Аббревиатура «НТВ» в 90-х годах ХХ века ассоциировалось со словами — свобода, объективность и профессионализм. Помните, как в слогане: «Новости – наша профессия!», с которым канал НТВ стал со временем верным «спутником» зрителя. Но, обо всем по порядку.

1993 год

Своим названием «НТВ» обязан первому директору канала Игорю Малашенко. По словам автора, аббревиатура «НТВ» не имеет расшифровки. «Когда-то я придумал эту аббревиатуру для нового телевидения, кто-то предложил расшифровать ее как «Независимое ТВ», но все дружно заявили, что это безумно претенциозно. Предлагали и другие варианты — «Негосударственное», «Наше», но в результате было решено не расшифровывать никак…»
Тем не менее, позднее канал использовал разные значения в своей рекламной кампании: «Новое», «Независимое», «Новостное», «Новогоднее» или «Наше» Телевидение.
Телеканал НТВ был создан на финансовые средства консорциума банков (Мостбанк, Столичный банк и Банк Национальный кредит). Фактическим же владельцем НТВ был Владимир Гусинский. Телеканал начал вещание 10 октября 1993 года в вечернее время на пятом канале ТВ (в то время канал Санкт-Петербургского телевидения). По указу президента Российской Федерации (РФ) Бориса Ельцина с 17 января 1994 года телекомпания НТВ получила вечернее время на четвертом (в то время образовательном) канале, а с 11 ноября 1996 года — весь канал.
На тот момент в России существовало только две частные телекомпании — 2×2 и ТВ-6 Москва, обе — развлекательного характера. В отличие от них, канал НТВ с самого начала имел общественно-политическую направленность, создал свою службу новостей и провозгласил слоган: «Новости — наша профессия!».
10 октября 1993 года передачей «Итоги» независимая коммерческая телекомпания НТВ дебютировала в эфире Петербургского канала. Таким образом, после трехнедельной паузы на экранах телевизоров вновь появилась программа Евгения Киселева «Итоги», но теперь на негосударственном канале, а уже 11 октября 1993 года в эфир вышел первый выпуск ежедневной новостной программы «Сегодня».
Почти сразу же против канала НТВ началась яростная борьба российских чиновников. В ноябре 1993 года руководство Федерального информационного центра предложило генеральному директору телекомпании НТВ Игорю Малашенко расторгнуть ранее заключенный с телеканалом «Санкт-Петербург» договор о предоставлении эфирного времени и перевести трансляцию передач компании на шестой канал. В случае такого переноса НТВ мог оказаться почти без зрителей. Вещание через канал «Санкт-Петербург» было выгодно тем, что аудитория петербургского канала составляла 75 млн. зрителей, превышая аудиторию шестого канала в несколько раз. Так или иначе, но предложение так и осталось предложением.

НТВ на 4 канале

В конце ноября 1993 года Борис Ельцин подписал указ «Об эксплуатации восьмого частотного канала телевидения (г. Москва)», который предусматривал, что с 1 января 1994 года телекомпания НТВ начнет вещание на 4 канале (8 частотный канал Москвы). Однако почти сразу же действие указа было приостановлено «до окончательного согласования интересов вовлеченных сторон”. Этот Указ ознаменовал собой начало нового действия под названием «Развитие негосударственного телевидения в России».
Сотрудничество и взаимопонимание государственной власти и независимой коммерческой телекомпании до сих пор не имело прецедентов. Впервые независимая коммерческая телекомпания, генетически и структурно не связанная с государством, получает эфир на канале с широким диапазоном распространения, вещание на котором не требует дополнительных технических усилий. НТВ не только становилось обладателем небывалого объема эфирного времени (с 18:00 до окончания программ ежедневно; общий объем вещания — 58 часов в неделю), но, по сути, получало в свое полное финансовое распоряжение канал, потеснив (чего прежде не бывало) крупнейшего телевизионного монополиста ВГТРК «Останкино». Столкновение интересов и вызвало приостановление указа. Однако, не смотря на все перипетии, с января 1994 года канал НТВ начала работать на 4 канале.
От «старого» 4 канала остались программы «Времечко», «Воскресенье с Дмитрием Дибровым», «Третий глаз», что явилось результатом разумного компромисса НТВ с ассоциацией независимых телепроизводителей.

