Домой Статьи Серьезные игры

Серьезные игры

ПОДЕЛИТЬСЯ
А давайте поиграем в разведчиков? Вполне нормальный вопрос, если задан он группе босоногих товарищей по двору, а не серьезным представительным мужчинам и женщинам в деловых костюмах. Однако в «Серьезные игры», основанные на таких фильмах и телешоу, как «Форт Боярд», «Полицейская академия», «Космическая Одиссея», «Доспехи Бога», «Рыцарский турнир», «Троя», «Тропа разведчика», – играют именно взрослые. Кто составляет костяк проекта «Серьезные игры», сколько стоит создание корпоративной экшн-игры по запросам заказчика с нуля и почему это интересно тем самым взрослым людям, которые платят серьезные деньги за серьезные игры?

«В сухпайке есть повидло, оно – вот в таком пакетике. Вы отрезаете уголочек и выдавливаете его на галету», – инструктор показывает пакетик людям, которые сидят за деревянными столами. Вокруг – лес. На столах – консервы, галеты, чай, сахар. Так не совсем обычно компании Intel и Elko завершили презентацию процессоров четвертого поколения vPro. Впрочем, руководство компаний просто решило провести игру для участников профильной конференции, но что такого предложить необычного, чтобы было и интересно, и связано с темой презентации, было непонятно. Идею предложила компания «Серьезные игры». Она же разработала игру-квест «Думая vProцессе» и провела ее.

«Мы завязали бизнес-задачу клиента – презентовать процессоры – с игрой. В чем заключалось это «связующее звено»? Если ты плохо думаешь и не отгадываешь головоломки, то долго бегаешь в поисках нужных тайников. Если же правильно отгадал головоломку – сразу получаешь правильный ключ, отправляешься на место и открываешь тайник без лишней беготни», – говорит Олег Вдовиченко, исполнительный продюсер компании «Серьезные игры». Ну а чтобы игра максимально напоминала телевизионные экшн-игры на выживание, проводили ее в 27 километрах от Москвы, на специализированной площадке, на базе учебно-тренировочного центра Спецназа ВДВ.

С большим размахом проходил отбор кандидата на полет в космос по программе Axe Apollo Space Academy, проводимой компанией Unilever во всем мире. В ходе акции «AXE Apollo: билет в космос», от разных стран выбирались по 2-3 молодых человека, пользующихся продукцией бренда. Приз победителям – поездка в США в «Международный Космический Кампус» и далее – «билет» на полет в космос для того, кто лучше всех прошел подготовку в Кампусе.

В ходе игры-отбора участников ожидали не только медкомиссия и физические нагрузки, но и психологические ловушки. Например, по сценарию игры «молодые астронавты» (участники) прибывают на базу, где выбирают двух лидеров. Далее эти лидеры под себя формируют команды, отмечая наименее перспективного участника. Но на следующий день правила меняются. Люди, которых записали в «слабые звенья», неожиданно для всех становятся капитанами команд, и бывшим капитанам приходится им подчиняться. То есть, временно отодвинуть свои амбиции и показать умение работать в команде на общий результат.

«Для того, чтобы потенциальные космонавты академии Axe Apollo смогли вживую пообщаться с настоящими покорителями космоса, наш специалист Владимир Кошкарёв осуществил сеанс радиосвязи с российской международной космической станцией. Сеанс длился восемь минут, – вспоминает Олег Вдовиченко. – За это время участники игры смогли поговорить с ребятами, находящимися на орбите. После того, как игра закончилась, к нам подошел Председатель российского жюри конкурса Axe Apollo космонавт Александр Волков: «Ребята, КАК?! В ЦУПе у нас самый длительный сеанс был 6,5 минут. Потом корабль уходил за горизонт, и мы не могли связаться. Вы практически из поля, используя свои радиоприборы, сделали восемь минут чистой связи. Как?». Ну, вот у нас есть специалисты, способные это сделать!».

Кто, как и почем делает «Серьезные игры»?

Костяк команды проекта «Серьезные игры» составляют киношники, телевизионщики и… бывшие военные.

