ПОДЕЛИТЬСЯ
Цифровое радио
Возможно, мы так никогда и не узнаем, кто же на самом деле изобрёл радио – Александр Попов или Гульельмо Маркони. Споры об этом идут уже много лет, а вопрос о том, кто же придумал способ передачи сигнала на расстояние так и остаётся открытым. Впрочем, данный вопрос актуален лишь с чисто технической стороны. А вот о том, кто же придумал радио в том виде, к которому привык современный обыватель, сказать можно с гораздо большей уверенностью – такое радио «придумали» в Соединённых Штатах, и, согласно общепринятому мнению, у его истоков стоял Дэвид Сарнофф – американец, рождённый на территории современной Беларуси. Именно он, как говорят, предложил использовать технические возможности передачи радиосигнала на расстояние и начать массовое производство бытовых радиоприёмников, а также – регулярную трансляцию в эфире для владельцев этих приёмников различных музыкальных и разговорных программ. И случилось это в 1919-ом году – именно тогда в свободную продажу поступили первые радиоприёмники, а уже через несколько лет радио стало супер-популярным.

Впрочем, тогда его лицо было несколько иным. Изначально для вещания на территории США использовались лишь две, а чуть позже – три средневолновые частоты. Стало быть, выбор радиослушателя был не велик. Через несколько лет их количество возросло, возросло и количество слушателей. Параллельно шла коммерциализация радиоэфира, становление радиобизнеса. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – покупка и продажа станций, разворачивание сетей, жёсткая конкуренция и жестокие войны за место – нет, не под солнцем, а под денежным дождём. А там, где есть конкуренция, рождается разнообразие. В те годы, названные позже «Золотым веком радио», данное разнообразие достигалось достаточно просто. Радио практически не имело конкурентов среди СМИ – телевидение в тот период существовало в зародышево-эксперементальном состоянии, об интернете могла думать лишь писатели-фантасты, а газеты казались вчерашним днём – скучным и однообразным. Посему радио смело могло делать ставку на разнообразие имён звёздных ведущих, представлявших в эфире звёздные радиошоу, на трансляцию радиоспектаклей, ну и на оперативность новостей. Разумеется, звучала на радио и музыка, однако, выбор её был не велик – индустрия звукозаписи также делала свои первые шаги, да и выбор стилей был весьма ограничен.

То есть, по большому счёту, изначально радио делало продукт «для всех». По сути, так оно и было – в 30-е годы процесс прослушивания радиопередач был прямо таки семейным ритуалом -– вроде совместного похода в кино или поездки на пикник. А в период так называемой «Великой депрессии» радио вообще являлось единственной отдушиной, единственной радостью для многих американских семей. А конкуренция между различными радиостанциями сводилась во многом к тому, чтобы сделать эту подборку программ «для всех» интереснее, чем у соперника.

Однако, так не могло продолжаться долго. Золотой век радио закончился с рождением полноценного телевидения. Теперь оно стало частью семейного ритуала, и именно на его экран перекочевали звёздные ведущие со своими звёздными шоу. А перед радиовещанием встал вопрос: ему следовало либо умереть, либо перестроиться таким образом, чтобы занять себе новую нишу для существования.

Процессу перестройки радиовещания помогло несколько факторов. Во-первых, появление на рынке портативных радиоприёмников – радио стало более мобильным, отныне его можно было взять с собой в дорогу или на пикник, и слушать там. Во-вторых, начало бурного использование нового, более качественного диапазона – УКВ ЧМ, именуемого в просторечии FM, а также появление стереовещания. И, наконец, третий фактор, весьма удачно совпавший по времени с двумя первыми – рождение и бурное развитие нового музыкального стиля – рок-н-ролла, название которому дал, как известно, американский радио-ди-джей Алан Фрид. Как грибы после дождя начали появляться новые группы и исполнители, их пластинки расходились миллионными тиражами. Таким образом, популярность радио вновь начало расти – по крайней мере, среди молодёжи. Многие американские радиостанции принялись крутить в эфире музыку из Top 40 – лучшей сороковки композиций популярных исполнителей.

