ПОДЕЛИТЬСЯ

В своё время радио изменило мир. Однако, за свою более чем столетнюю историю радио не только сумело изменить мир, но неоднократно изменялось само. Вначале передатчики отправляли в эфир исключительно точки и тире, затем по радиоволнам поплыли звуки человеческой речи и музыки, которая становилась всё чётче и качественней – вначале это звучание было монофоническим, затем – стереофоническим и даже кое-где – квадрофоническим. Менялись диапазоны, типы модуляции, но основные принципы, на которых базировалось радиовещание, оставались практически неизменным. А именно – оно оставалось аналоговым. А стало быть – шипящим, трещащим, скрипучем, а иногда вообще – едва различимым на слух.

Между тем ближайшая «родственница» радио – сфера звукозаписи всё больше и больше примеряла на себя цифровые одежды. Компакт- и мини-диски, DAT-кассеты, звуковые файлы постепенно завоёвывали мир, вытесняя из обихода потрескивающий винил и плавающий звук стандартных магнитных лент. Облегчился процесс монтажа, сведения и очистки звукового материала, уменьшились размеры носителей, улучшилось качество. Впрочем, по поводу последнего пункта споры не утихают: привередливые меломаны утверждают, что с оцифровкой звука исчезла его живость, пропали определённые “специи” и вообще всё стало каким-то «не таким». Возможно, это утверждение и справедливо – если вы привыкли слушать любимую музыку исключительно на аппаратуре класса Hi End – с золочеными контактами, ламповыми технологиями и колонками из красного дерева. Но для уха массового слушателя, пользующегося стандартной звуковоспроизводящей аппаратурой, данные «недостатки» абсолютно не существенны. Зато преимущества – налицо: носитель записи служит гораздо дольше, менее подвержен разрушению, звук – чище. А к тому же – треки и фрагменты записи быстрее находить и удобнее (а также проще) монтировать. Согласитесь – качества весьма полезные для радиоиндустрии: популярную песню уже нельзя «заиграть до дыр», зато её можно легко найти в базе по требованию привередливого слушателя. Да и записную программу готовить быстрее, приятнее и веселее: больше не надо ничего резать и склеивать – все стыковки, чистки и прочие «хирургические вмешательства» в звуковой ряд производятся определённым количеством кликов мышки на экране монитора.
Вот только слушатель по-прежнему оставался обделённым и обречённым слышать в эфире столь привычные трески, хрипы, шипы и прочие помехи. В особенности в диапазонах, предназначенных для «дальнего приёма» – то бишь, на длинных, средних и коротких волнах. Сто лет назад, когда банальная лампочка ещё была для многих в диковинку, а телефон являлся предметом роскоши, счастливые обладатели первых радиоприёмников вполне удовлетворялись тем, что они могли слышать в этих диапазонах. Тем более, что на то время он был практически чист от помех – ну разве что грозовые разряды нарушали идиллию. Но далее, с развитием электроники от «лампочки Ильича» до компьютерных процессоров и связи от «барышни из Смольного» до мобильного телефона, бытовых помех становилось всё больше. Росло и количество станций, поселившихся в эфире. Им уже стало откровенно тесно на отведённых участках эфира. В особенности, в небольшом, но престижном диапазоне ультракоротких волн: благодаря применяемой в нём частотной модуляции и особенности распространения радиоволн бытовые помехи затронули этот диапазон наименьшим образом, посему его облюбовали музыкальные станции. Ко всему прочему, FM-вещание в УКВ-диапазоне оказалось также несовершенным: на него влияют рельеф местности и наличие прямой видимости передающего центра. Стоит отъехать за горку или высокое здание, как сигнал начинает «шипеть».

Таким образом, перед индустрией радиовещания встало сразу несколько проблем. Во-первых, густой туман бытовых помех (его иногда так и называют – электромагнитный смог).
Во-вторых, ограниченность частотного ресурса на наиболее помехозащищённых участках диапазона и уязвимость его перед физическими преградами. В-третьих, невозможность обеспечить слушателю кристально чистое звучание станции (действительно обидно, когда все старания звукорежиссёров, звукоинженеров и прочих «шаманов» аудиомира теряются «на последней миле»). Ну и, наконец, конкуренция с прочими видами СМИ – с тем же телевидением, которое не только говорит, но и показывает.