Основными создателями игр, помимо Алексея Иванченко (постановщик трюков и розыгрышей в программах «Галилео», «Розыгрыш», «Хорошие шутки» и др.), являются постановщики трюков Александр Самохвалов (картины «Сталинград», «Легенда 17», «Грозовые Ворота», «Непобедимый», «Диверсант. Конец войны», «Десантура», «Мы из будущего»), Адальби Шидов («Глухарь», «СОБР», «След», «УГРО», «Борис Годунов», «Метод Лавровой», «Прокурорская проверка» и др.), создатель и первый глава Ассоциации каскадеров России Вячеслав Ушанов (постановщик трюков на кинокартинах: «Бригада», «Берия», «Олигарх», «Сибирский цирюльникъ», «Ширли-мырли», «Жара», «Дневной Дозор», «Человек с бульвара Капуцинов», «Всадник по имени Смерть» и т.д.). А также – сценарист розыгрышей и квестов Сергей Городенский (программы «Розыгрыш», «Сто к одному», «Детективы») и мастер киноспецэффектов Андрей Трифонов («Человек с бульвара Капуцинов», «Небеса обетованные», «Тарас Бульба», «Сибирский цирюльник», «Баязет», «Дальнобойщики-1», «Криминальный квартет», «Сатисфакция», «Выкуп», «Чокнутые» и др.). Маркетинг проекта взял на себя также бывший телевизионщик – Олег Вдовиченко. Конечно же, под проекты могут привлекаться и привлекаются сценаристы, костюмеры, операторы, военные – все те, без кого не может быть ни теле-, ни кинопроекта.

Изначально идея создать собственную компанию и начать свою игру возникла в 2013 году у Алексея Иванченко, телеведущего российского «Первого канала» и канала «СТС», изобретателя, инженера-конструктора, создающего, в том числе, реквизит для российских и украинских иллюзионистов. Толчком к созданию «Серьезных игр» стало недовольство последними на тот момент российскими выпусками шоу «Форт Боярд» и мысль о том, что самим можно сделать не хуже. А, если добавить интеллектуальную составляющую, то, возможно, и лучше.

Алексей Иванченко рассказывает: «Мы с командой собрались, устроили несколько «мозговых штурмов», в ходе которых достаточно быстро родилось название – «Серьезные игры». Потом поэтапно выстраивали все остальное. Что мы можем? Давайте сделаем «Форт Боярд» вживую? Где будем проводить игры? Так как я в прошлом – офицер, и у меня очень много армейских друзей, мы взяли в аренду часть тренировочной военной базы. Там уже была штурмовая полоса, десантный городок, скалодром, центрифуга. В общем, какой-то набор элементов игры присутствовал». Дальше – придумали и провели первую игру, вложились в развитие инфраструктуры – что-то обновили, купили, построили.

С идеями экшн-игр поначалу решили выходить на корпоративных клиентов. «Любая компания, которая хочет провести для своих сотрудников мероприятие с развлекательной частью, может заказать у нас игру по уникальному сценарию, – говорит Олег Вдовиченко. – Потом – пошли дальше: а почему именно «Форт Боярд»? Мы все – телевизионщики и киношники. Логично было бы делать и другие сценарии кино- и телепроектов: «Полицейская академия», «Военная разведка» и так далее».

Варианты игры подбираются в соответствии с целями заказчика: снять стресс и устроить team-building мероприятие, презентовать продукт, выработать лидерские навыки и другое. Это может быть квест, соревнование, розыгрыш, обучающая викторина, игры на выживание. По тематике – милитари, астронавтика, исторические, фентези – здесь также ограничений нет. Журналистам предлагают курс выживания в «горячих точках», офисным работникам – курс выживания в лесах. Иногда перед организаторами игр ставится задача разыграть сотрудника или даже весь офис. Не так давно «Серьезные игры» получили заказ на розыгрыш компании со штатом в полторы тысячи человек. Линейка предложений ограничена только бюджетом заказчика.

Сегодня заказать полноценную корпоративную деловую игру здесь «под ключ» стоит от 300 тысяч рублей ($6380) или от 5000 рублей ($105) за одного участника. «Мы умеем работать очень быстро, но очень этого не любим, – говорит Алексей Иванченко. – Мы можем сделать игру за сутки. Весь необходимый для этого реквизит есть, сценарии уже прописаны. Все зависит от того, какую задачу ставит перед нами заказчик. Хорошая игра делается две недели. То есть, проработанная в деталях, с изготовлением дополнительного оборудования, детальным сценарием и прочими нюансами. Лучше, когда на это время есть. В первую очередь – лучше для самого заказчика». Все события игрового дня снимаются на видео, и компания получает еще и готовый фильм о подвигах своих сотрудников.

