ПОДЕЛИТЬСЯ

Вместо пролога

Каждый день по пути на работу захожу на рынок купить пару-тройку пакетиков кофе «3-в-1» с целью периодического скрашивания сурового мыслительного процесса. Недалеко от входа в непромокаемой палатке надёжно окопался знакомый видеопират, неумолимо продвигающий в массы «разумное, доброе и вечное». В то самое время, когда высшие чины с неизменной улыбкой на лице рапортуют начальству об успешной борьбе с нарушителями закона об авторских и смежных правах, простые граждане из окрестных сёл за символические 10 или 20 гривен получают беспрепятственный доступ к сотням художественных фильмов, телесериалов (или же к чему пожёстче) на самые разные вкусы. Ввиду того, что село и широкополосный домашний интернет – понятия на сегодняшний день не совсем совместимые, спрос на развлекательные консервы «8 фильмов на одном диске» устойчив независимо от времени года, погодных условий и политической обстановки в государстве. Граждане, отвечающие за порядок на рынке, тоже люди и тоже не против нового кино на каждый день. Именно поэтому во время плановых (и внеплановых) проверочных рейдов по рынку, на палатке неизменно красуется табличка «Рыбный день», а пробегающие мимо потенциальные покупатели понимающе ухмыляются.
Ещё периодически хожу в супермаркет. Лицензионный DVD с последним фильмом про Гарри Поттера уже красуется на стеллаже возле кассы: 63 гривны за всё удовольствие. Но смешно другое: месяц безлимитного интернета можно купить за 50 гривен, чистую двухслойную DVD-R болванку — за 8 гривен, а сайт, с которого свободно можно скачать образ диска с последним фильмом про Гарри Поттера, не может закрыть даже СБУ: «слишком высоко сидят», — пожаловался в приватной беседе работник отдела с киберпреступлениями.
С каждым днём крепчает уверенность, что «Матрицу» плющит всё сильнее и сильнее. Душевные метания облегчает знакомый хозяин автостоянки во время очередного сеанса взаимопсихотерапии за рюмкой чая. «На самом деле, – объясняет он, – всё довольно просто. Человека нужно держать в постоянном страхе, что к нему в любой момент могут нагрянуть на огонёк пару десятков масок-шоу и в соответствии с законом произвести выемку запрещённых к обладанию предметов. Почти как с валютой: ты безработный, а доллары покупаешь каждую неделю. Так и с твоим Поттером: самописная болванка – пират, домашняя коллекция – хранение с целью распространения. Пришли, изъяли, накатанная схема, «бабло» побеждает зло. Вот ты мне рассказывал, что в Киеве спецслужбы конфисковали «серваки», на которых висел сайт с порнухой. И что через два дня после изъятия этот сайт опять работал. И все ухахатываются. А над чем смеяться-то? Тут плакать надо! У ребят на руках теперь полная база данных по всем любителям «клубнички»: кто что «качал» и кто что «раздавал». Это-ж Клондайк. В новостях, вон, одну порностудию накрыли, вторую… Думаешь, свезло? Нет, брат, это не что иное, как грамотный расчёт. Так что, будь проще».
Внемлю дружескому совету, становлюсь проще и иду в супермаркет успокаивать нервы, но возле стеллажей с лицензионными DVD вновь озадачиваюсь – неужто на самом деле всё так плохо?

