотая лихорадка». Ведущий, популярный актер Леонид Ярмольник, в роли дьявола отделен от игроков решеткой, по которой в основном и переползает. Игра состоит из трех раундов. Вопросы викторины затрагивали различные области деятельности человека: науку, искусство, культуру. Шоу просуществовало недолго, и 21 ноября 1998 года было закрыто.
1 ноября 1997 года в эфире появился канал РТР–2 (нынешнее имя — телеканал «Культура»). Он стал вещать на пятом метровом канале вместо ГТРК «Петербург — Пятый канал», вещание которого было ограничено отныне Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Из-за этого каналу РТР было изменено название на РТР–1.
Осенью 1997 года телеканал ОРТ прекратил показ матчей футбольной Лиги Чемпионов УЕФА, передав права на трансляцию телекомпаниям НТВ и «НТВ Плюс» — что вызвало весьма негативные эмоции со стороны болельщиков.
После показа «Новой жертвы» летом предыдущего года канал ОРТ сделал паузу в трансляциях бразильских сериалов. Однако в ноябре 1997 года любители «мыльных опер» возликовали: на экранах все того же ОРТ появилась новелла бразильской телекомпании «Глобо» «Роковое наследство» («О Rei do Gado»). Сериал, можно сказать, уже по накатанной колее, тоже имел большой успех.
19 ноября был показан фильм, снятый режиссером А. Рогожкиным «Особенности национальной рыбалки». Все тот же набор действующих лиц, но теперь действие переносится из леса на берег, где герои предполагают власть порыбачить и, конечно же, употребить для настроения национальный напиток. Фильм до сих пор пользуется такой же популярностью, как и самый первый — о национальной охоте.
12 декабря 1997 года на телеканале НТВ состоялся первый показ культового фильма не только 90-х годов, но до сих пор не потерявшего своих зрителей — «Брат». Сюжет-то довольно прост: после возвращения из армии Данила Багров приезжает в Санкт-Петербург, где живет его старший брат по кличке Татарин. Молодой человек узнает, что любимый брат, который воспитывал его вместо отца, всю жизнь был наемным убийцей и теперь скрывается от многочисленных врагов. Все — дальше описывать не стану, кто смотрел, тот дальнейшие перипетии знает.
Саундтрек для фильма написал популярный российский рок-музыкант Вячеслав Бутусов, а большая часть песен прозвучала в исполнении группы «Наутилус Помпилиус». «Брат» был снят за рекордно короткий срок — 31 день, а на его съемки было потрачено около 20 тыс. долларов США. Режиссер — Алексей Балабанов, главную роль сыграл актер Сергей Бодров-младший. Фильм был приобретен для проката более чем двадцатью странами мира.
Продолжение нашумевшего российского боевика было снято тем же режиссером и показано впервые 11 мая 2000 года. Многие критики утверждают, что в художественном плане фильм превосходит в несколько раз первую часть. Режиссер Алексей Балабанов пошел на это, скорее всего, сознательно. Он создал по-настоящему коммерческое развлекательное кино с тем, чтобы порадовать самые широкие слои населения. Ну а уж множество фраз из обоих фильмов на долгие годы запомнились зрителям, особенно сакральный вопрос: «В чем сила, брат?»
26 декабря 1997 года на российском телевидении была показана лирическая новогодняя комедия режиссера Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша» с участием популярных актеров Александра Збруева и Веры Глаголевой. Сюжет пересказывать не буду, но в целом фильм получился довольно добрым, хотя и без особых изысков.
deti.ponedelnika.avi.image4Телевизионная комедия «Дети понедельника» режиссера Аллы Суриковой была отснята в 1997 году, а ее премьерный показ состоялся на телевидении 30 января 1998 года. Хороший подбор актеров: А. Джигарханян, И. Розанова, И. Скляр и т.п. даже при посредственном сценарии позволил «вытянуть» фильм в число тех, которые можно посмотреть не один раз.

1998

Новый, 1998 год принес юному поколению «царский» подарок» — 1 января вместо малоизвестного телеканала «Интерфакс-ТВ» начал вещание канал совершенно нового формата — ТНТ («Твое Новое Телевидение»). Мы тоже писали об этом факте, так что подробности появления ТНТ опустим. И в этот же день телеканал РТР-2 получил свое настоящее, действующее до сих пор имя — «Культура».