Решение данного букета проблем лежало на поверхности. Ведь если оцифровка звука так сильно помогла и хорошо себя зарекомендовала в эфирных и продакшн-студиях, значит, следует «оцифровать» и последнюю милю. Казалось бы, что может быть проще? Но одно дело перегонять нолики и единички по коротеньким многожильным проводам внутри CD-плеера, другое дело – придумать, как излучать её в эфир. И не просто излучать, а так, чтобы все нолики и единички попадали с передатчика в приёмник вовремя, без ощутимых потерь. А теперь представьте себе, какое количество ноликов и единичек понадобится для того, чтобы описать всю гамму звуков симфонического оркестра? А, кроме того, нельзя ведь отключить в один момент сразу все старые аналоговые передатчики, ибо производители не справятся с проблемой обеспечения населения новыми приёмниками, необходимыми для одномоментной замены старых. Но если аналоговые передатчики не отключать, откуда тогда взять частотный ресурс?
Тем не менее, специалисты по всему миру принялись за разработку систем цифрового радиовещания. И, как ни странно, первопроходцами в этой сфере были советские специалисты из ВНИИРПА им. А.С. Попова, разработавшие к концу 70-х годов минувшего столетия первую в мире систему цифрового радиовещания — ЦРВ. Для вещания предлагалось использовать участок УКВ ЧМ диапазона в промежутке 100-108МГц, а также свободные участки в телевизионном диапазоне промежутка 47-790МГц. Согласно техническим характеристикам, утверждённым для данного стандарта, один цифровой поток занимал полосу частот шириной в 2,8МГц, на которой можно было транслировать 4 стереофонические программы и ещё 2 монофонические. Для вещания применялась фазовая модуляция несущей QPSK, а для компрессии звука – аналог NICAM-728.
Система цифрового радиовещания от ВНИИРПА им. А.С. Попова прошла испытания в Новгороде, Пскове и Ленинграде, на вторую половину 80-х годов был запланирован выпуск первой партии цифровых радиоприёмников и старт полноценного вещания: в Ленинграде был даже смонтирован цифровой передатчик – для трансляции программ в диапазоне 100-108МГц. Однако, в силу экономических проблем, с которыми столкнулся СССР к концу 80-х годов, финансирование программы было свёрнуто. К тому же, диапазон частот 100-108МГц было решено передать для обычного ФМ-вещания. Кроме того, к 1987-му году в Европе был дан старт проекту Европейской системы цифрового радиовещания «Eureka-147» (к слову, её разработку начал немецкий Institut fur Rundfunktechnik ещё в 1981-ом году), и советское руководство приняло разумное решение – присоединиться к числу разработчиков более современной и совершенной системы, а не продолжать изобретать собственный велосипед.
В целом, Европейская система цифрового радиовещания «Eureka-147» базировалась на тех же принципах, что и советская система ЦРВ. Однако, для модуляции несущей был избран более современный и совершенный метод COFDM, а компрессию звука было предложено проводить методом MUSICAM – по алгоритму MPEG Audio Layer 2. Частотный ресурс использовался также более экономно: для трансляции одного блока каналов была выделена полоса 1,536 МГц, в которую можно вместить 6 стереофонических программ. Для вещания было предложено использовать сразу несколько частотных диапазонов – во-первых, привычный УКВ ЧМ в его западноевропейских стандартах (87,5-108,0МГц), частоты 12 телеканала (230-240 МГц) и так называемый диапазон «L» (1452-1492 МГц), позволяющий, в числе прочего, разворачивать сети наземного радиовещания с применением спутниковых ретрансляторов.
Презентация нового цифрового стандарта была проведена Европейским телерадиотрансляционным союзом в 1988 году в Женеве. Первые пробные трансляции цифровых программ в данном стандарте были начаты во Франции в 1992 году. А в октябре 1995 года система «Eureka-147» получила название «T-DAB» или же «Terrestrial Digital Audio Broadcasting» (Наземное цифровое звуковое вещание). Для дальнейшего развития, совершенствования и внедрения стандарта был создан международный проект «World DAB Forum», членами которого стали учёные из многих стран мира.
В мае 2004 года Региональная Конференция Радиосвязи, проходившая в Женеве, приняла решение использовать в Европе для вещания в стандарте T-DAB частотный ресурс III телевизионного диапазона (полоса 174-230 МГц) и уже упомянутый нами выше диапазон «L» (1452-1492 МГц). В настоящее время вещание в III диапазоне уже осуществляется во многих странах Европы; Германия использует «L»-диапазон. Впрочем, большинство имеющихся в продаже радиоприёмников T-DAB принимают оба указанных диапазона.