Просто история

Великий и могучий Советский Союз. Кинопрокат обеспечивает второй по размерам приход в казну после алкогольной продукции, а грамотным подбором репертуара занимается целая организация – Госкино. Проше говоря, один заказчик с неограниченными финансовыми возможностями заказывает киностудиям продукт (с соответствующим техзаданием) и осуществляет его приёмку по факту изготовления. Дальше работает конвейер.
Тираж готовой картины определяет специальная комиссия. Сейчас звучит дико, но существуют специальные разнарядки, по которым количество копий определяется не художественными достоинствами картины, а силой её идеологического воздействия на зрителя. Любопытный факт: если в месячном репертуаре кинотеатра количество сеансов зарубежных картин превышает количество отечественных, руководителя кинопрокатной организации вызывают «на ковёр» с запасом вазелина, директор получает выговор с последствиями, а работников культурного заведения депремируют.
Все права на ленты капиталистических стран закупаются исключительно для кинотеатрального проката, без права показа по телевидению («счастливым» исключением можно считать пиратскую демонстрацию с потёртой прокатной фильмокопии в эфире «Воскресного кинозала» американской кинокомедии «Как украсть миллион» во второй половине 1980-х), поэтому затраты на приобретение с лихвой отбиваются и приносят недюжинную прибыль ввиду элементарного отсутствия альтернативы.
А тем временем высокие технологии не стоят на месте и поднимающийся с колен подпольный видеобизнес гнусно пошатывает кинематографические устои. На киностудиях открываются первые коммерческие объединения, и первые продюсеры выдают «на-гора» злободневные коммерческие халтуры и по безумным ценам реализовывают их на кинорынках. Именно тогда зародилась модель продаж, которая успешно эксплуатируется и в наши дни. А именно: реализуется не лицензия на право демонстрации, а сама фильмокопия с правом эксплуатации её до полного износа. Военная хитрость в том, что технический ресурс триацетатной киноплёнки нормирован в 500 сеансов, после чего носитель подлежит списанию, как выработавший свой ресурс. Киностудии же продают одну копию полуторачасового фильма за тридцать тысяч советских рублей. Для сравнения – стоимость печати 80 рублей за 300 метров (10-минутный ролик), за 9 частей – 720 рублей. Сметная же стоимость среднестатистического фильма закладывается на уровне пяти тысяч рублей за 10 минут хронометража. В итоге шустрые дельцы продажей всего двух копий уже окупают производство и получают прибыль. Проблемы покупателя с отбиванием затрат на приобретение их не интересуют.
А проблемы имеются, и немаленькие. Областные конторы кинопроката не могут выложить требуемую сумму за один фильм, им надо чем-то заполнять месячный репертуар. У кооператоров деньги есть, но нет кинотеатров для проката, их надо арендовать, что весьма и весьма влияет на планируемую прибыль. Выход из тупика – увеличение цен на кинобилеты с привычных  рубля-полутора до трёх и пяти. Имеются задокументированные свидетельства, как отдельно взятые копии картин «Воры в законе» и «Чёрная роза – эмблема печали» отрабатывают по 1800-1900 сеансов при нормативе в 500. Можете себе представить качество изображения на экране. «Пипл», выражаясь высоколитературным языком, «хавает», но не вполне уверенно, поскольку есть альтернатива в лице видеосалонов и походов в гости к счастливым обладателям VHS-девайсов, которым уже доступны свежие кинотеатральные хиты, заботливо перегнанные на видеоплёнку в аппаратных телекино областных телерадиокомпаний. Да и пиратский видеобизнес начинает жить припеваючи и может себе позволить доставлять самолётами экранные копии хитовых картин в ночь премьеры из дальнего зарубежья и красть их с монтажных столов Голливуда. Пышным цветом расцветают эфирные и кабельные телеканалы, по которым эти самые копии успешно демонстрируются. Начинается период группового возложения всех и вся на законы об авторских и смежных правах. Потребитель, сам того не желая,  привыкает к изобилию. А продавец — к тому, что за лицензии на тиражирование и прокат, оказывается, платить совсем необязательно.

