Домой Статьи РОССИЙСКОЕ ТВ: Эпоха становления

РОССИЙСКОЕ ТВ: Эпоха становления

4638
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Итак, СССР пока еще в полном составе провожает 1989 год. Провозглашающие тосты за новогодними столами жители огромной могучей страны и не подозревают, что в самом начале нового десятилетия их единая родина распадется на кучу независимых государств: во время этого мучительного процесса, да и спустя годы, будут изломаны многие людские судьбы, и неоднократно прольется кровь. Все это еще впереди…
Прощаясь с уходящим годом, по давней советской традиции было принято подводить итоги. А гордиться было чем: на 1 января 1990 года в Советском Союзе действовали 124 программных телецентра, 700 мощных телевизионных станций, несколько десятков тысяч маломощных телевизионных ретрансляторов. Все программы ЦТ транслировались в цветном изображении.
Наступивший с двенадцатым ударом колокола кремлевских курантов 1990 год дал впоследствии название всему бурному и сложному во всех смыслах десятилетию. Сейчас это время зачастую называют «лихими девяностыми». Вот об этом периоде советского, а затем и российского телевидения пойдет далее речь.

1990

Начало десятилетия ознаменовалось тем, что вся страна вдруг внезапно была накрыта совершенно новым для советского народа явлением — рыночными отношениями и либерализацией цен. Пока сограждане, терзаемые внезапной безработицей и безденежьем, на своих кухнях пытались разобраться, что это такое, различного рода руководители от ТВ сразу усвоили твердо — отныне исчез контроль над денежными потоками от трансляции рекламы!
Почему-то следом возникло еще одно новое явление — рекламный бартер: за произведенные программы или трансляцию телефильмов начали расплачиваться рекламным временем, и никаким детективным мэтрам не снились хитроумные схемы телевизионных взаиморасчетов.
Кроме того, лицензионные права и таможенные правила при ввозе западной видео- и кинопродукции стали попросту игнорироваться. На экранах телевизоров сначала робко, а потом все чаще стали появляться зарубежные фильмы и сериалы, мультфильмы и музыкальные клипы, непонятно где и каким образом приобретенные, зачастую их качество и содержание было ниже всякой критики.
Вот эти три слагающих стали в прямом смысле слова «золотым временем» для закладывания будущего благосостояния многих нынешних руководителей СМИ и рекламных агентств.
А тем временем все хуже и хуже складывалась ситуация в СССР в экономической и политической сферах.
jan-19-20-1990-3В период с 15 по 20 января 1990 года для прекращения межэтнических столкновений в Нагорном Карабахе в этот регион и одновременно в столицу Азербайджана город Баку были введены советские войска. При этом в боестолкновениях погибло 125 человек. Тележурналистами была сделана попытка беспристрастно показать на телевидении события, происходившие во время и после ввода советских войск в Баку, но программа «7 дней», которая осмелилась это сделать, была тут же закрыта.
yanvar_200113_35_1В марте Литовский парламент заявил о восстановлении независимости Литвы. В ответ в Вильнюс были введены советские войска и танки, а также началась экономическая блокада этого государства. Однако следом за литовцами Эстония приостановила действие Конституции СССР на своей территории. Государство начало распадаться, как плохо сшитое лоскутное одеяло.
В том же самом марте случилось то, что до сих пор никто не мог и представить: была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в Советском Союзе.
Ну а ЦТ СССР, как нитка за иглой, повторяло все те сложные выкрутасы, которые происходили в жизни страны, хотя постепенно в его недрах накапливались изменения (как хорошие, так и не очень), которые со временем войдут и в российское телевидение.
Вот, к примеру, выпуски новостей того времени. Одной из постоянных тем были сообщения о сокращении вооружения и армии СССР. Об этом процессе в новостных выпусках говорилось так, как будто шел процесс очищения страны от чего-то противозаконного, хотя в реальности фактически происходил полный развал армии, в ходе которого офицерский состав с семьями в массовом порядке оказывался на улице с мизерным пособием, без жилья и без работы. Военные городки были брошены на разграбление, как, впрочем, зачастую и техника.
Однако дикторы программы «Время» продолжали периодически «отчитываться» перед зрителями о прогрессе в области разоружения и вывода войск. Торжественными голосами зачитывались сообщения, что «Министерство обороны СССР продолжает выполнение договора о сокращении ракет средней дальности»; о том, что на совещании в Будапеште стран-участниц Варшавского договора было решено ликвидировать военные структуры блока и т.д., все остальное попросту не упоминалось. Таковы были установки руководства страны, и решившие пойти против них сразу же наказывались.
К примеру, как мы уже писали, 4 марта 1990 года была закрыта еженедельная итоговая информационно-аналитическая программа «7 дней», просуществовавшая в эфире менее полугода — всего-навсего было показано 16 выпусков. В декабре того же года был запрещен выход новогоднего выпуска программы «Взгляд», в котором обсуждались действия министра иностранных дел Э. Шеварднадзе; в начале следующего года программу на неопределенный срок вообще вывели из эфира.
В это же время начинают появляться в эфире и новые передачи — чаще всего развлекательного характера. Одна из «ласточек» нового капиталистического телевидения — капитал-шоу «Поле чудес». Оно было создано по аналогии с французским прообразом — программой «Колесо фортуны». Шоу появилось в эфире «Первого канала» 25 октября 1990 года. По жанру это была занимательная игра (ее участники отгадывали слова), которая быстро стала одной из самых популярных передач и дала толчок целому поколению подобных развлекательных программ. Интересно, что в это время во многих передачах появилась практика вручения участникам спонсорских призов. Полагаю, все сразу вспомнят знаменитую фразу: «Приз-з-з в студию!!!»

