Сериалам нужны льготы

- Реклама -

Крупнейшие российские телевещатели и операторы связи намерены просить государство поддержать кино- и телепроизводственный рынок — например, предоставить ему доступ к субсидиям и льготным кредитам, а также ввести налоговые льготы и создать систему страхования инвестиционных рисков кинопроизводства. Только в прошлом году крупнейшие федеральные телеканалы потратили на премьерный контент 44,3 млрд руб.

Участники Медиакоммуникационного союза (МКС) согласовали «дорожную карту» развития отрасли, рассказал представитель МКС. Это отраслевое объединение образовано в феврале, в него вошли медиакомпании, операторы связи и платного ТВ, в том числе «Национальная Медиа Группа», «ПрофМедиа» (входит в «Газпром-медиа»), «СТС Медиа», МТС, «Вымпелком», «МегаФон», «Ростелеком», «Триколор» и др. 

«Мы считаем возможным попросить господдержки российских производителей контента по трем направлениям,— пояснил «Ъ» президент МКС, заместитель гендиректора «СТС Медиа» Сергей Петров.— Во-первых, доступ к государственным субсидиям и льготному кредитованию. Во-вторых, предоставление налоговых льгот на производство и продвижение контента для кинопроизводителей и ТВ-игроков. Наконец, развитие системы страхования на кинопроизводстве. Результатом совместной работы с государственными органами должно стать появление соответствующих законопроектов».

Предложения закреплены в «дорожной карте», с которой ознакомился «Ъ», и будут обсуждаться с участниками рынка и представителями регулятора на этой неделе на Russian Interactive Week, после чего будут направлены всем сторонам и регуляторам — Минкультуры и Минкомсвязи. Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин сообщил «Ъ», что пока незнаком с предложениями МКС, получить комментарии Минкульта не удалось.

По данным KVG Research, крупнейшие федеральные телеканалы — «Первый канал», «Россия 1», НТВ, ТНТ, СТС, «Пятый канал» и РЕН ТВ — в прошлом году потратили на премьерный контент 44,3 млрд руб., больше половины затрат пришлось на сериалы. Российские ТВ-производители выпускают около 4,5 тыс. часов, или 400 названий телефильмов и сериалов. При этом на рынке производства контента состоялся ряд значимых сделок: в апреле Аркадий Ротенберг договорился о приобретении 51% группы «Красный квадрат» (крупнейший производитель контента для «Первого канала») у ее основательницы Ларисы Синельщиковой, а «Национальная Медиа Группа» Юрия Ковальчука приобрела 50% акций телепродакшена «Арт Пикчерс Вижн» и договорилась о покупке 50% кинокомпании «Арт Пикчерс Студия» у Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского.

Большая часть премиального российского контента находится в жесткой конкуренции с продуктами мировых лидеров отрасли, таких как HBO, ABC, Netflix, отмечает господин Петров. «Для существенного увеличения доли российского контента на отечественном рынке необходимо повысить привлекательность инвестиций в производство контента. В большинстве стран мира эту проблему решают с применением тех или иных мер государственной поддержки»,— объясняет он.

В России государство уже поддерживает отечественный кинематограф — Фонд кино тратит на это около 3 млрд руб. в год, часть средств выдается кинопродюсерам и прокатчикам на возвратной основе. А в августе стало известно, что правительство готово предоставить с 2015 года льготу по социальным платежам производителям мультфильмов. У анимационных студий более 80% себестоимости складывается из оплаты труда, льготный режим позволит им производить больше контента и привлечь негосударственных инвесторов.

Инициативы МКС позволят добиться появления на ТВ премиального контента российских продакшен-компаний, говорится в «дорожной карте». «Меры господдержки позволят производить не больше, а лучше,— соглашается господин Акопов.— Это необходимо, потому что количество денег в индустрии не растет: зрители не будут больше ходить в кино, а рекламодатели — больше тратить на рекламу«. Авторы документа указывают на международный опыт. Так, в США льготные программы для производителей контента действуют в 40 штатах, с использованием льгот снят, к примеру, телесериал «Карточный домик», говорится в пояснительной записке, подготовленной PriceWaterhouse Coopers по заказу МКС.

Страхование кинопроизводства, неразвитое в России, широко применяется в Голливуде, говорит президент «Амедиа» Александр Акопов. «В начале производства фильма инвестору выдается страховка завершения производства. Нередки непредвиденные ситуации, когда продакшен-компания оказывается недобросовестной или разногласия между участниками производства приводят к полной остановке проекта. Страховка компенсирует потери и предусматривает аудит производственного процесса, это позволяет завершить производство вовремя и в рамках бюджета»,— уточняет он. Банки же очень осторожно работают с производителями контента, которые в качестве залога могут предоставить только нематериальные активы — библиотеку контента.

- Реклама -