На сегодняшний день стандарт T-DAB обеспечивает возможность вещания шести стереопрограмм с качеством звучания компакт-диска – без тресков, шипения, хрипов и прочих неудобств. Блок программ принято называть словом «ансамбль». Каждый такой «ансамбль» может претерпевать внутренние изменения в зависимости от времени суток и потребностей: в какое-то время, к примеру, можно разделить один стереоканал на два моно-канала. Либо ужать качество звука для одновременной передачи большего количества дополнительной текстовой информации (куда более объёмной, чем позволяла «прабабушка» цифрового радио – система RDS). Для вещания цифровых программ не требуется установка отдельных вышек – существующие мачты обеспечивают адекватное покрытие территории с применением даже менее мощных передатчиков. Понятное дело, что передатчики потребуются новые.
Каждый ресивер программ T-DAB снабжён электронным жидкокристалическим дисплеем, на который выводится дополнительная информация, передаваемая вещателем: название группы либо имя исполнителя, звучащего трека, текст песни, рекламные сообщения. В общем, параллельно со звуком можно передавать, что душе угодно – можно передавать новости, погоду, информацию о пробках на дорогах, сообщения с валютных бирж, обновления к программному обеспечению и даже анимацию! Кроме того, стандарт предусматривает возможность предоставления слушателю платных услуг через систему условного доступа.
И таковые услуги уже доступны. К примеру, британская компания UBC Media Group, занимающаяся разработкой и продвижением контента, в прошлом году начала использовать сети T-DAB в рамках предоставления услуг по скачиванию пользователями тех или иных музыкальных композиций прямо из эфира. Радиослушатели получают возможность, прослушав понравившуюся композицию, купить её и скачать на свой DAB-совместимый музыкальный плеер. Зашифрованные музыкальные файлы транслируются параллельно с основным аудиопотоком. Они скачиваются и временно сохраняются в памяти мобильного устройства; если слушатель не покупает прослушанную композицию, она удаляется. В случае, если композиция покупается, пользователь получает возможность переписать её в память своего компьютера или плеера. Стоимость одной музыкальной композиции в рамках этого сервиса составляет 2,25 доллара.
Более того, система T-DAB легко может быть превращена в систему DMB (Digital Multimedia Broadcasting). Данная система может использовать существующую инфраструктуру T-DAB – необходимо лишь добавить в передатчик видео-кодер, и пользователь получает целый ряд дополнительных возможностей — мобильное ТВ, графическое радио и т.д. Таким образом, стирается грань между радио и телевидением.

На сегодняшний день программы T-DAB и DMB могут принимать более 475 миллионов людей по всему миру. Специальные приёмники имеются в продаже с 1998 года. Сегодня доступно более 250 моделей для приёма T-DAB и более 100 моделей для приёма DMB. Цены на них постепенно снижаются от заоблачных, каковыми они были на заре внедрения стандарта, до вполне приемлемых и доступных.

Впрочем, внедрение стандарта T-DAB не стало событием, способным кардинально перевернуть радиовещание. Этому есть целый ряд причин. Ну, во-первых, принято считать, что целью данного стандарта является замена FM-вещания, которое, в общем, и без того достаточно устойчиво к помехам (за исключением проблемы многолучевого приёма), и посему обыватель вполне удовлетворён его качеством, а стало быть – не торопится приобретать пока ещё дорогие цифровые радиоприёмники. Во-вторых, стандарт T-DAB требует выделения отдельных диапазонов частот. И, наконец, вещание в данном стандарте является местным. Иными словами, для организации общенациональной сети необходимо устанавливать по передатчику приблизительно на каждые 80-100 квадратных километров. Причем в каждом канале должно одновременно транслироваться 6 программ, что чревато нежелательной конкуренцией между коммерческими станциями. Подобная система подходит для городских условий, но не для малых населенных пунктов. Таким образом, для государств с большими территориями (Россия, Китай, Канада, США, Бразилия) формат DAB — слишком дорогой способ распространения программ.

