Андрей Зверев: «Когда мы выйдем на собственное кинопроизводство, я буду считать свою задачу выполненной в полном объеме»

- Реклама -
Тезис о том, что история имеет свойство повторяться, развиваясь по спирали, применим и к истории Одесской киностудии художественных фильмов. Смотрите сами. Снова, как и в начале прошлого века, ее возглавляли несколько директоров, сменившихся за достаточно короткий промежуток времени. Снова киностудия работает как инфраструктурная площадка, съемочная база для других компаний. Снова брезжит надежда на то, что свое кино будет, идут переговоры с госструктурами. К сожалению, снова – работа в условиях политической и экономической нестабильности.
В прошлом веке Одесской киностудии удалось достучаться до государства и решить вопрос кадрового голода. О том, есть ли надежда на возрождение студии, что здесь происходит, каковы планы относительно собственных проектов и о многом другом Mediasat поговорил с Председателем правления ЧАО «Одесская киностудия» Андреем Зверевым.

Mediasat: Вы пришли на киностудию два года назад. Почему и как это случилось?

По роду деятельности я действительно не киношник, а чистый управленец, антикризисник. До этого управлял холдингом в области металлообработки. Сюда пришел именно для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, вывести киностудию из системного кризиса.

Mediasat: Металлообработка и кино – две большие разницы, как говорят в Одессе. Решиться на подобную смену отрасли было трудно?

Наверное, это особенность такая организма – мне важно что-то создавать. На момент, когда поступило предложение, холдинг уже был создан, и, по-хорошему, я немного заскучал. Опасения, конечно, были: смогу ли я справиться с кинематографическим предприятием? Я приехал в Одессу, посмотрел и сделал вывод, что не все здесь так уже архиплохо. Что вокруг предприятия просто очень много нахлебников, которые вымывают средства, которые могли бы поступить на студию напрямую. И вот эта задача – направить денежные потоки именно на киностудию, а не в обход нее, была понятна. Конечно, это не самая приятная, «грязная» работа, в ходе которой приходится принимать непопулярные управленческие решения.

Mediasat: Насколько я знаю, в кино не сразу и нелегко принимают людей извне. Выстраивать общение с коллективом было сложно?

Конечно, сначала коллектив воспринял меня в штыки, потому что я – не киношник. А сейчас меня даже упрекают в том, что весь коллектив сплотился вокруг меня единой командой. Людям очень важно, чтобы у предприятия что-то получалось, были какие-то результаты. И когда они их видят, им это нравится, они хотят быть причастными к этим изменениям. И я сейчас «болею» уже этим предприятием, я с ним сросся.

Mediasat: Чем убедили людей?

Что было, когда я принимал дела? С 2005 и до половины 2012 года предприятие так и не смогло выйти на самоокупаемость – это 4,5-5 млн. гривен в год. Киностудия зарабатывала меньше – около двух миллионов. Все имущество предприятия было арестовано за долги. Несмотря на то, что частный инвестор помогал выплачивать зарплату и оплачивать коммунальные счета, были долги по зарплатам и коммуналке, но небольшие. С 2008 года за киностудией числился незаконченный фильм «ТочкаUA».


Читайте также: Кино по-одесски, или история длиною в 95 лет


Начал я с того, что привел в порядок финансовую составляющую, о чем говорил выше. Мы рассчитались с долгами, начали зарабатывать деньги. Например, в 2013 году увеличили доход приблизительно в два раза по сравнению с 2012 годом. Это позволило не только выйти на точку безубыточности, но и инвестировать в основные средства, съемочное оборудование, специальный транспорт. Вторая и основополагающая точка применения усилий – это восстановление инфраструктуры. Это очень важно, потому что на сегодняшний день киностудия работает скорее как рентал-площадка, обеспечивающая чужое производство. Это наша боль и основная задача – когда мы выйдем на собственное кинопроизводство, я буду считать, что свою задачу на этом предприятии выполнил в полном объеме.

Mediasat: Когда это может произойти?

Мы очень стараемся, чтобы – как можно скорее. И даже думали, что это случится во второй половине текущего года. Но не получилось по объективным причинам. Что касается инфраструктуры, то для того чтобы заниматься собственным кинопроизводством, нужно сначала восстановить структуру обеспечения кинопроизводства. Мы потратили много сил на это. В прошлом году на киностудии было снято около 20 проектов. У нас снимался фильм кинокомпании Никиты Сергеевича Михалкова. В том же прошлом году у нас снимал две своих картины Станислав Говорухин. Это все уже говорит о том, что нам структуру обеспечения кинопроизводства восстановить удалось.

Mediasat: Как изменилась ситуация в этом году?

Да, конечно, сейчас у киностудии действительно сложное время, потому что мы работаем только с украинскими производителями кино- и телеконтента. У нас были планы по съемкам на нашей базе 11 проектов, в том числе – российских. Но в итоге осталось 4 украинских проекта.

Mediasat: Что это за проекты?