Специфика «Серьезных игр»

Казалось бы, на рынке пруд пруди предложений от индивидуальных тренеров и тренинговых компаний по командообразованию. Зачем идти именно сюда и платить, возможно, больше за «Серьезные игры»?

Главное отличие – специфика проектов. «Мы же телевизионщики, то есть – привыкли работать на эмоцию, на картинку, на яркость», – поясняют организаторы игр. Название «Серьезные игры», по их словам, подразумевает не только интеллектуальную составляющую, но и серьезный подход к деталям – максимальное реалити. Памятуя о том, что дьявол – в деталях, здесь внимательно относятся к реквизиту (вспомним, к примеру, те самые настоящие военные сухпайки – не имитация, все по-взрослому).

Также тщательно подбирают специалистов для каждого этапа игры. Например, если речь идет об игре в разведчиков, то тому, как незаметно «снять» часового, так, чтобы он не вскрикнул, не выстрелил, будут учить профессиональные военные, бывавшие в Афганистане и Чечне. Они же учат игроков стрелять с учетом особенностей каждого: недостатка или избытка веса, правша ты или левша, наличия или отсутствия недочетов зрения. Говорят, что за одно занятие хорошо стрелять научиться не получится, но такие знания добавляют уверенности. В экстренной ситуации, в случае нападения, если ты видишь выбитый из руки нападавшего или выбиваешь у него пистолет, ты понимаешь, как им воспользоваться.

Олег Вдовиченко поясняет: «В игре «Военная разведка» сначала профессиональный инструктор-спецназовец обучает людей, как вести бой, как работать в команде, жестам спецназа, которыми общаются во время операций, когда нужно соблюдать тишину: «Я пошел», «Прикройте меня» и так далее. Эти знания даются в быстром обучающем семинаре до игры. Далее – игра и реальные боевые задачи: захват штаба, захват сбитого пилота, преодоление водной преграды, захват аэростата – все нужно отыграть в определенное время. Плюс мы вводим третью сторону – команду «теней», в которую входят специалисты-каскадеры, отработавшие на большом количестве проектов, профессиональные киношники, которые для фильмов и телепрограмм ставят боевые сцены, делают трюки. Они мешают нашим игрокам выполнять боевые задания».

Если идет отработка ситуации с захватом заложников во время полета, то игра проходит внутри настоящего самолета. «Сейчас мы можем проводить игры на базе военной авиации, где у нас есть три самолета – ТУ 134, ИЛ 76 и ИЛ 86, – рассказывают в «Серьезных играх». – На них нельзя летать, но можно завести, прогреть двигатель, выключить. Там мы проводим игры, в ходе которых отрабатываем, что делать и как себя вести на борту в случае захвата самолета, какие существуют способы обнаружения бомбы и многое другое».

Проекты по командообразованию сценаристы с «Первого канала» профессионально нашпиговывают соответсвующими психологическими крючочками. Например, в какой-то момент у капитана команды есть возможность выбора: чтобы получить ключ, он должен пожертвовать одним из членов команды. Капитан оставляет его и получает ключ, который пригодится на следующей локации. А, когда прибегает на ту самую локацию, оказывается, что это – «дырявый кувшин», где нужно заткнуть все дырки, налить воду и перенести ее в нужное место. А ему не хватает людей, он же только что «слил» человека. В итоге вода проливается, и приходится придумывать какие-то сложные способы, коленками затыкать эти дыры. Мораль очевидна.

В таком жанре, как розыгрыши, который пользуется большим спросом сегодня, главное – понять, что у человека может вызвать наиболее яркие эмоции. Каковы его фобии, что он любит. Например, утопить любимый мотоцикл. А потом вывести его из кустов, объявив, что на дно пошла лишь копия. Эмоции будут незабываемыми, ведь розыгрыши заказываются именно ради них. Главное – чтобы реалистично, ярко и картинка красивая.


«Если я обещал людям 15 локаций на игре,
то готовлю, как минимум, 35»

Mediasat задал четыре вопроса об особенностях и философии создания экшн-игр основателю «Серьезных игр» Алексею Иванченко.

Mediasat: Почему Вы решили создать свой проект?