КУКЛЫ на НТВ

В 1994 году на НТВ вышла новая программа под названием «Куклы». Автор идеи — Василий Григорьев, режиссер-постановщик — Василий Пичул, сценаристы — Ефим Смолин и Виктор Шендерович.
Идея представить персонажей политического, делового и артистического бомонда посредством кукол давно была реализована на английском и французском телевидении (в Англии такая программа называется Spitting Image, во Франции — Guignol Info). Программа «Куклы» была родственницей французской: персонажи для этих программ были сделаны в ателье Alain известного французского мастера Алена Дюверна (Alain Duverne).
Благодаря занятной случайности выход «Кукол» носил двусмысленный характер — после объявления об изменениях в телепрограмме на экране появились, как и следовало ожидать, политические деятели.
Правда, зрители не смогли узнать всех героев — некоторые политические деятели оказались неузнанными, идентифицировать их пришлось совместными усилиями. Что, возможно, свидетельствует о недогадливости зрителей или, вероятнее всего — о недостаточной популярности политиков. «Куклы» получились несколько мрачными, хотя в целом произвели массу положительных впечатлений.

ВГТРК и НТВ

После того, как НТВ стала претендовать на весь 4-й канал, ВГТРК заявила о готовящейся реформе «Российских университетов».
Канал «Российские университеты» появился в результате разделения 4-го канала между «Останкино» и созданной вновь Всероссийской государственной телерадиокомпанией. Решение о совместном использовании канала было компромиссом, позволившим избежать длительной тяжбы между двумя компаниями.
После указа президента «останкинская» часть была отдана телекомпании НТВ, время до 18:00 осталось за «Российскими университетами». Новый этап в деятельности НТВ можно отсчитывать с момента написания Владимиром Гусинским и Игорем Малашенко послания российскому Президенту. Но Президент решил по-своему — ВГТРК было поручено разработать новую концепцию канала «Российские университеты». Канал не меняет своей прописки. Но это решение все-таки было временным. Кремль отдал должное НТВ за поддержку на выборах и то, о чем так много говорили в телевизионном мире, свершилось в 1996 году — телекомпания НТВ начинает вещание в полном объеме на отвоеванном у ВГТРК 4-м канале. Все праздники ВГТРК прощалась со зрителем «Российских университетов», в пику НТВ показывая еще на своем канале свой спутниковый проект «Метеор-кино». От компании, с самого своего основания провозгласившей «Новости — наша профессия», странно было ожидать иного. Планы рано или поздно создать первый в стране чисто информационный канал у НТВ были всегда.

РАО «Газпром» и НТВ+

В апреле 1996 года представители телекомпании НТВ впервые официально заявили о том, что к сентябрю НТВ планирует сделать пять спутниковых каналов. По слухам, для реализации этого масштабного проекта телекомпания намеревалась привлечь западные инвестиции. Между тем НТВ и группе «Мост» удалось найти партнера в России. Крупный пакет акций НТВ, принадлежавший группе «Мост», приобрело РАО «Газпром». Продажа пакета «Газпрому» была связана с необходимостью финансирования спутникового проекта.
Спутниковый проект «НТВ+» — весьма дорогостоящий по российским телевизионным меркам: на первом этапе должно было быть инвестировано $170-180 млн., и компания НТВ с группой «Мост» долго искали инвесторов. Причем в банковских и телевизионных кругах упорно говорили о причастности к проекту НТВ телевизионного магната Руперта Мэрдока, который давно планировал начать спутниковое вещание в России.
1 сентября 1996 года начинает вещание первый спутниковый канал «НТВ+» — «Наше кино». Вслед за ним появляется канал зарубежного кино, затем спортивный, а в конце года — музыкальный и детский. В 1997 году «НТВ+» начало транслировать передачи зарубежных телеканалов Discovery и Jetix, а впоследствии и BBC. В 2001 году «НТВ+» вместе с телеканалом НТВ перешло в собственность Газпром-Медиа. С 2007 года «НТВ+» начало вещание каналов в формате HDTV — HD Кино, HD Спорт, HD Life. В 2008 году в HD-пакет добавились каналы Eurosport HD и Discovery HD, в 2009 году — канал MTVN HD.
Таким образом, по состоянию на декабрь 2009 г. НТВ ПЛЮС является крупной платформой спутникового телевидения, в составе которой насчитывается более 115 каналов. Сегодня зрителями телекомпании являются около 2 миллионов человек, а количество сотрудников НТВ-ПЛЮС превышает 1000 человек.