4 января 1998 года российское телевидение начало показ отечественного сериала, который к настоящему времени уже преодолел планку в 100 серий: с разными героями и авторами сценариев. Речь идет о знаменитом телесериале «Улицы разбитых фонарей» («Менты»). Режиссер первой части — все тот же Александр Рогожкин («Особенности национальной охоты» и т.п.).
Большинство серий сериала сняты по детективным произведениям писателя Андрея Кивинова, рассказывающим о работе оперативников подразделений милиции Санкт-Петербурга в конце 90-х годов. Чаще всего речь идет о работе «Отдела по расследованию особо тяжких преступлений» («Убойного отдела»).
Показ первого сезона начался одновременно на каналах НТВ и ТНТ, этот сезон состоял из 31 серии. Остальные тринадцать сезонов содержат от двух до трех десятков серий каждый.
С 14 марта на канале РТР впервые вышла программа «Ищу себя», основанная на письмах людей, ищущих своих знакомых, близких, сослуживцев и т.п. Если быть точнее, то передача на Всесоюзном радио с подобным названием транслировалась с 16 мая 1956 года, а ее автором и ведущей была известная детская писательница Агния Барто. В конце 1998 года контракт между РТР и телекомпанией «ВИD», которая производила программу «Ищу себя» (здесь нет ошибки, именно таким было название вначале), закончился.
23 марта Б. Ельцин отправил в отставку своего ближайшего сподвижника В. Черномырдина, который возглавлял правительство с декабря 1992 года. Это произошло на фоне бюджетного кризиса, когда каждый месяц правительство выплачивало в 1,5 — 2 раза больше денег, чем удавалось собрать в форме налогов и таможенных сборов. Львиную долю в расходах составляло обслуживание долгов государства, погашение государственных краткосрочных облигаций (ГКО), срок которых истек. Чтобы расплатиться по долгам и поддерживать курс рубля, валютных резервов Центрального банка уже не хватало. Финансовая пирамида ГКО зашаталась. По нескольку месяцев задерживалась выплата зарплаты, проходили акции протеста с требованиями отставки президента и правительства.
И в этот же день Б. Ельцин назначил исполняющим обязанности премьер-министра 35-летнего С. Кириенко. Однако 10 апреля Госдума отклонила его кандидатуру в первый раз и 17 апреля — во второй. Президент внес его кандидатуру в третий раз, и наконец-то, 23 апреля С. Кириенко был утвержден. Никто и не подозревал, к чему это назначение приведет страну совсем скоро.
В апреле 1998 года, выступая на открытии фестиваля регионального телевидения «Вся Россия», руководитель федеральной службы теле- и радиовещания (ФСТР) Валентин Лазуткин заявил, что у правительства больше нет средств на развитие государственного телевидения, в том числе регионального. По его словам, в эту сферу уже четыре года не было никаких государственных инвестиций, и Федеральной службе едва удается наскрести денег на зарплату сотрудникам государственных телерадиокомпаний. В. Лазуткин упрекнул руководство ВГТРК в том, что оно совершенно забросило региональные станции, и заявил также, что ГТРК нищают и попадают в зависимость от местных политических и финансовых «хозяев». Но сложившуюся ситуацию исправить было сложно — финансовая система России была в глубоком кризисе.
162-2В апреле 1998 года на канале «ТВ Центр» выходит информационно-аналитическая авторская программа Алексея Пушкова «Постскриптум», которая до сих пор стоит в сетке вещания. Помимо комментирования основных событий недели, программа рассказывает о некоторых моментах истории и известных людях. Согласно сайту телеканала, она пользуется популярностью среди политической и бизнес — элиты России.
По указу № 511 от 8 мая 1998 года в состав ВГТРК были переданы региональные государственные телерадиокомпании с примечанием, что назначение их руководителей будет происходить по согласованию с региональной администрацией. С этого момента региональные государственные телекомпании приобрели статус филиалов, а не самостоятельных юридических организаций. Общим для всех филиалов стало не только оформление студии и заставок, но и редакционная политика. А телеканал РТР начал вещать на 54 языках народов России.
roksolanaВ июле на канале ОРТ была запущена украинская сага «Роксолана — пленница султана» (сериал снят в 1996 году). Действие происходит в XVI веке, в целях создания дополнительной драматичности момента авторы сериала начали свое повествование со свадьбы главной героини. Настя Лисовская, прозванная Роксоланой, должна была выйти замуж за своего односельчанина, однако ее похитили и с другими пленницами переправили на корабле через море в Османскую империю. Волей судьбы девушка попала во дворец султана Сулеймана II (Сулеймана Великолепного), где получила новое имя — Хюррем. Мелодрама как раз была снята ко времени, когда различные агентства проторили славянским девушкам дорогу в Турцию под разными предлогами.