Сочетание многих факторов: я много лет работаю в кино и на ТВ, бывший офицер, занимаюсь спортом и популяризацией науки. Раньше в технических вузах была такая штатная единица – демонстратор. Это человечек, который визуализирует разные законы. Как говорят – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Этот человек придумывал, как лучше, ярче и нагляднее продемонстрировать тот или иной закон. Я – физик и являюсь таким демонстратором. На «СТС» шла программа «Галилео», которую вел Саша Пушной, и в ней была рубрика «Эксперименты». Я – постановщик этой рубрики. Также у меня и у моих коллег накопился большой опыт по системам выживания. На базе всех этих навыков и знаний вместе взятых и родилась идея создать свою команду, которая в игровой форме будет учить серьезным вещам. Отсюда – «Серьезные игры».

Mediasat: Что в Вашем понимании – серьезные вещи, которым Вы учите или хотите научить людей?

Смотрите: невозможно научить человека за один день выживать в лесу. Мы все прекрасно понимаем, что в любой критической ситуации тело ведут рефлексы, действия и реакции основываются на мышечной и нейронной памяти, а вся информация просто улетучивается мгновенно. Но я могу научить думать по-другому, смотреть на ситуацию под другим углом.

Mediasat: Например?

Заставляю людей делать то, что они, по их мнению, никогда не смогли бы сделать. У любой задачи есть неограниченное количество решений. Например, девочке нужно решить задачу, причем сделать это можно тактикой, силовым способом или хитростью. Она должна выбрать приемлемый для нее путь. Но изначально создается впечатление, что решить задачу можно только силовым путем, например, поднять что-то. Она в шоке: «Я не подниму!». А не надо поднимать, надо думать!
Или другой, немножко отвлеченный, но красноречивый пример. Я – фанат «моржевания». Как я учу мыслить иначе? Обычно происходит так: человек подходит к проруби, и у него тут же давление поднимается, он начинает задыхаться, включается психосоматика. А почему? Потому что мы воспринимаем ледяную воду как агрессивную среду. И наш организм воспринимает погружение в эту воду, как агрессию, поэтому тут же включаются все имеющиеся защитные механизмы – и психологические, и физиологические. Я же учу относиться к этому опыту не как к агрессии, а как к удовольствию. И, когда человек заходит в воду, понимая, что это – здоровье, это – совершенно классное чувство. Особенно когда вылезаешь, вытираешься, и через 30-40 секунд начинает идти энергия, становится жарко и по-настоящему классно. Так вот, я учу не собрать волю в кулак и прыгнуть, а войти в воду с удовольствием. Другой взгляд на вещи.

Mediasat: Как готовите игру?

Чаще всего я отталкиваюсь от того, кто участвует в игре. Когда я разговариваю с представителем компании-заказчика, у меня складывается одна концепция. Когда я встретился и поговорил с участниками, могу все кардинально изменить. Причем я не опрашиваю каждого из них, я начинаю что-то рассказывать и внимательно слежу за их реакцией. Проанализировав – распределяю по командам. И это принципиально: людей на команды делю только я. Изменения вношу, когда понимаю: эти задания не для них.

Ведь здесь всегда присутствует человеческий фактор. Никогда нельзя 100% рассчитывать на какой-то результат. Нам нужно достичь результата игры, а не чтобы человек сломался по дороге от непосильных задач. Я, как ведущий игры, мог перерассчитать его силы. Вижу – не справляется, – сразу же меняю ход игры, направляю на другие локации. Человек даже не знает при этом, что что-то изменилось. Поэтому, если обещал людям 15 локаций на игре, то готовлю, как минимум, 35. Я самонадеянно отношу себя к людям думающим, стараюсь предусматривать всякие варианты развития событий, и те, которые возможны и очевидны, и те, которые невозможно, но мало ли.


Перспективы роста

«В перспективе мы хотели бы, конечно, вывести проект на телевидение, – говорит Олег Вдовиченко. – Представьте: команда «Газпрома» против команды «звезд». А еще лучше – депутаты против народа. Согласитесь, всем захочется посмотреть, как народ одолевает представителей Госдумы. Однако, после инвестиций в инфраструктуру, пока на очереди – разработка новых форматов игр. Сейчас мы готовим игру по мотивам фильма «Легенда №17», в которой сотрудники компаний смогут сыграть в хоккей вместе со «звездными» актерами, снявшимися в этом фильме. Нам уже интересно кто победит – отдел маркетинга или отдел продаж?».