Поле Чудес и первый ведущий программы Владислав Листьев
Поле Чудес и первый ведущий программы Владислав Листьев

Первым ведущим «Поля чудес» был известный телеведущий и шоумен Владислав Листьев. С ноября 1991 года его сменил не менее известный и популярный Леонид Якубович. Программа является «долгожителем» российского телевидения: она выходит в эфир до сих пор и имеет свою довольно большую аудиторию.

Леонид Якубович стал ведущим капитал-шоу Поле Чудес в ноябре 1991 года
Леонид Якубович стал ведущим капитал-шоу Поле Чудес в ноябре 1991 года

Здесь автор делает отступление от темы: говорят, что в современном мире личности почти ничего не значат. Всего лишь несколько слов о Личности — Владиславе Листьеве как символе эпохи перестройки и начала новой России.
С 1990 года он являлся художественным руководителем и ведущим программ «Поле чудес», «Тема» и «Час пик». Листьев, помимо вышеназванных программ, был также автором и продюсером передач «Звездный час», «Автошоу», «L-клуб», «Академия», «Угадай мелодию» и т.п. В сентябре 1994 года Владислава Листьева избрали на пост вице-президента Академии российского телевидения.
Телекомпания_ВИD_2013В этом же году стартовали и первые негосударственные телекомпании. Одна из них — «ВиD» («Взгляд» и другие»): она создавала и продюсировала ранее названные программы «Взгляд», «Поле чудес» и возникшую в годы перестройки музыкальную программу «МузОБОЗ». Телекомпания была основана популярными ведущими этих передач: Владиславом Листьевым, Андреем Разбашем, Александром Любимовым, Александром Политковским, Иваном Демидовым и Леонидом Якубовичем. Она существует и работает до сих пор, о ее творческой продукции мы еще будем говорить.

АТВ1Следующая негосударственная телекомпания — «АТВ» («Авторское телевидение») объединила программы «Пресс-клуб», «Намедни» и развлекательную «Оба-на». Ее основатели — известные в мире российского ТВ люди: Анатолий Малкин и Кира Прошутинская, эта компания также существует до сих пор.
Особо следует отметить появление совершенно новой по формату и подаче материала программы «Телевизионная Служба Новостей» (ТСН), которая явилась антиподом официозной новостной программы «Время». Она появилась на Первой программе ЦТ СССР в начале января 1990 года.
Забегая вперед, напомню, что 9 января 1991 года в аэропорту Вильнюса приземлился самолет с 50 десантниками. В ночь на 13 января группа «Альфа» (подразделение КГБ) штурмом взяла телецентр и Дом печати. При этом погибли 14 человек. Ситуация повторилась в Риге 20 января, когда в результате штурма здания МВД Латвии рижским ОМОНом погибли 5 человек. В данной ситуации долг каждого журналиста честно и подробно рассказать обо всем происходящем. Однако 17 января 1991 года от ведения программы ТСН за отказ от осуждения событий в Вильнюсе были отстранены ведущие Татьяна Миткова, Юрий Ростов и Евгений Киселев, а 31 декабря 1991 года в связи с реформированием всего телевизионного вещания России ТСН была закрыта.
А сейчас вернемся назад, в прошедшее время. Еще с 1989 года в РСФСР некоторые политики и телевизионщики стали предлагать идею организации телеканала, предназначенного для вещания на Россию. К этому времени во всех союзных республиках, за исключением Российской Федерации, уже существовали собственные республиканские телеканалы.

Звезда телеэфира  конца 80-х — начала 90-х  Бэлла Куркова
Звезда телеэфира конца 80-х — начала 90-х Бэлла Куркова

В мае 1990 года создатель передачи «Пятое колесо», народный депутат Верховного Совета РСФСР Бэлла Куркова предложила тогдашнему Председателю Верховного Совета России Б. Н. Ельцину идею создания Российского телевидения в связи с тем, что телеканалы Центрального телевидения отражали точку зрения союзных властей. Импульсивный Борис Николаевич сразу ухватился за это предложение, т.к. уже в то время проявлялось противостояние союзных и республиканских властей.
Было решено создавать так называемую телевизионную компанию, что в СССР делалось впервые, но вполне соответствовало мировым форматам. Ее руководителем был назначен писатель и журналист Олег Михайлович Попцов, работавший на тот момент заместителем главного редактора в газете «Московские новости».

VGTRK_old_logo14 июня 1990 года постановлением № 107-1 Президиум Верховного Совета РСФСР учредил «Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию» (ФГУП «ВГТРК») и потребовал от руководства СССР предоставления отдельных каналов вещания с соответствующей материально-технической базой (студиями, передающими станциями, спутниками, наземными ретрансляторами и т.д.). Конечно, союзное начальство всячески пыталось препятствовать становлению оппозиционного российского телевидения, и поэтому процесс формирования ВГТРК растянулся почти на год.
Здание на 5-й улице Ямского Поля (где ВГТРК располагается и поныне) удалось получить при помощи Ивана Силаева, тогдашнего Председателя Совета Министров РСФСР. Первые три видеокамеры были куплены на деньги, данные в долг известным офтальмологом Святославом Федоровым, который руководил своей частной клиникой. Персонал для компании набирали в основном на радио, но приходили люди и с телевидения.
3 декабря 1990 года Президент СССР М. С. Горбачев поднял вопрос о реорганизации CCСР в Союз Суверенных Государств, который предоставлял бы суверенитет союзным республикам. Но, увы, для этого машиниста, как говорится, «поезд уже ушел»: слишком много было пустых речей и шараханий из одной крайности в другую при отсутствии реальных шагов. От «руководителя» устала вся страна.

