ПОДЕЛИТЬСЯ
1 декабря 1996 года несколько малоизвестных телевещателей – среди них были московский дециметровый канал «AMTV», петербургский «Шестой канал», а также региональные независимые телекомпании – объединились в компанию под названием «СТС». Вначале эта аббревиатура расшифровывалась как «Содружество Телевизионных Станций», а позже как «Сеть Телевизионных Станций». Сам канал вначале назывался «СТС-8» (по количеству станций, его основавших), а с осени 1998 года, после известного на весь мир российского финансового дефолта стал именоваться просто «СТС».

Однако идея создания этого сетевого телеканала не появилась сама собой, кто-то ведь организовал объединение всех вышеназванных малоизвестных телестанций в одну компанию?
Знакомьтесь – этого человека зовут Питер Герви (Peter Gerwe). Никогда не слышали? Питер Герви – это американец-счастливчик, осуществивший типичную американскую мечту о собственном бизнесе в России. Его первая продюсерская фирма «Unison Corporation» была создана в 1980 году. Наиболее известный ее проект — музыкальные «US Festivals», проводившиеся в 1982 и 1983 годах, на которые собирались кантри-музыканты и рок-группы со всех Штатов.
В 1985 году, на заре эпохи гласности и перестройки, в СССР стало возникать множество новых медиапроектов. Один из них – это так называемые «телемосты», очень популярные в то время. Питер Герви принимал активное участие в подготовке проекта спутникового «телемоста» США с Советским Союзом — впоследствии это стало совместным ток-шоу Фила Донахью и Владимира Познера.
В ходе этой работы Питер выяснил, что на растущем интересе Запада к закрытому Советскому Союзу можно неплохо заработать. Он принимает решение уехать в Москву, чтобы поработать частным бизнес — консультантом.
Мы не станем здесь приводить все перипетии становления бизнеса Питера Герви в России, а перейдем сразу к тому моменту, который нам ближе – это открытие радиостанции «Радио Максимум» в Москве в декабре 1991 года. В это дело предприимчивым американцем было вложено более одного миллиона долларов, но проект окупился уже через год, а к середине 1993 года «Радио Максимум» получило свой первый миллион долларов доходов.
Головокружения от успеха российского радиопроекта у Питера не было, он сразу же начал воплощать в реальность очередную идею — создание телекомпании.
За основу была принята структура американских телевизионных сетей: там головная компания формирует базовый пакет фильмов и программ и продает его станциям — партнерам, вещающим на определенные города и регионы под единой для сети маркой. По договоренности партнеры-сетевики могут добавлять в определенное время и свои программы, но только под общей маркой телеканала и не нарушая задуманную концепцию.
В 1994 году для консультаций Питер Герви встретился с самим Рупертом Мердоком, владельцем сети «Fox TV». Магнат сразу назвал предложенный план нереальным. Однако такой отзыв только подстегнул упорство Питера.
Разработка бизнес-плана, а затем поиск инвесторов в совокупности заняли более трех лет. Интересно, что Герви сделал весьма рискованный ход (впоследствии он себя оправдал) – набрав кредитов, готовил параллельно базу для будущей компании — открывал в городах России небольшие телевизионные станции, транслировавшие временно чужие программы. И еще: чтобы привлечь внимание инвесторов к проекту, а среди них были «Morgan Stanley», «Mercury Capital», «Universal Studios» и т.д., Герви делает рискованный ход – он создает компанию «Story First Communications», в которую вошли «Радио Максимум» и будущий телеканал, после чего продает инвесторам значительную часть акций новоиспеченной компании.
Ну а дальше все пошло так, как написано в начале этого материала — 1 декабря 1996 года в России появился новый телеканал – «СТС». На его открытие в общей сложности ушло более 10 миллионов долларов.
За два последующих года партнерами телекомпании стали более 130 региональных станций, а аудитория канала выросла с трех миллионов зрителей до 65 миллионов. При этом в «СТС» пришлось вложить еще несколько миллионов долларов инвестиций, но темпы роста доходов от рекламы позволяли рассчитывать на скорую окупаемость затрат.