Телефильмы и телесериалы. Например, у нас договор с киностудией «Киевтелефильм» на производство телесериала длинной в 250 серий. Закончились съемки фильма Евы Нейман по заказу «1+1».

Mediasat: Когда Вы планировали собственное кинопроизводство, речь шла о полном метре?

Начать решили с короткого. Правда, когда начали вести переговоры с Госкино о том, что мы готовы участвовать в конкурсах на получение государственной поддержки, вдруг узнали, что у нас несданный фильм, тот самый, с 2008 года. Мы начали искать людей, которые снимали этот фильм. Многие из них уже работают в других отраслях, в итоге всех нашли, закончили его и сдали в Госкино, тем самым открыли себе двери к госфинансированию.

Mediasat: Насколько реально получить в сегодняшней ситуации финансирование от Госкино?

Мы сдали фильм в начале 2013 года, тогда еще какие-то возможности для получения госфинансирования были. За 2013 год мы подали 11 заявок на господдержку съемок короткого метра. Это – небольшие деньги, но мы получили бы возможность собрать молодых и талантливых режиссеров, операторов и так далее. С ними можно было бы дальше начать производство телеконтента и постепенно выйти на полный метр. Но в 2013 году по ряду причин мы не получили никакой господдержки.

Но сейчас прием работ и возможность получения финансирования вроде бы восстанавливается, и мы готовимся подавать минимум два проекта на конкурс. Это также короткий метр. Мы понимаем, что правила отбора работ могут меняться. Наша задача – стучать в эти двери. И нам откроют.

Mediasat: Когда думали, что делать, чтобы изменить ситуацию, опирались на европейский опыт или исходили из понимания того, как в принципе должны работать бизнес-процессы на любом предприятии?

Изучали опыт. Могу сказать, что применял опыт Карена Георгиевича Шахназарова, а также – голливудских и европейских кинокомпаний.

Mediasat: Привлечь западного консультанта соблазна не было?

Был. И мы приглашали американских продюсеров, и они консультировали, подсказывали, помогали. Например, Артур Шайдельман, который начинал снимать совершенно юного Арнольда Шварценеггера, приезжал, показывал, советовал.

Mediasat: До начала Ваших коммуникаций они знали, что такое Одесская киностудия?

К сожалению, нет.

Mediasat: Каким было их первое впечатление от ее посещения?

На тот момент – не самым лучшим: руины.

Mediasat: Не советовали бросить, не тратить время зря?

Говорили. Но я очень люблю кинофильмы этой студии, например, такие как «Три мушкетера», «Место встречи изменить нельзя» и многие другие. И я воспринял эту задачу как личный вызов, отнестись бережно к тому, что есть, восстановить, отстроить. Мы, например, год тому назад не просто отремонтировали первый павильон, где были только полуразрушенные стены, но и внедрили туда абсолютно новую технологию визуализации, которой нет ни в Киеве, ни во Львове, ни в Харькове… Это как раз тот подсмотренный голливудский опыт. Мы сделали хромокейную студию.

Так как первый павильон имеет долгую историю (ему около ста лет), то мы задумали сделать его таким Домом кино, мультимедийным музеем истории кино – от немого до будущего. Но быть просто музеем не интересно. Поэтому сразу же он задумывался и как концертная площадка. И здесь уже проходят концерты. Мы задумывали сделать этот павильон еще одним культурным центром города Одессы.

Mediasat: С точки зрения отношений с регулятором и законодательства, что хотели бы улучшить?

Сейчас новые люди возглавляют Министерство культуры, они только входят в курс дела, здесь пока что-то говорить сложно. Но, в общем, есть важный вопрос, решение которого могло бы нам помочь в работе. В европейском законодательстве есть норма, в соответствии с которой весь произведенный той или иной киностудией контент является ее собственностью. В Украине вопрос решен несколько иначе. Права на наши фильмы нам не принадлежат, а это могла бы быть существенная статья доходов киностудии в дальнейшем.

Mediasat: Какие проекты в планах? Может быть, копродукция?

Я, честно говоря, не очень люблю говорить о том, что еще не произошло, поэтому и с журналистами не общался особо, пока не появились какие-то результаты, которые уже можно было показать. У нас в планах восстановление зданий, отладка инфраструктуры, запуск собственного производства. К сожалению, мы вкладываем в развитие только те деньги, которые сами зарабатываем. Позиция инвестора – покажите, что вы сами можете заработать и сделать. Поэтому вопрос развития инфраструктуры очень сложный. Но мы – киностудия, у которой за плечами сто лет. И у нас уникальная локация. И я надеюсь, что киностудия будет не только восстановлена, но и снова станет ведущим производителем фильмов в стране.

Mediasat: Большое спасибо за интервью! Желаем Одесской киностудии выйти на собственное кинопроизводство и радовать зрителей новыми хорошими фильмами. ◙

- Реклама -
Наталия Тютюненко
Журналістка, комунікаційниця.