Когда в Украине появится 3G связь?

- Реклама -

Происходящее вокруг внедрения современных стандартов связи (3G и 4G) в Украине уже стало напоминать балаган, где смешалось все – лоббизм, столкновение разных подходов, желание избавиться от монополизма компаний с российским капиталом, революционная ситуация в низах и вечная бюрократическая канитель. И длится это уже десятилетие, и даже новая власть пока не может преодолеть собственных чиновников с их порой непомерными аппетитами.

История вопроса

3G-стандарт гарантирует пользователям высокую скорость передачи данных (до 20 Мб/сек) и качество, что позитивно отразится на потреблении мобильного интернета. Украина является единственной страной в Европе, где отсутствует 3G-связь. Вернее, такая связь есть (стандарт UMTS), но единственный владелец лицензии – компания «ТриМоб» (принадлежит «Укртелекому») – не смогла развить этот рынок. У компании всего лишь немногим более 1 млн абонентов, что на фоне других сотовых операторов – совсем мало. Кроме того, покрытие компании ограничивается крупными городами.

«Укртелеком» получил лицензию без какого-либо конкурса еще в далеком 2005 году, и все попытки на выдачу новых лицензий хоть и предпринимались, но пресекались. Операторы рынка связывали это с лоббизмом со стороны «Укртелекома».

Компания уже несколько лет как частая компания, а не госмонополист. Впрочем, до последнего времени лобби «Укртелекома» было сильно, как и прежде. «Укртелеком» последние несколько лет вел переговоры о продаже «ТриМоба», но желающих не нашлось. Потенциальных покупателей «смущала» завышенная цена.

Все последние годы вопрос внедрения 3G-связи тормозился также и конверсией радиочастот (часть военного радиооборудования работает на частотах, где «базируется» 3G). Минобороны хотело получить за конверсию 2 млрд. грн, но никто не понимал, на что пойдут, кто и как должен платить, в какие сроки военных высвободят их. Регулятор под этим соусом не вносил изменения в план использования радиочастот.

Время шло, но в ситуации с 3G ничего не менялось. Под «эгидой» Майдана, представители телеком-отрасли подумали, что им наконец-то удастся быстро справится с бюрократией и они начали давить на регулятора (Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере связи и информатизации), но две смены состава НКРСИ не привели ни к чему. Вернее, чиновники начали собирать очередные рабочие группы, искать какие-то точки соприкосновения интересов государства, операторов и отраслевых ассоциаций. Все плавно шло в глухой угол. Но свое слово сказал президент, который поручил Кабмину подготовить радиочастотные ресурсы для внедрения системы связи 3G до 15 августа, а до 30 октября провести сам конкурс. Как итог, сроки истекли, решения нет, а сам процесс стал кулуарным.

Но затем началась игра заявлений чиновников – выдадим три лицензии, нет – одну (а остальные — только после проведения конверсии в течение трех последующих лет до 2018 г). По умолчанию предполагалось, что лицензии получат все три крупнейших оператора – «Киевстар», «МТС-Украина» и life:). Но в спор вмешались «Укртелеком» и «Интертелеком», но их претензии на частоты всерьез не воспринимают даже коллеги.

Позиция операторов неизменна (они не часто находят консенсус по важным для отрасли вопросам, а тут он налицо) — быстрое создание и национальной сети 3G связи силами одного оператора невозможно и прогнозируют отсутствие инвестиций в отрасль при выдаче только лишь одной лицензии. Также в последнем случае количество населения, которое получит доступ к этой связи, будет очень малым, а цена на нее — гораздо выше, чем могла бы быть при конкуренции на рынке.

Вроде уже договорились про три лицензии (на 3 полосы частот по 30 мГц в каждой) и одновременную их выдачу, но беда пришла, откуда не ждали. Премьер Арсений Яценюк не захотел «монополии на рынке 3G, где Россия контролирует всю мобильную связь» и хочет допустить европейские компании («готов даже за 1 гривну отдать одну лицензию»). Проблема в том, что крупные европейские телеком-инвесторы не появлялись на украинском рынке (даже с намерениями) последние уже последние 5-6 лет. Кто и как из них придет, Яценюк не уточнил. Однако логика подсказывает, что их не будет. Им не имеет смысл инвестировать в Украине в 3G, не имея 2G (действующей GSM-сети).

Закончилось (пока!) все тем, что регулятор одобрил проект постановления Кабмина, согласно которому к конкурсу на 3G могут быть не допущены компании, контрольный пакет акций которых (более 50%) принадлежит российским акционерам. Такими характеристиками обладает «МТС-Украина». В случае «если», россияне уже не исключают возможности подачи исков в международные суды.