Тут самое время разобраться с прочими диапазонами. В первую очередь – с «дальнобойными», но, в то же время, самыми проблемными – ДВ, СВ и КВ. Аналоговые программы в этих диапазонах слушать всё сложнее из-за атмосферных и бытовых помех. Но и стандарт T-DAB здесь внедрять нельзя: полоса частот в полтора мегагерца, необходимая для трансляции сигнала данного стандарта, полностью перекроет, к примеру, существующий СВ-диапазон! Кроме того, ситуация осложняется тем пунктом, который как раз и является преимуществом всех диапазонов, расположенных ниже 30 МГц. А именно – дальностью прохождения радиоволн, их «глобальностью». Поскольку невозможно провести одномоментный переход от аналога к цифре по всему миру, организовывать цифровое радиовещание в данных диапазонах следует таким образом, чтобы новые вещательные каналы вписывались в существующий частотный план. А данный план диктует весьма чёткие рамки: в Европе, к примеру, шаг между каналами СВ-диапазона равен 9 кГц, в Северной Америке – 10 кГц. Кроме того, дальность прохождения радиоволн в этих диапазонах, а также радиус, не являются постоянными величинами, а зависит от множества факторов, которые также следовало учитывать при разработке системы цифрового радиовещания для этих частот – а именно, солнечная активность, время года и суток. Таким образом, немудрено, что системы цифрового радиовещания для использования на уже существующих, низкочастотных диапазонах, появились гораздо позже, чем «высокочастотный» T-DAB.
Активные разработки в данной сфере начались лишь в середине 90-х годов, после того, как руководители крупнейших КВ-, СВ- и ДВ-станций пришли к окончательному выводу: из технологий аналогового вещания, применяемых в низкочастотных диапазонах, выжато уже всё, что только можно было выжать, и если пустить ситуацию на самотёк, через полтора десятка лет данные волны вообще отомрут.
Для разработки решений и проектов оцифровки эфира в указанных диапазонах было решено создать всемирную общественную организацию, которая получила нехитрое название – «Digital Radio Mondiale» (Всемирное цифровое радио), или же сокращённо — DRM. Перед консорциумом была поставлена задача – разработать простой и надёжный стандарт для вещания в цифре в диапазонах от 30 кГц до 30 МГц. Стандарт должен был быть открытым и доступным для изучения всеми желающими его усовершенствовать (этакий «эфирный Линукс»), а также гарантировать качество звучания на уровне того, которое доступно слушателям FM-станций.
Первое официальное собрание консорциума состоялось 4 апреля 1997 года, а уже в августе 1999 года британская компания «Merlin Communications» провела на средних волнах первые тестовые трансляции в новом стандарте, получившем своё название от имени консорциума — DRM. Через два месяца та же компания испытала новый стандарт в диапазоне коротких волн на местном уровне, а через год уже проводились исследования прохождения сигнала в планетарном масштабе.
Результаты тестов оказались настолько хороши, что в том же году разработки членов консорциума были Международным Союзом по электросвязи (ITU) приняты в качестве официального стандарта цифрового радиовещания. А ещё через год тот же ITU уже официально рекомендовал новый стандарт для повсеместного внедрения на всех диапазонах ниже 30МГц в качестве надёжной замены устаревшего АМ-вещания. В сентябре 2001 года стандарт DRM решением European Telecommunications Standards Institute был включён в каталог европейских стандартов. И наконец 30 января 2003 года стандарт DRM получил официальное всемирное признание: International Electrotechnical Committee присвоило ему международный код IEC 62272-1 и официальное право называться мировым стандартом цифрового радиовещания. После чего 16 июня того же года руководители концерна на торжественной церемонии в штаб-квартире ITU в Женеве объявили о начале новой эры в радиовещании. После чего нажатием символической кнопки было запущено вещание.
Для вещания в стандарте DRM используется та же самая система модуляции несущей частоты, что и для вещания в формате T-DAB — COFDM. А вот для компрессии звукового сигнала используется уже более совершенный алгоритм MPEG4 AAA (специальная версия для низкоскоростных потоков). Точно так же, как и T-DAB, DRM позволяет передавать параллельно со звуковым вещанием текстовую информацию (информацию о содержании программы, метеосводки, новости и т.д.), информацию о названии станции и типе модуляции (для автоматической настройки), список альтернативных частот приёма, а также файлы. Что примечательно – в соответствии со стандартом, эти файлы могут быть совершенно любыми – от gif-анимашек до zip-архивов и html-страниц. Впрочем, для правильного отображения всей этой красоты DRM-приёмник иметь не просто дисплей, а хороший экран. Либо иметь возможность подключения к телевизору или компьютеру.
