- Реклама -

Не страдающие звездной болезнью актеры и режиссеры в интервью обязательно говорят, что кино – это командная работа. И что от каждого из тех, кто присутствует на съемочной площадке, зависит результат и успешность проекта. Мы знаем о том, как важны художники по гриму, по костюму, постановщики, осветители. Однако для того, чтобы отдел рекламы и маркетинга мог завернуть готовый продукт в красивый фантик, требуется присутствие на площадке и усилия еще одного специалиста, о котором традиционно упоминать не принято – человека с фотокамерой.  Результаты его работы мы видим в журналах и газетах, рассказывающих о фильме или сериале, на постерах к фильму, развешанных по городу, на рекламных щитах. Объективно фотографов, работающих в кино, не так уж много. У них свой график, свои задачи и профессиональные секреты выживания на съемочной площадке, где им порой бывает очень и очень непросто делать качественную работу, не мешая съемкам. Что нужно знать тому, кому предложили поработать фотографом в кино? Об этом и не только Mediasat поговорил с Романом Орлом – кинофотографом со стажем, сотрудничающим с кинокомпанией FILM.UA.

Роман Орлов

Mediasat: Как и почему Вы пришли работать фотографом в кино?

Мне всегда был интересен процесс рождения фильмов, но специальных усилий, чтобы попасть на съемочную площадку, я никогда не прилагал. Однажды, несколько лет назад, мой друг, замечательный фотограф Макс Бабчук (к сожалению, так рано покинувший этот мир), который на тот момент сотрудничал с кинокомпанией FILM.UA, попросил подменить его на одной из съемок. Необходимо было снять постер к фильму «Доставить любой ценой».
В тот зимний день съемки проходили в одном из старых полузаброшенных корпусов Александровской больницы на Петровской аллее. С Анастасией Мироновой, на тот момент – PR-менеджером кинокомпании, на площадку мы приехали к восьми часам вечера, а вот из-за очень плотного графика съемок главных актеров Евгению Брик и Диму Орлова мы смогли заполучить лишь часам к трем утра и то лишь на 12 минут. Время подготовиться к съемке, выставить свет и придумать концепцию постера у нас было предостаточно, поэтому постер мы отсняли за 7 минут.
Так произошло мое первое очарование кинопроизводстом.
Спустя два года кинокомпания вспомнила обо мне,  и меня пригласили на съемки проекта «Ловушка». Именно с него началось мое тесное сотрудничество с FILM.UA, но это уже другая история.

Mediasat: Первые шаги на съемочной площадке. Какими они были?

Холод и нескончаемое ожидание – первое, что запомнилось. Хотелось всё бросить и уехать домой.

 

Mediasat: Какие ошибки делали сначала? И каких ошибок следует избегать новичку на съемочной площадке?

В свое время я часто бывал на съемках клипов Ассии Ахат, съемках кулинарных передач Маргариты Сичкарь и на других небольших телевизионных проектах. Поэтому когда я попал на киноплощадку, представление о том, как себя там вести, у меня уже было. Съемки фильма – это всё-таки коллективное творчество, некий симбиоз процесса коллективизации в проявлении крайней индивидуализации, сороконожка, у которой каждая лапка знает, что ей делать, как танцевать. Со стороны посмотришь – всё жужжит, клокочет и бурлит.  И тут… Мотор! Камера! И понеслось!
Если мы говорим о репортажной фотосъемке, то главная ошибка, которой стоит избегать – не оттоптать ножки этой сороконожки, не путаться под ногами.
И конечно, звук. Между командами режиссера «Мотор!» и «Стоп!» – мы молчим, камера на плече. Любой щелчок камеры для звукооператора подобен раскату грома среди ясного неба, и если вы, забывшись, хоть один раз нажмете спуск на фотоаппарате, тем самым запоров дубль, то перечеркнете работу нескольких десятков человек – актеров, операторов, осветителей, режиссера и всех остальных. Это очень важно!
Съемочный день стоит немалых денег, и если ваше присутствие на площадке станет причиной постоянных сбоев процесса – то в лучшем случае сюда вас больше не пригласят.