7 августа 1998 года на телеканале РТР появилось молодежное ток-шоу «Акуна матата» на тему конфликта поколений. В программе затрагивались темы отсутствия взаимопонимания между молодежью и старшим поколением. Кстати, в переводе с языка суахили слова «Акуна матата» означают «жить без забот». Поочередно ток-шоу вели Матвей и Михаил Ганапольские, Владимир и Егор Грамматиковы и Борис и Ксения Грачевские. 20 октября 2000 года шоу прекратило свое существование.
Время действия — 1996 год. Место действия — Северный Кавказ, территория необъявленной войны. Хотя на экране войны почти нет, просто солдатские будни, ежедневный быт одного подразделения российской армии. Именно так начинается военная драма «Блокпост», снятая все тем же Александром Рогожкиным. Фильм произвел тяжелое впечатление на фоне победных реляций, ежедневно транслировавшихся в новостных сводках российского ТВ.
Между тем ситуация в стране постоянно ухудшалась. Отвечая на встревоженные вопросы журналистов о предстоящей девальвации рубля, 14 августа Б. Ельцин заявил твердо и четко: «Девальвации не будет!» Но наученные горьким опытом люди не поверили и ринулись в пункты обмена валюты. При официальном курсе 6,3 рубля доллар начали продавать не дешевле 7 рублей. Население перестало верить рублю, и началась паника.
18 августа был зафиксирован дефолт финансовой системы России. К 20 сентября курс доллара от 6,3 рублей поднялся до 20,8 рубля. Официальная статистика говорит, что инфляция поднялась от 3,7% в августе до 38% в сентябре. Второй раз за историю новой России (после гайдаровской «шоковой терапии») значительная часть населения оказалась попросту лишена возможности что-либо купить. Разорились десятки тысяч мелких и крупных предпринимателей, закрылись десятки заводов, а упорные заклинания руководства страны о том, что Россия твердо стоит на ногах, оказались на поверку блефом.
Dva_royalya_logo2 сентября 1998 года на канале РТР появилась музыкальная телевизионная игра «Два рояля». Если описать кратко, то суть игры состояла в том, что две команды по 3 человека по очереди выбирают один из закрытых экранов и должны угадать задуманную песню, строка из которой зашифрована на телеэкранах. Программе была присуждена национальная премия «Овация — 1998» в номинации «Лучшая музыкальная программа года». На РТР «Два рояля» транслировались по 8 февраля 2003 года, а с 23 октября 2004 года появились на канале ТВЦ. 28 мая 2005 года игра была закрыта.
7 сентября 1998 года в эфир впервые вышел утренний блок программы «Доброе утро, Россия!». Концепция, форма и общее содержание программы менялись несколько раз. Однако основу этого блока с первого дня составляли выпуски новостной программы «Вести», региональных новостей, прогноза погоды. Кроме этого, в эфир выходили репортажи на различные темы, интервью с гостями в студии. Запустить проект в эфир руководство канала пригласило телекомпанию «ВИD» и Андрея Разбаша в качестве независимого продюсера. Однако спустя три месяца после премьеры «Доброе утро, Россия!» руководство канала из-за финансовых проблем решило отказаться от услуг телекомпании «ВИD» и производить наполнение программы силами ВГТРК. Из-за этого передача лишилась нескольких ведущих и ряда ежедневных рубрик.
Эфир «Доброго утра» заполнила продукция, не требующая особых затрат: отрывки развлекательных программ, музыка из архивов, мультфильмы и т.п. В сетку передачи включили программу «Наш сад» и авторскую рубрику Натальи Дарьяловой «У всех на устах». В сентябре 1999 года была предпринята попытка создания на основе утреннего блока нового информационного канала «Панорама» под руководством Александра Гурнова, но и она закончилась неудачей.