Однако внезапно грянул августовский финансовый кризис 1998 года — пришлось думать уже не о прибылях, а о выживании. Доходы от рекламы резко упали – почти на треть. Для того чтобы улучшить финансовое положение канала, в марте 1999 года Герви продал 25% акций «СТС» российскому «Альфа-банку». Этот шаг позволил не только удержать телекомпанию на плаву, но к концу 1999 года даже увеличить долю «СТС» на рынке телевизионной рекламы. Казалось бы, все, о чем мечтал предприимчивый американец, начало воплощаться в жизнь, и тут совершенно неожиданно для всех Питер Герви делает очередной непредсказуемый ход: в конце 1999 года он слагает с себя полномочия президента медиакомпании «Story First Communications», чтобы заняться другими, более интересными проектами.
Инвесторы решили пригласить в качестве нового руководителя Романа Петренко. Он окончил к этому времени Калининградское высшее инженерное морское училище по специальности «Радиотехника». Некоторое время был мореходом, затем работал в топ-менеджменте компаний «Unilever» и «Mars».
Возглавив телекомпанию «СТС», Петренко справедливо решил, что необходимо как-то адаптировать чисто американскую структуру канала к российскому зрителю. Ведь не секрет, что зачастую типичные американские шоу и сериалы очень трудны для понимания и скучны для отечественного зрителя. И первый шаг, который сделал новоиспеченный генеральный директор – он определил, что это будет в дальнейшем чисто развлекательный проект или иначе – классический семейный развлекательный канал. Это означает, что в его структуре полностью будут отсутствовать новости, публицистика и прочие «серьезные» жанры.
Петренко применил для максимальной раскрутки «СТС» опыт своей предыдущей работы — обеспечил дистрибуцию (то есть трансляцию) по всей стране, а заодно наладил работу самостоятельной рекламной службы. В планах Петренко было много разных задумок, но решения принимают акционеры канала, а они пришли к выводу, что Петренко сделал на данном этапе все, что смог, и его нужно заменить.
В 2002 году новым руководителем «СТС» стал Александр Роднянский, гражданин Украины, режиссер по образованию — он окончил факультет кинорежиссуры Киевского университета театрального искусства имени И. Карпенко-Карого.
До этого момента Александр Ефимович некоторое время работал в немецкой компании «Innova Film», а с 1995 года возглавлял созданный им в Киеве канал «1+1», который до сих пор является одним из крупнейших частных телевещателей Украины. Роднянского знали в России, так как часть своих программ «1+1» продавал российским телеканалам.
Для него было ясно, что необходимо увеличивать количество зрителей «СТС» и, соответственно, рекламодателей, а сделать это можно только качественным «контентом», как сейчас принято говорить.
У Роднянского был давний знакомый – Александр Акопов, продюсер и очень известный человек в телевизионном мире. В то самое время, о котором сейчас идет речь, он основал фирму «Амедия» и собирался заняться производством медиапродукции для российских телеканалов. Вот так и зародился тандем Роднянский-Акопов или иначе «СТС» – «Амедия».
Самый первый сериал для канала – «Бедная Настя», действие которого происходит в Санкт-Петербурге, создавался этим тандемом при помощи всемирно известной «Sony». Интересно, что весь сценарий петербургской жизни середины XIX века писался творческим коллективом, который возглавляла американка!
После выхода «Бедной Насти» в сентябре 2003 года на экраны телевизоров «СТС» вырвался на третье место в рейтингах, обогнав известный канал «НТВ» с его, казалось бы, заведомо беспроигрышными «ментовскими» сериалами.
Небольшое отступление: простые телезрители считают, что это для них снимаются сериалы, чтобы они следили за перипетиями героев, плакали, смеялись, переживали и радовались… И как-то не задумываются, что в современном медиабизнесе все просчитывается с точки зрения извлечения максимальной прибыли и рейтингов, в том числе и насколько часто зрители будут смеяться или плакать над сюжетом, и скольких родственников они пригласят к экрану для просмотра.