Высокая популярность рок-н-ролла способствовала развитию индустрии звукозаписи, которая, в свою очередь, привела к появлению новых музыкальных стилей и направлений. И их «пристанищем» изначально стал уже упомянутый нами FM-диапазон. Дело в том, что в 50-е — 60-е годы прошлого века главным и основным диапазоном радиовещания в США и Европе оставался диапазон средних волн. FM-диапазон же долго оставался в тени своего «старшего брата» – СВ, да и бурное развитие телевидения сказывалось. Посему FM-диапазон начали использовать как диапазон в какой-то мере «элитарный» – изначально здесь можно было найти, главным образом, то, чего не было в СВ – то есть, новые стили и направления, новые имена, новые программы. Да и сам подход к программированию станций, работавших в данном диапазоне, был новым – по сравнению с СВ уменьшалось количество «болтовни», увеличивалось количество музыки.

Таким образом, радиостанции в США (равно как и в быстро навёрстывавшей упущенное Западной Европе) стали разбредаться по различным «квартирам», завоёвывая свои собственные ниши и формируя таким образом всё более чёткое форматирование эфира.

Так что же такое «формат радиовещания»?

Данное понятие является весьма многогранным, ибо объединяет в себе большое количество как эфирных, так и внеэфирных факторов и составляющих. В целом формат радиостанции – это её уникальный стиль, некая закономерность построения программной сетки и подбора материала, наблюдающаяся в течение чётко определённого временного отрезка.

Среди величин, определяющих формат той или иной станции, — соотношение музыки и информации в эфире, стиль звучащих композиций, их «возраст» и степень популярности, а также происхождение. Кроме того, сюда же относятся оформление эфира (джинглы, лайнеры и прочие элементы «одежды»), стиль работы ведущих и особенности подачи ими информации в эфире, наличие в сетке программ блоков, рассчитанных на ту или иную аудиторию. Ну и наконец – звучащая в эфире реклама (то, что рекламируется, каким образом, в какое время и т.д.). Среди внеэфирных факторов, имеющих отношение к формату станции, можно выделить её вовлечённость в общественную и культурную жизнь – организация и спонсирование акций и концертов, размещаемая наружная и телевизионная реклама, призванная популяризировать станцию, фирменный стиль, присущий выпускаемой рекламной продукции и т.д.

Форматирование эфира радиостанции имеет своей целью привлечение и удержание определённой целевой аудитории – слушателей определённого возраста, с определёнными привычками и доходами. И, как следствие, — чёткое позиционирование станции на рынке, необходимое для привлечения нужного рекламодателя. Иными словами, выбирая в качестве рекламоносителя ту или иную станцию, рекламодатель получает возможность заранее предвидеть степень эффективности размещения рекламных материалов в её эфире.

Рождение и уход в небытие тех или иных форматов является откликом на запросы аудитории, отображает тенденции в развитии музыкальной сцены и происходящие изменения в общественной жизни. Радиостанции в процессе своего существования и развития нередко изменяют форматы. Впрочем, к этому шагу всегда следует подходить более чем продуманно. Во-первых, при смене формата рекомендуется полностью изменять лицо станции – её позывной, логотип и прочие элементы, «засевшие в памяти» аудитории и ассоциирующиеся у неё с прежним форматом. Нарушение этого правила может быть чревато полным бизнес-крахом для радиостанции. К примеру, московское радио «101» после нескольких лет метаний в поисках нужного формата казалось бы нашла для себя более-менее привлекательную нишу. Однако аудитория (да и рекламодатели) начали относиться к станции с недоверием – она ассоциировалась у них с нестабильностью, постоянной сменой формата, и никто не знал, в какую сторону может качнуть эфир завтра. В итоге станция была вынуждена прекратить своё существование. Впрочем, есть и исключения из этого правила: украинская радиосеть Dance radio “Kiss FM” в первые полгода своего существования была не танцевальным радио, а позиционировала себя как радио, где звучит «музыка любви», и лишь потом кардинально сменила свой формат в сторону танцевально-клубного радио. Но здесь есть своё объяснение: за полгода «первого» формата станция не получила признания и практически не была раскручена в качестве известного бренда. Таким образом, когда «Kiss FM» превратился в «радио с танцами» и занял практически пустовавшую нишу, станцию восприняли как только что родившуюся, и посему её популярность начала быстро расти.