43875932_filma_Stanislava_Govoruhina_Tak_zhit_nelzya1990 год был отмечен выходом на экраны знаменитого фильма режиссера Станислава Говорухина «Так жить нельзя». Фильм довольно жесткий для того времени: обнажены все проблемы советской действительности в перестроечный период: нищета, пороки общества и кризис государственной системы.
В этом же году на ЦТ СССР появилась телеигра «Брэйн ринг». В основе ее ответы двух (или более) команд на задаваемые вопросы. Идея игры двух команд принадлежит Владимиру Яковлевичу Ворошилову и высказана им в книге «Феномен игры». Первая игра прошла между днепропетровским и одесским клубами «Что? Где? Когда?» в 1990 году, а вел ее Владимир Ворошилов. Программа снималась телекомпанией «Игра» в период с 1990 по 2000 год.
Юмористическая телевизионная передача «Оба-на!» (именно так писалось ее название) вышла в эфир 19 ноября 1990 года. У программы было одновременно несколько ведущих, в их числе набиравшие популярность советские шоумены Игорь Угольников и Николай Фоменко. Передача выходила в эфир на протяжении пяти лет. Ее последний выпуск, уже с названием «Оба-на! Угол-шоу» вышел в эфир 24 декабря 1995 года. Всего было отснято 58 программ.
В 1990 году была прекращена трансляция популярной детской игры из Германской Демократической Республики (ГДР) «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!» По-немецки это звучало так: «Mach mit, Mach’s nach, Mach’s besser!»
Передача транслировалась с 1964 года, и ее очень любили смотреть не только дети, но и взрослые. Возможно, их любовь объяснялась тем, что все в игре было по-немецки лаконично, задорно и бодро. А может, из-за ведущего — немецкого легкоатлета, актера и телеведущего Герхарда Адольфа. Ади (так уменьшительно все именовали Герхарда) был невероятно обаятелен и постоянно шутил. Кроме того, в передаче звучала зарубежная музыка, а это было редкостью для советских людей.

1991

В самом начале наступившего 1991 года на жителей страны внезапно обрушилась очередная проблема — денежная реформа. 22 января 1991 года правительством было принято решение в трехдневный срок обменять 50 и 100-рублевые купюры образца 1961 года на новые. Одновременно были введены ограничения на выдачу наличных вкладов в Сбербанке. В стране началась паника — многие имели на руках большие суммы денег и чаще всего крупными купюрами.
Наличные надо было сдавать в кассы предприятий, спорные случаи рассматривали комиссии по месту работы или проживания, но сразу было понятно, что все деньги не обменяют. Самые находчивые ринулись разменять доживавшие свои часы бумажки на вокзалах и у таксистов, посылали переводы из почтовых отделений на железных дорогах, которые работали круглосуточно.
Остальное население несколько дней доказывало «трудовое происхождение» своих купюр. Вклады в сберкассах были «приторможены»: разрешалось снимать только 500 рублей в месяц. Повествование о том, как происходил обмен денег, достойно отдельного материала, и сейчас, в наше время, кажется сюжетом из какого-то дешевого сериала….
Весной 1991 года прошло и первое повышение цен на продукты питания. Стоимость многих из них возросла в два раза. Все эти нововведения сильно подорвали веру населения в то, что жизнь со временем станет лучше.
Еще одно новшество, появившееся в начале этого года — кооперативная торговля. Наверное, все помнят, как появились первые кооперативные рестораны и кафе с заоблачными ценами? Тогда же, как грибы после дождя, возникли разного рода лавочки, лавчонки, крошечные магазинчики, расположенные зачастую в каких-то грязных подвалах, с громкими названиями, где продавались перекупленные в государственных торговых организациях продукты питания и вещи.
8 февраля 1991 года наконец-то была практически полностью создана «Всесоюзная государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК). А само российское телевидение вышло в эфир 13 мая 1991 года (за месяц до выборов первого президента России), получив 6 часов ежедневного вещания на Втором канале. Это явилось событием общенационального масштаба. Первоначально телеканал носил имя «РТВ» («Российское ТелеВидение»), а 16 сентября 1991 года он был переименован в «РТР» («Российское Телевидение и Радио»).

СССР17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором 77,85 % граждан советских республик, принявших участие в референдуме, высказались за сохранение союза. Но — увы, все эти высказывания граждан СССР оказались совершенно никому не нужны в набиравшей силу центробежной кампании по избавлению от «рук Москвы».
Одной из первых появилась новостная программа на молодом российском телевидении. Предлагалось несколько ее названий, в том числе «Российский вестник» и просто «Вестник». В итоге программе было присвоено название «Вести», время ее выхода было назначено на 18:00 и на 20:00 (за час до трансляции программы «Время»).
7 июня 1991 года была создана «Санкт-Петербургская государственная телерадиокомпания».
Август в России почему-то считается месяцем самых различных происшествий, катастроф и т.п. 19 августа 1991 года не стало исключением — жители страны, проснувшись, узнали невероятное, во что вначале слабо верилось и не воспринималось всерьез.
Торжественным голосом, в котором звенела сталь, диктор с экрана телевизора зачитывал Указ вице-президента СССР Г. И. Янаева о принятии им на себя функций президента «в связи с невозможностью по состоянию здоровья» исполнения этих функций М. С. Горбачевым. По телевидению и в других СМИ было оглашено Постановление № 1 ГКЧП «О введении чрезвычайного положения». В Москву были введены войска. Символом этих событий стал показ по всем каналам ЦТ, в перерывах между экстренными выпусками новостей, в которых зачитывались указы ГКЧП, балета «Лебединое озеро» (который с тех пор стал предвестником чего-то неожиданного и заведомо плохого).
Во время путча (так происходящее стали называть в СМИ) все передачи ВГТРК были отменены по приказу ГКЧП. Телеканал «РТР» подпольно организовал вещание на регионы, благодаря чему жители СССР увидели специальный выпуск «Вестей» с изображением происходящих в Москве событий. Студия в павильоне «Останкино» была опечатана, передача записывалась на видеокассету на «Шаболовке», для экстренных ситуаций была подготовлена передвижная студия.
23 августа 1991 года, после подавления путча в Москве, М. С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК и объявил о роспуске КПСС. Был распущен также союзный Кабинет министров, а в сентябре — Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991 года был введен запрет Компартии на территории РСФСР.