19 февраля 2001 года утренний блок «Доброе утро, Россия!» был закрыт, весь штат был распущен, закрыты все проекты. Самый ранний эфир РТР прочно заняли телефильмы, детский сериал «Телепузики» и мультфильмы, а также выпуски «Вестей».
telepuziki8 сентября 1998 года телеканалу РТР-1 возвращено прежнее название — РТР. И тогда же для него и для телеканала «Культура» вводится новый логотип, оформленный в цветах российского государственного флага.
Осенью 1998 года, после печально известных событий в экономике страны, ОРТ запустил в показ бразильский сериал «Жестокий ангел» («Anjo Mau»). Рассказывать особо о нем нечего: народ, вероятно, уже к подобным сериалам привык и особого восторга не высказывал, но хоть немного отвлекся от последствий августовского дефолта.
В это же время в эфире российского телевидения на канале РТР появилась музыкальная программа «Сиреневый туман». По формату — это полчаса хорошей музыки и забавных историй. Программа, где звезды эстрады не только поют, но и рассказывают анекдоты из своего богатого опыта. Ведущий — известный исполнитель Владимир Маркин.
reporterС 16 октября 1998 года на канале НТВ начал выходить еженедельный цикл фильмов репортеров этого телеканала «Профессия — репортер». Транслируется до настоящего времени нерегулярно.
В ночь с 25 на 26 сентября 1998 года началось вещание русской версии канала MTV. Первое время его утренние и ночные передачи транслировались на частоте бывшего «Телеэкспо», а дневные и вечерние — на частоте бывшей компании «Энергия ТВ» (вещание MTV велось с логотипами владельцев частот).

1999

С 10 января 1999 года на канале «ТВ-6» появилась телеигра «Детектив — шоу», но после нескольких выпусков с 29 января она «перебралась» на канал ОРТ. Ведущий — Матвей Ганапольский, производство компании «Авторское телевидение» (АТВ).
Игра «Детектив-шоу» начиналась как радиопередача на радиостанции «Эхо Москвы», она выходила там в эфир с 1993 по 1999 годы под названием «Ее звали Агата». С января 1998 года АТВ начала работу по созданию телевизионной версии этой игры. Первоначальные правила отличались от дальнейших выпусков: игрокам в зале показывались короткометражные детективные фильмы. После их окончания ведущий опрашивал игроков в зале об их догадках: что должно произойти в дальнейшем, и какие версии того, кто является преступником. Увы, телеигра имела нелегкую судьбу, кочевала с канала на канал: «ТВ-6» — ОРТ — ТВЦ и в январе 2004 года прекратила свое существование.
5 апреля 1999 года, сразу после окончания «Жестокого ангела», телеканал ОРТ запускает уже завоевавшую во многих странах зрительскую любовь теленовеллу «Во имя любви» («Por Amor») по сценарию Мануэла Карлуса, производства все той же бразильской «фабрики мыльных опер» «Глобо». Сериал имел высокий рейтинг, но описывать все его перипетии мы не станем.
7 июня 1999 года вместо дециметрового «24 канала» начал работу телеканал «Дарьял ТВ».
6 июля 1999 года на базе «Государственного комитета РФ по делам печати» и «Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию» образовано «Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации» Указом Президента РФ от 6 июля 1999 года № 885. Министром был назначен М. Ю. Лесин, до этого с 1997 года был заместителем председателя ВГТРК. Он один из создателей рекламного агентства «Video International», активный участник и один из разработчиков предвыборных рекламных кампаний движения «Наш дом — Россия» в 1995 году и Бориса Ельцина в 1996 году и т.д.
Мы не станем приводить здесь самую противоречивую информацию об этом чиновнике и его работе на посту министра, желающие могут воспользоваться поисковиками. В марте 2004 года указом президента В. В. Путина возглавляемое М. Лесиным министерство было упразднено, а вместо него было создано «Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям», вошедшее в состав Министерства культуры и массовых коммуникаций.
С 1 августа 1999 года информационно-новостная телекомпания «Вести» стала функционировать как самостоятельное подразделение ВГТРК.
leto_nashey_tayniВ августе 1999 года в вечернем эфире канала РТР появилась бразильская теленовелла «Лето нашей тайны» («Corpo Dourado»), которая стала главным конкурентом продолжающегося на ОРТ сериала «Во имя любви». Увы, «Лето нашей тайны» особого успеха не имел, и уже в сентябре был перенесен на более неудобное время — днем.