Другими исключениями из правил можно назвать украинскую станцию “GALA Радио” и российскую «Europa Plus» — обе они за свою долгую историю неоднократно «мягко корректировали» свои форматы. Но при этом обе упомянутые станции имеют хорошо раскрученные бренды, были одними из первенцев независимого радиовещания на пост-советском пространстве, а стало быть, ассоциируются у слушателей и рекламодателей со стабильностью и стабильной популярностью. Впрочем, даже эти станции ни разу не прибегали к кардинальным изменениям своих форматов, а лишь стремились подстроиться под изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Ещё один момент, который следует знать всем желающим кардинально изменить формат своей радиостанции. Копия как правило – хуже оригинала. Поэтому простое подражание в форматировании эфира другой станции, присутствующей на рынке и имеющей бешенную популярность, вряд ли принесёт желаемый результат. Как правило, происходит лишь «размывание аудитории» между двумя подобными станциями, а очень часто – вообще ничего существенного не происходит. Ибо успешная станция обычно имеет кроме сухого описания особенностей формата ещё и «фирменные фишки» в виде каких-то шоу, ведущих и т.д., коих не имеет станция-клон. Впрочем, присутствующее на просторах бывшего СССР желание «если не съесть, то хоть надкусить» порой не даёт владельцам и руководителем станций оценивать ситуацию более-менее трезво.

Так сколько же существует форматов радиостанций? И какие они?

Пожалуй, ответить на этот вопрос чётко не может никто. Во-первых, как уже говорилось выше, форматы рождаются и отмирают. Во-вторых количество и разнообразие их зависит от территории. В-третьих, многие форматы имеют субформаты – то есть, к примеру, станция, крутящая рок-музыку, может предлагать рок отечественный, а может – рок западный, может – рок современный, а может – классический. В целом же принято считать, что на сегодняшний день существует более 100 форматов. Среди них есть форматы широко популярные, рассчитанные на массовую аудиторию, и так называемые «нишевые форматы», рассчитанные на узкий сегмент слушателей.

Примером формата, рассчитанного на широкие слушательские массы, можно считать уже упомянутый нами выше Top 40. За полвека данный формат трансформировался в нечто более широкое, чем просто трансляцию сорока «топовых» песен. Теперь он носит название CHR (Contemporary Hit Radio) – то есть, радио современных хитов. Впрочем, поскольку у разных стилей музыки хиты тоже разные, данный формат имеет несколько субформатов – Rhythmic CHR, Dance CHR, Pop CHR, Rock CHR, National CHR и т.д. Сегодня данная группа форматов ориентирована, главным образом, на молодёжь. Посему в эфире доминирует музыка, новости и программы занимают минимум времени и имеют второстепенное значение.

Другим массовым форматом является AC (Adult Contemporary) – современная музыка для взрослых. В эфире станций такого формата звучат известные поп-композиции без агрессивных стилей. Аудитория данного формата пошире, чем у CHR – AC ориентирован на слушателя в возрасте от 25-ти до 45-ти лет. В эфире станций, работающих в формате AC, музыка также преобладает над информацией: информационная составляющая шире и глубже в утренний прайм, днём и вечером сведена к минимуму. Данный формат также имеет несколько субформатов. К примеру, Soft AC ориентирован главным образом на женщин и предлагает мягкую лирическую музыку. А Hot AC представляет собою своего рода гибрид между AC и CHR.

К числу форматов, рассчитанных на массовую аудиторию, в США также относятся форматы, предлагающие слушателю музыку прошлых лет разного срока давности – Oldies, Nostalgia, Golden Hits, Classic Hits и т.д. Nostalgia представляет музыку биг-бэндов, популярную в 30-50-е годы прошлого века, Oldies – хиты 50-60-х годов. Golden Hits и Classic Hits — более свежую музыку – 70-х, 80-х и 90-х годов. В нашей стране, в отличие от США, по понятным причинам, коммерчески привлекательными являются именно эти, последние форматы из группы «ретро».

Ещё одним популярным форматом в странах Запада является формат новостной (All News) или же информационно-разговорный (News Talk). В момент своего рождения и в период становления данный формат изначально воспринимался весьма скептически. Многие американские аналитики высказывали сомнение в том, что в стране найдётся достаточное количество журналистов, способных готовить и выдавать в эфир новости в режиме «нон-стоп» круглые сутки, а также нужное количество слушателей, желающие этим новостям внимать. Впрочем, несмотря ни на что, станции новостного и информационно-разговорного формата сегодня являются едва ли не самыми востребованными на территории США. Среди прочих разговорных форматов можно упомянуть также форматы Sport и Financial, адресованные соответственно любителям спорта и деловым людям. Кстати, появление финансового формата также было в своё время встречено с некоторым скепсисом – многие специалисты считали, что данные станции обречены на провал, ибо экономическую информацию невозможно подавать без графиков и диаграмм.