Новая история

Любая бесконтрольная вакханалия не может проистекать бесконечно. Власти весьма своевременно обращают внимание на проблему, вспоминают народную мудрость «не можешь остановить – возглавь» и требуют свою долю прибыли в виде налогов. Так появляются на свет первые официальные дистрибьюторы, которые, приобретая права на тиражирование и прокат, доводят до сведения прочих игроков рынка, что из данного конкретного фильма извлекают жизненный позитив только они, а все остальные дружно «курят бамбук». В противном случае – полная свобода действий.
Пример оказывается заразительным, и процесс легализации набирает обороты. Хотя порой доходит до абсурда, когда за день в продажу поступает полтора десятка наименований, и покупатели натурально теряются. Но это в крупных городах. На местах всё проистекает по-старому с той лишь разницей, что на одну кассету вместо двух фильмов теперь записывается один, а вместо безликих коробок с буквами «E-180» товар упаковывается в красочную картонную обложку с фотографиями и аннотацией, а также целлофанируется — затраты меньше, а отпускная цена такая же. Зато гарантировано «спокойное пищеварение» в виде официальной бумаженции со всеми необходимыми подписями и печатями.
Выход на рынок стандарта DVD в качестве преемника Laserdisc пока не оказывает особого влияния на расстановку сил, поскольку DVD-плееры дорогие и в свободной продаже их нет, лицензионные DVD-диски тоже дорогие и в продаже их тоже нет, а пиратских DVD-дисков попросту ещё нет. Единственная разница – видео на кассеты теперь пишется с DVD-плеера, а в оригинальный звук подмешивается одно- или многоголосый перевод с минидиска или компьютера.
На эфирных телеканалах лицензионный продукт постепенно вытесняет нелицензионный. Причина проста – конкуренты в открытую стучат правообладателям с указаниями точных координат и контактных телефонов нарушителей. Для имеющих собственное вещание кабельных операторов пока ничего не меняется.
На переломе веков имеет честь свершиться великое событие — бравые хлопцы, известные под никами MaxMorice и Gej, публикуют на своём web-сайте взломанную версию «мелкомягкой» библиотеки MPEG-4 Version 3 (MP43c32.dll). С этого момента полнометражный художественный фильм, занимающий целый DVD, можно без проблем упаковать на одну 700-мегабайтную CD-болванку с приемлемым для просмотра на компьютерном мониторе качеством. Первым таким фильмом становится популярный «Брат-2», а слово «DVD-rip” больше не режет ухо.
Джинна выпускают из бутылки и предоставляют полную свободу действий. Буквально за полгода потребитель получает фееричный ассортимент носителей с фильмами, мультфильмами и прочими радостями жизни по доступным ценам. Несмотря на посредственное (а зачастую и вовсе неприемлемое) качество изображения, диски коллекционируют и активно ими обмениваются. Исходниками всё чаще становятся не только фирменные DVD, но и эфирные/спутниковые телеканалы. В видеосалонах VHS-кассеты теснят привлекающие внимание коробочки с броскими этикетками “mpeg-4” и завлекательными наименованиями. Потребитель уже подсел «на иглу» и начинает испытывать регулярную потребность в зрелищах. А поскольку отечественный менталитет и его колхозную составляющую никто не отменял — в плюс продавцы выходят исключительно за счет разнообразия наименований продаваемой продукции.
Интернет не отстаёт. DVD-рипы уже можно скачивать с помощью файлообменной сети ed2k (в простонародии “ослик”) и специализированных серверов. Поскольку большинство пользователей в домашних условиях посещает всемирную сеть с помощью модема и телефонной линии, кино качают на работе, где служебные сервера вместо выполнения возложенных на них обязанностей, трудятся на ниве человеческого счастья 7 дней в неделю 24 часа в сутки.
По мере роста процессорных мощностей совершенствуются алгоритмы сжатия, что положительно влияет на качество результирующего изображения. Выходят в свет 4 и 5 версии Divx, продукт становится коммерческим и в качестве “противовеса” появляется разработка Xvid с открытым кодом, в очень непродолжительном времени ставшая неофициальным стандартом сжатия видео для интернета и удерживающая свои позиции даже сегодня.