Так случилось после обретения «Бедной Настей» популярности. Посчитав все расходы с доходами, маркетологи и экономисты сделали вывод: для «СТС» лучше производить свою медиапродукцию и продавать ее потом другим каналам для вторичного показа, чем покупать фильмы и сериалы «на стороне».
Модное американское словечко «ситком» (англ. sitcom, сокр. от situation comedy — комедия положений) тоже замелькало при обсуждении дальнейшей стратегии кинопоказа на «СТС». Дело в том, что ситкомы снимаются почти полностью в студии, и это чрезвычайно ускоряет и удешевляет съемки (нет зависимости от погоды, необходимости подготовки места съемок, простота изготовления декораций и т.д.).
После трансляции «Бедной Насти», ободренные ее успехом в телепоказе, взяв за основу проект все той же «Sony», тандем «СТС» – «Амедия» запускает в 2004 году новый ситком «Моя прекрасная няня».
Начало съемок было осложнено трудностями – приходилось переснимать полностью отдельные серии, по ходу работы заменили режиссера, были проблемы с подбором актеров. Но, несмотря на все, успех сериала был ошеломительный. Его показали в повторах более десяти раз! Но не только ситкомы создавали и создают успех каналу «СТС», он имеет в своей сетке довольно много самых различных программ для различных возрастных групп.
К примеру, в 2005 году стартовала и выходит до сих пор первая российская скетч-программа «6 кадров». Скетчи – это короткие сюжеты, наполненные отличным юмором. Анекдотические ситуации разыгрывают шесть блестящих молодых комедийных актеров.
6-кадровЕще одним скетчем в эфире «СТС» является программа «Снимите это немедленно»! Впервые на экранах она появилась 5 сентября 2004 года и продолжается до сих пор. Длительность каждой отснятой передачи в эфире составляет 48 минут. Проект имеет зарубежный аналог – программу «Сюзанна и Тринити» на британском канале «BBC Prime». Главными героями программы «Снимите это немедленно!» становятся благодаря письмам родных или друзей, которые просят помочь их близким снова обрести современный внешний вид и уверенность в себе. Поэтому ведущие на протяжении всей передачи проводят свою подопечную (или подопечного) по специалистам в области дизайна, стилистики, делают им маникюр, подбирают одежду в новом, выбранном индивидуально для главного героя стиле.
В конце программы обновленный и заряженный на позитив главный участник телепередачи «Снимите это немедленно!» предстает перед телезрителями, друзьями и родственниками в обновленном виде.
horoshie-shurkiЮмористическая импровизационная программа «Хорошие шутки» – ее ведущие устраивают настоящие «юмористические бои без правил»! Звезды театра, кино и шоу-бизнеса приходят в гости к ведущим, чтобы на глазах у всей страны поучаствовать в конкурсах и от души повеселиться!
Для школьников в эфире «СТС» выходит программа «Самый умный». Это телевизионная интеллектуальная игра. На протяжении трех раундов ведущая задает участникам вопросы различной степени сложности. Наибольшее количество правильных ответов гарантирует выход в следующий раунд. За почетное звание «Самого умного» борются двенадцать участников.
Небольшое отступление: денежные интересы заставляют менеджмент телекомпаний предпринимать любые шаги для улучшения имиджа и привлекательности канала в глазах рекламодателей. А это значит, что даже самые интересные и привлекательные программы не соберут столько зрителей, как все те же ситкомы. Хит-ситком вытягивает и рейтинг канала в целом. Поэтому тандем «СТС» – «Амедия» выдал очередной хит – «Не родись красивой»: адаптацию принадлежащего «Sony» колумбийского сериала «Дурнушка Бетти». Интересно, что сценарий сериала о русской секретарше писала бригада сценаристов из Колумбии: в производстве ситкомов считается, что от иностранцев проще добиться строгого следования сюжету и выполнения сроков, чем от наших авторов.