Формат DRM предполагает возможность использования различных режимов передачи сигнала, которые могут быть применены разными по назначению радиослужбами: от гражданских до технических. В условиях ионосферного распространения действует экономный режим с пониженной скоростью цифрового потока, правда, при этом и качество звука может немного пострадать. Для подстраховки качества и улучшения приема предусмотрен вариант трансляций одного и того же сигнала на разных частотах из разных передающих точек. Интеллектуальный приёмник сам настроится на лучшую частоту и по ходу изменения качества трансляции сможет самостоятельно перейти с одной частоты на другую, качество прохождения которой на данный момент лучше. Есть еще один вариант для бесперебойного приема — работа на общей волне. Для этого один и тот же сигнал передается одновременно на одной и той же частоте в один и тот же регион, но из разных передающих точек. Таким способом удается достичь уверенного приема даже в диапазоне коротких волн при ионосферном распространении.
Стандарт цифрового вещания DRM полностью совместим с существующими частотными планами в диапазонах СВ, ДВ и КВ. Иными словами, во-первых, не потребуется просчёта и лицензирования новых частот – можно использовать уже существующие, во-вторых, вещание не создаёт помех аналоговым станциям. Для вещания в стандарте DRM предусмотрено шесть вариантов ширины полосы: два основных (9 и 10 кГц соответственно), а также половинные (4,5 и 5 кГц) и удвоенные (18 и 20 кГц). В последнем случае две стандартные AM-частоты объединяются в один канал. При этом модуляция COFDM позволяет размещать в полосе 10кГц от 88 до 226 несущих. Скорость цифрового потока в полосе 10 кГц относительно мала – всего 25 кбит/с), но с помощью алгоритма MPEG4 AAA на такой скорости удалось добиться весьма пристойного звучания, которое не уступает звучанию FM-станций.

Ещё одно удобство стандарта состоит в том, что для вещания можно использовать те же мачты, те же антенны а порой даже те же передатчики, что применяются ныне для обычного АМ-вещания. Всё что требуется – лишь установка дополнительного модуля для передачи цифрового сигнала. Который, кстати, может передаваться в эфир параллельно с традиционным аналоговым сигналом того же передатчика на общей частоте. При этом обладатель DRM-приёмника будет принимать цифровой сигнал, а обладатель аналогового – обычное АМ-вещание, правда, с небольшим, едва слышным, фоном.
Но если всё так легко и просто, почему же до сих пор количество DRM-станций в мире относительно невелико и глобальная оцифровка АМ-эфира не началась? На сегодняшний день всё упирается в приёмники. Они бывают двух типов – обычные (стационарные и переносные), а также в виде специальных карт для установки в компьютер. Впрочем, и те, и другие имеют главный недостаток – высокую цену (в несколько сотен долларов США). Есть у данных приёмников и другой недостаток: высокая энергоёмкость, делающая пока практически невозможной выпуск маленьких, карманных, моделей, работающих от батарей или аккумуляторов: ресурса последних просто не хватает для поддержания работы устройства (которое, к тому же, сильно греется) в течение длительного периода. Кроме того, существует угроза вещанию в стандарте DRM в целом: его может сгубить разрабатываемая система передачи данных Интернет по электрическим сетям (PLC). Как оказалась, данная интернет-сеть способна создавать такие мощные помехи на отдельных участках коротковолновых диапазонов, которые «убивают» и, казалось бы, помехозащищённый цифровой сигнал DRM. Впрочем, на сегодняшний день до конца не ясна картина с радиусом распространения данной помехи, а также возможностями её устранения.
Тем не менее, разработчики и апологеты стандарта DRM видят его будущее в радужных тонах. Например, Китай, помимо перевода всего внутреннего СВ-вещания в новый стандарт, планирует в 2008 году вести прямые трансляции по освещению летних Олимпийских игр исключительно в формате DRM – в целях его популяризации. Более того, разработчики стандарта уже успели «замахнуться» на новые участки эфира и собираются поднять верхнюю границу стандарта с 30 до 120 МГц, охватив, таким образом, DRM-вещанием и диапазоны УКВ ЧМ. Тестирование DRM-вещания в данных диапазонах (разновидность стандарта получила название DRM+) уже начато.
Впрочем, здесь у DRM-вещания имеется серьёзный конкурент – Радио высокой чёткости, или же – HD Radio.