Новейшая история

На интернет-рынке появляется новый игрок – домашние локальные сети. Начинаясь с простого объединения на одном коммутаторе нескольких соседей из одного подъезда, большинство из них за очень короткое время вырастают в серьёзные коммерческие структуры с грамотно построенными магистралями, качественным каналообразующим оборудованием и разнообразными внутренними ресурсами. Гордость каждой сети – бесплатная библиотека фильмов с ежедневными обновлениями. Поскольку интернет-трафик пока продаётся помегабайтно, «новое кино на каждый день» быстро набирает популярность.
Власти во всеуслышание объявляют, что отныне под угрозой невыдачи прокатного удостоверения все иноязычные фильмы обязаны выходить в украинский прокат дублированными на “рiдну мову”. Это автоматически урезает репертуар и сужает потенциальную аудиторию кинотеатров. Причина банальна до безобразия – до этого момента все копии печатаются исключительно за рубежом и озвучка там русскоязычная. Теперь же расходы на дубляж и копирование ложатся на плечи отечественных прокатчиков.
Интернет-аудитория потребителей «халявного контента» растёт и ширится. «Укртелеком» начинает обваливать рынок новой услугой «ОГО». Конкуренты не медлят с ответом, цены на доступ во всемирную сеть начинают падать, скорости – расти. Появляются безлимитные тарифы. Сеть ed2k уходит на второй план, балом начинают править торренты. Наряду с фильмами, пережатыми в mpeg-4, пользователи получают возможность скачивать полноценные образы дисков DVD, а цены на пишущие DVD-приводы уже позволяют утверждать о широком проникновении формата в массы. Рынок качественных пиратских DVD медленно сворачивается, 90% ниши занимают сборники «x-в-1». Ввиду наличия доступной альтернативы лицензионные DVD по-прежнему не пользуются спросом.
В поисках дополнительных средств наполнения бюджета власти придумывают новую «мульку»: теперь кабельным операторам, помимо лицензии оператора телекоммуникаций, нужно получать лицензию оператора программной услуги. Двойное лицензирование запрещено законодательно, но это мало кого волнует: появляется реальная возможность убрать все неугодные каналы из национального телепространства. А поскольку многие из них популярны у населения, и их отключение ведёт к падению уровня доходов — кабельщики отказываются следовать приказу свыше. По стране прокатывается ряд силовых мероприятий, результатом которых становится успешное лицензирование практически всех крупных кабельных операторов. Одно за другим в Украине открываются представительства зарубежных телеканалов, где уже совершенно легально можно приобрести права на ретрансляцию. Практически одновременно сходит на нет демонстрация нелицензионной видеопродукции в эфире кабельных каналов – репрессии, вызванные грамотным «стуком» конкурентов, учат уму-разуму. Альтернативы интернету в получении консервированных зрелищ больше нет.
А на рынке домашнего широкополосного интернета продолжается демпинг, претворяемый в жизнь крупными компаниями с целью спровоцировать самоуничтожение мелких домашних сетей, после чего спокойно можно будет поднять цены и компенсировать убытки. Но вопреки экономическим теориям мелкие домашние сети в упор не самоуничтожаются, цены на интернет продолжают падать, а скорости расти.
В непростой борьбе форматов Blu-ray побеждает HD-DVD и становится единоличным носителем видео высокой чёткости (что, впрочем, ничуть не мешает успешному взлому его защиты). Своевременный выход на рынок кодеков h264 и avc1 благоприятствует появлению HD-рипов приемлемых размеров (4-9 гигабайт). В геометрической прогрессии увеличивается число сайтов с бесплатным видеоконтентом. Как грибы после дождя появляются онлайн-кинозалы, где экранную копию очередного хита можно без проблем посмотреть уже на следующий день после премьеры.
Парадокс, но все считают сложившуюся ситуацию абсолютно адекватной. И как в таких условиях планируется заставить потребителя платить за контент? Издать закон, обязывающий интернет-провайдера фиксировать все трафикодвижения своих абонентов и в случае крамолы отключать нарушителя от интернета и сообщать «в органы»? Допустим. Но, учитывая бешеный уровень коррупции, легко предположить, что на две-три самые крупные компании этот закон распространяться не будет. Дальнейшее развитие событий предугадать несложно: провайдер «стучит» на пользователей, «сарафанное радио» создаёт провайдеру репутацию «стукача», пользователи в массовом порядке переходят на «лояльного» провайдера, а «нелояльный» от хронического безденежья погибает в судорогах. В конечном итоге, как и планировалось изначально, на рынке остаётся два-три крупных игрока, которые устанавливают нужные цены и живут припеваючи. Еще вариант: создаётся развлекательный портал с онлайн-кинотеатром, провайдерам как всегда «в добровольно-принудительном порядке» предлагается оплачивать доступ своих пользователей к порталу, а собранных со всей Украины денег аккурат хватает и поделиться с правообладателями, и себе любимому на кофе с сигаретками. И все довольны. Кроме провайдеров. Потому как наверняка двум-трём самым крупным из них будут предложены условия подписки более «льготные», чем остальным, и последствия этого легко предсказуемы.
Глядя со стороны на весь этот «курятник по борьбе с пиратством», создаётся впечатление, что главное в процессе – не достижение конкретных результатов, а исключительно создание видимости активных действий. Потому как наглядные примеры из смежных областей позволяют убедиться в эффективности профилактических мер при желании правообладателя на эти меры соглашаться. Речь идёт об электронной прессе. «Цифровая революция» привела к тому, что, наряду с видеоконтентом, во всемирной сети свободно можно скачать популярные газеты и журналы в электронном виде. И вдруг некоторые из них исчезают из свободного доступа (а некоторые в нём так и не появляются) и упорные поиски по сусекам интернета так ни к чему и не приводят. На вопрос к знающим людям получаем ответ: «приняты меры к предотвращению бесконтрольного распространения издания среди пользователей сети Интернет». Тихо, спокойно и без ярко выраженных телодвижений достигается поставленная цель. Что мешает изучить используемые методы и взять их на вооружение?