Впервые в истории российского телевидения доля зрителей именно этого сериала втрое превысила среднюю долю канала (обычно большой удачей считается превышение в полтора раза). За время показа «Не родись красивой» доходы «СТС» от рекламодателей составили более трех миллионов долларов.
К сожалению, именно в это время, когда рейтинги канала зашкаливало, проявились первые разногласия гендиректора и инвесторов. Роднянский убеждал их, что не может каждый вновь снятый ситком приносить такую же или большую прибыль, как «Не родись красивой».
Впоследствии сорвались намерения приобрести телеканал «ТВ-3» и компанию «Амедия» — Роднянский, связанный обязательствами перед акционерами, должен был жестко контролировать издержки.
В связи с экономией средств пришлось вообще отказаться от услуг «Амедии» и заключить союз с компанией «Киноконстанта», созданной специально для производства сериалов. И действительно, произведенный ею сериал «Кадетство» оказался значительно дешевле.
К сожалению, далее вновь последовала цепь неудач. Очередной ситком «Вся такая внезапная» провалился. Возросли расценки компаний, сотрудничающих с «СТС».
В июне 2008 года Александр Роднянский подал заявление и ушел со своих постов на «СТС» и «СТС – медиа», объясняя это решение тем, что телеканал «СТС» и холдинг «СТС – Медиа» прежде всего бизнес-проекты, и на этих постах нужен опытный финансовый менеджер.
Если подытожить почти семилетнюю деятельность Роднянского на посту вначале руководителя канала, а затем и компании, то сразу бросается в глаза, что он действительно сделал очень многое для «СТС»:
Во-первых, именно Роднянский окончательно сделал ставку на развлекательный характер канала, а также усиленно продвигал его бренд «Первый развлекательный».
Во-вторых, им же совершенно отчетливо была определена целевая аудитория «СТС» – подростки, молодежь и люди среднего возраста. Это помогло определить конкретную стратегию развития.
В-третьих, на канале был спровоцирован (в хорошем смысле этого слова) настоящий бум сериального производства. Некоторые проекты оказались на зависть другим каналам очень даже рентабельны и прибыльными – к примеру, сериалы «Не родись красивой», «Ранетки», «Папины дочки», «Маргоша»…
Ранетки В-четвертых, несмотря на отсутствие на канале официальных программ, он привлек многих талантливых ведущих, которые и воспринимаются зрителем как лицо «СТС» (от Тины Канделаки до Александра Пушного).
После отставки Александра Роднянского руководство холдинга решило, что во главе канала должен стать опытный менеджер. В результате генеральным директором «СТС» был назначен Антон Кудряшов. Он известен как основатель российского банка «Ренессанс–капитал», затем — издательского дома «Афиша» и как бывший гендиректор компании «НТВ Плюс». По образованию – финансист европейской формации: за его плечами Московский финансовый институт по специальности «международные отношения». Окончил аспирантуру в «Институте стран Европы» Российской академии наук (1989 – 1990 гг.) и в «Лондонской школе экономики» (1990 – 1991 гг.). В 1991 году окончил подготовительные курсы аналитиков при инвестиционном банке «CS First Boston» в Нью‑Йорке (США).
Однако давайте немного вернемся назад и вспомним о медиакомпании, основанной в свое время Питером Герви — «Story First Communications». С ней-то как обстоят на этот момент дела? А очень даже неплохо. Эта компания со временем превратилась в холдинг, названный «СТС — медиа». К указанному времени «CTC — медиа» владела телеканалами «СТС», «Домашний» и «ДТВ» в России, производственными кинокомпаниями «Костафильм» и «Сохо — медиа», имела представительства в Казахстане и Узбекистане.

Антон Кудряшов
Антон Кудряшов, генеральный директор «СТС»

Став во главе телеканала и медиакомпании, Антон Кудряшов занялся изучением материалов, подсчетами и планированием дальнейшей стратегии телекомпании. В итоге с 2009 года концепция «СТС» была вновь изменена, и он стал молодежным развлекательным каналом.