Развал «старого» НТВ

В июне 2000 года владелец НТВ Владимир Гусинский был задержан Генеральной Прокуратурой РФ как подозреваемый в мошенничестве, в котором фигурировали холдинг Гусинского «Медиа-Мост», ООО «Русское видео — 11-й канал» и ФГУП «Русское видео». «Медиа-Мост» был в то же время вовлечён в спор о займе, полученном от Газпрома. Через некоторое время Гусинский был отпущен на свободу и вскоре покинул Россию, переехав в Испанию. По утверждению Гусинского, он был выпущен в обмен на подписание некоего документа («протокол № 6») с министром печати Михаилом Лесиным. По этому соглашению Гусинский должен был продать «Медиа-Мост» «Газпрому» по установленной последним цене. «Медиа-Мост» отказался подчиниться соглашению.
3 апреля 2001 года Газпром на внеочередном собрании акционеров сместил с поста директора телекомпании Евгения Киселёва, заменив его на Альфреда Коха. В творческом коллективе НТВ произошёл раскол. Ряд ведущих журналистов во главе с Киселёвым (Виктор Шендерович, Владимир Кара-Мурза, Михаил Осокин, Марианна Максимовская) отказались признавать решение собрания акционеров, заявляя, что финансовое давление нагнетается правительством Путина, которое часто было объектом критики НТВ. На протяжении нескольких дней они не допускали в студию НТВ представителей ОАО «Газпром-Медиа», продолжая вещание, но исключив из сетки все программы, кроме информационных, а также рекламы. Другая часть сотрудников, в том числе Татьяна Миткова, Леонид Парфёнов, Лев Новожёнов и Алексей Пивоваров, не поддержали их и не вышли на работу. После проведённых переговоров «Газпром-Медиа» согласилась заменить своего кандидата на американского гражданина, главу «группы Спутник» Бориса Йордана. 11 мая 2001 года компания «Газпром-медиа» стала собственником НТВ.
Многие ведущие журналисты покинули компанию, перейдя вместе с бывшим главным редактором НТВ Евгением Киселёвым сначала на канал ТНТ, а затем на ТВ-6. В январе 2002 года по иску акционера, пенсионного фонда «Лукойл-гарант», решением Высшего арбитражного суда было принято постановление о начале ликвидации владельца ТВ-6, ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация». Журналисты ТВ-6 создали ТВС. В апреле 2003 года акционеры ТВС прекратили финансирование и частоту занял канал «Спорт».
В сентябре 2001 года на канале начался новый сезон под слоганом «НТВ — Новое Телевидение». При новом собственнике «лицом» канала стал Леонид Парфёнов. Под его руководством на канале был выпущен целый ряд документальных программ, посвящённых истории России — «Намедни 1961—1991», «Российская Империя», «Живой Пушкин». Программы были отмечены премиями ТЭФИ.
В 2002 году из-за финансовых затруднений телеканал был на грани закрытия. В начале 2003 года Бориса Йордана сменил на посту гендиректора Николай Сенкевич (приёмный сын Юрия Сенкевича). В этот период канал начал более активный показ телесериалов. Между Парфёновым и новым руководством произошёл конфликт, когда ведущий поставил в свою еженедельную программу «Намедни» интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. Александр Герасимов, заместитель гендиректора, издал приказ, запрещающий ставить этот сюжет в эфир, чтобы не повлиять на судебный процесс. Парфёнов отказался выполнять указание и опубликовал текст приказа в газете «КоммерсантЪ». В руководстве сочли это нарушением корпоративной этики, и 31 мая 2004 года программа «Намедни» была закрыта, а самого Парфёнова уволили с НТВ.
В июле 2004 года на НТВ вернулся Владимир Кулистиков и занял пост генерального директора, а Николай Сенкевич — пост президента «Газпром-медиа». Сетка вещания обновилась. Были закрыты программы: «Свобода слова», «Личный вклад», «Красная стрела». Их сменили «Программа Максимум», «Реальная политика», документальный сериал «Следствие вели…» с Леонидом Каневским. В 2006 году из-за нескладывающихся отношений с гендиректором несколько журналистов ушли с телеканала, в том числе Михаил Осокин и Павел Лобков.

НАМЕДНИ

«Намедни 1961—2003: Наша Эра» — цикл документальных передач об истории СССР и России во второй половине XX века на телеканале НТВ. Ведущий — Леонид Парфёнов. Каждая серия посвящена событиям, людям и явлениям в СССР (с 1992 года — в России) с 1961 по 2003 годы. Впоследствии цикл был издан на DVD и VHS кассетах.
Первый выпуск состоял из 31 серии: с 1961 по 1991 годы. Они сопровождались комментариями экспертов: Анатолия Стреляного, Егора Гайдара, Сергея Караганова, Ренаты Литвиновой и Татьяны Друбич. В качестве видеошуток внутренние заставки серий делались из кинохроник, в которые вставлялось изображение Леонида Парфёнова как действующего лица: Парфёнов на охоте с Хрущёвым, Парфёнов и Форрест Гамп в Белом Доме, Парфёнов переводит переговоры Рейгана и Горбачёва и т. п. Серию о 1991 годе автор закончил словами: «История кончилась, пошла современность», но уже в 1999 году началась работа над дополнением: «Намедни 92-99».
Премьера программы вышла в эфир в последние дни 1999 года. Впоследствии каждый год снимался выпуск «Намедни» о ещё одном прожитом годе, вплоть до 2003г.
Одноимённая еженедельная телепередача под руководством Леонида Парфёнова транслировалась на телеканале НТВ в 2001—2004 годах. В 2002 году она была удостоена национальной телевизионной премии «ТЭФИ» Академии Российского телевидения в номинации «Лучшая информационно-аналитическая программа». После увольнения Парфёнова с НТВ передача была закрыта.
В ноябре 2007 года Леонид Парфёнов объявил о намерении издать иллюстрированный четырёхтомник «Намедни: Наша эра», каждый том которого будет посвящен целому десятилетию: 1960-м, 1970-м, 1980-м и 1990-м годам соответственно. Уже в ноябре 2008 года издательство «КоЛибри» выпустило в свет первую книгу: «Намедни. Наша эра. 1961—1970»; повторный тираж в начале 2009 года составил 50000 экземпляров. Следующий том «Намедни. Наша эра. 1971—1980» вышел в мае 2009 года.