Первое в мире коммерческое радио в стандарте HD Radio вышло в эфир 5 января 2004 года в городе Сидер Рэпидс, штат Айова, США.
Американские разработчики цифрового радиовещания пошли по пути внедрения технологии IBOC (In-Band On-Channel) – метода, позволяющего передавать цифровые радиовещательные сигналы одновременно с традиционным АМ- либо ЧМ-сигналом.
Стандарт цифрового звукового вещания HD Radio был разработан специалистами из американской компании «iBiquity» специально для внедрения в диапазонах УКВ ЧМ и СВ с использованием существующего частотного ресурса и без выключения аналоговых передатчиков в переходный период. При этом аналоговый и цифровой сигнал являются разделёнными сигналами с различным уровнем мощности. А приёмник способен принимать и те, и другие сигналы в одном диапазоне: обнаружив трансляцию HD Radio, он сам переключается на этот стандарт, в то время, как обычный приёмник без проблем принимает на этой же частоте аналоговую программу с RDS-сигналом (если он есть). В таком – «гибридном» — режиме в настоящее время на одной УКВ-частоте можно транслировать одну аналоговую программу и параллельно – до 3-х цифровых. После полного перехода на «цифру» на одной частоте можно будет передавать до восьми стереофонических программ либо одну программу в стандарте 5.1 Surround.
Это достигается за счёт более плотного использования частотного ресурса – в режиме передачи сигнала HD Radio занимаются промежутки между частотами, которые при трансляции обычного аналогового сигнала не используются. Поэтому один из рекламных слоганов, продвигающих стандарт, призывает слушателей купить новый приёмник, чтобы узнать, что за чудеса скрываются между привычными радиоканалами.
Сухим же техническим языком это звучит так: «HD Radio для УКВ-диапазона – система радиовещания OFDM (Orthogonal Frequency Division Multiplex), создающая набор цифровых поднесущих симметрично с обеих сторон спектра обычного FM-сигнала. Комбинированный FM и HD Radio сигнал вемещаются в обычный спектр, определённый действующими стандартами и техническими условиями сетки УКВ-диапазона».
Сигнал HD Radio мало подвержен влиянию помех, перемодуляции. Для его трансляции требуется передатчик, гораздо меньшей мощности, чем для передачи аналогового сигнала. При этом зона покрытия практически не изменяется. Для трансляции гибридного (FM+HD) сигнала можно использовать как единый передатчик, так и два различных, установленных на одном передающем центре.
Точно так же, как DRM и T-DAB система HD Radio позволяет транслировать дополнительные цифровые данные параллельно со звуковым вещанием – информацию о том, что звучит в эфире, новости, метеосводки, рекламные графические баннеры. Предусмотрена также возможность использования систем условного доступа к контенту (то есть, трансляции платных каналов, возможности покупки звуковых файлов и т.д.), а также интеграция с системой оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Технология HD Radio от компании “iBiquity” была предварительно одобрена ITU в ноябре 2001 года – данные рекомендации ратифицировали 189 участников съезда. В том же году был утверждён также стандарт AM HD Radio для использования в диапазоне частот ниже 30 МГц. Впрочем, по поводу использования данного стандарта в полосе средних волн пока ещё не всё ясно: некоторые источники утверждают, что он не приспособлен для ионосферного распространения сигнала в данном диапазоне. Следовательно, в тёмное время суток трансляция на средних волнах может идти только в аналоговом режиме либо ее придется и вовсе отключить. Относительно же вещания HD Radio в УКВ-диапазоне отдельные скептики кивают на то, что данный стандарт «съедает» защитные промежутки между каналами, а стало быть, нет гарантии того, что удастся избежать взаимных помех.
Тем не менее, процесс внедрения стандарта HD Radio идёт, пожалуй, даже более быстрыми темпами, чем процесс внедрения прочих цифровых стандартов: согласно статистике, ежедневно в мире появляется одна новая HD-станция! Для перевода станции в режим «гибридного» вещания (FM+HD) требуется покупка оборудования на сумму от 50 до 30 тысяч долларов.
Вполне доступны населению и приёмники: самые простые модели продаются по цене около 30 долларов. Более того – приёмниками HD Radio снабжаются автомобили многих известных производителей – Audi, BMW, Opel, Wolkswagen, Volvo, Jaguar, Landrover.