341250600Сразу после этих событий были распущены коммунистические партии во всех союзных республиках (в Украине 30 августа), а затем последовала череда заявлений о выходе республик из состава СССР. Украина это сделала 24 августа, страны Прибалтики — еще в марте 1991 года.
Неясно, каким образом, но августовские события сильно повлияли на программное содержание телеканалов Российского телевидения. Почему-то стали одна за одной закрываться неплохие программы, которые население смотрело десятилетиями: «В мире животных», «От всей души», «Кинопанорама», «Вокруг смеха» и т.д. Что пришло им на смену? Вряд ли вы вспомните сейчас эти развлекательно-музыкальные программы типа «Парадиз-коктейля», «Променад-концерта» или «50х50» («Пятьдесят на пятьдесят»).
При их просмотре постоянно рождались вопросы — кто все эти люди, которые выступают? Почему именно эти программы попадают в прайм-тайм? Кстати, именно тогда появилось своего рода поверье называть почти каждую певичку «звездой», так в этих шоу было принято. Особого секрета нет — передачи существовали для одной цели: выкачивания денег либо из самих «звезд», либо из их богатых «спонсоров». Наверное, поэтому все эти шоу через некоторое время уходили с экрана, чтобы уступить место таким же, но с другим названием…

post-3-12722989748060В понедельник 18 ноября 1991 года на Первом канале состоялся показ первой серии нового латиноамериканского сериала «Богатые тоже плачут». Но ведь не зря поговорка гласит, что «понедельник — день тяжелый». Выдав в эфир несколько последующих серий, руководство ЦТ посчитало, что сериал не пользуется спросом у телезрителей, и его трансляция была приостановлена. Никто не ожидал от этого решения особых последствий, однако в «Останкино» стали приходить мешки писем от домохозяек с требованием вернуть сериал на экраны. Показ был возобновлен — вначале днем по субботам, а после очередной серии писем на ЦТ — по вечерам в будние дни в прайм-тайм с утренним повтором на следующий день (транслировались по 2 серии сразу).
Сериал-то был, собственно говоря, «не первой свежести»: на своей родине в Мексике его съемки компания «Телевиса» начала еще в 1979 году, а премьерная серия стартовала на экранах в начале 1980 года. Фильм имел огромный успех. По формату «Богатые» плакали аж в 249 сериях по 25 минут каждая, т.е. этот сериал был еще более «долгоиграющим», чем знаменитая «Рабыня Изаура», о которой мы ранее рассказывали.
В России этот «шедевр мыльного искусства» произвел настоящую революцию в телевизионном жанре и стал своего рода классикой или эталоном, на который впоследствии ориентировалась российская киноиндустрия.
Во время трансляции «Богатых» люди, находясь в транспорте, в магазинах, на рынках, во время работы живо обсуждали сюжет и действующих лиц. Исполнительница главной роли бедной девушки Марианны актриса Вероника Кастро стала почти национальной российской героиней. Достаточно вспомнить ее визит в Россию с 5 по 9 сентября 1992 года — таких почестей в истории новой России еще не оказывали никому.

sb2_01Телеканал «РТР» не смог устоять перед соблазном дать свой ответ «Богатым, которые плачут», и представил почти бесконечную и не менее знаменитую «Санта-Барбару». Премьера состоялась 2 января 1992 года, а длился сериал в общей сложности до 17 апреля 2002 года: десять лет! При этом «Санта-Барбара» началась сразу с 217-й серии (как полагает автор этих строк, ничего особо при этом не потеряв), а закончилась так же внезапно, как и началась — на 2040-й серии, хотя до конца сериала оставалось «всего» 97 серий. ВГТРК объяснила внезапное прекращение трансляций отсутствием средств на закупку оставшихся эпизодов.
6hQdGmn-копіяСериал рассказывал о потрясающе красивой и полной событий жизни богатой семьи Кэпвеллов из города Санта-Барбара. Помимо Кэпвеллов, в сюжете также присутствовали и другие семьи: от соперничавших с Кэпвеллами Локриджей до менее обеспеченных Андраде и Перкинсов. Съемки в США (а параллельно и трансляция на телевидении) начались в 1984 году, а завершились 15 января 1993 года.
За те годы, что «Санта-Барбара» шла в российском телеэфире, сериал успел приобрести не только армию преданных поклонников, но и не меньшее количество яростных противников. К сожалению, скомканный внезапным прекращением трансляции финал телесериала немного снизил впечатление от него в народных массах.
В 1991 году одаренному украинскому режиссеру, музыканту, актеру Георгию Делиеву пришла в голову идея снять юмористический телесериал с названием «Маски-Шоу». Все роли в нем исполнялись актерами одесской комик-группы «Маски» практически без реплик, в жанре немого кино. Этот комический телесериал шел поочередно на нескольких российских телеканалах и имел огромный успех, последняя его часть была отснята и показана в 2006 году.
8 декабря 1991 года на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик — России (Б. Н. Ельцина), Украины (Л. Н. Кравчука) и Белоруссии (С. С. Шушкевича), без участия президента СССР М. С. Горбачева, было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали так называемые Беловежские соглашения, а через четыре дня М. С. Горбачев заявил о своей отставке с поста президента СССР и передал президенту РСФСР Б. Н. Ельцину «ядерный чемоданчик». Таким образом, с 25 декабря 1991 года РСФСР стала официально называться Российской Федерацией. Вместо советского красного флага над Кремлем был поднят трехцветный российский.
27 декабря 1991 года ВГТРК была упразднена, и на ее базе создана «Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (РГТРК) «Останкино». Соответственно в структуре новой организации произошли значительные изменения.
2000px-1_каналБывшая «Первая программа» стала называться «Первый канал «Останкино». «Вторая программа», как мы уже писали, получила имя «РТР», «Ленинградская программа» — «Петербург — 5-й канал».