Как сейчас продают кино

В общем случае типовая модель продаж выглядит следующим образом:

1. Кинотеатральный прокат.
2. Выпуск на видеоносителях.
3. Продажа прав на «видео-по-требованию».
4. Продажа прав на показ по платным каналам.
5. Продажа прав на показ по бесплатным каналам.

Каждый этап сбора «бабла» отделяется от последующего временным «окном» для максимального извлечения денежных средств из-за отличия сроков начала и конца каждого этапа по всей территории потребления продукта. В Украине третий и четвёртый пункты не пользуются спросом априори, поскольку из-за «эксклюзивных договоров с дистрибьюторами» одного из российских спутниковых операторов права на эти продажи открываются, когда с помощью интернета и кардшаринга кино уже посмотрели все желающие. А эфирные телеканалы купят в любом случае – надо же чем-то заполнять эфир.

Как сейчас продают телеканалы

Вариант первый – правообладатель предоставляет оператору телекоммуникаций контент (на физических носителях либо через интернет), который оператор вещает самостоятельно по согласованному с правообладателем плейлисту и с врезкой соответствующего логотипа. Так работают некоторые эротические каналы и некоторые очень нишевые. Единственный плюс оператору – платится меньше денег за контент. Дальше одни минусы: расходы на покупку, запуск и обслуживание вещательного оборудования, обработка поступающих от правообладателя материалов и подготовка их к вещанию, необходимость получения лицензии на вещание, так называемая «адаптация» и весь последующий «геморрой» с соблюдением украинского законодательства.
Вариант второй – оператор получает уже сформированный канал через спутник либо через интернет. Плюсов здесь несоизмеримо больше: отпадает головная боль с лицензией и «адаптацией», стоимость приёмного оборудования гораздо ниже вещательного, а его обслуживание намного дешевле.