Третий том должен был выйти осенью 2009 года. Материалы для издания Леонид Парфёнов собирал с помощью друзей, знакомых и многочисленных читателей дневника в «Живом журнале». Часть фотографий извлечена из личного архива автора.

Что смотреть?

  • Что остается делать, когда заявляются неожиданные гости, приезжают дальние родственники, забегает «на минутку» подруга или любимое чадо приглашает на день рождения десяток-другой приятелей? Ничего, кроме как отправиться на кухню и хорошо провести время за приготовлением угощения. Так, как это делает Юлия Высоцкая.
    «Едим дома!» — это кулинарный документальный сериал из жизни молодой женщины. Ситуации, в которые попадает Юля, случаются с каждым. У Юли тоже очень мало времени на готовку, так что она выбирает самые простые блюда. Их сможет приготовить любой из вас, пусть даже самый неопытный кулинар. Юля Высоцкая готовит дома, потому что любит свой дом. Кредо программы: усилия минимальны — результат максимален. Стряпать можно и нужно просто, быстро и весело. Программа «Едим дома!» с Юлией Высоцкой выходит каждое воскресное утро.
  • «Кулинарный поединок» — программа-долгожитель на современном ТВ. Вот уже шесть лет в эфире НТВ ее участники соревнуются в приготовлении изысканных, оригинальных блюд, а в процессе готовки рассказывают интересные истории из жизни, танцуют, поют и веселят зрителей анекдотами — словом, показывают, кто на что способен! Согласно правилам, участники получают два одинаковых набора продуктов. В распоряжении — всего 20 минут: за это время у каждого должны быть готовы три разных блюда. Но находятся и смельчаки, которые успевают состряпать четыре или пять блюд!
  • «Квартирный вопрос» — программа обо всем, что связано с обустройством дома и созданием удобного и красивого интерьера. Прямо на глазах у телезрителей квартиры обычных горожан обретают новый облик. Известные дизайнеры и декораторы превращают не очень уютные интерьеры в стильные и комфортные или создают новую жилую среду. Принцип отбора героев прост: зрители присылают письма с фотографиями и рассказом о себе и своих дизайнерских находках. Из огромного количества писем редакторы выбирают самые интересные. Затем следует телефонный разговор, а после — съемка на бытовую видеокамеру. Преимущества имеют люди, которые уже попытались сделать что-то оригинальное в собственном доме. Кроме того, будущие герои программы должны быть интересными и открытыми людьми.
    Одним словом, это программа для тех, кто готов смело взяться за переделку старой тумбочки в новый стол. Для тех, кто верит, что не так уж сложно изменить жизнь к лучшему!
  • По словам авторов, «Школа злословия» — это не что иное, как «психоанализ имиджа» публичных людей. Беседа ведущих с гостем в студии увлекательна и напряженна, диалог то и дело приобретает неожиданные повороты, и зачастую происходящее напоминает словесную дуэль — острую, ироничную, иногда комическую, но и принципиальную.
    «Школа злословия» выходит на НТВ с 2004 года. С сентября 2008 года ведущие программы — Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова — встречают своих гостей в новых декорациях и без зрителей в студии, что придает беседе большую камерность. Еще одно новшество программы — приглашение в студию сразу двух гостей. В зависимости от темы, это могут быть либо люди, представляющие разные точки зрения, либо наоборот — творческие дуэты. В поле интересов ведущих по-прежнему остаются не только люди науки и искусства, но и политики, общественные деятели, представители шоу-бизнеса.
  • «Профессия-репортер» — это цикл телевизионных репортажей на актуальные темы современного мира. Это интересный, острый социальный или экстремальный репортаж. В каждом еженедельном репортаже заложен свой конфликт, актуальность и проблематика. Каждый корреспондент программы — уникален и преподносит свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление.
Подготовлено по материалам интернет сайтов.
Автор: Виталий Солодовник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?