1992

15 января 1992 года указом Президента РФ Б. Ельцина № 47 «Санкт-Петербургская государственная телерадиокомпания» была упразднена, а на ее базе была создана «Российская государственная телерадиокомпания «Петербург». 6 июля 1992 года начал вещание канал «Российские университеты».
Сам-Себе-Режиссёр6 января вышел первый выпуск развлекательного шоу, которое было построено на демонстрации домашних видеозаписей — «Сам себе режиссер». Ведущим этой программы стал тележурналист Алексей Лысенков. Передача является российским аналогом американского шоу «Самое смешное видео», которое выходит на канале «ABC». По ходу программы демонстрируются любительские кадры, за кадром транслируется их шуточное озвучивание. Одна из рубрик называется «Слабо?», где телезрители делают некий трюк (какой придет им в голову) и произносят фразу: «А вам слабо?».
31 января в эфире был показан первый выпуск публицистического ток-шоу «Тема» на «Первом канале «Останкино». Ведущим этой программы стал Владислав Листьев, а производилась она все той же телекомпанией «ВиD». В студии зрители и гости программы обсуждали актуальные проблемы современности, вели разговор о том, что интересно на данный момент всем. Программа существовала до 4 марта 2000 года с разными ведущими.
Авторская программа известного российского журналиста Андрея Караулова «Момент истины», полагаю, в представлении не нуждается, и является одним из «долгожителей» современного российского ТВ. Ее первый выпуск вышел на экраны 31 августа 1992 года на канале «РТР».
Темы сюжетов — злободневные для России: коррупция в высших эшелонах власти, вырождение нации, наркомания, преступность и т.д. Андрей Караулов интервьюирует известных политиков, писателей, артистов, деятелей культуры, специалистов из разных областей и подводит итог всего увиденного и сказанного собеседниками.
На главном российском канале программа транслировалась до 1997 года. С 1998 года по 2000 год передача выходила на канале «ТНТ», а затем до 2010 года на «ТВЦ». С июня 2011 года и по настоящее время транслируется на «Пятом канале».
9 октября 1992 года была образована «Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (сокращенно МТРК «Мир») на основе соглашения глав государств — участников СНГ в целях освещения политического, экономического и гуманитарного сотрудничества, формирования общего информационного пространства и содействия международному обмену информацией. Учредителями МТРК «Мир» явились: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия и Молдавия.
vospominanie-001019 октября на «Первом канале «Останкино» вышел в эфир первый выпуск телевикторины для детей и взрослых «Звездный час». Проводилась она в формате интеллектуальной игры. Ведущим был известный российский шоумен и продюсер Сергей Супонев. Телеигра выходила в эфир до 16 января 2002 года, дальнейшие съемки были прекращены после трагической гибели ведущего.
17 октября 1992 года указом Президента РФ № 1256 Российская государственная телерадиокомпания «Петербург» была упразднена, а на ее базе создана Федеральная телерадиовещательная служба «Россия».
665013351992 год также ознаменовался появлением на канале «Останкино» программы совершенно нового формата — «Пока все дома». С первого выхода в эфир 8 ноября и до сих пор ее бессменным ведущим, а также автором общей концепции и большинства сюжетов является тележурналист Тимур Кизяков.
По сюжету ведущий приходит в гости к семьям известных артистов, музыкантов, спортсменов и беседует с ними на житейские темы. В программе длительное время существовали постоянные рубрики: «Зверье мое» — о домашних животных, и «Оч.умелые ручки» — о том, что можно сделать из подручных материалов. Постоянным ведущим последней рубрики с 1992 года по 27 марта 2011 года был «заслуженный очумелец» Андрей Бахметьев. В настоящее время в связи с уходом ведущего рубрика закрыта. Передача «Пока все дома» выходит в эфир до сих пор.
В 1992 году на «Первом канале «Останкино» появилась еще одна телеигра: знаменитый «Форт Байярд» (оригинальное французское название «Fort Boyard»). По формату это популярное приключенческое телешоу, действие которого разворачивается в Бискайском заливе, у берегов Франции, в старом форте, построенном в XIX веке. Впервые эта программа была показана на французском телеканале «Antenne 2» летом 1990 года. Цель игры — охота за сокровищами форта. В игре принимает участие команда из 6 игроков, состоит она из пяти этапов. Привлекательность создает присутствие в команде популярных, примелькавшихся лиц: актеров, певцов и т.д.…