Но, тем не менее, данный формат прижился не только на Западе, но и даже на территории бывшего СССР (радио «Бизнес FM» в Москве). Впрочем, называть этот формат форматом, рассчитанным на массового слушателя, нельзя.

Ещё один весьма популярный американский формат – Country, представляющий американскую музыку одноимённого стиля. Формат также делится на множество субформатов, в зависимости от того, звучат в эфире только лишь хитовые композиции, классика жанра, или же всё подряд из мира кантри-музыки. По понятным причинам, данный формат вряд ли будет популярным где-либо за пределами США. Однако, в наших широтах многие отождествляют с данным форматом уже сугубо пост-советский оригинальный формат – шансон. И, хоть кантри – музыка больше сельская, а шансон – это «городской фольклор» или же стилизация под него, между данными форматами действительно есть много общего. Оба формата пропагандируют музыку, идущую «из души» исполнителя, песни, которые «может спеть каждый» – под гитару, во время застолья и т.д. Да и, чего греха таить, многие исполнители музыки кантри также поют песни о «благородных разбойниках и злых шерифах» – словом, о том же, о чём поют «шансонье» из бывшего СССР. Правда, к слову, говоря о нашем формате «шансон», следует отметить, что данный формат также частично захватывает область ретро-форматов, уже упомянутую нами выше. А на сферу «кантри» у нас также претендуют станции, транслирующие такое явление, как «русский рок».

Кстати, о рок-станциях, которые также весьма популярны в США. На родине рок-н-ролла сегодня существует великое множество форматов и субформатов, продвигающих в массы различные стили и течения рока. Среди таких форматов – Mainstream Rock, Classic Rock, Heart of the Rock, Alternative Rock, Soft Rock, AOR (Album oriented rock). Последний упомянутый нами формат ещё иногда расшифровывают как Adult Oriented Rock (рок для взрослых) или Adult Oriented Radio (радио для взрослых); в эфире таких станций доминируют не хит-синглы, а менее заезженные композиции с альбомов рок-групп и исполнителей.

EZ или же Easy Listening – формат, предполанающий трансляцию лёгкой расслабляющей, часто – инструментальной музыки. В программной сетке радиостанций практически отсутствуют голоса ведущих, а информационная составляющая сведена к минимуму.

Существуют также другие форматы – Классика, Jazz, Urban («чёрная музыка» – соул, рэп и т.д.), Children (радио для детей); каждый из этих форматов также может разделяться на подформаты. В отдельную группу форматов также выделяют студенческие радиостанции (обычно маломощные, охватывающие своим вещанием университетские городки) и радиостанции для этнических групп и меньшинств. Иногда также отдельным форматом считают Public radio – общественное радио. Существуют и станции, круглые сутки выполняющие заявки слушателей и передающие приветы.

Следует также упомянуть радиостанции религиозной направленности – Gospel, Religious, транслирующие в эфир проповеди либо христианскую музыку.

И, наконец, формат MOR – Middle of the road – «середина пути». В эфире таких радиостанций звучит всего понемножку – разумеется, в сбалансированном виде, без резких переходов и крайностей.

Что касается узкопрофильных форматов, существующих на Западе, то здесь разнообразие ограничено лишь рамками человеческой фантазии. К примеру, существуют станции, транслирующие круглые сутки музыку исключительно одной группы или исполнителя. Есть станции, ориентированные на экстремальные музыкальные стили. Есть станции, передающие звуки природы.

Впрочем, следует отметить: многие из узкопрофильных станций не являются станциями коммерческими по своей сути. Владельцы данных станций – богатые люди, преуспевшие в других сферах бизнеса — открывают их в своё удовольствие и финансируют полностью из своего кармана.

Но это всё – на сытом Западе.

А как же обстоит дело с форматированием радиоэфира в Украине?

Первые негосударственные станции, появившиеся у нас в начале 90-х, как правило не имели чёткого формата. В те времена, когда на миллионный город существовало до одной-двух, в крайнем случае – трёх радиостанций, зарабатывать деньги на них было достаточно легко. И очень часто ди-джеи, ограниченные в доступе к мировым чартам и форматным фонотекам, покупавшие музыку чуть ли не на раскладках в переходах, ставили в эфир то, что им нравилось самим, или то, чего им не хватало в молодости. Посему эфир первых украинских FM-ок часто представлял собой полную свалку, где в рамках одного часа могли соседствовать, к примеру, Led Zeppelin и Шуфутинский.