Тут пока нет повода радоваться другим претендентам, т.к. это пока проект. Но других достойных «кандидатов» для получения лицензии, мягко говоря, нет. Более того, в структуре акционеров «Киевстара» и life:) также есть капитал с российской резидентностью. При этом важно понимать, что против таких ограничений выступают в Администрации президента, там тоже сидят неплохие лоббисты «нужных» решений.

Начать тендерные процедуры на получение лицензий на полосы радиочастот можно после утверждения плана конверсии частот и условий проведения конкурса (зона ответственности Кабмина). Со своей стороны Генштаб подготовил план конверсии, и он находится на согласовании с остальными «сопричастными». Только 1 октября пришла информация, что Кабмин утвердил условия проведения конкурса о внедрении системы связи 3G. Правительство приняло такое решение еще в средине сентября, однако оно еще не обнародовано поскольку НКРСИ еще не подала окончательный вариант решения Кабмина на подпись премьеру Яценюку. Как результат – мобильные операторы с российским капиталом не смогут быть участниками конкурса по покупке 3G-лицензии в Украине.

Наверное, самый интересный – вопрос цены. Аппетиты государства в лице Минфина варьировались в пределах 1-2 млрд. грн. за лицензию. Финальная (стартовая) цена установлена на уровне 2,44 млрд. грн. Плюс 1,6 млрд. грн. со всех операторов на конверсию частот военным. Таким образом, будущий победитель 3G-конкурса за одну лицензии выложит минимум 3 млрд. грн. Операторы считают такие «госаппетиты» завышенными и необоснованными (они считают оптимальной ценой – примерно по 1,5-2 млрд. грн. с каждого за все). Ситуация опять приходит в подвешенное состояние.

Как будет развиваться ситуация, спрогнозировать сложно (если Яценюк будет настаивать на «европейских инвесторах», то это надолго), но с учетом привлеченных сил и настроенности участников, можно надеяться на позитивное решение в обозримой перспективе. Кабмин намеревался перенести рассмотрение вопроса о проведении конкурса до проведения консультаций с общественностью. Можно утверждать, что «общественность» ничего кроме – «задолбали, быстрее вводите 3G» – не скажет.

Красивое будущее

Международные расчеты показывают, что увеличение проникновения мобильного интернета в два раза ведет к росту ВВП страны на 0,5%. Более того, повлечет за собой развитие ряда других мобильных направлений: телемедицины, мобильных финансов и т.п.

Более понятными являются другие цифры: поступления в госбюджет от конкурса, инвестиции, налоги и т.д. Конкретные цифры пока не озвучивались, но это миллиарды гривен. По экспертным оценкам, в трехлетней перспективе соответствующими услугами смогут воспользоваться более 10 млн абонентов.

По предварительным оценкам самих операторов, в случае получения лицензий на 3G их совокупные инвестиции могут составить около 9 млрд. грн. в течение трех лет. Здесь, впрочем, нужно сделать поправку. Телекоммуникационное оборудование (базовые станции и т.д.) в Украине не производится, и значительная часть этой суммы уйдет западным поставщикам.

Следует отметить, что Украине уже впору думать о внедрении 4G (LTE), т.е. совершить «прыжок» в развитии технологий (например, минуя 3G). Но, этот вопрос не стоит на повестке дня, и все идет не революционным путем, а поступательным, что для операторов несет дополнительные риски и затраты (будущие инвестиции в оборудование, поддерживающее 4G).

При прочих равных условиях через 2-3 года операторы обеспечат покрытием 3G всю Украину, но к тому времени весь остальной мир уже будет «опутан» 4G. По прогнозам Ericsson, к в 2019 году 80% населения Европы и 95% населения Северо-Восточной Азии будут жить в зоне действия сетей LTE. Примечательно, что уже тестируются технологии 5G, где передача данных идет со скоростью 5 Гбит/сек, хотя это пока не является утвержденным стандартом.

Кроме того, при переходе на 4G возникают дополнительные проблемы. Тут не только готовность абонентов платить за скоростной мобильный интернет (Украина имеет практически самый дешевый в мире интернет-доступ, и повсеместная готовность платить больше за большую скорость – неочевидна), но и проблема с пользовательскими устройствами, вернее их неготовностью к 4G. По данным «Киевстара», по состоянию на конец июня в сети компании эксплуатировалось почти 7 млн. мобильных устройств (смартфонов, планшетов, модемов), которые поддерживают 3G, в то же время количество гаджетов, которые приспособлены к работе с 4G — не более 300 тыс.

- Реклама -