ORL_11

Mediasat: Насколько широк круг фотографов, работающих на съемках кинофильмов в Украине, по Вашим ощущениям? Данная специализация, если ее можно таковой назвать, наверняка является достаточно дефицитной?

К своему сожалению, я не знаком с профессиональными фотографами, которые специализируются исключительно на съемках фильмов. Хотя у меня много друзей в профессии, с которыми я знаком еще с периода, когда я снимал для редакций журналов. Но это, наверняка, скорее моя неосведомленность, нежели их отсутствие. Вероятно, что определенный дефицит кадров здесь присутствует.
Мне известно, что некоторые проекты не предусматривают работу фотографа на площадке, и поэтому фоторепортаж делает кто-то из съемочной группы. Это будет более объективно, но, возможно, где-то пропадает тонкость в подаче материала.

ORL_10

Mediasat: Каковы для Вас главные правила работы во время съемок?

Главное правило, которое я для себя вывел, как я уже упоминал – не навреди!
Что касается самой фотосъемки, то здесь для меня важно стать тенью. Приходится применять все свои психологически-гипнотические умения войти в это состояние.  И порой это удается настолько хорошо, что происходит чудо: меня никто не видит! Я –  счастливый хоббит, нашедший волшебное кольцо: хоть подходи к человеку и размахивай зажженной спичкой у его глаз – никакой реакции.  Вот в таком состоянии и начинается моя настоящая работа, только теперь я могу сделать вблизи самые интересные снимки, поймать настоящую эмоцию не только актеров, но и всех, кто трудится на площадке.

Mediasat: Профессия фотографа требует очень хороших коммуникативных навыков.  С кем приходится общаться в кино? Кто ставит задачи?  От кого зависит успешность или неуспешность их выполненния?

Общаться приходится со всеми. Конечно, можно прикинуться рыбой и, гордо храня молчание, нести свое знамя, но пользы от этого не будет.
Прежде всего руководитель нашего PR-отдела, Полина Толмачева, определяет мои задачи для конкретного проекта, а когда я уже ныряю, погружаюсь в проект, то здесь приходится хороводить со всей съемочной группой самостоятельно по мере возникновения текущих вопросов.
И успех моей работы в большей мере зависит лишь от меня самого. Здесь, на площадке, я уже сам принимаю решения.

ORL_12

Mediasat: Насколько сложно выстраивать отношения с актерами?

Как правило, на площадке преобладает воодушевленная атмосфера; как бы ни было тяжело, все стараются друг дружку поддерживать. И прежде всего – актеры! Подурачиться, выдать шутку – это в порядке вещей. Актеры – как дети. И они требуют внимания, которое я, в свою очередь, стараюсь им уделить.
Фотографа на площадке актеры обычно любят, всегда идут ему на встречу! Поэтому отношения, как правило, складываются дружелюбные, а иногда и дружеские.
Недавно снимали великолепную Аду Роговцеву на постер для сериала «Личное дело». И после съемки я вспомнил: «Ада Николаевна, лет семь назад я снимал Ваш День рождения у Вас дома, и Вы в благодарность поцеловали меня в щеку, и тогда я, окрыленный, не умывался дня три». Ада Николаевна смерила меня прищуренным взглядом, покачала головой, и, крепко поцеловав меня, шепнула: «Тепер у тебе є тиждень!».

Mediasat: Какие задачи стоят перед Вами во время работы в кино?

Главная задача – показать процесс создания фильма, работу всех департаментов, и конечно, сделать фотографии главных героев.
Далее я снимаю постер, обложку фильма. Для этого специально выделяется время, согласовываются графики занятости главных актеров. Я приезжаю на площадку, выставляю свет, и когда у актеров есть перерыв между съемками, мы снимаем постер. В последнее время мы добавили себе еще одну важную задачу – съемка фильма о фильме, making off. Но это уже работа с видео.

Mediasat: В кино постоянно случаются всякие неожиданности. То заехали не туда, то машина не взорвалась, то разбили линзу, то собака на площадке, то актеры друг друга разыгрывают, то снег повалил не вовремя. Что происходит с фотографом? Есть у Вас в запасе какие-то свои истории того, как забавно, сложно или необычно Вы что-то снимали в процессе создания фильма?