Пожалуй, единственными более-менее чётко форматированными станциями в Украине на тот период были станции религиозной направленности – УХРТ, львовское радио «Милосердя і Час”, киевская студия “Голос” (последняя была «предтечей» Континента).

Позже, во второй половине 90-х, количество станций начало стремительно расти, и их владельцы и менеджмент начали всерьёз задумываться о форматировании своих детищ. Тогда, к примеру, в киевском эфире появилось «Радио Столицы», ориентированное на современный рок и альтернативу, клубное «РадиоАктивность», переориентированный на джаз «Континент» и переориентированное на рок-музыку «Радио РОКС Украина» (вопреки расхожему мнению, слово РОКС в имени станции изначально не имело никакого отношения к рок-музыке, это всего лишь аббревитура названия компании-основателя когда-то большой транснациональной радиосети). Подобные процессы происходили и в регионах.

Впрочем, первые блины, как известно, выходят комом. Так произошло и с первыми чётко форматированными станциями. Очень часто их руководству не хватало знания и опыта, и порой программный менеджмент слишком увлекался игрой в построение узкоформатированной станции, забывая о коммерческой стороне вопроса. Порой людям просто не хватало денег или нужной музыки. А иногда всё мог сломать владелец, не очень разбиравшийся в тонкостях стилей и направлений, и периодически требовавший вставить в программную сетку то совершенно неформатную передачу (ну и что с того, что ведущий совершенно не умеет работать в эфире и не хочет учиться – это ведь друг хозяина станции), то звонивший в прямой эфир из сауны с требованием срочно поставить неформатную песенку для своих «дружбанов».

А вскоре к радио начали пристально присматриваться представители крупных финансово-промышленных и политических групп. Эти люди рассматривали радио прежде всего как способ донесения до масс своих идей и продвижения нужных политических проектов.

Соответственно, радио им необходимо было такое, которое бы слушала наибольшая аудитория. Таким образом, большая часть радиостанций начала форматироваться под наиболее массового слушателя. И очень часто на украинском рынке просто клонировались популярные российские станции. Причём, данное клонирование происходило «волнами» – в зависимости от популярности того или иного формата.

Так в Украине получили распространение форматы, базирующиеся на хитах русской и украинской музыки (формат, рождённый «Русским Радио»), шансон, ну и Hot AC с CHR и EHR (европейское хитовое радио) – а как же без них? В ряде городов также зазвучали радиостанции, пропагандирующие музыку прошлых лет (руководители таких станций называли форматы своих детищ Nostalgie и All best), а также станции, сделавшие ставку на танцевальную музыку.

Одно время было также модно создавать «радио для автомобилистов» – ярким примером его было одесское «Авто FM», передававшее на протяжении дня информацию с автодорог (вперемешку с танцевальными хитами). Впрочем, постепенно такая информация стала появляться в эфире чуть ли не каждой уважающей себя станции.

С развитием радиобизнеса и консолидацией в одних руках целых «пулов» СМИ (с возможностью финансирования одних за счёт других) в Украине стали появляться и радиостанции более специализированных форматов – информационно-разговорные, джазовые, танцевальные и т.д. Это было экономически выгодно: открывая несколько разноформатных станций, один владелец захватывает большую аудиторию.

В стране даже появились специализированные радиоканалы для отдельных этнических групп. Впрочем, на сегодняшний день такое радио в Украине лишь одно – крымское радио «Мэйдан FM», вещающее для крымских татар. Попытка создать в Закарпатье радиостанцию для ромов и прочих национальных меньшинств края успехом не увенчалась – очень быстро станция была вынуждена сменить формат на более коммерческий.

Следует отметить, что украинские радиостанции далеко не самостоятельны в возможности выбора формата. В отличие от стран Запада, где выбор формата зависит от запросов аудитории, у нас многое диктуется государством, которое никак не желает расставаться с практикой «ручного управления экономикой». Спуская радиостанциям «сверху» квоты на процент национального продукта в эфире, государственные чиновники не желают понимать, что таким образом они, по сути, убивают форматное разнообразие. Ибо, к примеру, радиостанции с оригинальным форматом очень сложно, а то и вообще практически невозможно найти национальный музыкальный продукт определённого стиля и эпохи, да ещё и записанный в нормальном качестве. Ведь ещё каких-то лет 20-30 тому назад всякий, посмевший сыграть в наших широтах джаз, приравнивался к тому, кто «родину продаст». А рок-музыка в СССР приравнивалась в своих правах к сексу – то есть, согласно официальной идеологии её просто не было и не должно было быть.