Также основатели компании предлагают услуги своей команды каскадеров и постановщиков трюков производителям телефильмов и телесериалов. Они утверждают, что, экономя на профессиональных постановщиках боевых сцен и трюков, те теряют в деньгах и зрительском интересе: «Самый простой вариант – как только профи видит, что какой-то сотрудник спецназа входит в захватываемое здание с пальцем на спусковом крючке – все, позор постановщику. Потому что так не бывает в реальности, это – непрофессионально. Человек может поскользнуться, вздрогнуть от звука и выстрелить в спину идущего впереди товарища. Палец должен лежать не на крючке, а рядом. Если палец на спусковом крючке – сразу понятно, что пригласили в качестве постановщиков сцены каких-то «левых» ребят, которые не являются специалистами».

Ну и, конечно же, без глобальной задачи не обходится. «Мы хотим поднять уровень корпоративных мероприятий, используя профессионализм телевизионщиков и профессионализм военных. Плюс рекламисты, которые понимают задачи клиента, могут их трансформировать и воссоединить с интересными киношными фишками. Я считаю этот микс уникальным. Если где-то найдете что-то подобное, вы мне, пожалуйста, тоже скиньте информацию, я с удовольствием посмотрю – поучусь», – резюмирует Олег Вдовиченко.


Из офиса — в актёры

Кино-альтернатива командообразующим тренингам и деловым играм в Украине также существует, причем не первый год. Однако характер предложения кардинально отличается. Как минимум – мирной направленностью и в данном случае – одесским колоритом.

«Как и большинство киностудий и кинокомпаний по всему миру, предлагаем такую услугу, как деловая игра, – рассказывает Председатель правления частного акционерного общества «Одесская киностудия» Андрей Зверев. – Существует масса компаний и коучей, которые разрабатывают программы по team-building. В нашем случае мы получаем не только выстраивание отношений, так как кинопроизводство – это всегда слаженная работа коллектива, но и удовольствие от участия в процессе киносъемки. Например, мы отсняли корпоративный фильм по мотивам «12 стульев». Согласитесь, что достаточно интересно побывать в роли Остапа Бендера или Кисы Воробьянинова и получить на память фильм со своим участием».

В случае с «12 стульями» за неделю до съемок на киностудии прошел кастинг наоборот: были присланы фотографии участников съемки, под них выбран сюжет и расписаны роли. За основу взяли фрагменты одноименного фильма, а сам процесс съемок занял один день – с 10:00 до 18:00. На площадке работали две съемочные группы, и участникам игры было, как минимум, не скучно: листик с текстом, репетиции, съемка, переход в другую локацию, к другой группе, и – снова листик с текстом, репетиции, съемка. «Люди приехали на киностудию, не зная, что их ожидает. Для них это и шок, и незабываемое впечатление на всю жизнь – вот так неожиданно попасть в кино, – говорит Андрей Зверев. – Для того чтобы весь процесс был максимально реалистичным, мы приглашаем для съемок таких проектов профессиональных актеров. Да и просто интересно, когда в корпоративном фильме есть узнаваемое лицо».

Стоимость такой игры может существенно варьироваться в зависимости от количества участников тренинга, наличия или необходимости создавать декорации, костюмы и многого другого. Андрей Зверев отмечает: «Мы пока не продвигаем эту услугу, понимая, что ситуация в стране не располагает к играм и подобным проектам в целом, но и съемку корпоративных фильмов, и деловые игры мы можем делать, и делаем. Более того, если в мировой практике есть компании, которые предлагают подобные проекты, не имея собственных павильонов, съемочного оборудования, костюмов, света, кадров и так далее, то у нас все это есть».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Наталия Тютюненко
Более 20 лет опыта работы в журналистике и PR. Работала журналистом делового еженедельника «Коммерсант-Деньги», обозревателем журнала «Секрет Фирмы», обозревателем «Бизнес-журнала», руководителем отдела «Финансы и банки» журнала «РБК». В 2011 году получила премию PRESS-звание за лучшую статью о проблемах малого и среднего бизнеса в России. Обладает опытом работы в области связей с общественностью: была советником по связям с общественностью Городского Ипотечного Банка, пресс-серетарем Незаивисмой ассоциации телерадиовещателей Украины, пресс-секретарем компаний «Мостелефильм», «Киевтелефильм» и др.