1993

Наступивший 1993 год ознаменовался появлением нового телевизионного канала — «ТВ-6 Москва». Он начал вещание 1 января на ранее свободном шестом частотном канале в столице России. Телеканал был основан Эдуардом Сагалаевым — известным телевизионщиком, который имел многолетний стаж работы в этой сфере, и как сейчас принято говорить, являлся креативным менеджером.
Однако появлению телеканала предшествовало появление в 1991 году акционерного общества закрытого типа (АОЗТ) «Московская независимая вещательная корпорация ТВ-6 Москва» (МНВК «ТВ-6 Москва»). Впоследствии оно было преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО). Значительный финансовый вклад в создание этой телевизионной компании внес известный американский медиа-магнат Тед Тернер (настоящее имя — Robert Edward Turner), вложивший в уставный капитал компании 49% наличными, в то время как «наши товарищи» свой 51% внесли «интеллектуальной собственностью».
Начинался телеканал «ТВ-6» с десяти человек, а уже через год на нем работало порядка 200 сотрудников. Президентом стал Э. Сагалаев, а генеральным директором — А. Пономарев. К сожалению, этот довольно быстро набравший популярность телевизионный канал ожидала очень сложная и тяжелая судьба, но об этом в свое время.
Gorodok-OS17 апреля 1993 года на Ленинградском телевидении состоялась премьера развлекательной телепередачи «Городок», созданной Ильей Олейниковым и Юрием Стояновым. С 9 июля передача стала выходить на канале «РТР». Она быстро стала одной из самых популярных программ российского телевидения и неоднократно получала престижные премии (в том числе премию «ТЭФИ»).
С 26 июля на территории России перестали обращаться денежные билеты Госбанка СССР и Банка России образца 1992 года. Законным стал только рубль образца 1993 года — национальная российская валюта.
В 1993 году на экранах появились сразу несколько интересных и в своем роде знаковых передач того времени. Давайте перечислим их по порядку: «Времечко» (телекомпания «АТВ»), «Мое кино» с Виктором Мережко (на канале «ТВ-6»), «L-клуб» с Леонидом Ярмольником (телекомпания «ВиD»), «Белый попугай» с Юрием Никулиным и «Чтобы помнили» с Леонидом Филатовым.
В политической жизни страны еще с 1992 года назревало противостояние между Верховным Советом и Президентом России Б. Н. Ельциным, которое в итоге привело к массовым вооруженным беспорядкам в Москве. Самая острая фаза конфликта была в период с 21 сентября по 4 октября 1993 года. В это время был осуществлен захват сторонниками Верховного Совета, а также различного рода националистами здания Правительства Москвы и даже предпринята попытка захвата телецентра в Останкино.
В этот сложный период телеканал «РТР» предоставлял слово всем сторонам конфликта. Во время трансляции было обстреляно здание, где размещалась студия «Вестей». В дыру, пробитую в здании гранатометом, ворвались вооруженные люди, начался обстрел здания, возник пожар.
Технической службе удалось перевезти управление телевещанием страны в здание ВГТРК на 5-ой улице Ямского Поля. Трансляция была восстановлена, а «РТР» оказался единственным телеканалом, оставшимся в эфире и показавшим происходящие события. Вещание велось в наспех оборудованной студии на цокольном этаже при выключенном свете.
10 октября 1993 года в эфире появился созданный в июле 1993 года частный телеканал «НТВ». Зрители пытались предложить самые разные варианты расшифровки первой буквы аббревиатуры: «негосударственное», «новое», «независимое».
Понятно, что ни о какой независимости нельзя было и говорить: «НТВ» принадлежал известному российскому бизнесмену и медиа-магнату Владимиру Гусинскому, и чтобы там ни говорили, именно он определял политику и тематику телеканала. Если помните, аналитические программы «Итоги» с Евгением Киселевым никогда не были беспристрастными. Однако, справедливости ради, информационная программа «НТВ» «Сегодня», в которую перебрались лучшие журналисты государственных каналов, с самого начала стала задавать высокие стандарты в этой важнейшей сфере вещания.
Первым президентом и генеральным директором телекомпании «НТВ» стал журналист Игорь Малашенко. Две самые первые программы канала — «Итоги» и «Сегодня» вначале выходили на «Пятом канале» («Петербург — Пятый канал»).
namedniВ октябре 1993 года журналист Леонид Парфенов пришел в только что созданную телекомпанию «НТВ», где начал выпускать свою программу «Намедни» в формате неполитических новостей за неделю.
Надо отметить, что этот проект он пытался запустить еще в 1990 году на Второй программе, но был отстранен от эфира за высказывания по поводу отставки министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. В 1995 году его программа была номинирована на премию ТЭФИ (о ней позже) в номинации «Лучшая передача об искусстве». Уже позже в репертуаре «НТВ» появились сатирическая программа «Куклы» и ток-шоу «Времечко».