С другой стороны, под понятие «национальный продукт» легко попадает вся советская эстрада, спетая и записанная до 1991-го года. Этот факт, а также идущая из путинской России волна идеализации периода «позднего застоя» — времени, когда деревья были большими и мороженное стоило 20 копеек – видимо, и послужили причиной последней тенденции, наметившейся в форматировании украинских радиостанций. В их эфире всё больше можно услышать лёгкую популярную музыку 70-х – 90-х годов, как советскую, так и зарубежную.

Ниже мы приведём примеры некоторых форматов, присутствующих на украинском радиорынке, и примеры станций, работающих в этих форматах.

  • Hot AC – «Люкс FM» и «Люкс FM Восток», «GALA Радио», «Европа FM»;
  • CHR – «Просто Ради.О», “Love Radio” (последняя начинала свою работу в формате Soft AC, но позже несколько подкорректировало плей-лист, оставив, впрочем, романтическую составляющую и окраску);
  • Rhythmic CHR – “Europa Plus”;
  • RnB CHR – “NRJ Hit Music Only”;
  • AC – «Авторадио»;
  • Шансон – «Радио Шансон», «Стильное радио», «Душевное радио», донецкое «Классное Радио», одесское «Одесса Мама».;
  • Eurodance – Dance radio “Kiss FM”;
  • National Top 40, National Hot AC – «Русское радио Украина», «Наше Радио»;
  • Rock – “Radio ONE”, «Радио РОКС Украина»;
  • Русско-украинский рок – «Джем FM»;
  • Easy Listening – “MusicРадио”;
  • Gold Music («фирменные» хиты 70-90) – радио “Nostalgie”;
  • Jazz – «Ренессанс», частично – в ночном эфире – «Континент» и харьковское «L-FM»;
  • News/ Talk – «Эра FM»;

В сегменте музыки прошлых лет, кроме уже упомянутого выше радио «Nostalgie», работают также «Континент» (музыка 70-90-х), «Радио 5 – Ретро FM» и «Мелодия» (золотые хиты от 70-х до наших дней), «ХИТ FM» (гибрид форматов AC и Hot AC – музыка от начала 90-х и до сегодняшнего дня), одесские “Маяк” и “Армянское радио”.

Киевское “Народное Радио” (вещающее также на Житомир), с недавних пор представляет формат “играем, что хотим!”. В её эфире можно услышать музыку самых разных стилей и направлений – от рока до шансона. Данный формат появился в Канаде в декабре 2002-го года, и был «придуман» радиостанцией «Jack FM». Позже подобные радиостанции открылись в США, Великобритании и России (в последней – под маркой «Кекс FM»). И вот теперь очередь дошла до Украины.

Сегмент религиозного радио занимает киевское радио «Эммануил», в эфире которого звучит много христианской музыки, молитвы, страницы Библии и духовные программы. Впрочем, назвать эту радиостанцию на 100% религиозной нельзя – здесь можно также услышать детские программы, блоки классической музыки, передачи о психологии и т.д. Сама же радиостанция называет свой формат «духовно-просветительским».

В целом же понятие формата до конца не прописано в украинском законодательстве, посему говорить о форматах в Украине можно с некоторой натяжкой условности. Ибо даже в лицензиях на право вещания, которые выдаются радиостанциям, формат вписывается весьма расплывчато: «информационный», «информационно-развлекательный», «информационно-музыкальный». Кроме того, слово «формат» часто вызывает жёсткое неприятие у некоторых представителе отечественного шоу-бизнеса (как правило, старшего поколения), чьи песни отвергаются музыкальными редакторами станций по причине неформатности.

Впрочем, в свете грядущей «оцифровки» радиоэфира и, как следствие, увеличения количества радиостанций в разы, хочется надеяться на то, что вскоре меню радиоформатов, предлагаемое украинскому слушателю, также расширится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая публикацияПервый музыкальный — 6 лет чистого эфира
Следующая публикация«Гамма – консалтинг» — о том, как «закалялась цифра»
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.