Но и ложка дёгтя имеется. Точнее ложки:

  • первая: цены на каналы в прайсах для цифровых сетей у всех продавцов практически втрое выше, чем для аналога. Это что, корпоративный сговор? Или дань новым технологиям?
  • вторая: цены на кодированные на спутниках каналы такие же, как на некодированные. Где логика, где разум?
  • третья: некоторые каналы категорически не желают идти на переговоры о покупке их в цифру, пока оператор не приобретёт их в аналог.
  • четвёртая: практически все каналы патологически жаждут попасть в максимально доступный пакет.
  • пятая: у некоторых каналов индивидуальный подход к каждому покупателю, что означает отсутствие прайса и волшебные слова «давайте встретимся и обсудим перспективы нашего с вами сотрудничества».
  • шестая: минимальный абонентский порог, с которого начинаются торги – одна тысяча человек. Путём шаманских плясок с бубном вокруг дистрибьютора можно добиться временного снижения порога до пятисот абонентов, но на очень непродолжительное время (кодовое название метода — протокол о намерениях). Что характерно, никого из продавцов не интересует, старая ты сеть или только вышедшая на рынок.

Справедливости ради замечу: не все дистрибьюторы исповедуют принцип «магической тысячи». Есть и такие, которые готовы продавать товар исходя из конкретного количества смотрящих данный канал в сети оператора. Но тут другой подводный камень – строжайшая отчётность, когда за малейшее нарушение регламента применяют нечеловеческие санкции. А в случае, когда оператор работает по модели с ежедневным снятием абонплаты (т.е. нет денег – пустой экран, пошёл пополнил и поехало кино) – можно сразу бежать в ближайшую аптеку за вазелином, поскольку бухгалтерия хоть один просчёт да допустит.
Что получаем в итоге? Очень своеобразный рыночный суффикс: все вокруг многоголосым римским хором скандируют «цифра идёт», «дорогу цифре», «цифру осилит идущий», а на самом деле пока число абонентов цифровой услуги у оператора не перевалит за тысячу – одни сплошные убытки. И на что надеются продавцы? Что неплатежеспособные операторы вымрут и на их место придут платежеспособные? Или когда на рынке останется один или два монополиста – можно будет торговаться? Пардоньте, когда покупатель один, то именно он диктует условия. А если покупатель — власть?
А потребитель по-прежнему не имеет возможности выбирать, смотреть и оплачивать только те каналы, которые он хочет. Ни в аналоге, ни в цифре, так как во главе угла стоят большие деньги. Жестокое и беспощадное. А душа, приученная за долгие годы к ежедневному эмоциональному удовлетворению, требует простого жизненного счастья. И что остаётся душе?

Вместо эпилога

В своей последней статье («Generation Z”, Синемаскоп 4/2011) гендиректор питерской компании «Невафильм» Олег Березин констатирует: «доминировавшая в последние десять лет модель развития рынка начинает давать сбой. Три основных тренда, способствовавших формированию нынешней ситуации: эволюция бизнес-окружения, эволюция технологий кинопоказа, эволюция зрителя.»
Эволюция бизнес-окружения — это всё, что влияет на рынок извне. В том числе альтернативные способы доступа к контенту. Глупо продолжать цепляться за устаревшие модели продаж, обвиняя потребителя во всех смертных грехах. Пришло время снять розовые очки и оценить ситуацию здраво. Понять, что одними запретами ничего решить нельзя. А можно лишь изобилием по доступным ценам, когда добровольно платишь не за то, что тебе навязывают, а за то, что реально хочешь приобрести. И не тогда, когда захочет правообладатель, а по факту вывода продукта на медиарынок.
«Хорошая эротическая фантазия получилась», — закралась мысль по пути к выходу из супермаркета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?