Татьяна Лебедева: Нацсовет должен работать в новой парадигме

- Реклама -

Своими впечатлениями о первом месяце работы нового Нацсовета поделилась Татьяна Лебедева Почетный председатель Независимой ассоциации телерадиовещателей (НАМ), член Нацрады в 2003-2010.

Национальный совет по вопросам телевиденья и вещания – это очень сложный и интересный орган. Сложный он как по своей функции, так и по принципу работы.  Ведь вместе собирается восемь совершенно разных людей, с разным жизненным опытом, с разными профессиональными подходами, и им предстоит взять на себя коллективную ответственность за телерадиопространство страны! Работать в этом органе не просто.  С одной стороны,  любые решения регулятора – это результат коллективных действий, с другой  стороны, Нацсовет должен  выбрать единую стратегию и виденье развития отрасли. Иначе голосование будет лишь техническим, ситуативным, что в таких серьезных социально важных вопросах недопустимо.

Нынешнему составу Нацсовета придется работать в очень ответственный для страны момент. И задачи, слоящие перед ними, не простые. Ведь от того, какое решение они примут, зависит, не только судьба одной или двух телекомпаний, а и судьбы многих людей. В условиях нынешней, так называемой гибридной войны информация играет роль острейшего и убийственного  оружия. Потому сейчас линия фронта проходит по экранам телевизоров, и от того, что люди слушают и смотрят, как они воспринимают информацию, зависит не только их позиция, но и их судьба.

 Профессионализм и патриотизм

К чести коллег из Нацсовета хочу сказать, что, во-первых, все они профессионалы. Эти люди пришли из отрасли, каждый из них имеет большой опыт работы в медиа. И во-вторых, безусловно, они патриоты. И это не пустое слово и не пафос, судьба страны им не безразлична.

 Оценивать работу органа можно лишь по тем решениям, которые они принимают. Безусловно, мне понравилось, что на одном из первых заседаний новый состав  отменил кодирование телеканалов, которое ввел «Зеонбуд». Ведь это было решение, которое не отвечало ни интересам индустрии, ни интересам зрителей. Потому его отмена свидетельствует о том, что члены Нацсовета не намерены лоббировать  ту или иную коммерческую структуру, а придерживаются других, профессиональных и индустриальных  принципов.

 Ожидания индустрии

 Индустрия достаточно неоднородна. Ведь у нас есть конкурирующие холдинги, у всех разные подходы к решению проблем, разные интересы. Но мне кажется, что, в первую очередь, индустрия ждет от Нацсовета изменения парадигмы. Важно понимать, что Нацсовет не должен быть фискальным или карательным органом. Ведь  главной миссией регулятора,  с одной стороны,  должна  быть-  защита интересов зрителей, а с другой стороны поддержка социально ответственного национального производителя. Тогда, безусловно, что-то измениться.

Из этого следовало бы многое другое. Например, анализ предыдущих решений по цифровому конкурсу. Это не стремление кого-то наказать или кого-то чего-то лишить, а просто защита интересов зрителей/слушателей и рынка. Потому что, например, решения предыдущего состава по региональным компаниям, естественно, не в интересах зрителя, рынка и вещателей. Можно очень серьезно сомневаться в их справедливости. Также и другие решения должны исходить из этой парадигмы. Будь это решение по отдельному каналу, или же по комплексным вопросам. Думаю, рынок хотел бы, чтобы Нацсовет задавал себе вопрос: кому это выгодно?, и кто получит пользу от того решения, которое мы примем?

 Первые тенденции в работе регулятора

Пока еще рано оценивать работу Нацсовета. Прошло не так много времени, тогда  как за время отсутствия заседаний накопилось безумное количество вопросов технического характера. И за этим валом довольно сложно разобраться в ключевых вопросах.  Из того, что мы видим, первое – это готовность к реформированию самого органа, второе – готовность идти на контакт с общественностью. Об этом мы можем судить по тому, как довольно быстро выбрали Громадську раду,  по тому, что члены совета  постоянно обращаются к  общественности  по ключевым вопросам.

 Это означает, что они не просто хотят закрыться и принимать решения, а готовы общаться с  экспертным сообществом, ставить во главу угла интересы страны, зрителей и рынка. Это очень хорошая тенденция, если она сохраниться —  я буду очень рада. И пожелаю новому составу Нацсовета больших успехов.

Риски  в работе нового созыва Нацсовета

 Есть как внутренние, так и внешние риски. К внешним я бы отнесла умение и привычку некоторых недобросовестных владельцев лицензий манипулировать и использовать в своих целях решение, например,  районных судов, которые могут запретить любые действия в отношение какой-либо компании. К сожалению, наша судебная система это позволяет, и мы уже знаем,  как иногда каналы, недовольные решениями регулятора, этим злоупотребляют. А у Нацсовета пока нет такого штата юристов, который может с блеском выигрывать дела, даже когда у них есть для этого все правовые основания. Такой инструмент дезавуирования решений Нацсовета был  и раньше, и, боюсь, что  сейчас недобросовестные лицензиаты продолжат этим пользоваться.

 Опасность внутренних рисков также есть. Как я уже говорила,  вместе решение принимают восемь человек (пока их семеро, но скоро, думаю,  будет назначен и восьмой), и наибольшая опасность возникнет, если каждый захочет проводить свою линию и не станет слушать аргументы других. Это ключевой вопрос для всех составов Нацсовета. Каждый должен подняться над своими персональными интересами и посмотреть на ситуацию более интегрировано, с государственной позиции,  с позиции той парадигмы о которой мы говорили. Я искренне желаю коллегам, чтобы они быстро научились слушать друг друга и принимать обоснованные, сбалансированные решения. Тогда и работа органа будет более эффективной.

Политические риски

Конечно же, есть и политические риски. Потому что, с одной стороны, военная ситуация требует от регулятора решительных действий, но, с другой стороны, в любой момент Нацсовет могут обвинить в не очень четкой правовой позиции, политических мотивах.

 

У нас принято шантажировать Национальный совет. К сожалению, некоторые политики этим злоупотребляют. И новая редакция закона позволяет увольнять практически любого члена. Но в  Нацсовете собрались вполне  самодостаточные люди, которые прошли горнила разных должностей. Потому, я думаю, что эти политические манипуляторы  не будут сильно на них давить, и принципиальные вопросы будут приниматься без оглядки на политическую конъюнктуру. К тому же, надеюсь, что даже у наших политиков есть капля здравого смысла, и они должны понимать, что любая замена коней на переправе — не ко времени.

- Реклама -