1994

Наступивший 1994 год запомнился многим жителям в России (да и за ее пределами) обилием телевизионной и радио- (в меньших размерах) рекламы. Возникла своего рода «рекламная лихорадка», когда каждая мало-мальски компания считала своим долгом возвестить о себе на экране телевизора. Огромные деньги были выброшены на рекламный рынок целым рядом финансовых корпораций (а говоря проще — «финансовых пирамид») — помните их, дорогой читатель? «Хопер-инвест», «Московская недвижимость», «Телемаркет», «Русский дом селенга» и, конечно же, знаменитая «МММ». Последняя из названных компаний только за 1994 год потратила на рекламу своих акций около 24 миллионов долларов!
Фразы и слоганы из рекламы народ знал лучше, чем стихи А.С. Пушкина! Ну а исполнители рекламных ролей (вспомним незабвенного Леню Голубкова) и рекламисты стали не менее популярны, чем космонавты.
Отечественные корпорации вложили в рекламу огромные средства, и это привело к тому, что продолжительность рекламных блоков на канале «Останкино» в наиболее популярное время достигала 10 минут в ущерб передачам. В 1994 году за рекламу этот канал в общей сложности получил 120 миллиардов рублей, что составило седьмую часть его бюджета.
1 января 1994 года началось вещание московского телеканала «М-49», который, собственно, ничем особым не запомнился, хотя и был одним из первых, работавших в дециметровом диапазоне волн. В эфире канала транслировались советские художественные и документальные фильмы 50 — 80-х годов XX века, которые занимали примерно 70% времени его вещания. Остальное время занимали трансляции записей 70 — 80-х годов встреч с русскими писателями и артистами, советские мультфильмы, вечера русской и советской песни….
Кстати говоря, ДМВ-вещатели в Москве начали появляться в этот период как грибы после дождя: на 27 частотном канале, на 24 и на 31 каналах и т.д.
На 24 телеканале велась трансляция программ знаменитой «CNN», иногда с русским переводом. Вещание завершилось 1 января 1998 года.
На 27 канале транслировались передачи телекомпаний «AMTV», затем «Марафон-ТВ», а 1 декабря 1996 года он был переименован в «СТС — 8» (Сеть Телевизионных Станций»), более позднее название — телеканал «СТС»: мы об этой истории писали в статье «Американский проект, адаптированный для России», опубликованной в июльском выпуске за 2011 год.
«31 канал» был задуман деятелями Союза кинематографистов для показа «неамериканских» фильмов. Изначально его планировали как седьмой метровый, и одно из предлагаемых названий было «Седьмое небо». Вещание вело АОЗТ «Телеэкспресс». Впоследствии канал был перекуплен холдингом «СТС-Медиа» (бывший «Story First Communication»), и на его основе был создан телеканал «Домашний» (мы также писали об этом в материале «Домашний» — для тех, кто дома…», опубликованном в мартовском номере за 2013 год).
17 января 1994 года (по указу президента Б. Ельцина от 22 декабря 1993 года) НТВ получило вечернее время на «Четвертом канале «Останкино».
Со 2 апреля на телеэкранах начал транслироваться один из лучших сериалов российского производства «Петербургские тайны». Он был снят по мотивам бестселлера середины прошлого века — романа Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Жанр сериала — остросюжетная мелодрама с авантюрной интригой: история любви и предательства, коварства и возмездия. Первоначально было отснято 48 серий, а в 1998 году последовало продолжение, но пока не будем забегать вперед.
7 апреля в эфире «РТР» вышел самый первый выпуск интеллектуальной телевикторины «Своя игра», российский аналог американской игры «Jeopardy!». Ведущим этой программы стал Петр Кулешов. Основа викторины — отгадывание слов, передача транслируется до сих пор.
4507447423 апреля 1994 года в эфире «Первого канала «Останкино» появилась религиозно — просветительская программа «Слово пастыря». Она существует до сих пор, выходит в эфир утром в субботу, а ведущим является Патриарх Московский и Всея Руси.
В апреле 1994 года канал «ТВ-6 Москва» объявил о начале вещания на регионы России. В том же году началось производство собственных передач. Вот их небольшой перечень: «Кинескоп», «ПОСТмузыкальные новости», «Акулы пера», «Я сама», «Аптека», «Дорожный патруль», «Вы — очевидец» и т.п. «ТВ-6 Москва» изначально имел развлекательную направленность, поэтому не имел собственной службы новостей — она появилась гораздо позже.
kill_0730 мая на «Первом канале «Останкино» вышел в эфир первый выпуск ежедневного ток-шоу «Час пик» с ведущим Владиславом Листьевым. По формату это аналог американского «Шоу Ларри Кинга». В программе в студию приглашался гость, и с ним велись беседы на актуальные темы. После трагической гибели Листьева шоу вел ведущий Андрей Разбаш. Программа была закрыта 26 ноября 1998 года.
В июне 1994 года начал свою работу телеканал «ТВ-3 Россия», изначально только в Санкт-Петербурге. Первое время там транслировались различные кинофильмы, документалистика, религиозные программы. Позже было принято решение сделать ставку на показ только художественных фильмов: вот так рождался телеканал, который позже стал называться просто «ТВ-3» с концепцией «Настоящий мистический» (подробнее о данном канале читайте в апрельском номере Mediasat за 2011 год на стр. 34-37).
А 16 октября в эфире «РТР» состоялся первый тираж всероссийской государственной телевизионной игры-лотереи «Русское лото». Интересно, что с первого выхода в эфир и до сих пор ее ведет один и тот же ведущий — Михаил Борисов.
tefi21 октября 1994 года «Академия Российского телевидения» учредила ежегодную премию «ТЭФИ» (сокращение от «ТелеЭФИр») за наиболее значительные достижения в области телевизионного искусства. Российские «телеакадемики» решили особо не мудрить и взяли за основу положение об американской премии «Эмми» («Emmi Award»).
Вручаемый победителям приз представляет собой статуэтку, которая изображает Орфея, разрывающего грудь и играющего на струнах своей души (автор — скульптор Эрнст Неизвестный).
Как говорил (по другому поводу) наш бывший премьер В. С. Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». С самого начала вокруг номинантов и дипломантов этой премии было много различных слухов и предположений, а когда одни и те же каналы, программы и ведущие стали награждаться постоянно, учредители, чтобы не дискредитировать себя, стали постепенно покидать «Академию Российского Телевидения». Но об этом позже.
kukli19 ноября 1994 года на канале «НТВ» появилась одна из лучших сатирико-развлекательных программ — «Куклы».
По формату это была реакция на острые темы актуальной российской политики, за основу была взята французская телепередача «Guignols de l’info». Выходила она в эфир с 1994 по 2002 год в прайм-тайм — вечером в воскресенье.
Конфликт, назревавший с 1991 года в Чеченской республике, по-разному трактовался и показывался на российском телевидении. Все, кто хотел получить более или менее достоверную информацию, предпочитали новостные выпуски телеканала «НТВ». В середине декабря 1994 года федеральные войска начали артиллерийские обстрелы пригородов города Грозного, а 19 декабря был нанесен первый бомбовый удар по центру города. При артиллерийском обстреле и бомбардировках погибло и было ранено немало мирных жителей. 31 декабря начался штурм города Грозного. Корреспондентом «РЕН-ТВ» Максимом Смирновым был снят пятисерийный фильм «Чеченский капкан», повествующий о событиях в Чечне и Росии c 1989 по первую половину 2000-х годов. Аналогичный цикл специального корреспондента «НТВ» Алексея Поборцева «По ту сторону войны» был более обширным, но повествовал исключительно о событиях 1989 — 1996 годов. Фильмы вызвали своего рода шок: до сих пор население смутно представляло все, что происходило в Чечне.