В настоящее время стандарт HD Radio утверждён для использования в общенациональном масштабе на территории США; в Бразилии и на Филиппинах стандарт утверждён для использования на региональном уровне. В Канаде, Чили, Аргентине, Мексике, Франции, Швейцарии, Польше, Чехии, Боснии, Новой Зеландии и Нигерии идут тестовые испытания данного стандарта. И ещё огромное количество стран проявляет активный интерес к данному стандарту.
В октябре 2007 года группа европейских вещателей создала Европейский альянс для продвижения технологии HD Radio на континенте. Примечательно, что вице-президентом альянса был избран представитель Украины – генеральный директор компании «I Украинская радио группа» Андрей Карпий. Впрочем, это не удивительно: 1 ноября 2006 года на киевской частоте Всеукраинской радиосети «Мелодия» (101.1 МГц), которая входит в состав упомянутой выше радиогруппы, в тестовом режиме заработал первый в Украине цифровой радиопередатчик стандарта HD Radio. Передатчик транслирует программу ВРС «Мелодия» в цифровом стандарте, а параллельно с ней – ещё два потока: «Стильное радио» и «MFM Station», также являющиеся частью «I Украинской радио группы». При этом обладатели аналоговых приёмников по-прежнему имеют возможность слушать программы «Мелодии» в обычном режиме.
Что же касается других стандартов цифрового радиовещания, то они в Украине на сегодняшний день не представлены вообще. Внедрение стандарта T-DAB в нашей стране отложено до момента перевода телевещания диапазона III на цифру и, как следствие, освобождение частотного ресурса в полосе 174-230 МГц. То есть, в течение ближайших 5-ти лет в этой сфере, видимо, ничего делаться не будет. Внедрять DRM государство планирует уже в ближайшее время: 28 ноября 2007 года Нацсовет Украины по вопросам ТВ и Радиовещания объявил конкурс на право использования 29-ти частотных присвоений в диапазонах СВ и ДВ, изъятых из лицензии Национальной радиокомпании по причине длительного неиспользования. Теперь же данные частоты планируется использовать для разворачивания нескольких сетей DRM-вещания: в обязательных условиях именно так и указано. Впрочем, пока нет гарантии в том, что в Украине найдутся желающие поучаствовать в данном конкурсе: объявленный ранее в том же 2007 году конкурс на право вещания в стандарте DRM на киевской частоте 873 кГц (с возможностью трансляции 2-х программ одновременно) завершился безрезультатно: претендентов просто не было.
Справедливости ради, следует отметить, что в киевском эфире присутствует ещё несколько цифровых станций – они «упакованы» в телевизионные мультиплексы стандарта DVB-T. Но в данном случае такие трансляции выполняют скорее роль «нагрузки» к телевещанию. Также в Украине широко представлено интернет-радиовещание, которое, в общем, также является цифровым. Но это уже не сколько радио, сколько услуга всемирной паутины, которую следует рассматривать в отдельном контексте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилось нас читать?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая публикацияУчитывая платежеспособность населения, мы сделали так, что бы услуга Виасат была не роскошью, а необходимостью
Следующая публикацияРичард Капрони: «Услуга «Viasat» — прекрасное соотношение цены и качества»
Борис Скуратовский
Журналист, медиа-эксперт и «летописец» истории украинского радио. Образование: филолог (должен был обучать детишек английскому языку, а также украинскому языку и литературе, но в итоге просвещаю взрослых дядь и тёть, информируя их о новостях из мира радио, телевидения и сопутствующих технологий). За развитием телевидения и радио в Украине слежу с 1990 года – вначале как пассивный наблюдатель, а с февраля 1997, когда на страницах киномузыкального еженедельника «П’ятниця» впервые вышла моя рубрика «Новости радио», - как журналист. Впоследствии в разное время сотрудничал с такими изданиями, как газета «Хрещатик», а также журналы «Телерадіокур’єр», «Телемир», «Медиа-Эксперт» и рядом других. С 1998 по 2001 год работал на «Радио РОКС – Украина», где впервые получил возможность изучить радио «изнутри». Затем какое-то время работал редактором-наполнителем сайта радиостанции «ХИТ FM», а потом сотрудничал ещё с несколькими радиостанциями в качестве копирайтера. С 1999 года веду собственный интернет-портал ProRadio.Org.Ua, всецело посвящённый теме радиовещания в Украине. Люблю классический хард-рок, ценю оригинальность и нестандартность. Интересуюсь историей, лингвистикой, психологией.