Еще одно решение нового гендиректора – внести ощущение реальной жизни в сетку вещания. «… Развлекательные каналы обычно построены на сериалах и кино с длинным производственным циклом. На «СТС» должно появиться больше программ, отражающих нравы современного общества, – сообщил в интервью Антон Кудряшов. – Мы не будем заниматься новостями. Но темы, которые нам интересны, мы будем затрагивать».
Произошло и разделение функций. Антон Кудряшов остался на посту генерального директора «СТС — Медиа», он занимается в основном финансами и управлением холдинга. А вот генеральным директором канала и одновременно генеральным продюсером холдинга с осени 2008 года стал Вячеслав Муругов. Это позволило упростить и улучшить управление разросшимся холдингом и каналом.
Интересно, что новый гендиректор канала Вячеслав Муругов окончил суворовское училище, а затем Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище и даже дослужился в вооруженных силах Белоруссии до звания капитана. Уволившись из армии в 1997 году, посвятил себя телевидению.
С 21 декабря 2009 года в новом проекте холдинга началось вещание программ телеканалов «СТС», «Домашний» и «ДТВ», входящих в «СТС – Медиа», в специальной международной версии с названием «СТС International» в кабельных сетях США, а с июня 2010 года и в Израиле.
В настоящее время на телеканале, помимо ситкомов и сериалов, регулярно появляется довольно много самых разнообразных новых проектов. Программная сетка непрерывно меняется: что-то уже становится неактуальным, а какая-то новая передача, наоборот, появляется на экране. Это, наверное, хорошо – застой отрицательно влияет на события и развитие процессов не только в политике, но и в средствах масс-медиа. Посмотреть все проекты канала можно на сайте телекомпании: www.ctc-tv.ru.
Папины-дочкиТеперь скажем несколько слов о новых свершениях: чисто российский ситком «Папины дочки», снятый по оригинальной идее, впервые появился именно на «СТС». Интересно, что он создал прецедент на отечественном рынке: его формат купили в Германии и производят там свои «Папины дочки». Еще одна новинка – это драматический сериал с элементами комедии «Маргоша», история о том, как трудно быть женщиной. Герой сериала по имени Гоша – главный редактор успешного мужского журнала. Прекрасный пол он покоряет с поразительной легкостью. Впрочем, с такой же легкостью он с девушками и расстается. Но после одной страстной ночи с девушкой по имени Карина его жизнь меняется. Оказавшись в числе жертв, девушка придумывает достаточно изощренный план мести и отправляется к колдунье. На следующее утро Гоша просыпается и обнаруживает, что сам стал женщиной. Под именем Марго Гоша устраивается работать в свой родной журнал….
Сериал «Воронины» недавно появился на канале «СТС», но уже успел завоевать популярность. Сюжет его довольно простой: в обычном доме в трехкомнатной квартире живет молодая семья: Костя, его жена Вера и их дети – пятилетняя дочка и два маленьких сына-близнеца. Костя – известный спортивный журналист. Жена Вера любит его и ведет все хозяйство, а дети не доставляют много хлопот. Гораздо больше хлопот им приносят родители Кости, которые живут в соседней квартире на той же лестничной площадке…
ГалилеоИли вот «Галилео» – такое название носит одна из самых популярных передач на канале «СТС», которую ведет музыкант и шоумен Александр Пушной. Передача выходит в развлекательно-познавательном формате и является вариантом немецкой программы «Galileo». Ее девиз – «Интересно, доступно и увлекательно обо всем».
По итогам 2010 г. чистая прибыль компании составила 145,73 млн. долларов, что на 45% больше показателя 2009 г. Сейчас акции канала «СТС» обращаются на американской бирже NASDAQ. Фактическое эфирное проникновение канала «СТС» (возможность приема) – 90,7%. Потенциальная аудитория – более 99,6 миллионов человек.
Интересно, что «СТС» стал первым российским каналом, доказавшим, что сетевой негосударственный вещатель может составить реальную конкуренцию федеральному телевидению. Бренд «СТС» — один из самых известных в России.Галилео_1

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?