1995

Новый, 1995 год ознаменовался тем, что 25 января было создано акционерное общество «Общественное Российское Телевидение» (АО ОРТ). А 1 апреля телеканал «ОРТ» начал свое вещание, заменив «Первый канал «Останкино».
Генеральным директором «ОРТ» стал известный тележурналист Владислав Листьев. Одним из первых его решений стало введение 20 февраля временного моратория на все виды рекламы на канале, пока «ОРТ» не разработает новые этические нормы. К сожалению, похоже, что именно этот приказ и стал основным фактором, который привел к гибели генерального директора.
Чтобы немного прояснить ситуацию, чуть-чуть вернемся назад. С 1991 года телекомпания «Останкино» продавала рекламным агентствам эфирное время по стандартной цене, а они втридорога перепродавали его рекламодателям. Процветали так называемые «заказные материалы» — именно таким способом фирмы и фирмочки «отмывали» через телевидение «черный нал» (что поделаешь, как раз такие слова и были тогда в ходу). В «Останкино» было аккредитовано 14 рекламных фирм (проще говоря, они имели доступ к рекламным деньгам). Теперь становится понятно, какие силы противостояли новому гендиректору и его решению.
1 марта 1995 года Владислав Листьев был убит киллером. Это одно из самых громких убийств в современной России, которые до сих пор так и не раскрыто, несмотря на все заверения с самых высоких постов в России, что оно взято под «особый контроль». Наиболее стойкая версия, до сих пор бытующая в народе: Листьева «убили за рекламу», «за многомиллионные прибыли».
Лишь после принятия в 1995 году Закона РФ «О рекламе», а также по мере усиления в 1995 — 1996 годах контроля над правовой стороной телевизионного вещания, большинство телеканалов было вынуждено перейти к наполнению эфира в основном лицензионной продукцией, а также постепенно переводить поток рекламных денег в официальное русло. Хотя вопрос полной управляемости рекламными средствами так до сих пор и не решен.
4da8414ad32b53 апреля на канале «ОРТ» состоялся первый выпуск популярной музыкальной телеигры «Угадай мелодию». Ведущим этой передачи стал латышский шоумен, телеведущий Валдис Пельш. По ходу шоу игрокам нужно было проявить музыкальную «память» и вспомнить по первым тактам популярные мелодии. Программа транслировалась до 1 июля 1999 года. Было несколько попыток позже ее возродить, но интерес к этому шоу прошел.
Первая церемония вручения премии «ТЭФИ» состоялась 5 мая 1995 года в помещении Московского художественного академического театра имени А. П. Чехова. В качестве почетных гостей на церемонии присутствовали президент «CNN» Тед Тернер, известный телеведущий Фил Донахью (Phillip John Donahue), скульптор Эрнст Неизвестный и т.д. Специальным призом «За особый вклад в развитие телевидения» был награжден посмертно Владислав Листьев.
tefi_1В 1995 году на российском телевидении появился цикл передач о самых громких преступлениях. Его название «Криминальная Россия. Современные хроники». Передача изначально стала иметь стабильно высокую популярность у зрителей: горы трупов, взрывы и убийства, киллеры и «братки»…. Логичнее было бы этот цикл назвать «Историей российского бандитизма». Как ни странно, но в эфир он транслировался до 2012 года, всего было показано 267 серий.
Вряд ли найдется человек, который не слышал о Солженицыне. Знаменитый русский писатель, драматург, диссидент, лауреат Нобелевской премии по литературе, Александр Исаевич Солженицын вернулся из длительного зарубежного изгнания 27 мая 1994 года. К сожалению, современное российское телевидение долго не представляло ему эфир — как сейчас говорят, «не формат». Но вечно замалчивать идеи и мысли великого современника было невозможно, и вот наконец-то в 1995 году Солженицыну предоставили возможность вести 10-минутную программу на канале «ОРТ».
Однако очень скоро стало ясно, что его передачи неудобны для властей России. Начались попытки телевизионного руководства как-то редактировать тематику и тональность выступлений. Но Солженицын всегда был фигурой самостоятельной и старался говорить то, что считал необходимым, злободневным. Тогда на «ОРТ» поступили решительно: в конце 1995 года передача Солженицына была закрыта. При этом причина была придумана смехотворная: она слишком скучная для простого народа.
dogshowЗато вот образец того, что предпочитали показывать российскому народу. 16 апреля 1995 года на канале «НТВ» появилась передача «Дог — шоу» — программа о собаках и их владельцах. Ничего плохого в этой программе нет, обычная развлекательная, но строить все российское ТВ на такого рода программах — это уж слишком.
В шоу мог принять участие любой человек, воспитывающий собаку. Ну а девиз звучал так: «Если чего-то не может сделать собака, за нее это может сделать хозяин, — и наоборот». Ведущим был Михаил Ширвиндт, сын актера Александра Ширвиндта. Передача транслировалась поочередно на «НТВ», «ОРТ» и «РЕН ТВ». 28 августа 2005 года она была закрыта.
В апреле 1995 года была возобновлена трансляция юмористического шоу «Аншлаг», некоторое время не выходившего на экраны. Идейным вдохновителем, сценаристом и бессменной ведущей программы вот уже более четверти века является Регина Дубовицкая. «Приютил» это шоу в 1995 году телеканал «РТР», и в течение многих лет эта передача называлась эталоном пошлости, своеобразным «междусобойчиком» юмористов-сатириков, ее критиковали практически все издания, но.… Почему-то она транслировалась до самого последнего времени.
16 декабря 1995 года в эфир «ОРТ» после трехлетнего отсутствия возвратилась ежедневная информационная программа «Время».
На этом автор завершает обзор становления и развития российского телевидения с 1990 по 1995 годы. Многое осталось «за бортом», но надо учесть, что данный материал — это не энциклопедия, а всего лишь попытка взглянуть на прошедшее из сегодняшнего времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

Openbox AS4
Openbox AS4
Openbox AS4