6 сентября 1999 года Генеральным директором ОРТ стал Константин Эрнст, работающий в этой должности до настоящего времени. До этого назначения он был генеральным продюсером канала. Интересно, что Константин Львович является биологом по образованию и в 25 лет даже защитил кандидатскую диссертацию по биохимии.
В начале октября 1999 года телеканал ОРТ запустил сериал «Нежный яд» («Suave Veneno») производства бразильской телекомпании «Глобо». Изначально за основу повествования был взят сюжет трагедии Шекспира «Король Лир» об отце и трех дочерях, сценарист Агиналдо Силва. Сериал сразу получил довольно неплохой рейтинг.
Zhdi_menya_201312 октября 1999 года был возобновлен показ программы «Ищу себя», но уже с новым именем — «Жди меня» и на другом канале — ОРТ. Однако суть передачи осталась прежней — поиск родных и близких людей, потерявших в силу различных обстоятельств друг друга. Транслируется на «Первом канале» до сих пор.
В 1999 году начал свое победное шествие по экранам России и стран содружества сериал «Каменская», снятый по мотивам романов писательницы Александры Марининой, которая по праву заслужила доброе прозвище «русской Агаты Кристи».
kamenskayaСериал был снят российским режиссером Юрием Морозом по сценарию, адаптированному под формат телевизионного фильма по заказу канала «НТВ». В ролях снимались популярные актеры: Елена Яковлева, Сергей Никоненко, Сергей Гармаш, Дмитрий Нагиев, Андрей Ильин, Всеволод Шиловский и т.д. К сожалению, «видеопираты» опередили в этот раз телевидение, и первая серия «Каменской» началась на экранах уже после появления дисков на рынках и в киосках.
Если подвести небольшой итог развития телевидения в России за прошедшее десятилетие, то к концу 1999 года уже вещало полтора десятка разных, в том числе совершенно новых для страны каналов. Среди них: ОРТ, РТР, ТВЦ, НТВ, «Культура», ТВ-6, ТВ-3, СТС, ТНТ, REN-TV, «Столица», «Дарьял-ТВ», МTV, МУЗ-ТВ.
В 1999 году телеканал НТВ построил новую большую так называемую «студию — трансформер». Отсюда стали выходить такие программы, как «Итоги», «Глас народа», «Забытый полк», «Футбольный клуб», «Независимое расследование». В эфире этого канала появляются программы «Тушите свет», «Антропология», «Растительная жизнь», «О, счастливчик!» и «Глас народа».
6 сентября 1999 года телеканал «ТВ Центр» меняет название на ТВЦ, более короткое и сейчас уже более известное название.
dubrovskogoС 6 сентября на канале НТВ начался показ 18-серийного телевизионного детективного сериала «Досье детектива Дубровского». Он был снят по мотивам романа Льва Гурского (псевдоним Романа Арбитмана) «Перемена мест». В сериале снимались замечательные актеры российского кино: Николай Караченцов, Александр Белявский, Ольга Будина и т.д. Главный герой сериала — частный детектив, в прошлом сотрудник МВД, Роман Дубровский. Он специализируется на делах, связанных с издательским бизнесом. Показ завершился 18 октября, но затем сериал многократно повторялся на разных каналах.
С 11 сентября 1999 по 31 марта 2001 года НТВ транслировало программу «В нашу гавань заходили корабли» с ведущими Эдуардом Успенским и Элеонорой Филиной, где исполнялись авторские, дворовые и «блатные» песни. Программа особой популярностью не пользовалась, но имела свою стабильную аудиторию.
Со 2 ноября 1999 года на НТВ начало выходить общественно-политическое ток-шоу «Глас народа» с ведущим Евгением Киселевым, позже его сменила Светлана Сорокина. Шоу было закрыто 13 апреля 2001 года.
В декабре 1999 года коллегией Минсвязи Российской Федерации принята стратегия перехода России от аналогового к цифровому телевещанию.
31 декабря 1999 года в полдень по московскому времени Б. Ельцин выступил с сенсационным телевизионным обращением к россиянам. Он заявил о досрочном сложении президентских полномочий. Обескуражила не только сама новость, поскольку такого поворота событий никто не ожидал, но и риторика обращения.
1999Он говорил: «Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Одним рывком не получилось». В тот же день в соответствии с Конституцией и.о. президента стал премьер-министр В. В. Путин. Началась новая эпоха в истории России и российского телевидения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

Openbox AS4
Openbox AS4
Openbox AS4