Да, на площадке часто происходят курьезные случаи. Порой едва сдерживаешь смех, когда на твоих глазах разворачиваются перепетии из гениального мультфильма Федора Хитрука «Фильм, фильм, фильм».
Вот, к примеру, был случай на съемках документальной передачи «Мистические Истории».
Снимали ночью на кладбище, на окраине Пущи-Водицы под Киевом. Наш главный актер рыдал над бутафорской могилой, его сверху поливали дождем, вид у него был удручающий. Съемочная группа немного нервничала, ибо время шло – но то актер недостаточно правдоподобно выл, то дождь лил мимо него. Я висел на дереве над всей этой сценой, найдя, как мне показалось, самый удачный ракурс для репортажа.
Казалось, эту сцену мы не снимем никогда.  Режиссер в десятый раз командует «Мотор! Камера!», и тут вдруг раздается душераздирающий вопль! Женский… Все замерли. Смотрим на актера, он  – на нас. И вновь женский визг. Мы все бросаем и всей гурьбой мчимся на звук.
Как оказалось позже, на улице пьяный мужик пытался отобрать у девушки мобильный телефон. Какого же было его изумление, когда внезапно из главных ворот военного кладбища в два часа ночи вылетает человек 20 доброжелательных трудяг кино во главе с заплаканным актером. Хмель из его головы выдуло вмиг. Тот ужас, который отразился в его глазах, непередаваем! В общем, телефон вернули, девушку чаем напоили.

Mediasat: Какие проекты, на которых Вы работали в кино, оказались для Вас наиболее интересными и почему?

Каждый проект по-своему близок, трогателен и неповторим. Люди сходятся, словно сноп лучей, собранных линзой, в одном месте и в одно время. И спустя несколько месяцев, по окончании съемок, расходятся на другие проекты. Поэтому окончание съемок – всегда немного грустный момент, ты понимаешь, что это уже никогда не повторится. Как сказал джойсовский герой: «Жизнь – это множество дней. Этот день закончился».
Мне особенно запомнились съемки молодежной романтической комедии «Одинок по контракту». Это был полнометражный фильм, в котором мне пришлось не только поработать фотографом, но и активно сниматься, ибо по сценарию за главными героями постоянно охотилась толпа назойливых фотографов-папарацци. Так что мне пришлось привлечь и многих своих друзей, и большую часть моей семьи. Мы славно повеселились, преследуя по городу героев, толкая друг друга локтями.
И, безусловно, проект, который мы снимали в этом году – документальный фильм про «Океан Эльзы». Команда у нас была небольшая, но поистине золотая. Мне посчастливилось познакомиться и сдружиться с настоящими талантами, с китами отечественного кинематографа – режиссером-документалистом Сергеем Буковским, оператором-постановщиком Сергеем Михальчуком и звукооператором Сергеем Степанским. Мы присоединились к музыкальному туру «Океанов» и пару месяцев колесили по стране.

ORL_09 ORL_08
Здесь было полное погружение. В какой-то момент наступило нереальное ощущение, что я нахожусь внутри уже отснятого фильма, и сейчас я живу внутри этого фильма, и этот фильм обо мне. Я думаю, многие из нашей команды находились в подобном состоянии. Это был переворот в сознании.

Роман Орлов

Mediasat: Что дает фотографу опыт работы на киноплощадке?

В первую очередь, я встречаю невероятное количество интересных людей! У каждого из них я чему-то учусь. Возможно, кто-то из них берет что-то и от меня. Это увлекательный путь обмена энергиями. Искрящиеся люди зажигают друг друга.
Наблюдая многогранный процесс создания фильма, ты не только оттачиваешь собственное мастерство, но и познаешь нюансы работы всех департаментов на площадке. В свою очередь, всё это волшебство настолько очаровывает, что невольно хочется подражать. Мне всё больше становится интересно самому снимать кино, короткометражные фильмы, небольшие ролики, что я в свободное время и пробую делать.

- Реклама -
Подписывайтесь на наши сообщества в Viber и Telegram
Наталия Тютюненко
Журналістка, комунікаційниця.